Рыночная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи этой работы состоят в том, чтобы рассмотреть сущность и принципы рыночной экономики.
Достижение данной цели возможно путём решения следующих задач:
разобраться в особенностях и сущности сложной рыночной экономической системы;
выяснить в чем выражается свободный выбор видов и форм деятельности в рыночной экономике;
выяснить в чем сущность и необходимость государственного регулирования, и методы воздействия государственных рычагов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…2
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ.
Классические концепции рыночной экономики………………………………………………………………………….4
Сущность, функции и принципы рыночной системы……………………….….4
Плюсы и минусы рыночной экономики………………………………………..10
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Необходимость государственного регулирования рыночной системы…………………………………………………………….....14
Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики……………………………………..…...17
CПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Сущность смешанной экономики…………..…………………………………..23
Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан………………………………………………………..….25
Заключение…………………………………………………………………...…..29
Список литературы………………………………………………………...…….31

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 72.26 Кб (Скачать файл)

В западном мире – мире корпораций – в течение всего ХХ столетия создавалось современное индустриальное общество. В нем сочетаются громадная  концентрация денежного капитала, передовая  техника и технология, сложнейшая организационная структура. С другой стороны, здесь функционируют тысячи мелких предпринимателей, заполняющих те ниши в экономике, которые не представляют особого интереса из-за недостаточной эффективности для гигантов индустрии. Весь этот конгломерат работает сам на себя, дополняя, используя или подавляя и преследуя определенные интересы своих собственников. В результате, экономический мир замкнулся на смешении товарных и коллективных форм общественного производства. Экономическому миру предстал не только частный собственник, не только отдельный частный предприниматель, но и ассоциированный или коллективный собственник, собственность государства и их различные сочетания. Глубинная причина появления в экономической жизни различных форм собственности, связана с наличием общественного и мануфактурного разделения труда. В результате, общественное производство, базирующееся на машинах, соединяет в себе две противоположные тенденции – обособление и взаимозависимость предприятий и отраслей производства. Наличие коллективных отношений в рамках товарного производства или товарных отношений в коллективном производстве показывает различное переходное состояние общественного производства от одной формы к другой. Это переходное состояние общественного производства фиксируется на новом уровне развития товарных отношений – смешанной экономике. Товарное производство, в котором формируется коллективное производство и где закономерности первого преображаются и трансформируются во второе, называется смешанной экономикой.

 

2.2 Формирование  смешанной экономики в Республике  Казахстан

     

     Системные экономические преобразования в Казахстане за годы независимости можно объединить в несколько этапов.

     Первый этап охватывает период с 1992г. по ноябрь 1993г., - начало коренной трансформации экономических отношений в условиях отсутствия собственной валюты. Экономика республики в этот период во многом зависела от решений, принимаемых в России, Правительство Казахстана практически не имело рычагов влияния на макроэкономическую политику. Высоких темпов достигла инфляция. Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года составлял в конце 1992г. 3060%, 1993г. - 2265%.

      Второй этап рыночных преобразований в стране начался с введения в ноябре 1993г. национальной валюты и формирования собственной макроэкономической политики. Он характеризовался созданием нормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в области налогообложения, бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономической деятельности, в том числе привлечения иностранного капитала и таможенного дела, развития рынков и рыночной инфраструктуры. В результате проведения достаточно жесткой антиинфляционной политики удалось добиться первых существенных результатов по финансовой стабилизации, довести индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года) до 1258% в 1994г., 160,3% - в 1995г. и 128,7% - в 1996г., относительно укрепить валютный курс тенге, уменьшить дефицит бюджета, стабилизировать и несколько оживить производство в ряде экспортно-ориентированных отраслей промышленности.

       Главным результатом второго этапа реформ стала принципиально новая экономическая ситуация, в результате которой процесс трансформации административно-командной экономики в рыночную принял необратимый характер на основе ключевых системных преобразований. К их числу можно отнести следующие.

