Рынок, его структура и инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении сущности рынка и формировании системного представления о его структуре и функционировании рыночной инфраструктуры.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- проанализировать сущность рынка и дать его определение;
- систематизировать представление о функциях рынка;
- провести анализ структуры рынка;
- рассмотреть и систематизировать теоретические подходы к определению содержания категории "инфраструктура рынка";
- определить виды инфраструктуры рынка и раскрыть функции инфраструктуры;
- выявить особенности становления и формирования рыночной экономики в России.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 71.47 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Из мирового опыта следует, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для наиболее полного удовлетворения потребностей человека и общества в целом, для успешного использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свои преимущества перед другими системами в использовании всех ресурсов для высокоэффективной хозяйственной деятельности человека.

Современная рыночная экономика  представляет собой систему хозяйствования, функционирование и эффективное  развитие которой обеспечивается состоянием её инфраструктуры, зрелостью действующих  институтов рынка. В настоящее время  происходит расширение и усложнение функций, выполняемых инфраструктурой, возрастает ее роль в процессе организации  и функционирования различных видов  рынка. В значительной степени именно состояние инфраструктуры обеспечивает эффективное воспроизводство товарных отношений, способствует устойчивости и экономичности функционирования сложившихся рынков.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что рынок обеспечивает производство всем комплексом субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь все крупные производственные отрасли сильно зависят от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается вообще значение товарного производства. Речь идет только о новом состоянии экономического организма, когда все его клеточки испытывают воздействие рыночных отношений.

Цель курсовой работы состоит в  выявлении сущности рынка и формировании системного представления о его  структуре и функционировании рыночной инфраструктуры.

Для достижения поставленной цели  были определены следующие задачи:

-  проанализировать сущность рынка и дать его определение;

-  систематизировать представление о функциях рынка;

-  провести анализ структуры рынка;

-  рассмотреть и систематизировать теоретические подходы к определению содержания категории "инфраструктура рынка";

-  определить виды инфраструктуры рынка и раскрыть функции инфраструктуры;

-  выявить особенности становления и формирования рыночной экономики в России.

Объектом исследования является рыночная экономика.

Предметом исследования выступают  процессы становления и функционирования рынка и рыночной инфраструктуры.

 

1 РЫНОК, ЕГО СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА

 

1.1 Понятие рынка и его сущность

 

В истории развития рыночного хозяйства можно выделить ряд этапов: обмен, товарное обращение, рынок.

Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В этом смысле обмен есть экономическая категория, присущая всем экономическим эпохам. Наиболее типичной формой обмена является бартер. Между понятиями «обмен» и «товарное обращение» есть различия. Товарное обращение – это товарный обмен, опосредованный  деньгами. Как видно, товарное обращение связано с денежным обращением и предполагает наличие развитой денежной системы. Однако на протяжении многих столетий товарное обращение   оставалось спорадическим явлением. И лишь когда оно приобретает всеобщий характер можно говорить об утверждении системы рынка. Это случилось 6-7 тыс. лет назад. [4, С. 41]

Рынок есть результат естественно-исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным   разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования. Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами. Как правило, это были городские площади: «чрево» Лондона, «чрево» Парижа и т. п. По мере развития товарного производства развивается и  усложняется как сам рынок, так и его понимание экономистами. Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с разных сторон. Именно этим объясняется наличие в экономической литературе множества определений рынка.

С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя. С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики. С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

Субъектами рынка являются покупатели и продавцы, в роли которых, как  правило, выступают домашние хозяйства  в лице индивидов и общественных групп, фирмы (различные организации  и предприятия), а также государство, которое ко всему прочему выступает  в экономике как высший орган  контроля. Например, в статье расходов существуют государственные расходы. К ним относятся все социальные услуги трансфертного характера, а  также целенаправленные траты на развитие бюджетной сферы и поддержание  общественных благ.

Объектами рынка можно назвать  сами товары и услуги, а также  совокупность денежных средств наличного  и безналичного вида. Товары и услуги – это не только готовая продукция, но и факторы производства, такие  как труд, земля, капитал и предпринимательство. В роли денег выступают все  платежные финансовые средства. [1, С. 104 – 108]

В настоящее время в  экономической теории под рынком понимается определенная форма организации  общественного производства, которая  обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма  цен. Механизм цен является ключевым звеном рыночных отношений, так как  именно он обеспечивает связь между  производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая  предложение товаров и услуг  и спрос на них.

Рыночная экономика –  это экономическая система, которая  контролируется, регулируется и управляется  только рыночными, т. е. свободными ценами.

