Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа
Цели и задачи этой работы состоят в том, чтобы рассмотреть сущность и принципы рыночной экономики.
Достижение данной цели возможно путём решения следующих задач:
разобраться в особенностях и сущности сложной рыночной экономической системы;
выяснить в чем выражается свободный выбор видов и форм деятельности в рыночной экономике;
выяснить в чем сущность и необходимость государственного регулирования, и методы воздействия государственных рычагов.
Введение………………………………………………………………………...…2
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ.
Классические концепции рыночной экономики………………………………………………………………………….4
Сущность, функции и принципы рыночной системы……………………….….4
Плюсы и минусы рыночной экономики………………………………………..10
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Необходимость государственного регулирования рыночной системы…………………………………………………………….....14
Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики……………………………………..…...17
CПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Сущность смешанной экономики…………..…………………………………..23
Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан………………………………………………………..….25
Заключение…………………………………………………………………...…..29
Список литературы………………………………………………………...…….31
В западном мире – мире корпораций
– в течение всего ХХ столетия
создавалось современное
2.2 Формирование
смешанной экономики в
Системные экономические преобразования в Казахстане за годы независимости можно объединить в несколько этапов.
Первый этап охватывает период с 1992г. по ноябрь 1993г., - начало коренной трансформации экономических отношений в условиях отсутствия собственной валюты. Экономика республики в этот период во многом зависела от решений, принимаемых в России, Правительство Казахстана практически не имело рычагов влияния на макроэкономическую политику. Высоких темпов достигла инфляция. Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года составлял в конце 1992г. 3060%, 1993г. - 2265%.
Второй этап рыночных преобразований в стране начался с введения в ноябре 1993г. национальной валюты и формирования собственной макроэкономической политики. Он характеризовался созданием нормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в области налогообложения, бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономической деятельности, в том числе привлечения иностранного капитала и таможенного дела, развития рынков и рыночной инфраструктуры. В результате проведения достаточно жесткой антиинфляционной политики удалось добиться первых существенных результатов по финансовой стабилизации, довести индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года) до 1258% в 1994г., 160,3% - в 1995г. и 128,7% - в 1996г., относительно укрепить валютный курс тенге, уменьшить дефицит бюджета, стабилизировать и несколько оживить производство в ряде экспортно-ориентированных отраслей промышленности.
Главным результатом второго этапа реформ стала принципиально новая экономическая ситуация, в результате которой процесс трансформации административно-командной экономики в рыночную принял необратимый характер на основе ключевых системных преобразований. К их числу можно отнести следующие.
Было осуществлено сокращение форм государственной регламентации хозяйственной жизни наряду со все более расширившимся использованием рыночных регуляторов социально-экономических процессов, либерализацией внешнеэкономической деятельности, открытием страны для иностранного капитала, обеспечением относительно стабильного валютного режима, развитием биржевой торговли. Началась практическая реализация принципов свободного ценообразования с использованием механизма государственного регулирования по весьма ограниченному кругу продукции, работ и услуг.
Изменилась общая экономическая среда, начали создаваться условия для развития рыночно ориентированных хозяйственных структур, становления и расширения основ многоукладной экономики, формирования эффективных и ответственных собственников, путем проведения широкомасштабной приватизации. Также происходило развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, в республике формировалась среда здоровой рыночной конкуренции.
За короткий срок в экономике республики сформировалась основа рыночной инфраструктуры, включающая сеть банков, инвестиционных и страховых компаний, бирж, аудиторских фирм и других объектов, призванных обслуживать хозяйствующие субъекты, помогать им в сбыте произведенной продукции, повышении надежности функционирования и уменьшении коммерческих рисков. Расширялось и совершенствовалось законодательство, регулирующее отношения на рынках труда, капитала и товаров. Развитие торговли, финансово-кредитных и других институтов рыночной экономики обусловило соответствующие сдвиги в структуре производства валового внутреннего продукта (ВВП) страны, где последовательно рос удельный вес стоимости услуг.
