Рыночная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи этой работы состоят в том, чтобы рассмотреть сущность и принципы рыночной экономики.
Достижение данной цели возможно путём решения следующих задач:
разобраться в особенностях и сущности сложной рыночной экономической системы;
выяснить в чем выражается свободный выбор видов и форм деятельности в рыночной экономике;
выяснить в чем сущность и необходимость государственного регулирования, и методы воздействия государственных рычагов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…2
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ.
Классические концепции рыночной экономики………………………………………………………………………….4
Сущность, функции и принципы рыночной системы……………………….….4
Плюсы и минусы рыночной экономики………………………………………..10
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Необходимость государственного регулирования рыночной системы…………………………………………………………….....14
Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики……………………………………..…...17
CПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Сущность смешанной экономики…………..…………………………………..23
Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан………………………………………………………..….25
Заключение…………………………………………………………………...…..29
Список литературы………………………………………………………...…….31

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 72.26 Кб (Скачать файл)

      По мнению экономистов Московского государственного института международных отношений МИД РФ, для государственного регулирования рыночной экономики необходимы следующие инструменты:

основные формы вмешательства  государства в экономику —  прямое и косвенное;

методы прямого регулирующего  вмешательства государства в  экономику (через расширение государственной  собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными  предприятиями) состоят в том, что  государство предоставляет кредиты, принимает долевое участие в  капитале предприятий, инвестирует  крупные предприятия и отрасли, имеющие общенациональное значение и др.;

методы косвенного вмешательства (с помощью разнообразных мер  государственной политики), направленные на стимулирование капиталовложений в  восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости; стимулирование экспорта и  импорта товаров, капиталов и  рабочей силы; воздействие на общий  уровень цен в целях его  стабилизации; перераспределение доходов  и др.

      Страны со сложившейся рыночной экономикой (несмотря на то, что они 200-300 лет назад начали формировать рынок) продолжают искать оптимальное сочетание государственного регулирования и естественного характера рыночного механизма самонастройки рынка.

      Государство воздействует на рыночный механизм через свои инструменты государственной политики:

расходы,

налогообложение,

регулирование,

государственное предпринимательство.

      Пределы государственного регулирования экономики

      Мера участия государства в регулировании экономики — предмет дискуссий, продолжающихся не одно столетие. Причина дискуссий состоит в том, что рынок — это живой механизм. Значит, механически, без точного учета действительно необходимой регулировки, а не ломки с ним нельзя обращаться без опасности разрушить рыночный механизм.

 

Необходимо перед принятием  решения о мере корректировки  рынка принять в расчет огромное число факторов места, времени и  при этом предвидеть негативные и  позитивные последствия регулирующих воздействий. Это только часть причин многообразных противоборствующих научных подходов, научных учений, школ и концепций.

Пределы государственного регулирования  экономики

      В связи с «фиаско» рынка совершенной конкуренции и необходимостью усиления государственного регулирования возникает теоретическая и практическая проблема определения оптимальных границ государственного вмешательства в свободные экономические рыночные отношения. Вопрос о принципиальной возможности государственного вмешательства и его пределах был и остается дискуссионным и имеет в экономической теории авторитетных сторонников и противников.

      Рынок представляет собой хорошо отлаженный механизм несмотря на свой спонтанный характер; механизм решает экономические задачи, стоящие перед обществом.

     Механизм государственного регулирования используется также для решения следующих проблем:

правовое обеспечение  функционирования рыночного механизма  — прежде всего обеспечение права  собственности; государственное противодействие  неограниченной власти монополий; запрет на продажу некачественных товаров, ложной информации деятельности фирм и т.п.; защита интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы; создание стабильной ситуации в стране;

производство общественных товаров (товары оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, дороги и т.п.); источник финансирования — налоги (в данном случае отсутствует  непосредственная связь между величиной  уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления  данного общественного продукта, например: стоимость радиовещания не изменится от того, прослушают передачу 500 тыс. или 1 млн. человек);

