Рынок труда и государственное регулирование занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать сущность рынка труда в России, происходящие изменения и роль государственного регулирование в сфере занятости. Основные задачи работы – выявить особенности присущие рынку труда России, раскрыть проблемы формирования и стабильного функционирования рынка труда в сегодняшних условиях, рассмотреть занятость населения, формы государственного регулирования рынка труда и влияние профессиональных союзов.

Содержание работы

Глава 1. Рынок труда в России 6
1.1 Понятие и структура рынка труда. 6
1.2 Механизм функционирования рынка труда. 9
1.3 Особенности рынка труда в России.Спрос и предложение рабочей силы. 13
Глава 2. Занятость населения 18
2.1 Понятие и виды занятости. 18
2.2 Рынок труда в системе различных рыночных условий (на примере России и США). 21
Глава 3. Формы регулирования рынка труда 24
3.1 Государственное регулирование рынка труда. 24
3.2 Деятельность профсоюзов. 29
Заключение 32
Приложение 35
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Рынок труда.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Важную роль для общества в целом в системе трудовых отношений в частности играет система социальной защиты населения. Социальное государство во Франции характеризуется разделением семейной и общественной сфер. По этой причине в стране преобладает либеральная идеология, направленная на регулирование социально-экономических проблем преимущественно рыночными механизмами без серьезного вмешательства государства. Однако французская система социальной защиты охватывает почти все группы населения страны. Система социальной защиты Франции, с одной стороны, представляет собой страховую модель, ориентированную на полную занятость, а с другой – несет в себе элементы принципа универсализма скандинавского образца.[21] Это проявляется в следующем: во-первых, в наличии более обширных программ социальной помощи, которые направлены на более быструю профессиональную и социальную адаптацию получающих такую помощь граждан, во-вторых, в существовании во Франции базового пенсионного обеспечения, которое финансируется также из государственного бюджета. Существование в пенсионной системе базовых пенсий дает право женщинам получать базовое пенсионное обеспечение независимо от того, был ли у них трудовой стаж или нет. Важная характеристика французской политики – наличие широкого разнообразия мер, направленных на стимулирование рождаемости. Это прежде всего предусмотренные социальным законодательством различные льготы и надбавки в денежном измерении, которые выплачиваются при рождении в семье больше двух детей. Интересная особенность французской семейной политики – возможность получения социальных услуг (например, детских пособий) не только супругами, находящимися в законном браке, но и незарегистрированными парами. В последние годы рынок труда Франции демонстрирует прирост женской занятости.

Модель социального государства, характерную для Дании, обычно обозначают как «скандинавскую». Социальные услуги определяются в ней как гражданские права, а все граждане имеют на равное, финансируемое за счет налогов, социальное обеспечение. Получение социальных услуг гарантируется всем жителям страны и не обуславливается занятостью и уплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности, предлагаемой этой моделью, довольно высок. Важный признак датского социального государства – это традиционно слабое разделение экономической и семейной сфер. Еще одной специфической чертой датского рынка труда стало его сегментирование на типично мужские и женские виды занятости. Особенность государственной семейной политики Дании служит способ выплат детских пособий. Право получения пособия не обуславливается числом детей в семье или недостатком средств на их содержание, пособие определяется на каждого ребенка. Все виды пособий не считаются доходом и не облагаются налогом. Датское социальное государство представляет собой наиболее успешную модель в решении проблем занятости и социальной защиты женщин. Это демонстрируют и показатели женской занятости – самой высокой по сравнению с занятостью остальных государств ЕС, и минимальная разница в оплате женского и мужского труда (2000г. – 16%), и лучшее пенсионное обеспечение женщин. В этом ряду стоит и развитая социальная инфраструктура для социального обслуживания, а так же прогрессивная семейная политика, в активе которой не просто выплата пособий, но и меры, направленные на поддержание семейных отношений[22].

Исследования американского опыта регулирования трудовых отношений показывают что, несмотря на широкой спектр установленных норматив, США остаются страной с относительно слабым регулированием рынка труда[23].         

