Рыночная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи этой работы состоят в том, чтобы рассмотреть сущность и принципы рыночной экономики.
Достижение данной цели возможно путём решения следующих задач:
разобраться в особенностях и сущности сложной рыночной экономической системы;
выяснить в чем выражается свободный выбор видов и форм деятельности в рыночной экономике;
выяснить в чем сущность и необходимость государственного регулирования, и методы воздействия государственных рычагов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…2
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ.
Классические концепции рыночной экономики………………………………………………………………………….4
Сущность, функции и принципы рыночной системы……………………….….4
Плюсы и минусы рыночной экономики………………………………………..10
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Необходимость государственного регулирования рыночной системы…………………………………………………………….....14
Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики……………………………………..…...17
CПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Сущность смешанной экономики…………..…………………………………..23
Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан………………………………………………………..….25
Заключение…………………………………………………………………...…..29
Список литературы………………………………………………………...…….31

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 72.26 Кб (Скачать файл)

          К хозяйствующим субъектам, или, как их чаще называют в экономической науке, экономическим агентам, принято относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ), правления акционерных обществ, правительственные органы и учреждения.

         Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности. Такого рода решения принимают и осуществляют потребители. Они либо покупают товары, либо отказываются от покупки. Самостоятельные решения принимают предприятия-производители товаров и услуг. Они планируют, что производить, в каких размерах, по каким ценам и на каких условиях продавать.

          Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, тем, какими именно факторами производства он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, и их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограничены.

           Вместе с тем различное отношение к факторам производства не только разделяет, но и известным образом связывает людей, создает взаимную заинтересованность в соединении разнородных факторов, совместном участии в организации, постоянном возобновлении различных сфер и видов хозяйственной деятельности.

          В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, принято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко – некоммерческие организации.

       К объектам рынка относятся товары и деньги.                   

       Что же такое товар? Товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Например, рыба, плавающая  в реке, превратится в товар  лишь после того, как ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты.

       И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен), не только изготовлен для других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).

        Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен-это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.

       Деньги же известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений.

      Вся история развития экономики есть одновременно история развития товарного производства и товарного отношения, где связи производителей между собой осуществлялись через обмен одних товаров на другие. На ранних этапах обмен носил случайный характер и осуществлялся без помощи денег. Такой обмен (сейчас его называют ''бартер'') сопряжен с немалыми трудностями. Стихийный процесс обмена заставил общество сделать кординальный шаг в эволюции обменных операций. В результате очень длительного и сложного развития обмена на роль всеобщего эквивалента выделился один товар. Такая роль с развитием обмена и созданием мирового рынка закрепилась за благородными металлами - золотом и серебром - в силу их естественных свойств, таких, как качественная однородность, количественная делимость, сохраняемость и портативность. С этого времени весь товарный мир разделился на две части: на ''товарную чернь'' и особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента, - деньги.

        Таким образом, деньги - историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.

         Таким образом, сущность денег заключается в том, что это - специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени.

         Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег.

          Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях:

Первая и одна из главных  функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен  представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых  для человека в мире экономики. Все  эти сведения и информация воплощены  в ценах. Оперативная, обширная и  в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет  определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Именно цены выступают или вознаграждением  за усилия в предпринимательстве, или  беспощадным наказанием за неудачный  выбор, неосознанный просчёт в экономических  решениях.

       Стимулирование предпринимательства, экономия применяемых ресурсов, объём производства и ассортиментная структура выпускаемой продукции, стандарты качества товаров и услуг – всё это определяют рыночные цены. Механизм формирования цен – процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск.

       Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги. Даже различные виды человеческого труда имеют свою цену, именуемую заработной платой. Рынок труда и ставки заработной платы отчётливо демонстрирует альтернативу, выбор сферы деятельности: индивидуальное предпринимательство или кооперацию трудовых усилий, наём на работу в государственном или негосударственном секторе экономики. Любой уровень квалификации и вид работ имеет рыночную оценку, отражается в уровне оплаты труда, дифференцирует виды доходов. «Монархом» здесь выступают деньги. Независимо от того, нравиться это кому-либо или вызывает чувство протеста, деньги – наиболее сильная и безальтернативная мотивация человеческого выбора в мире экономики.

        Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего её отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это всё же это не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направление поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства. Но успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю, который сумеет обнаружить в системе рынков едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью. В конкуренции проигрывает тот, кто не может «вписаться» в виражи экономического прогресса.

      Также к важнейшим функциям относятся:

Функция саморегулирования  товарного производства. Она проявляется  в том, что при росте спроса на товар производители расширяют  масштабы своего производства и повышают цены. Спрос падает и в результате производство начинает сокращаться.

Стимулирующая функция. При  понижении цен производители  сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации  труда.

Функция установления общественной значимости произведенного продукта и  затрат труда. Однако эта функция  может действовать в условиях бездефицитного производства (когда  покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними).

Регулирующая функция. С  помощью рынка устанавливаются  основные микро- и макропропорции в  экономике, в производстве и обмене.

Функция демократизации хозяйственной  жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия  происходит освобождение общественного  производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого  осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

 

    1. Плюсы и минусы рыночной экономики

  •  Плюсы рыночной экономики

  • Достоинства рыночной системы  находят подтверждение в нашем  анализе ее  функционирования. Два  из них заслуживают особого внимания: эффективность  распределения ресурсов и свобода.

      Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том,  что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису,  конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество  больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует  разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.  Короче говоря, поборники рыночной системы доказывают, что "невидимая рука",  таким образом, управляет личной выгодой, что она обеспечивает общество  производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся  ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую  эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет  большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным.

         Важным неэкономическим  аргументом в пользу рыночной  системы служит то  обстоятельство, что она делает ставку на  роль личной свободы. Одна из  фундаментальных проблем организации  общества заключается в том,  как координировать  экономическую  деятельность множества индивидов  и предприятий. Известно, что   существует два способа осуществления  такой координации: один - это   централизованное и использование  мер принуждения; другой - это  добровольное  сотрудничество через  посредничество рыночной системы. 

    Лишь рыночная система  способна координировать экономическую  деятельность без принуждения. Рыночная системы представляет свободу предпринимательства  и выбора;  естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным  директивам их одной отрасли в  другую, чтобы  обеспечить выполнение производственных заданий, установленных  каким-либо  всемогущим правительственным  ведомством. Напротив, при рыночной системе они  свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с  учетом, конечно,  вознаграждений и  наказаний, которые они получают от самой рыночной системы. Подведем итог: конкурентная рыночная система, как утверждают ее сторонники,  способствует эффективности распределения ресурсов и личной свободе.

          Минусы рыночной экономики

    Аргументация против рыночной системы несколько более сложна. Критики   рыночной экономики  обосновывают свою позицию следующими доводами.  Угасание конкуренции. Критики  утверждают, что капиталистическая  идеология  допускает и даже стимулирует  угасание своего главного контрольного механизма -  конкуренции. Они полагают, что существует два основных источника  ослабления  конкуренции как контрольного механизма.

         Во-первых, хотя  с общественной точки зрения  конкуренция желательна, она больше  всего досаждает индивидуальному  производителю своей безжалостной  действительностью. Свободной, индивидуалистической  среде в капиталистической  системе  якобы присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении  улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от  ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, беспощадная  конкуренция - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее  регулирующего воздействия. Свыше 200 лет тому назад Адам Смит сформулировал этот  тезис следующим образом: "Представители одной и той же отрасли редко  встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними  завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены".

    Информация о работе Рыночная система