       Было осуществлено сокращение форм государственной регламентации хозяйственной жизни наряду со все более расширившимся использованием рыночных регуляторов социально-экономических процессов, либерализацией внешнеэкономической деятельности, открытием страны для иностранного капитала, обеспечением относительно стабильного валютного режима, развитием биржевой торговли. Началась практическая реализация принципов свободного ценообразования с использованием механизма государственного регулирования по весьма ограниченному кругу продукции, работ и услуг.

        Изменилась общая экономическая среда, начали создаваться условия для развития рыночно ориентированных хозяйственных структур, становления и расширения основ многоукладной экономики, формирования эффективных и ответственных собственников, путем проведения широкомасштабной приватизации. Также происходило развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, в республике формировалась среда здоровой рыночной конкуренции.

        За короткий срок в экономике республики сформировалась основа рыночной инфраструктуры, включающая сеть банков, инвестиционных и страховых компаний, бирж, аудиторских фирм и других объектов, призванных обслуживать хозяйствующие субъекты, помогать им в сбыте произведенной продукции, повышении надежности функционирования и уменьшении коммерческих рисков. Расширялось и совершенствовалось законодательство, регулирующее отношения на рынках труда, капитала и товаров. Развитие торговли, финансово-кредитных и других институтов рыночной экономики обусловило соответствующие сдвиги в структуре производства валового внутреннего продукта (ВВП) страны, где последовательно рос удельный вес стоимости услуг.

         Трансформация экономической системы позволила в достаточно короткий срок сбалансировать спрос и предложение и достигнуть определенного равновесия на потребительском рынке. На рынке товаров потребительского назначения обеспечено необходимое насыщение.

         Успехом завершились предпринятые государством меры по достижению финансовой стабилизации, что нашло отражение в снижении темпов инфляции и процентных ставок финансового рынка (в течение 1995г. ставка рефинансирования Национального банка снизилась в 3 раза, составив к концу года 52,5%), динамично увеличивались золотовалютные резервы государства, продемонстрировал относительную устойчивость курс национальной валюты. Положительные тенденции развития экономики нашли отражение в показателях сальдо внешнеторгового оборота и дефицита государственного бюджета, финансирование которого стало осуществляться не инфляционными методами. Наметились тенденции стабилизации производства в ряде отраслей промышленности.

     Второй этап реформирования экономики, ввиду осуществленных коренных институциональных преобразований, заложил основу для стабилизации и формирования положительных тенденций в развитии социально-экономических процессов национальной экономики.

     Третий этап экономических преобразований (1998-2003гг.) характеризуется относительной стабильностью положительной динамики основных макроэкономических показателей (увеличение ВВП, объемов промышленного производства, инвестиций). В то же время мировой и российский финансовый кризис 1998-1999гг. оказал негативное влияние на поступательное развитие экономики Казахстана. Вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на экспортируемые республикой товары, а также сокращения внешнего спроса на казахстанскую продукцию в 1999г. было отмечено снижение ВВП страны, а в 2002г. национальная валюта подверглась существенной девальвации. Со всей очевидностью проявилась зависимость экономики республики от колебаний цен на мировых товарно-сырьевых рынках и экономической ситуации в других государствах. Актуализировались проблемы развития обрабатывающей промышленности, поддержки отечественных товаропроизводителей и малого бизнеса, углубления структурных реформ экономики, направленных на преодоление сырьевой ориентации хозяйственного комплекса.