минимизация трансакционных издержек — принимая на себя содержание общественного блага, государство  решает и задачу минимизации трансакционных издержек (примеры: создание скоростных трасс, некоторые виды страхования  — на случай безработицы, по старости);

компенсация внешних издержек (экстерналий): первый способ — принятие административных мер по отношению  к тем, кто вызывает отрицательные  экстерналии (например, в США виновникам ухудшения или загрязнения окружающей среды предъявляются обвинения  на основании Закона о гражданских  правонарушениях, Закона об ограничении  шума, Закона о чистой воде, Закона о  чистом воздухе и пр.); второй способ — косвенный метод борьбы с  отрицательными экстерналиями через  налоговую систему; 

стабилизация макроэкономических колебаний, сглаживание «провалов» в рыночной экономике.

     Бьюкенен Дж. М., лауреат Нобелевской премии, определяет контуры необходимого государственного регулирования экономики в виде гражданского договора потребителей по поводу совместного управления товарами и услугами. Однако для предотвращения государственного злоупотребления необходим специальный свод законов, ограничивающий права бюрократии.

       Необходимость   осуществления   экономических  функций предполагает наличие у государства определенного инструментария. Ниже речь пойдет об основных формах и методах государственного вмешательства в экономическую жизнь общества, т. е. о способах государственного регулирования экономики. В условиях рынка государственное регулирование экономики — целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы (речь идет о динамичном состоянии общего равновесия, когда достигается стабильное ежегодное увеличение объемов национального производства при полной занятости экономических ресурсов и низких темпах инфляции, т. е. стабильном уровне цен). Все используемые правительством регуляторы эконом и ческой жизни общества можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику.

       Методы прямого регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт,  содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.

       Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.

        Исходя из организационно-институциональных особенностей применяемых государством регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить на правовые, административные, экономические. Правовые рычаги государственного воздействия на экономику призваны обеспечить ее правовую инфраструктуру,  создать для частного сектора  -   домохозяйств и бизнеса — разумные правовые условия функционирования. Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил экономического поведения для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функционирования фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т. д. Административные меры подразделяются на меры запрета (производство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми видами лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осуществление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уплата налогов, установка очистных сооружений и пр.). Админист­ративные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти. Административные меры могут использоваться при государственном контроле над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Административные меры регулирования в странах с развитой рыночной экономикой используются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничиваются охраной окружающей среды, социальной защитой населения. Роль административных методов возрастает в критических ситуациях — во время войны, тяжелого положения в экономике. Экономические инструменты государственного регулирования включают совокупность мер, воздействующих на характер рыночных связей, на рыночный процесс в целом. Это осуществляется путем воздействия на спрос и предложение на национальном рынке, на структуру экономики, путем активизации факторов экономического роста и т. п. Для достижения этих целей используют бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование и планирование. Программирование, прогнозирование и планирование — высшая форма государственного регулирования экономики и отражает косвенный вариант государственного воздействия. Государственные программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Государственное программирование может быть нацелено  на отдельные отрасли» регионы; объектами государственных программ могут стать отдельные направления научных исследований и т. д. В качестве примера государственных программ можно упомянуть широко применявшиеся во многих  странах в XX в. общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке экономики, приватизации, послекризисной стабилизации.

       Достижение целей экономической политики государства требует использования взаимосвязанного инструментария, т. е. комплексного использования всех методов и способов государственного воздействия на экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III  CПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

