Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг.Рынок ценных бумаг является наиболее активной частью современного финансового рынка России и позволяет реализовывать разнообразные интересы эмитентов, инвесторов и посредников. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает возрастать.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка
1.1 Задачи, функции, цели рынка ценных бумаг…………………4
1.2 Роль посредников на рынке ценных бумаг…………………...9
Глава 2. Механизм функционирования рынка ценных бумаг
2.1 Ценные бумаги и их виды……………………………………18
2.2 Система управления рынком ценных бумаг………………..30
2.3 Фондовая биржа и ее структура……………………………..34
Глава 3. Новая роль фондового рынка в России
3.1Проявления нового качества фондового рынка…………….39
3.2 Факторы, способствующие формированию нового качества фондового рынка…………………………………………………….41
3.3 Промежуточные итоги развития фондового рынка и основные препятствия для дальнейшего развития……………………….46
Заключение …………………………………………………………50
Библиография……………………………………………………….52

Файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

На самом деле торговля не так уж проста, как может показаться, так как в одно и то же время  может существовать очень много  покупателей и лишь несколько продавцов, и наоборот. В связи с этим необходимо, чтобы маркет-мейкер мог открыть короткую позицию (т. е. продать те ценные бумаги, которых у него нет) и иметь возможность взять ценные бумаги в кредит для того, чтобы осуществить поставку этих ценных бумаг. Более того, маркет-мейкерам обычно предоставляется приоритетное право заключать сделки по своим котировкам до того, как это сделают другие пользователи рынка. Если фирма выступает и как агент, и как принципал, то тогда маркет-мейкеры могут предоставлять агентам из их же группы некоторые привилегии с точки зрения готовности осуществить сделку по запрашиваемой цене.

Этот принцип и стремление брокеров заработать комиссию на той и на другой стороне приказа приводят к концепции встречных приказов клиентов. Поскольку потребности и инвестиционные портфели разных клиентов могут значительно различаться, то очень часто бывают случаи, что одна и та же ценная бумага может рассматриваться как убыточная для одного инвестора и в то же время оставаться привлекательной для другого инвестора. Соответственно брокер с приказом на продажу может знать о том, что существуют клиенты, которые хотели бы купить эту же ценную бумагу (хотя запрашиваемые клиентами цены могут быть разными). Однако верным является и то, что рынки не стоят на месте, и взгляды могут резко измениться. Соответственно для брокерской конторы может быть выгодно постараться как можно быстрее найти встречные заявки для заявок своих клиентов, не говоря уже о том, что клиент будет благодарен за ту помощь, которую ему предоставили (т. е. он будет лоялен по отношению к тому, кто ему помогает).

Как говорилось раньше, этот процесс помощи клиентам в проведении операций может являться неотъемлемой частью роли маркет-мейкеров, входящих в группу компании, но это также может являться продолжением процесса помощи клиентам, т. е. здесь компания будет выступать в качестве принципала. При условии, что компания, работающая с ценными бумагами, имеет достаточно свободных средств (или возможность получить кредит), фирма может использовать эти средства для себя как независимого инвестора, т. е. в дополнение к агентской функции. Тогда та часть компании, которая работает как принципал, может продолжать помогать агентскому отделу обслуживать клиентов (по тем причинам, которые упоминались раньше), поскольку складывающиеся позиции могут быть захеджированы (защищены) или управляться с использованием различным методов.

В принципе и маркет-мейкеры, и внутренние арбитражеры тоже могут выступать в качестве принципалов помимо фактических внутренних инвесторов-принципалов. Естественно, основная задача каждого из этих сегментов — это получение прибыли для фирмы и повышение доходности используемого капитала. Принцип, лежащий в основе двойного функционирования, состоит в том, чтобы попытаться добиться лояльности клиентов, предоставляя им столько услуг, сколько им надо.

 

Глава 2. Механизм функционирования рынка ценных бумаг

 

2.1. Ценные  бумаги и их виды.

   На рынке ценных бумаг обращаются среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги. Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие имущественные права владельца документа или отношений займа. Кроме того, это инструменты привлечения денежных средств, объект вложения финансовых ресурсов. Обращение ценных бумаг – сфера таких видов деятельности, как брокерская, депозитарная, регистраторская, трастовая, клиринговая и консультационная.

