Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа
Цели и задачи этой работы состоят в том, чтобы рассмотреть сущность и принципы рыночной экономики.
Достижение данной цели возможно путём решения следующих задач:
разобраться в особенностях и сущности сложной рыночной экономической системы;
выяснить в чем выражается свободный выбор видов и форм деятельности в рыночной экономике;
выяснить в чем сущность и необходимость государственного регулирования, и методы воздействия государственных рычагов.
Введение………………………………………………………………………...…2
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ.
Классические концепции рыночной экономики………………………………………………………………………….4
Сущность, функции и принципы рыночной системы……………………….….4
Плюсы и минусы рыночной экономики………………………………………..10
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Необходимость государственного регулирования рыночной системы…………………………………………………………….....14
Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики……………………………………..…...17
CПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Сущность смешанной экономики…………..…………………………………..23
Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан………………………………………………………..….25
Заключение…………………………………………………………………...…..29
Список литературы………………………………………………………...…….31
Во-вторых, некоторые
экономисты утверждают, что сам
технический прогресс, который
рыночная система поощряет, способствовал
упадку конкуренции. Новейшая
технология, как правило, требует:
использования очень больших
количеств реального капитала;
крупных рынков; комплексного, централизованного
и строго интегрированного рынка;
богатых и надежных источников
сырья. Такого рода технология
означает необходимость в
Нарушение рыночного
механизма и внешние факторы.
Критики ссылаются на два
Нарушение рыночного
механизма и общественные
представляет собой
ГЛАВА II ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Необходимость государственного регулирования рыночной системы.
Необходимость государственного
регулирования рынка. Рынок представляет
собой хорошо отлаженный, несмотря
на свой спонтанный характер, механизм,
способный решать основные экономические
задачи, стоящие перед обществом.
Однако так бывает не всегда. Поэтому
необходимо государственное регулирование
рынка. Используются следующие механизмы
государственного регулирования: производство
общественных благ, минимизация отрицательных
и поощрение положительных
Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий
Существует два способа минимизации отрицательных экстерналий. Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административнокомандных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий и т. д. Другой способ — косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющиеся основными виновниками отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять своё поведение. Кроме отрицательных экстерналий существуют и положительные экстерналии, когда выгоды получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами», как правило, понимается государство. Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналии. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий.
Пресечение асимметричной информации
Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Принимаются серьёзные санкции против продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирм и т. д. Государство предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сфере инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо, которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.
Защита конкуренции
Монополизация экономики имеет ряд негативных последствий: возникает дефицит благ, завышение цен, средние издержки не достигают минимума, появляется «мертвый убыток». С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба с монополизацией, защита конкуренции — задача государства. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент недобросовестного соперничества.
Сглаживание макроэкономических колебаний
Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика также является прерогативой государства.
Политика поддержания доходов
Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя считать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето — эффективностью. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведёт к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.
Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма
Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, то есть создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия. На государство возлагается серьёзная задача — защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Для этого государство должно обеспечить право частной собственности. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего спецификацию прав собственности. Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Таким образом, государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит фиаско.
В современном обществе есть немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства.
Рынок, например, не в состоянии справиться с проблемой внешних эффектов.
Внешние эффекты (или экстерналии) представляют собой издержки или выгоды от рыночных сделок, не отражаемые в ценах. Они касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц.
К отрицательным внешним эффектам глобального масштаба можно отнести загрязнение окружающей среды. Примерами положительных внешних эффектов могут служить развитие образования, улучшение здоровья населения, строительство дорог и т. д.
Можно сформулировать следующие выполняемые государством экономические функции:
1) создание и регулирование правовой базы функционирования экономики;
2) поддержка и защита конкуренции;
3) воздействие на размещение ресурсов;
4) перераспределение доходов с целью оказания помощи социально незащищённым слоям населения;
5) внешнеэкономическая функция.
Причины государственного регулирования рыночной экономики
Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики.
1) Наличие в каждой стране общественных и смешанных благ, которые не всегда можно довести до населения через рынок в полном объеме, особенно те, что характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такие блага должны обеспечиваться государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой государственного образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и т.д.
2) Усиление общественного характера производства товарных благ. В результате экономика становится очень ранимой перед лицом циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов. Возникает необходимость централизованного общественного регулирования экономики. Причем государство является единственным носителем сознательного начала на макроэкономическом уровне. Другие субъекты – население, фирмы, банки – являются таковыми лишь на микроуровне. Их поведение как субъектов макроэкономики нередко расходятся с общественными интересами.
Например, мы знаем, что население во время кризиса стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом ведут себя фирмы, сводя на нет инвестиционные расходы во время кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в фазу кризиса. Можно видеть, что все эти субъекты ведут себя рационально с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально на макроуровне, является государство.
3) Возникновение отрицательных внешних эффектов рынка, именуемых экс-терналиями. Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений.
Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней среде – социальной и природной, через которые и проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии.
К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе.
4) Важным фактором государственного регулирования экономики является научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений НТП требует огромных капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро. НТП требует все более квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших масштабах опять же может лишь государство, развивая систему общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство.
5) Государству необходимо вмешиваться в экономику и в связи с тенденцией к монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка. Рынок становится все более несовершенным и государство через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.
6) Наконец, государственное регулирование развивается и под воздействием ожесточенной международной конкуренции. Даже крупным компаниям не всегда просто выжить в условиях этой конкуренции без поддержки государства.
2.2. Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики
Методы и формы
Для понимания того, какими методами и формами государство регулирует процесс перехода к рыночной экономике, необходимо уяснить, какие формы и методы регулирования действуют в уже сложившейся, нормальной рыночной экономике. К этим методам и формам нужно прийти в течение определенного времени, через целенаправленные воздействия с помощью государственного регулирования.