1.1. Сущность смешанной экономики

Термин «смешанная экономика» нередко используется не по назначению. К примеру, для некоторых смешанная  экономика - синоним переходной экономики, а теперь и транзитной. Для других смешанная экономика – это "разнообразие и взаимодействие форм собственности"'. Зачастую смешанная экономика трактуется западными экономистами как государственное  вмешательство в частнопредпринимательскую  деятельность. Это перечисление можно  продолжать, но дело не в перечислении, а в выявлении теоретических  и методологических основ познания исследуемого явления, где, прежде всего  надо выявить его содержательные основы. Решение этой проблемы мы видим  не в отвержении накопленных знаний, приклеивая им различные ярлыки, и  не в приукрашивании модными терминами  или взглядами. Авторы отдельных  теорий формирования смешанной экономики  выводят ее из следующего положения. "В развитых странах складывается смешанная, отличная от классического  капитализма, цивилизация". Можно  было бы согласиться с приведенным  последующими положениями, но понятие  “смешанная экономика” – не порождение только сегодняшнего дня. О смешанной  экономике начали писать ровно, 100 лет  назад и их авторами были А. Шеффле и А. Вагнер. Для них основой  высказывания о формировании смешанной  экономики послужила наметившаяся практика государственного вмешательства  в частнопредпринимательскую деятельность. А для сегодняшних авторов  теории смешанной экономики такой  основой служит “...многосложность системы экономических интересов  и наличие альтернативных вариантов  их реализации на базе высокой технологичности, гибкости, плюрализма и постоянной диверсификации производства и индивидуализации производства". Авторы этих строк, как  и А. Шеффле, А.Вагнер, А.Зомбарт выводят  понятие не из внутренних закономерностей  функционирования общественного производства, а из внешней видимости. Соответственно и рекомендации по формированию смешанной  экономики носят поверхностный, разноплановый характер, который  не имеет логической последовательности, генетически проистекающей из действий органов власти. Почти все авторы различных концепций видят в  смешанной экономике внешнюю  форму, выражающуюся в "разрешении общественных и частных интересов", в "сочетании  государственного и частного начала", в “государственной и частной  собственности". Но что движет и  подвигает к этому? К сожалению, ответов на этот вопрос у них нет. Более того, некоторые авторы считают, что "содержание формирования рыночной экономики смешанного типа нацелено... на более эффективную социально-экономическую  систему и связано с трансформацией плановой экономики в рыночную". Здесь надо сначала разбираться в содержании терминов, а затем переходить к содержательной части цитаты.

- Во-первых, смешанная экономика  - это не субъект, а объективная  экономическая реальность. Следовательно,  смешанная экономика закономерно  функционирует, не нацеливаясь  на что-то.

- Во-вторых, она не связана  с трансформацией плановой экономики  в рыночную, ибо, как объективное  экономическое явление она имела  место не только в постсоветский,  но и досоветский период, и  не следует связывать ее с  развалом СССР и переходом  от так называемой плановой  к рыночной экономике. Это субъекты  в лице государства и людей,  работающих во властных органах,  которые стремятся сформировать  рыночную экономику, ломая и  уничтожая командно-административную  систему. Здесь законы смешанной  экономики объективно заставляют  людей следовать закономерностям  эволюции общественного производства.

- В-третьих, переходная  экономика - понятие, присущее  экономическим отношениям, проявляющимся  при переходе от одного способа  производства к другому в рамках  одной формы общественного производства. Например, от рабовладельческих  к феодальным, в основе которых  находилось натуральное производство.

- В-четвертых, смешанная  экономика – не поверхностное  явление, и эту сторону отмечают  почти все, кто пишет по этой  проблеме и волей или неволей  указывают на связь ее с  собственностью. Соответственно, смешанная  экономика не есть переходная  экономика, не есть переходной  период и, тем более, не есть  транзитная экономика, ибо пласты  экономических отношений, связанные  с собственностью, говорят о глубинных  отношениях. Собственность связана  с типами общественного хозяйства  и в зависимости от последнего  проявляются различные формы  собственности. Следовательно, смешанная  экономика характеризует переходные  отношения не между способами  производства, не между формациями, даже не между цивилизациями.  Она характеризует переходные  отношения между типами общественного  производства.

- В-пятых, о смешанной  экономике заговорили в конце  прошлого века. То было время,  когда одни писали о монополиях, а другие (А. Шеффле и А.Вагнер) о смешанной экономике, и это  не случайно. Названный период  характеризовался переходом к  использованию новых видов энергии,  новых видов передаточных механизмов, новых орудий воздействия на  предметы труда, что дало повод  заговорить о смешанной экономике,  исходя из переворота в производительных  силах (средствах производства), поэтому он является порождением  переходных отношений между формами  общественного производства.

Информация о работе Рыночная система