Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 11:47, курсовая работа
Ценные бумаги – необходимый атрибут нормального товарооборота. Будучи товаром, ценные бумаги способны сами по себе служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя наличные деньги. Переход к рыночной экономике и процесс формирования рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия рынка ценных бумаг. При этом появилась потребность в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование невозможно.
Формирование розничных инвесторов на фондовом рынке. За 2007 год число физических лиц, зарегистрированных в торговой системе Фондовой биржи ММВБ, возросло более чем в 2 раза – с 199 до 417 тыс. человек. Соотношение численности физических лиц, непосредственно участвующих в сделках на фондовом рынке, и численности участников схем коллективного инвестирования возросло с 14 до 25 % в пользу тех, кто готов напрямую совершать сделки с ценными бумагами [6].
Количество физических лиц, использующих различные способы участия на финансовом рынке
Таблица 5
Количество физических лиц, использующих различные способы участия на финансовом рынке | 2006 г. | 2007 г. | Прирост, % |
Участники системы негосударственного пенсионного обеспечения | 6 420 700 | 6 668 120 | +3,8 |
Пайщики паевых инвестиционных фондов | 1 465 996 | 1 642 149 | +12 |
Физические лица – уникальные клиенты торговой системы Фондовой биржи ММВБ | 198 973 | 417 400 | +110 |
Физические лица – уникальные клиенты торговой системы Фондовой биржи ММВБ к численности пайщиков паевых инвестиционных фондов, % | 13,6 | 25,4 | – |
3.3 Проблематика и способы улучшения функционирования рынка ценных бумаг
Вопросы обеспечения эффективности функционирования фондового рынка, равно как и оценка институционального построения существующего фондового рынка с точки зрения реального сектора экономики как механизма привлечения капитала, является весьма актуальным. Как подтверждает опыт, процессы развития фондового рынка в государствах – участниках СНГ, несмотря на определенную специфику и национальные особенности становления рыночных экономических отношений, имеют сходные этапы и обязательные элементы, в частности, проведение структурной демонополизации экономики, учреждение специальных регулирующих органов.
Как уже отмечалось, в государствах – участниках СНГ постоянно совершенствуются правила выпуска и обращения ценных бумаг, регулирование участников финансового рынка и финансовой инфраструктуры, механизмы защиты законных прав и интересов инвесторов. Увеличение внутреннего спроса и расширение использования возможностей национальных фондовых рынков для привлечения инвестиционных ресурсов создают более устойчивую основу их функционирования, обеспечивают большую ориентированность на потребности национальной экономики. Фактором, демонстрирующим уверенный и быстрый рост, является устойчивая тенденция повышения роли фондового рынка в процессе трансформации индивидуальных сбережений в инвестиции.
Вопрос развития фондового рынка тесно связан с необходимостью привлечения средств частных инвесторов на рынок ценных бумаг и повышения уровня финансовой культуры населения. В этом плане в государствах – участниках СНГ многое уже делается, в том числе путем включения в образовательные курсы предметов по рынку ценных бумаг. В этой связи в государствах начата работа по пропаганде фондовых рынков среди населения путем публикаций статей в СМИ, участия в конференциях, круглых столах.
Вместе с тем следует отметить, что рынок ценных бумаг государств – участников СНГ в настоящее время еще не в полной мере выполняет свои основные функции по аккумуляции сбережений и превращению их в инвестиции, хотя обладает огромным потенциалом развития, в том числе в части финансирования инвестиций в реальный сектор экономики.
Для фондовых рынков государств – участников СНГ пока характерна низкая капитализация. Однако в Российской Федерации по итогам 2007 года капитализация рынка акций составила 32,3 трлн рублей, или 1,317 трлн долларов. Важнейшая проблема на современном этапе развития фондового рынка – его отставание от динамики роста экономики и формирования внутренних инвестиционных ресурсов.
Низкая конкурентоспособность промышленного сектора экономики государств – участников СНГ препятствует привлечению финансовых ресурсов с использованием фондового рынка. Кроме того, большинство национальных компаний пока не рассматривают институты финансового рынка в качестве основного механизма привлечения инвестиций. Основным источником инвестиций компаний по-прежнему остаются собственные средства либо займы. Конечно же, возможность привлечения средств на фондовом рынке рассматривается реальным сектором как одно из ключевых направлений при оценке перспектив увеличения капитализации национальных компаний, но при этом малые и средние предприятия испытывают трудности в доступе на фондовый рынок.
Существуют и другие причины. Нежелание компаний раскрывать финансовую информацию и допускать к управлению бизнесом внешних акционеров также снижает интерес инвесторов к инвестиционным проектам. Негативным фактором является стремление скрыть реального собственника в процессе приватизации, как правило, путем учреждения оффшорных компаний.
Наряду с объективными экономическими и внутренними субъективными причинами существуют и нерешенные вопросы регулирования фондовых рынков. Также в связи с развитием национальных рынков капитала возникает потребность в совершенствовании контрольно-надзорных мероприятий.
