Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа
Цели и задачи этой работы состоят в том, чтобы рассмотреть сущность и принципы рыночной экономики.
Достижение данной цели возможно путём решения следующих задач:
разобраться в особенностях и сущности сложной рыночной экономической системы;
выяснить в чем выражается свободный выбор видов и форм деятельности в рыночной экономике;
выяснить в чем сущность и необходимость государственного регулирования, и методы воздействия государственных рычагов.
Введение………………………………………………………………………...…2
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ.
Классические концепции рыночной экономики………………………………………………………………………….4
Сущность, функции и принципы рыночной системы……………………….….4
Плюсы и минусы рыночной экономики………………………………………..10
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Необходимость государственного регулирования рыночной системы…………………………………………………………….....14
Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики……………………………………..…...17
CПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Сущность смешанной экономики…………..…………………………………..23
Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан………………………………………………………..….25
Заключение…………………………………………………………………...…..29
Список литературы………………………………………………………...…….31
По мнению экономистов Московского государственного института международных отношений МИД РФ, для государственного регулирования рыночной экономики необходимы следующие инструменты:
основные формы вмешательства государства в экономику — прямое и косвенное;
методы прямого регулирующего
вмешательства государства в
экономику (через расширение государственной
собственности на материальные ресурсы,
законотворчество и управление производственными
предприятиями) состоят в том, что
государство предоставляет
методы косвенного вмешательства (с помощью разнообразных мер государственной политики), направленные на стимулирование капиталовложений в восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации; перераспределение доходов и др.
Страны со сложившейся рыночной экономикой (несмотря на то, что они 200-300 лет назад начали формировать рынок) продолжают искать оптимальное сочетание государственного регулирования и естественного характера рыночного механизма самонастройки рынка.
Государство воздействует на рыночный механизм через свои инструменты государственной политики:
расходы,
налогообложение,
регулирование,
государственное предпринимательство.
Пределы государственного регулирования экономики
Мера участия государства в регулировании экономики — предмет дискуссий, продолжающихся не одно столетие. Причина дискуссий состоит в том, что рынок — это живой механизм. Значит, механически, без точного учета действительно необходимой регулировки, а не ломки с ним нельзя обращаться без опасности разрушить рыночный механизм.
Необходимо перед принятием
решения о мере корректировки
рынка принять в расчет огромное
число факторов места, времени и
при этом предвидеть негативные и
позитивные последствия регулирующих
воздействий. Это только часть причин
многообразных
Пределы государственного регулирования экономики
В связи с «фиаско» рынка совершенной конкуренции и необходимостью усиления государственного регулирования возникает теоретическая и практическая проблема определения оптимальных границ государственного вмешательства в свободные экономические рыночные отношения. Вопрос о принципиальной возможности государственного вмешательства и его пределах был и остается дискуссионным и имеет в экономической теории авторитетных сторонников и противников.
Рынок представляет собой хорошо отлаженный механизм несмотря на свой спонтанный характер; механизм решает экономические задачи, стоящие перед обществом.
Механизм государственного регулирования используется также для решения следующих проблем:
правовое обеспечение
функционирования рыночного механизма
— прежде всего обеспечение права
собственности; государственное
производство общественных
товаров (товары оборонного назначения,
содержание правоохранительных органов,
дороги и т.п.); источник финансирования
— налоги (в данном случае отсутствует
непосредственная связь между величиной
уплачиваемого налога и реальным
участием в процессе потребления
данного общественного
минимизация трансакционных издержек — принимая на себя содержание общественного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек (примеры: создание скоростных трасс, некоторые виды страхования — на случай безработицы, по старости);
компенсация внешних издержек
(экстерналий): первый способ — принятие
административных мер по отношению
к тем, кто вызывает отрицательные
экстерналии (например, в США виновникам
ухудшения или загрязнения
стабилизация
Бьюкенен Дж. М., лауреат Нобелевской премии, определяет контуры необходимого государственного регулирования экономики в виде гражданского договора потребителей по поводу совместного управления товарами и услугами. Однако для предотвращения государственного злоупотребления необходим специальный свод законов, ограничивающий права бюрократии.
Необходимость осуществления экономических функций предполагает наличие у государства определенного инструментария. Ниже речь пойдет об основных формах и методах государственного вмешательства в экономическую жизнь общества, т. е. о способах государственного регулирования экономики. В условиях рынка государственное регулирование экономики — целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы (речь идет о динамичном состоянии общего равновесия, когда достигается стабильное ежегодное увеличение объемов национального производства при полной занятости экономических ресурсов и низких темпах инфляции, т. е. стабильном уровне цен). Все используемые правительством регуляторы эконом и ческой жизни общества можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику.
Методы прямого регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.
Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.
Исходя
из организационно-
Достижение целей экономической политики государства требует использования взаимосвязанного инструментария, т. е. комплексного использования всех методов и способов государственного воздействия на экономику.
ГЛАВА III CПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1. Сущность смешанной экономики
Термин «смешанная экономика»
нередко используется не по назначению.
К примеру, для некоторых смешанная
экономика - синоним переходной экономики,
а теперь и транзитной. Для других
смешанная экономика – это "разнообразие
и взаимодействие форм собственности"'.
Зачастую смешанная экономика трактуется
западными экономистами как государственное
вмешательство в
- Во-первых, смешанная экономика
- это не субъект, а объективная
экономическая реальность. Следовательно,
смешанная экономика
- Во-вторых, она не связана
с трансформацией плановой
- В-третьих, переходная
экономика - понятие, присущее
экономическим отношениям, проявляющимся
при переходе от одного
- В-четвертых, смешанная
экономика – не поверхностное
явление, и эту сторону
- В-пятых, о смешанной
экономике заговорили в конце
прошлого века. То было время,
когда одни писали о