     Ценные  бумаги как объекты гражданских  прав имеют свободный характер

перехода от одного лица к другому в порядке  универсального правопреемства и не ограничены в обороте. Они могут быть документарными и бездокументарными. Ценные бумаги выступают как экономическая и юридическая категории. Они делятся на два больших класса – основные и производные.

     Основные  ценные бумаги – это ценные  бумаги, в основе которых лежат

имущественные права на какой-либо актив (товар, деньги, капитал,

имущество.)

     Производные ценные бумаги – это бездокументарные формы выражения

имущественного  права, возникающего в связи с  изменением цены базисного

актива. В качестве базисных активов могут рассматриваться  товары, основные ценные бумаги и т.п. К производным ценным бумагам относятся фьючерсные контракты и свободно обращающиеся опционы.

     Классификация ценных бумаг – это деление ценных бумаг на виды по

определенным  признакам. Под видом ценных бумаг  понимают совокупность, для которой все существенные признаки являются общими, одинаковыми.

Классификация видов ценных бумаг – это деление видов ценных бумаг на

подвиды, которые, в свою очередь, могут подразделяться на более мелкие

подвиды.

     По  основным характеристикам (признакам)  ценные бумаги можно

классифицировать следующим образом (табл.1). Каждая группа ценных бумаг включает их подвиды. Это деление обусловлено особенностями фондового рынка и законодательством данной страны.

 

                                                         Таблица 1. Классификация ценных бумаг

 

Классификационный признак

Виды  ценных бумаг

Срок существования

-срочные

-бессрочные

Происхождение

-первичные

-вторичные

Формы существования

-бумажные (документарные)

-безбумажные

Национальная  принадлежность

-отечественные

-иностранные

Порядок владения

-предъявительские

-именные

-ордерные

Форма собственности

-государственные

-негосударственные

Характер обращаемости

-рыночные

-нерыночные


 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Продолжение табл. 1.

Уровень риска

-безрисковые

-малорисковые

-рисковые

Наличие дохода

-доходные

-бездоходные

Форма вложения средств

-долговые

-долевые

Экономическая сущность

-акции

-облигации

-векселя и  др.


 

 

Как юридическая  категория ценные бумаги определяют следующие права:

  • Владение ценной бумагой;
  • Удостоверение имущественных и обязательских прав;
  • Право управления;
  • Удостоверение передачи или получения собственности.

     Ценные  бумаги как экономическая категория  имеют определенные свойства и характеристики:

  • Ликвидность;
  • Доходность;
  • Курс;
  • Надежность;
  • Наличие самостоятельного оборота;
  • Потенциал прироста курсовой стоимости.

     Основными  видами ценных бумаг являются: акция, облигация, вексель,

чек, сберегательная книжка, депозитный сертификат, опцион, фьючерс и др.

      Акции. Это ценные бумаги, выпускаемые акционерными обществами

(корпорациями), удостоверяющие  внесение средств на цели развития предприятия и дающие их владельцам определенные права. Различают обыкновенные и привилегированные акции. Обыкновенные акции удостоверяют

участие в акционерном  капитале, предоставляют возможность управления

акционерным обществом, дают право голоса, право на получение дивидендов, части имущества при ликвидации общества. Привилегированные акции дают преимущественное право на получение дивидендов. В случае ликвидации предприятия владелец привилегированной акции имеет преимущественное право по отношению к держателю обыкновенной акции. Привилегированные акции различаются по характеру выплаты дивидендов:

  • С фиксированным доходом;
  • С плавающим доходом;
  • С участием (в прибыли сверх установленного дивиденда);
  • Гарантированные;
  • Экс-дивидендные (купленные в срок, например, меньше 10 дней до официального объявления даты выплаты дивидендов);
  • Кумулятивные (невыплаченный дивиденд накапливается и выплачивается потом).

