Рынок труда и государственное регулирование занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать сущность рынка труда в России, происходящие изменения и роль государственного регулирование в сфере занятости. Основные задачи работы – выявить особенности присущие рынку труда России, раскрыть проблемы формирования и стабильного функционирования рынка труда в сегодняшних условиях, рассмотреть занятость населения, формы государственного регулирования рынка труда и влияние профессиональных союзов.

Содержание работы

Глава 1. Рынок труда в России 6
1.1 Понятие и структура рынка труда. 6
1.2 Механизм функционирования рынка труда. 9
1.3 Особенности рынка труда в России.Спрос и предложение рабочей силы. 13
Глава 2. Занятость населения 18
2.1 Понятие и виды занятости. 18
2.2 Рынок труда в системе различных рыночных условий (на примере России и США). 21
Глава 3. Формы регулирования рынка труда 24
3.1 Государственное регулирование рынка труда. 24
3.2 Деятельность профсоюзов. 29
Заключение 32
Приложение 35
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Рынок труда.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость. Занятость по найму предполагает собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свой предстоящий труд в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Самостоятельная занятость для России является относительно новой формой занятости.

По степени соответствия потребностям экономики и человека выделяют занятость продуктивную, рациональную, эффективную и оптимальную.

Продуктивная занятость – это занятость, которая отвечает интересам повышения эффективности производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, роста производительности труда, создает условия для воспроизводства здорового поколения высококвалифицированных работников. По определению Международной организации труда (МОТ), продуктивная занятость – это занятость тех, чей продукт труда принимается и оплачивается обществом. Рациональная занятость представляет собой агрегированное социально-экономическое понятие. Его содержание охватывает несколько блоков. Это, во-первых, учет интересов общества, социальной группы и отдельного индивида; во-вторых, обеспечение высокого уровня экономического развития общества; в-третьих, способность быстро реагировать на изменения в производственных силах общества. Рациональную занятость характеризует доля продуктивно занятых в общей численности экономически активного населения. Эффективная занятость предполагает способность общественного управления воспроизводить социально-экономические условия работников. Эффективный характер занятости предполагает занятие общественно-полезной деятельностью, приносящий доход, и экономическую и социальную целесообразность рабочих мест. Оптимальная занятость – это участие человека в трудовом процессе с целью создания материальных и духовных благ на условиях индивидуальной оплаты, обеспечивающей человеку соответствующее положение в обществе при отсутствии гарантий от государства на постоянную работу.

По охвату трудоспособного населения занятость может быть полной и неполной (частичной). Полная занятость – это предоставление всему трудоспособному населению реальной возможности заниматься общественно-полезным трудом. Неполная (частичная) занятость по количественным характеристикам неполного рабочего времени подразделяется на формы:

        занятость неполное рабочее время (сокращенная рабочая неделя, сокращенный рабочий день). Такой режим позволяет предприятиям сохранить квалифицированный и опытный персонал и предупредить безработицу;

            сжатая неполная рабочая неделя, представляет собой нормативную продолжительность рабочей недели, распределенную на меньшее число рабочих дней. Это приводит к удлинению рабочего дня.

            деление рабочих мест, режим кризисного сокращения рабочего времени. Одно рабочее место делится между двумя работниками. Это помогает обеспечивать гибкость политики занятости и удерживать квалифицированные рабочие кадры.

            альтернативный режим рабочего времени, использование двух работников на условиях неполной занятости. Он представляет деление рабочих мест, но два человека работают на одном рабочем месте попеременно.

По легитимности трудоустройства занятость может подразделяться на формальную и неформальную. Формальная занятость – занятость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформальная занятость - занятость, не зарегистрированная в официальной экономике. По формам организации занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. Стандартная занятость – это занятость, предполагающая постоянную работу при восьмичасовом рабочем дне и 40-часовой рабочей недели. Нестандартная занятость выходит за эти рамки. К последней относится занятость на дому, вторичная занятость, командировочная занятость, временная занятость и случайные работы.

2.2 Рынок труда в системе различных рыночных условия (на примере России и США).

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития. Под действием различных рыночных условий формируется рынок труда со своими особенностями и спецификой. Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. В сравнении со средствами, имеющимися в распоряжении центральной и местной власти в развитых странах, финансовые, материальные и кадровые ресурсы, которыми располагают соответствующие государственные органы в России для разработки и проведения политики занятости, крайне ограничены. Поэтому качественно иное значение приобретает правильный выбор приоритетов. Формирование в России рынка труда диктует необходимость разработки политики занятости, учитывающей специфику переходной экономики, национальные особенности, менталитет населения. Это не исключает использование некоторых принципов и подходов, характерных для стратегий занятости в странах с рыночным хозяйством, что, однако, возможно лишь при условии их адаптации к российским реалиям. Рыночные отношения в России в сфере труда находятся в процессе становления.

        К концу 2005 г. в России численность экономически активного населения составила 73,9 млн. чел. Экономической деятельностью были заняты 68,2 млн. человек (или 102,2% к уровню соответствующего периода 2004 г.). Уровень общей безработицы составляет 7,7% против 8,2% в 2004 г[15]. За содействием в трудоустройстве обратились 6,4 млн. человек, или 8,6% численности экономически активного населения. 3,3 млн. человек были признаны в установленном порядке безработными[16].

