Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 08:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать сущность, значение и современное состояние рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1) Изучить основные понятия и структуру рынка ценных бумаг;
2) Изучить историю развития рынка ценных бумаг в России;
3) Рассмотреть особенности становления и современное состояние рынка государственных ценных бумаг в России;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическая основа рынка ценных бумаг 5
1.1 Сущность рынка ценных бумаг, функции, роль 5
1.2 Структура современного рынка ценных бумаг 12
1.3 Составные части рынка ценных бумаг 18
2 Становление рынка ценных бумаг в России 21
2.1 Этапы становления и развития отечественного рынка государственных ценных бумаг 21
2.2 Особенности рынка ценных бумаг в России 29
2.3 Современное состояние рынка ценных бумаг в России 32
2.4 Проблемы и пути решения 35
Заключение 46
Список использованных источников 49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ НИКЕ Microsoft Word (4).docx

— 78.60 Кб (Скачать файл)

Несмотря на тяжелые последствия  кризиса, потенциал российского  рынка ценных бумаг по-прежнему остается высоким. Как только кризис придет к  завершению, многие инвесторы придут на рынок с целью приобрести подешевевшие бумаги российских компаний.

    1. Проблемы и пути решения

Формирование рынка ценных бумаг в России повлекло за собой  возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление  которых необходимо для дальнейшего  успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Можно выделить следующие  ключевые проблемы развития российского  рынка ценных бумаг, которые требуют  первоочередного решения, и возможные  пути решения:

1 Повышение емкости и  прозрачности финансового рынка

В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка  потребуется:

а) Внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций.

Участие населения на финансовом рынке является показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего  трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. Государственное регулирование  в этой области должно быть направлено на усиление защиты прав и законных интересов розничных инвесторов и создание условий для снижения рисков индивидуальных инвестиций. Важным средством стимулирования участия  населения на финансовом рынке является определение четких правовых рамок  для создания компенсационных механизмов для граждан, инвестирующих свои средства на финансовом рынке.

Одним из источников выплат гражданам предусматривается компенсационный  фонд, который будет формироваться  за счет взносов профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих  услуги гражданам, и в случае недостаточности  средств такого фонда необходимо рассмотреть возможность использования государственных средств на соответствующие цели.

В дополнение к обязательной компенсационной системе необходимо создать условия для развития добровольных компенсационных систем, в том числе путем создания страховых фондов саморегулируемых организаций участников финансового  рынка.

б) Расширение спектра производных  финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка.

Для повышения эффективности  правового регулирования обращения  на финансовом рынке производных  финансовых инструментов необходимо:

- обеспечить учет прав  на финансовые инструменты, не  являющиеся ценными бумагами, и  обращение этих инструментов  по правилам учета и обращения  ценных бумаг; 

- распределить риски,  связанные с деятельностью посредников  на рынке финансовых инструментов;

- обеспечить защиту прав  владельцев финансовых инструментов.

Учитывая, что рынок производных  финансовых инструментов является динамично  развивающимся и виды этих инструментов постоянно обновляются, следует  признать нецелесообразным установление на законодательном уровне исчерпывающего перечня производных финансовых инструментов и их определений.

Формирование условий  рыночного ценообразования на важнейшие  для экономики товары, в частности  энергоносители, зерно, металлы, строительные материалы, невозможно без организованного  срочного рынка таких товаров. Для  того чтобы товаропроизводители  и потребители указанных товаров  шире использовали механизмы срочного рынка, потребуется на законодательном уровне признать, что цены биржевых срочных контрактов на поставку товара являются рыночными. Это важно для целей расчета налогов с учетом реальной ценовой политики на финансовом рынке. Совместно с биржами следует проводить постоянную работу по разъяснению экономическим агентам возможностей срочного рынка для снижения рисков изменения цен товаропроизводителей и потребителей, способствуя тем самым формированию цивилизованного товарного биржевого рынка.

в) Создание возможности  для секьюритизации широкого круга  активов.

Необходимо предусмотреть  механизмы повышения кредитного качества, как залоговые и номинальные  банковские счета, ввести институт общего собрания владельцев облигаций, а также  расширить возможности использования  субординации выпускаемых ценных бумаг  не только для облигаций с ипотечным  покрытием, но и в отношении других видов облигаций.

Для обеспечения привлечения  инвестиционных ресурсов в долгосрочные проекты по развитию транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, реализуемые  в формате государственно-частного партнерства, предлагается предусмотреть  меры, направленные на стимулирование инвестирования в инфраструктурные облигации. Исполнение обязательств по таким облигациям может обеспечиваться активами, создаваемыми в рамках проекта, а также постоянными платежами  за пользование инфраструктурными  объектами. В законодательство Российской Федерации потребуется внести изменения, обеспечивающие защиту прав владельцев инфраструктурных облигаций, а также  возможность инвестирования в такие  облигации средств кредитных  организаций, пенсионных накоплений. Указанная  мера позволит привлечь инвестиции для  финансирования инфраструктурных проектов и одновременно расширить перечень объектов для инвестирования средств пенсионных накоплений и размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов.

г) Повышение уровня информированности  граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.

Недостаточная степень вовлеченности  населения в финансовую сферу  объясняется низким уровнем информированности  и доверия к финансовым инструментам. Это приводит к тому, что сбережения граждан осуществляются преимущественно  в виде вложений в иностранную  валюту или на краткосрочные депозиты банков.