     Дивиденды  выплачиваются акционерам по  итогам деятельности предприятия за квартал или год. Дивидендом является часть чистой прибыли, подлежащая распределению среди акционеров, приходящаяся на одну акцию. Чистая прибыль, направляемая на выплату дивидендов, распределяется между акционерами пропорционально числу и виду принадлежащих им акций. Размер окончательного дивиденда не может быть больше рекомендованного советом директоров, но может быть уменьшен общим собранием акционеров. Величина дивиденда по обыкновенным акциям не фиксирована. Она зависит от полученной прибыли и решения собрания акционеров. Фиксированный дивиденд по привилегированным акциям устанавливается при их выпуске. Выплата дивидендов по таким акциям производится независимо от полученной прибыли. При недостаточном объеме прибыли дивиденды по этим акциям выплачиваются из резервного фонда.

     Выплата  дивидендов, объявленных собранием  акционеров, является

обязательной для общества. Запрещается объявлять и выплачивать  дивиденды, если общество неплатежеспособно или может стать таковым после выплаты дивидендов. Акционеры вправе потребовать выплаты дивидендов обществом через суд. В случае отказа общество будет объявлено неплатежеспособным и подлежит ликвидации.

     «Золотая»  акция или акция «вето» обычно  выпускается на срок 3 года и

дает право приостанавливать действие решений, принятых на общем собрании акционеров на срок 6 месяцев. Как правило, «золотая» акция принадлежит Мингосимуществу России при наличии доли государства в предприятии.

    Различают циклические акции, акции роста и акции спада. Циклические

акции – это акции, курс которых растет при подъеме экономики и падает при

ее спаде. Акции роста  – это акции, курс которых имеет  общую тенденцию к

повышению, акции  спада – соответственно к понижению. Право на выпуск акций имеют только акционерные общества. Акции выпускаются без установленного срока действия. Они могут выпускаться как в наличной, так и безналичной форме. Одной из характеристик акции является ее номинал – условная величина, выражаемая в денежной форме и определяющая долю имущества, которая приходится на одну акцию. На основе номинала рассчитывается сумма дивидендов, выплачиваемая акционеру. Основной характеристикой акции является ее курсовая стоимость – величина, показывающая, во сколько раз текущая цена акции выше номинала. Важным свойством акции, отличающим ее от других ценных бумаг, является то, что акция дает право ее владельцу право на управление предприятием, которое реализуется на общем собрании акционеров. Влияние акционера прямо пропорционально числу его акций.

     Акции,  будучи более рискованными ценными бумагами по сравнению с

долговыми обязательствами, как правило, привлекают инвесторов возможностью получения повышенного дохода, который может складываться из суммы дивидендов и прироста капитала, вложенного в акции, вследствие повышения их цены. Благодаря повышенной доходности акции обеспечивают лучшую защиту сбережений от инфляции по сравнению с долговыми обязательствами.

 

   Облигации. В переводе с латинского «облигация» буквально означает

обязательство. Имеется в виду обязательство  возмещения взятой в долг суммы. Организация, выпустившая облигацию (эмитент) выступает в роли заемщика денег, а покупатель облигации  - в роли кредитора.

      Облигация – ценная бумага, удостоверяющая  внесение владельцем

денежных средств  и подтверждающая обязательство  выплатить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в обусловленный срок с уплатой процента.

Облигация –  это ценная бумага, которая:

  • Выражает заемные, долговые отношения между облигационером и эмитентом;
  • Самостоятельно обращается на фондовом рынке вплоть до ее погашения эмитентом и имеет собственный курс;
  • Обладает свойствами ликвидности, надежности, доходности и другими инвестиционными качествами.

     Облигация  относится к основным ценным  бумагам, активно используется на фондовом рынке и представляет собой срочную долговую бумагу, которая

удостоверяет  отношения займа между ее владельцем и эмитентом. Она

выпускается на срок от одного года. При покупке  облигации покупатель

кредитует продавца. Эмитент обязуется выкупить облигацию  в установленный срок.

     Основные отличия облигации от акции:

  • Облигация приносит доход только в течение указанного на ней срока;
  • Она приносит доход в виде заранее установленного процента;
  • Облигация не дает права владельцу участвовать в управлении предприятием;

     Доход   по облигация обычно ниже, чем по акциям, но он более надежен,

так как в  меньшей степени зависит от ситуации на рынке и колебаний в

экономике.

     В  настоящее время в России можно  встретить несколько типов этих  ценных бумаг: облигации внутренних и местных займов, а также облигации предприятий и акционерных обществ. Они бывают следующих типов:

Информация о работе Рынок ценных бумаг