На современном этапе, на американском же рынке труда сложилась довольно стабильная ситуация. С января по август 2006г. уровень безработицы колебался в переделах 4,6 - 4,7% (рис. 9). По данным Бюро трудовой статистики Министерства труда, в августе 2006г. в стране насчитывалось 7,1 млн. безработных, что составляло 4,7% общего количества занятых. Во время последнего экономического кризиса, в 2001-2003гг., американская экономика потеряла 2,9 млн. рабочих мест, уровень безработицы в июле 2003г. подскочил до рекордных 6,4%. Однако уже в конце 2003 – начале 2004г.  было создано более 400 тыс. рабочих мест, ситуация в экономике постепенно стала улучшаться. На протяжении последних лет уровень безработицы постоянно снижается, и в результате в июне  2006г. он достиг рекордно низкой отметки. Всего в 2004-2006гг. было создано более 6,6 млн. новых рабочих мест[17].

В 2005г. в России  численность граждан, не занятых трудовой деятельностью, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, увеличилась на 1,8% и составила 5,04 млн. человек. В этот же период при содействии органов службы занятости трудоустроено было 4,1 млн. человек, из них 1,6 млн. признанных в установленном порядке безработными, что превышает указанный показатель прошло года на 11,4%. В результате взаимодействия с работодателями российский банк вакансий ежемесячно пополнялся.

За период с августа по октябрь 2006г. вне сельскохозяйственного сектора экономики США было создано 470 тыс. новых рабочих мест. В основном рост занятости наблюдается в сфере услуг, здравоохранения, образования и ресторанного бизнеса, в то время как в производственной отрасли и строительстве количество рабочих мест несколько снизилось. В октябре 2006г. размер средней заработной платы вырос на 6%[18]. В 2006г. в американской экономике  создавалось более 100 тыс. новых рабочих мест ежемесячно, что свидетельствует о достаточно стабильном положении в сфере занятости.

Проблемы же российского рынка труда разнообразны по своим причинам, проявлениям и последствиям. Они неразрывно связаны с процессами, происходившими в российской экономике в 90-е годы и продолжавшимися в новом столетии. Основные проблемы, мешающие российскому рынку труда развиваться и быть более эффективным, таковы: низкая цена труда; огромное неравенство в доходах; бедность; безработица; глубокие структурные и межрегиональные диспропорции; неразвитость инфраструктуры; слабость профсоюзов; низкая трудовая мобильность работников и их незащищенность: социальный пессимизм; депопуляция; «утечка мозгов»; недостатки институциональной среды.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Формы регулирования рынка труда

3.1 Государственное регулирование рынка труда.

       Воздействие государства на функционирование рынка труда связано с реализацией комплекса экономических и социальных задач. Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления[19].

        Государство регулирует работу рынка труда с помощью как административных, так и экономических рычагов. Огромную роль играет трудовое законодательство страны, определяющее права и обязанности сторон, вступающих в трудовые отношения: работников, работодателей, профсоюзов. Законодательно устанавливается: возраст выхода на пенсию; минимальный уровень заработной платы; коэффициент повышения оплаты сверхурочных работ; нормы безопасности труда; льготы отдельным категориям работников; ограничения по привлечению к труду детей, беременных женщин и т.д. Законы страны запрещают дискриминацию в трудовых отношениях, определяют порядок заключения коллективных договоров, регулируют деятельность профсоюзов. Государство с помощью иммиграционного законодательства регулируют въезд в страну и использование иностранной рабочей, тем самым, влияя на предложение труда в сегментах национального рынка труда.

Весьма разнообразны меры экономического регулирования трудовых отношений. Их суть заключается в организации общественных работ, создании новых рабочих мест, развитии системы обучения и переподготовки, включают стимулирование или торможения экономических процессов, налоговую, кредитно-денежную политику, госзакупки, политику в области амортизации основных фондов, бюджетное субсидирование ряда отраслей.

Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. Существуют субсидии, специально направленные на стимулирование занятости. Они бывают двух видов: субсидии найма (работодатель получает определенную сумму на каждого вновь принятого работника) и субсидии занятости (в расчете на всех занятых).

Реализация активной политики занятости на рынке труда, включает проведение мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных и несовершеннолетних граждан, позволяет оказывать материальную поддержку детям из малообеспеченных семей.

Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных. К основным функциям биржи труда можно отнести: сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах; профориентация, переподготовка и трудоустройство населения; участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости; контроль за соблюдением трудового законодательства; постановка на учет безработных и оказание им помощи, социальная защита населения и содействие местным органам власти в организации общественных работ.

В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из федеральной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда. К приоритетным направлениям служб занятости можно отнести:

      содействие трудоустройству;

      дополнительные меры по содействию занятости лиц, особенно нуждающихся в социальной защите, включая квотирование рабочих мест;

      создание новых и дополнительных рабочих мест для отдельных приоритетных социальных групп населения за счет целевого субсидирования работодателя;

      организация общественных работ и временной занятости населения; содействие самозанятости и предпринимательской деятельности;

      профессиональная ориентация и консультирование;

      обучение и переобучение безработных.

В 2005г. при содействии органов службы занятости трудоустроено 4,1 млн. чел, из них 1,6 млн. признанных в установленном порядке безработными. В 2005 г. среднемесячная численность безработных граждан, получающих пособие по безработице, составила около 1,5 млн. человек. Среднемесячная численность безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, которым оказалась материальная помощь, составила 5,5 тыс. человек. Государственные услуги по организации временной занятости несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет оказаны 627 тыс. подростам, которые были трудоустроены и принимали участие в благоустройстве и озеленении населенных пунктов, в с/х работах, помощи лицам пенсионного возраста и инвалидам. Государственные услуги по профессиональной ориентации оказаны 6047 тыс. чел, или 93,3% обратившихся в органы службы занятости[20].

Информация о работе Рынок труда и государственное регулирование занятости в России