Для повышения осведомленности  граждан о возможностях и рисках инвестирования на финансовом рынке  предполагается реализация следующих  мер:

- определение целевой  аудитории в целях проведения  мероприятий, направленных на  привлечение населения на финансовый  рынок, а также разработка методических  рекомендаций по проведению мероприятий  для каждой из целевых групп;

- проведение анализа в  целях выявления причин  недоверия  широких слоев населения к  инструментам финансовых рынков;

- подготовка и реализация  мер, направленных на широкое  информирование граждан об их  правах и возможностях на финансовых  рынках для инвестирования личных  сбережений.

Основным результатом  реализации указанных предложений  должны стать изменение инвестиционного  поведения населения и привлечение  сбережений граждан на финансовый рынок, а также эффективная реализация пенсионной реформы.

2 Обеспечение эффективности  рыночной инфраструктуры

Для устранения этой проблемы требуется:

а) Унификация регулирования  всех сегментов организованного  финансового рынка.

Для того чтобы соответствовать  общемировым тенденциям в развитии биржевой торговли в среднесрочной  перспективе необходимо обеспечить условия для возможности консолидации биржевого рынка и концентрации на нем ликвидности, а также качественное повышение стандартов биржевой торговли, включая раскрытие информации и  противодействие нерыночным практикам. Более того, необходимо обеспечить высокий уровень защиты интересов  инвесторов на внебиржевом организованном рынке за счет вовлечения его в  зону эффективного регулирования.

Актуальной задачей является регулирование не только биржевых институтов, но и организованного рынка в  целом независимо от того, в какой  форме он существует. При этом под  организованным рынком следует понимать общую торговую среду, в которой  существуют различные по своей форме  и степени институционализации  системы заключения сделок с финансовыми  инструментами в соответствии с  выработанными участниками таких  систем или установленными государством правилами. Регулирование такой  среды в части раскрытия информации о заключаемых сделках, обеспечения  защиты интересов участников, прозрачности осуществляемых операций и предотвращения недобросовестных сделок с финансовыми  инструментами должно быть унифицировано.

б) Создание нормативно-правовых и организационных условий для  возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры.

Предполагается усилить  административную и уголовную ответственность  лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, за нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также за ненадлежащее исполнение биржами соответствующих полномочий. На законодательном уровне на федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков следует возложить полномочия, связанные с согласованием назначения на должность, а также отстранения от должности лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, в случае нарушения биржей требований законодательства Российской Федерации.

Клиринг, расчеты и учетная  система могут быть объединены вокруг биржи, являющейся ядром организованного  рынка. Одной из приемлемых моделей  консолидации биржевой инфраструктуры может стать вертикально-интегрированная  модель холдинга с широким представительством в его капитале банков, небанковских институтов и, возможно, государства  и иностранных институтов. В рамках такого холдинга возможны объединение  локальных торговых площадок, в том  числе специализирующихся по видам  торгуемых инструментов и активов, расчетных депозитариев, клиринговых  организаций.  Предложенная модель способна сконцентрировать и направить  на дальнейшее повышение конкурентоспособности  российского финансового рынка  необходимые управленческие, технологические  и финансовые ресурсы.

в) Создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых  организаций финансового рынка, а также функционирования института  центрального контрагента.

Создание правовых условий  эффективного функционирования института  центрального контрагента включает:

- формирование правового  механизма возникновения, изменения  и прекращения обязательств центрального  контрагента;

- устранение налоговых  проблем, возникающих у центрального  контрагента, а также закрепление  в налоговом законодательстве  Российской Федерации статуса центрального контрагента как технической стороны, не имеющей экономического интереса по соответствующим сделкам;

- создание механизмов  для завершения центральным контрагентом  расчетов по сделкам в случае  нарушения обязательств перед  ним, в частности использование  гарантийных фондов, приобретение  или продажа ценных бумаг на  финансовом рынке и (или) иных  механизмов.

Создание правовых условий  повышения эффективности клиринга включает:

- обеспечение завершения  расчетов по обязательствам, возникшим  в результате клиринга (исключение  возможности наложения ареста  и обращения взыскания на ценные  бумаги и денежные средства, предназначенные  для исполнения обязательств  по результатам клиринга, исполнение  обязательств, определенных по результатам  клиринга до момента открытия  конкурсного производства в отношении  участника клиринга и др.);

- установление правовых  оснований изменения и прекращения  обязательств, в связи с проведением  неттинга, в том числе в случае  осуществления процедуры неттинга  без участия центрального контрагента,  а также порядка исполнения  обязательств, возникших в результате  проведения неттинга;

3 Формирование благоприятного  налогового климата для его  участников

Проблема по формированию благоприятного налогового климата  для участников финансового рынка  должна найти отражение в основных направлениях налоговой политики. В  этой связи следует предусмотреть  изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим  направлениям:

а) Совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых  участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми  инструментами налогом на добавленную  стоимость;

б) Совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль  организаций, являющихся участниками  финансового рынка;

в) Совершенствование налогообложения  доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.

4 Совершенствование правового  регулирования на финансовом  рынке

В целях реализации задачи по совершенствованию правового  регулирования на финансовом рынке  необходимо:

а) Повышение эффективности  регулирования финансового рынка  путем развития системы пруденциального  надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов  и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми  организациями.

Система пруденциального  надзора позволит оперативно выявлять и пресекать нарушения на рынке  ценных бумаг. Следует предусмотреть  несколько уровней такого надзора, включая осуществление самими участниками  финансового рынка внутреннего  контроля над соблюдением установленных  требований законодательства Российской Федерации, контроль саморегулируемых организаций, а также контроль со стороны государственных органов.

Информация о работе Рынок ценных бумаг