Таким образом, несмотря на то, что в государствах проводится большая работа по развитию фондового рынка, принятию мер по дальнейшему его совершенствованию с учетом современных задач экономики, международной практики и собственного приобретенного опыта, предстоит еще многое сделать для решения обозначенных проблем и дальнейшего развития этого важнейшего сегмента экономики, а именно:
– формирование правовых основ развития новых инструментов финансового рынка;
– развитие конкурентоспособных институтов рынка ценных бумаг;
– развитие инструментов и форм инвестирования частного капитала в экономику и стимулирование инвестиционной активности;
– формирование розничных инвесторов и обеспечение должных принципов инвестирования личных сбережений;
– обеспечение законности и порядка на финансовом рынке для защиты прав и интересов инвесторов;
– развитие системы регулирования и принципов формирования государственной политики на финансовом рынке.
Государствам – участникам СНГ самостоятельно будет очень трудно выдерживать конкуренцию с ведущими мировыми валютами и финансовыми центрами, особенно в условиях глобализации мировых финансовых потоков. Финансовая интеграция государств – участников СНГ позволит активизировать инвестиционное сотрудничество и ускорить экономический рост, повысить экономическую безопасность и устойчивость национальных финансовых рынков к кризисным явлениям на мировом финансовом рынке. Важным шагом для развития фондового рынка является создание региональных финансовых центров по активному привлечению большого числа инвесторов и эмитентов, включая нерезидентов, путем создания экономических стимулов в виде предоставления налоговых преференций, упрощенной процедуры лицензирования и допуска финансовых инструментов к обращению на специальной торговой площадке.
К настоящему времени эти вопросы в рамках Совета пока еще не рассматривались и остаются нереализованными. Частично это объясняется наличием различных точек зрения по концептуальным, стратегическим направлениям развития финансового рынка, как среди его участников, так и среди регуляторов.
При этом по ряду задач могут быть выбраны альтернативные пути решения. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на рынке ценных бумаг.
К началу 2008 года указанные тенденции приобрели особую остроту. Это наглядно проявляется на фоне ухудшения конъюнктуры мирового финансового рынка, обострения кризисных процессов, актуализации вопросов стратегического развития мировых финансовых центров, их экспансии в страны с развивающейся экономикой. Согласно существующим в мире тенденциям число стран, где могут сохраниться и функционировать полноценные рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономики таких стран, увеличения их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета [6].
Заключение
В последние годы перед Россией и Белоруссией встала проблема вхождения в мировое экономическое пространство. Признаком цивилизованной экономики является развитая инфраструктура фондового рынка.
В мире система безналичных расчетов используется очень широко. Ценные бумаги являются одной из составляющих безналичного оборота. Возможно, именно меры по созданию цивилизованного безналичного оборота, снижению доли так называемого «черного нала» во взаиморасчетах субъектов рынка, более широкому использованию в обороте ценных бумаг (например, векселей) могли бы способствовать уменьшению проблемы взаимных неплатежей, в последние годы остро стоящей перед предприятиями. Для создания условий, способствующих увеличению доли безналичных расчетов (в т.ч. с помощью использования ценных бумаг) необходимо активное участие государства. При этом имеются в виду законы, не только касающиеся непосредственно ценных бумаг, но и косвенно связанные с их обращением (например, налоговое законодательство) [7, с.387].
Для понимания значения ценных бумаг во взаимодействии субъектов рынка необходимо однозначное толкование понятия ценной бумаги. Один из пунктов данной работы посвящен раскрытию самого понятия ценной бумаги. Правильное использование ценных бумаг при осуществлении взаимодействия между субъектами рынка невозможно без знания последними их назначения и особенностей. Для систематизации и обобщения знаний об этих особенностях служат различные виды классификации ценных бумаг. В работе приведена наиболее часто употребляемая классификация ценных бумаг.
В условиях рыночных отношений большое значение имеет регулирование рынка. В работе приведены цели регулирования рынка ценных бумаг, а также кратко описаны основные моменты процесса регулирования. В наших странах фондовый рынок стал возрождаться относительно недавно, поэтому законодательная база, регулирующая отношения субъектов по операциям с ценными бумагами, еще несовершенна. В этих условиях для субъектов рынка, производящих такие операции, особенно важно отслеживать изменения законодательной базы с целью повышения собственной надежности и улучшения репутации в глазах клиентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. – Самара: Издательство «СамВен», 2002.
2. Банковское дело. Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2004.
3. Белов В.А. Ценные бумаги. Вопросы правовой регламентации. – М.: Ассоциация «Гуманитарное образование», 2003.
4. Микроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова и др.; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2009.
5. Толковый словарь экономиста, коммерсанта, банкира, менеджера, маклера, страховщика, аудитора и бухгалтера / Сост.: Т.М. Мезенцева и др.- Мн.: Белорусская ассоциация бухгалтеров.1997.
6. www.cis.minsk.by – Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ
7. Рынок ценных бумаг. Учебник. / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2008.
41
Информация о работе Рынок ценных бумаг Беларуси и России: состояние и проблемы