Индивидуальные решения  участников рынка мотивированы собственным  частным интересом и вовсе  не направлены на то, чтобы успешно  функционировала экономика в  целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает как  доведение решений отдельных  хозяйствующих субъектов друг до друга, так и увязку этих решений  через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм "наводит порядок  в потенциальном хаосе", прежде всего, через цены. Цены выступают  сигналом, дающим информацию об условиях на рынке, как для потребителей, так и для производителей. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены рассматриваются организующей силой в рыночной экономике.

Основу рыночной экономики  составляет частная собственность, но для функционирования рыночной экономики  требуется наличие и реализация многообразных форм собственности. Различные формы собственности  позволяют создавать самые разнообразные  товары и услуги, удовлетворяющие  потребности людей; стимулируют  развитие технологий, расширение ассортимента, повышение качества товаров, снижение производственных издержек; элиминируют  возможность появления дефицита; обеспечивают возможность выбора и  адекватность применения физических и  духовных потребностей человека.

В качестве обобщения можно сказать, что рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляющаяся через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и  потребления.

 

1.2 Функции рынка

 

Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм, обеспечивающий производителей прибылью, потребителей – удовлетворением потребностей. Иными словами, рынок, так или иначе, производит распределение факторных доходов: ренты с земли, прибыли от ведения предпринимательской деятельности, заработной платы от осуществления трудового процесса и процентной ставки, которая является вознаграждением за владение капиталом. Таким образом, сущность рынка реализуется через его функции.

Основная и самая важная функция  рыночной системы – регулирующая. Рынок обеспечивает соотношение  величин спроса и предложения, которые  определяют уровень цен на товары и факторы производства. Если объемы производства соответствуют потребительскому спросу, устанавливается цена равновесия: она приемлема для обеих сторон торгово-рыночной сделки. В целом, если цена растет, производство начинает наращивать обороты, и объемы выпускаемой продукции увеличиваются. Если цена, соответственно, начинает падать, то отдача от производства снижается, и это является сигналом к снижению масштабов производственной деятельности. Сегодня, конечно, экономика развивается не только по принципу "невидимой руки", но и посредством государственного регулирования.

Значение стимулирующей функции  в том, что через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что  нужно произвести, но и то, на какие  затраты общество может пойти, чтобы  получить данную продукцию. Если затраты  очень высоки, то ее не смогут купить, и в дальнейшем она не будет   производиться. Следовательно, на рынок  поступает только та продукция, которая  может быть раскуплена по ценам, покрывающим  издержки.

Информационная функция определяется через распределение информации, знаний и навыков между всеми  экономическими субъектами рыночной системы. Таким образом, производители получают информацию о количестве продукции, ее качестве, форме и других характеристиках, которые определяются в соответствии со структурой потребительского спроса, сложившейся на данный момент времени. В результате организация становится более гибкой, она легко приспосабливается  к любым изменениям внешней среды. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую  всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая  рынком информация позволяет каждому  участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение  с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты  и действия.

Важнейшей функцией рынка является ценообразующая. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, - производство и предложение данного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого станет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением, и, как следствие этого, - равновесная цена.

Интегрирующая функция состоит  в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс  активного обмена продуктами труда  и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворять свои потребности.

Суть посреднической функции такова: через рынок устанавливается  связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно покупателем и продавцом. Он покупает необходимые ему для жизни  или собственного производства товары, а продает на рынке либо произведенную  продукцию, либо имущество, либо рабочую  силу.

Кроме вышеперечисленных функций, рынок оценивает произведенный  продукт, его исходные ресурсы и  количество затраченных факторов производства, среди которых основным, безусловно, является труд. Таким образом, деятельность рынка направлена на эффективное  и рациональное использование всех производственных факторов.

 

1.3 Структура рынка

 

Рынок в целом характеризуется  богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным  категориям:

- по экономическому назначению  объектов рыночных отношений  (рынок потребительских товаров  и услуг, рынок товаров промышленного  назначения, рынок промежуточных  товаров, рынок ноу-хау, сырьевой  рынок, рынок труда, рынок ценных  бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.);

- по географическому положению  (местный, национальный, мировой);

- по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.);

- по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.);

- по характеру продаж (оптовый, розничный).

Рынок, как механизм ("большой" рынок), состоит из отдельных ("малых") рынков – капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

По объектам обмена различают  рынок товаров, рынок услуг, рынок  капиталов, рынок ценных бумаг, рынок  труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.

Рынок товаров можно представить  состоящим из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления (рынок предметов потребления).

Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Наиболее укрупненно его можно представить в виде рынков:

Информация о работе Рынок, его структура и инфраструктура