       Решение данных проблем нашло свое выражение в существенном углублении институциональных преобразований на третьем этапе реформ. Значительно расширилась нормативно-правовая база экономических процессов, был принят ряд программных документов, способствующих развитию наиболее значимых сфер экономики, предприняты меры по приближению хозяйственной среды к стандартам развитого рынка. В Республике Казахстан, одной из первых среди республик бывшего СССР, стали осуществляться структурные преобразования отдельных, наиболее значимых, прежде всего в социальном плане, сфер экономики:

      - создание принципиально новой пенсионной системы, ориентированной на персонализацию пенсионных средств граждан в системе накопительных фондов, выполняющих, кроме того, функцию мощных национальных инвестиционных институтов;

      - переход на рыночные механизмы в сфере жилищно-коммунального хозяйства с полной оплатой потребителями стоимости услуг, наряду с совершенствованием системы государственной поддержки малообеспеченных граждан;

      - внедрение рыночных механизмов в здравоохранении и образовании, стимулирование развития частного сектора в этих сферах;

      -совершенствование процессов приватизации и управления государственной собственностью;

       - принятие комплекса мер по поддержке отечественных товаропроизводителей и развитию импортозамещения, что позволило начать восстановление предприятий обрабатывающей промышленности;

      - углубление реформ в финансовой сфере, направленное на дальнейшее укрепление отечественного банковского сектора и вовлечение в инвестиционные процессы средств населения (создание фонда гарантирования вкладов в банках второго уровня, реформы на страховом рынке);

       - решение о формировании Национального фонда Республики Казахстан, позволяющего снизить зависимость страны от неблагоприятных изменений ценовой конъюнктуры мировых рынков;

       - создание Банка развития с целью расширения практики долгосрочного кредитования инвестиционных проектов;

      - принятие нового Налогового кодекса, который формирует налоговую систему, направленную на стимулирование отечественных производителей и оживление экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Казахстанский рынок должен опираться с одной стороны, на смешанную экономику с ее сильной  государственной распределительной  политикой, обеспечивающей достаточную  поддержку социально уязвимых слоев  населения, а с другой стороны  – на принципы социального рыночного  хозяйства, с их отчетливо выраженной антитоталитарной направленностью. Достичь  таких целей возможно лишь в том  случае, если удачно скомбинировать черты  подходящих нам экономических моделей.    Разработанная модель рынка должна сочетать условия для развития конкурентной экономики и элементы довольно жесткого экономического регулирования рынка, сильную государственную политику и безусловный приоритет экономической  эффективности, неприкосновенность и  всемерную поддержку частной  собственности и относительно длительное сосуществование основанных на ней  хозяйственных форм с мощным государственным  сектором. Одним словом, это должна быть такая модель, которая бы предусматривала  построение социально ориентированной  рыночной экономики на фундаменте постсоциалистической. Переход к социально ориентированной  рыночной экономике предполагает необходимость  широкомасштабного государственного регулирования экономики, то есть наличие  регулируемого рынка во всех сферах общественного производства. Такое  регулирование осуществляется как  экономическими, так и административными  методами.

Подвоя итоги приходим к следующим выводам:

  • Рыночная экономическая система является господствующей формой экономической жизни современного общества.
  • Одним из ключевых моментов рыночной экономики являются свободные цены, которые формируются только рыночным механизмом спроса и предложения.
  • Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого.
  • В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом или денежными активами.
  • Определяющим принципом рыночной экономики является равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.
  • Из-за несовершенства рынка возникает необходимость во вмешательстве государства в экономическую жизнь общества.

Таким образом, рынок является особым экономическим механизмом, который  через конкуренцию способствует рациональному распределению ресурсов, влияет на объем и структуру производства, заставляет потребителя выбирать рациональную систему потребления и, в конечном итоге, оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. – Ростов н/Д: Феникс, 2002 – 448 с.
  2. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2001 – 480 с.
  3. Гусейнов Р. История экономики России. – М.: ИВЦ Маркетинг ЮКЭА, 1999 – 352 с.
  4. Ковнир В.Н. История экономики России. – М.: Логос, 2005 – 472 с.
  5. Куликов Л.М. Основы экономической теории. – М.: Финансы и статистика, 2009 – 400 с.
  6. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002 – 544 с.
  7. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). – М.: магистр Инфра-М, 2010 – 256 с.
  8. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. – М.: Экономика, 2000 – 382 с.
  9. Курс экономики/ Под ред. профессора Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 672 с.

Информация о работе Рыночная система