Рынок, его структура и инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении сущности рынка и формировании системного представления о его структуре и функционировании рыночной инфраструктуры.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- проанализировать сущность рынка и дать его определение;
- систематизировать представление о функциях рынка;
- провести анализ структуры рынка;
- рассмотреть и систематизировать теоретические подходы к определению содержания категории "инфраструктура рынка";
- определить виды инфраструктуры рынка и раскрыть функции инфраструктуры;
- выявить особенности становления и формирования рыночной экономики в России.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 71.47 Кб (Скачать файл)

Не оправдались и расчеты  Гайдара на значительную финансовую поддержку Запада. Ссылаясь на неустойчивость политической ситуации в России, Международный  валютный фонд и страны «семерки»» отказали России в обещанных кредитах. Япония попыталась связать финансовую поддержку российских реформ с возвращением ей четырех островов Курильской гряды.

Нестабильность обстановки вела и к тому, что российские предприниматели полученные в ходе реформ доходы вкладывали в западные банки и предприятия. Только за 1992 г. из России было вывезено более 17 млрд. долларов. Прежде скрытая коррупция государственных чиновников стала носить открытый характер.

В результате главная задача первого года реформ – макроэкономическая стабилизация – так и не была решена. Правда, из 250 тыс. государственных и муниципальных предприятий за 1992 г. в частную собственность перешло около 47 тыс., а 5631 предприятие было преобразовано в акционерные общества. Значительно расширился рынок продовольственных и промышленных товаров. Это несколько ослабило социальную напряженность, хотя реформы Гайдара вызвали у многих россиян полное неприятие. Естественно, это не могло не отразиться на расстановке политических сил, активизации оппозиции реформаторам.

В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России оценил деятельность правительства как неудовлетворительную и добился отставки Е. Гайдара  с поста и. о. премьер-министра. Новым  главой правительства был избран бывший руководитель газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. С его приходом в рыночные реформы были внесены  коррективы. Сохраняя общее направление  движения в сторону рынка, новый  премьер сделал ставку на поддержку  государственных (в том числе  убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому  и оборонному комплексам, получившим от правительства значительные кредиты. В декабре 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая  позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере. Все это  потребовало новых средств и  привело в итоге к усилению инфляции. На Западе да и в самой России заговорили не о корректировке, а о смене курса реформ. В этих условиях Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции к концу 1993 г.

В то же время протекционизм  продолжал оставаться главной чертой политики Черномырдина. Из-за несогласия в принципах проведения реформ Гайдар и Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию.

 

    1.  Развитие рыночной экономики

 

Несмотря на провал приватизации, страна плавно переходила к новой экономической системе, где основой становится частная собственность. Борис Ельцин с самого начала взял курс на рыночную экономику и уже сейчас трудно представить нашу жизнь без тех экономических прав, которые мы получили в результате реформ.

Благодаря экономическим  реформам каждый получил возможность  заниматься предпринимательством. Каждый получил возможность сам оценивать  свой труд, в то время как раньше труд человека оценивался государством. Рыночная экономика существенно  улучшила нашу жизнь. Больше нет дефицита, нет очередей у магазинов, нам  не приходится давать взятки, чтобы  приобрести товар иностранного производства. За счет появления конкуренции качество предлагаемых товаров и услуг  заметно улучшилось, и поэтому  люди не покупают только то, что есть в магазинах - появилась возможность  выбора. Появилась возможность свободно покупать и продавать валюту в банках или обменных пунктах, а значит свободно выезжать за границу.

Те предприятия, которые  смогли адаптироваться к новым экономическим  условиям сейчас начинают набирать обороты  и выпускать вполне конкурентоспособную  продукцию. В частности, это отдельные  предприятия пищевой, легкой, нефтяной, химической  промышленности.

Переход России к рыночной экономике повлек за собой ряд  негативных явлений в жизни общества. Это, прежде всего, безработица и социальная незащищенность таких слоев общества, как пенсионеры, бюджетная сфера, армия. Разгул преступности и внедрение ее в экономическую жизнь общества также вселяет тревогу и неуверенность в россиян. В экономике появилось такое явление, как невыплата заработной платы, что в свою очередь создает социальную напряженность в обществе. Наиболее важные задачи сейчас сосредоточены в области национальной политики. Главное – сохранить целостность России, как государства, повысить чувство национального единства. Многие из этих проблем существовали в обществе и раньше, но о них просто замалчивалось, но они рано или поздно дали бы о себе знать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЫНКА В РОССИИ

 

3.1 Инновационная экономика – стратегическое направление развития России в 21 веке

 

В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически  устойчивого развития экономики  первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным  обеспечить непрерывное обновление технической и технологической  базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые  рынки товаров и услуг. Это  требует реформирования всех сфер общественной жизни, и прежде всего, экономики.