Трансформация экономической системы позволила в достаточно короткий срок сбалансировать спрос и предложение и достигнуть определенного равновесия на потребительском рынке. На рынке товаров потребительского назначения обеспечено необходимое насыщение.
Успехом завершились предпринятые государством меры по достижению финансовой стабилизации, что нашло отражение в снижении темпов инфляции и процентных ставок финансового рынка (в течение 1995г. ставка рефинансирования Национального банка снизилась в 3 раза, составив к концу года 52,5%), динамично увеличивались золотовалютные резервы государства, продемонстрировал относительную устойчивость курс национальной валюты. Положительные тенденции развития экономики нашли отражение в показателях сальдо внешнеторгового оборота и дефицита государственного бюджета, финансирование которого стало осуществляться не инфляционными методами. Наметились тенденции стабилизации производства в ряде отраслей промышленности.
Второй этап реформирования экономики, ввиду осуществленных коренных институциональных преобразований, заложил основу для стабилизации и формирования положительных тенденций в развитии социально-экономических процессов национальной экономики.
Третий этап экономических преобразований (1998-2003гг.) характеризуется относительной стабильностью положительной динамики основных макроэкономических показателей (увеличение ВВП, объемов промышленного производства, инвестиций). В то же время мировой и российский финансовый кризис 1998-1999гг. оказал негативное влияние на поступательное развитие экономики Казахстана. Вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на экспортируемые республикой товары, а также сокращения внешнего спроса на казахстанскую продукцию в 1999г. было отмечено снижение ВВП страны, а в 2002г. национальная валюта подверглась существенной девальвации. Со всей очевидностью проявилась зависимость экономики республики от колебаний цен на мировых товарно-сырьевых рынках и экономической ситуации в других государствах. Актуализировались проблемы развития обрабатывающей промышленности, поддержки отечественных товаропроизводителей и малого бизнеса, углубления структурных реформ экономики, направленных на преодоление сырьевой ориентации хозяйственного комплекса.
Решение данных проблем нашло свое выражение в существенном углублении институциональных преобразований на третьем этапе реформ. Значительно расширилась нормативно-правовая база экономических процессов, был принят ряд программных документов, способствующих развитию наиболее значимых сфер экономики, предприняты меры по приближению хозяйственной среды к стандартам развитого рынка. В Республике Казахстан, одной из первых среди республик бывшего СССР, стали осуществляться структурные преобразования отдельных, наиболее значимых, прежде всего в социальном плане, сфер экономики:
- создание принципиально новой пенсионной системы, ориентированной на персонализацию пенсионных средств граждан в системе накопительных фондов, выполняющих, кроме того, функцию мощных национальных инвестиционных институтов;
- переход на рыночные механизмы в сфере жилищно-коммунального хозяйства с полной оплатой потребителями стоимости услуг, наряду с совершенствованием системы государственной поддержки малообеспеченных граждан;
- внедрение рыночных механизмов в здравоохранении и образовании, стимулирование развития частного сектора в этих сферах;
-совершенствование процессов приватизации и управления государственной собственностью;
- принятие комплекса мер по поддержке отечественных товаропроизводителей и развитию импортозамещения, что позволило начать восстановление предприятий обрабатывающей промышленности;
- углубление реформ в финансовой сфере, направленное на дальнейшее укрепление отечественного банковского сектора и вовлечение в инвестиционные процессы средств населения (создание фонда гарантирования вкладов в банках второго уровня, реформы на страховом рынке);
- решение о формировании Национального фонда Республики Казахстан, позволяющего снизить зависимость страны от неблагоприятных изменений ценовой конъюнктуры мировых рынков;
- создание Банка развития с целью расширения практики долгосрочного кредитования инвестиционных проектов;
- принятие нового Налогового кодекса, который формирует налоговую систему, направленную на стимулирование отечественных производителей и оживление экономики.
Заключение
Казахстанский рынок должен
опираться с одной стороны, на
смешанную экономику с ее сильной
государственной
Подвоя итоги приходим к следующим выводам:
Таким образом, рынок является
особым экономическим механизмом, который
через конкуренцию способствует
рациональному распределению
Список литературы