Что понимается под инновационной  экономикой? Проведанный анализ современных  тенденций развития экономики ведущих  западных стран говорят о том, что инновационная экономика – это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных. Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами инновационной экономики. Они в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально технологизируют интеллектуальную деятельность (например, автоматизация проектирования и технологической подготовки производства, автоматизированный контроль за ходом производства, автоматизация ведения финансово-бухгалтерской отчетности и организационно-распорядительной деятельности, многоязычный автоматизированный перевод, диагностика и распознавание образов и т.п.).

Под инновационной деятельностью следует понимать деятельность коллектива людей, направленную на реализацию в общественной практике “под ключ” производственно-технических достижений – инноваций, применения существующих прогрессивных технологий, систем, машин и оборудования на базе использования и внедрения научно-технических достижений отечественной и мировой науки и техники. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применения на развиваемых (создаваемых) предприятиях. Отсюда следует, что насыщение инновационной активности – важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики.

Эффективность инновационной  деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Поэтому  инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной  экономики, инновационного потенциала общества. Что же представляет собой  инновационная инфраструктура, почему же она является базовой составляющей, фундаментом инновационной экономики? Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики, она способна поднять экономику страны на очень высокий уровень. Исходя из такого понимания, инновационная инфраструктура – совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной. Это значит, что она должна обладать набором таких свойств, которые должны способствовать в полной мере реализации инжиниринговых технологий по созданию и реализации инноваций в масштабах регионов и страны в целом.

Как показывает опыт развитых стран мира, основным ядром инновационной инфраструктуры, наиболее адекватным механизмом реализации научно-технических нововведений – инноваций, является инфраструктура инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые должны аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии и выступать для заказчика системным интегратором и гарантом успешной реализации инновационного проекта и обеспечить охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции, технико-экономического обоснования инновационного проекта и его разработки до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи “под ключ” с кадровым обеспечением и последующим сервисным обслуживанием.

Становление инновационной  экономики в значительной мере зависит  от создания эффективного механизма  управления практической реализацией  в регионах сложных инновационных  проектов. И здесь без государственной  поддержки инновационных процессов  не обойтись. Необходимость финансовой и правовой поддержки науки и инноваций, активизации инновационной деятельности, перехода на новые формы решения экономических, экологических и социальных проблем регионов, характерных для инновационной экономики, настоятельно требуют от региональных органов управления вырабатывать ответственную политику по отношению к управлению и развитию инновационной деятельности в регионе, активизировать взаимодействие по данной проблеме региональных органов управления с федеральными. Главной формой такого взаимодействия должны стать научно-технические программы: государственные, финансируемые из федерального бюджета, когда приоритетные народнохозяйственные проблемы решаются на базе научно-инновационного потенциала регионов и региональные – с долевым финансированием государства и региона.

Для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и  организационно-технических мероприятий, основными их которых являются следующие.

1. Разработка концепции  развития инновационной деятельности  и инновационной инфраструктуры  в регионе с определением долговременных  стратегических целей и средств  их достижения в рамках формирования  инновационной экономики.

2. Разработка программы  инновационного развития региона,  которая должна быть адресным  документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность  мероприятий, направленных на  достижение целей инновационного  развития региона.

3. Включение основных  положений программы инновационного  развития региона в программу  его социально-экономического развития.

4. Организация практической  деятельности органов местного  и регионального управления по  реализации и принятию соответствующих  нормативных актов регионального  значения, а также по осуществлению  ими организационного и информационного  обеспечения данной программы.

В условиях развития инновационной  деятельности (в обществе с инновационной  экономикой) должно совершенно измениться отношение к главной производительной силе общества – человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является приоритетной региональной и федеральной проблемой. В связи с этим следует подчеркнуть, что объективная потребность инновационного развития, становления инновационной экономики требуют разработки новой концепции подготовки кадров. В ее основу должны быть положены такие принципы:

- становление, развитие и самореализация творческой личности;

- постоянная нацеленность на генерацию перспективных научно-технических нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации в инновации;

- ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов, системных менеджеров инновационной деятельности;

- рассмотрение обучения и подготовки кадров как составной части производственного процесса, а расходов на подготовку кадров - не как издержки на работников, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятий, отраслей и регионов;

- обучение управлению социальными и психологическими аспектами процесса создания наукоемких нововведений, использованию творческого потенциала коллектива ускоренному широкомасштабному внедрению в практику инновационных разработок;

- создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции;

- сотрудничество университетов и других вузов региона с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты, и их совместную деятельность в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям, системам машин и оборудования, в деле подготовки специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям.

Информация о работе Рынок, его структура и инфраструктура