Вместе с тем в США растущее внимание на всех уровнях власти уделяется созданию условий для повышения конкурентоспособности трудоспособных лиц на рынке труда, что находит выражение, в частности в совершенствовании законодательства о расширении доступности образовательной и профессиональной подготовки.

3.2 Деятельность профсоюзов.

Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) – коллективная организация, объединяющая наемных рабочих с целью улучшения условий занятости, представление и защиты их интересов. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, разрешают трудовые споры. Профсоюзы могут быть не только отраслевыми, включающими представителей различных профессий, работающих в данной отрасли, но и цеховыми, объединяющими работников одной профессии.

Важнейший элемент отношений между профсоюзами и администрацией – коллективное соглашение. При заключении соглашения рассматриваются аспекты труда, связанные с денежным вознаграждением (оплата сверхурочной работы, праздничных дней и отпусков, медицинское страхование, пенсии), гарантия занятости, порядок определения трудового стажа, критерий вынужденных увольнений, условия труда, регулирование трудовых споров. В трудовом соглашении по-разному могут определяться права профсоюзов и администрации. Возможные варианты это: фирма принимает на работу только членов профсоюза; все работающие в фирме должны в определенный срок вступить в профсоюз; в фирме могут работать не только члены профсоюза.

Трудовые конфликты и ссоры – неотъемлемая часть трудовых отношений. Одним из способов их разрешения служит забастовка – согласованное прекращение работы персонала ради выполнения его требований. Успех подобного рода формы протеста зависит от целого ряда факторов: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом свой рынок; от  финансовых ресурсов фирмы; от способности самого профсоюза причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих связанные с забастовкой.

Но основная задача деятельности профсоюза – повышение заработной платы[24]. Можно выделить основные методы, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели:

      Профсоюзы могут ограничивать предложение труда

      Профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия.

      Профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд.

Профсоюзы также пытаются использовать законодательство для достижения такой своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые являются потенциальными заменителями труда работников. Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего субъекта, но и осуществляли обратную связь, выполняли защитную функцию, снижая этим социальное напряжение.

В дореволюционной России профсоюзное движение, подавляемое монархическим государством, не смогло достичь необходимой степени зрелости. Позднее, при советской власти, профсоюзы функционировали как часть партийно-государственного механизма. Они совершенно не вмешивались во многие вопросы, традиционно составляющих ядро профсоюзной деятельности. Будучи зависимыми, от руководства страны, советские профсоюзы, тем не менее,  играли важную роль в решении многочисленных социальных проблем. Без согласия профкома нельзя было уволить ни одного занятого. Через систему профсоюзов распределялись разнообразные льготы, путевки в санатории, оказывалась материальная помощь. В настоящее время российские профсоюзы делают лишь первые шаги к установлению принципиально новых взаимоотношений и с государством, и с предприятиями. Если говорить о деятельности профсоюзов России в период нэпа, важно отметить, что за короткий период они сумели перестроить свою работу, добиться доверия большинства рабочих. При проведении «нового курса» экономического развития страны профсоюзы достаточно конструктивно сотрудничали с органами советской власти. Они наладили сотрудничество с наркомами труда, здравоохранением, посвящением, что давало свои результаты. В годы нэпа сложилась юридическая база, обеспечивающая права профсоюзов при их взаимодействии с органами государственной власти. Профессиональные союзы оказывали существенное влияние на экономическую политику, отказавшись от исполнения государственных функций, приобретенных в годы гражданской войны, они сумели найти свое место в новых условиях выступая в качестве серьезного партнера государства.

Крупнейшее объединение профсоюзов – Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) – является прямым «наследником» советских профсоюзов и объединяет большинство занятых на государственных и приватизированных предприятиях.[25] В деятельности ФНПР все еще велики элементы формализма и бюрократии, а способность отстаивать интересы трудящихся ограниченна. Тем не менее, современные российские профсоюзы (особенно на местном уровне) уже перестали быть послушными придатками государства. Организация ими забастовок и массовых акций протеста – первые признаки самостоятельной роли профсоюзного движения.

В первые годы перехода к рыночной экономике во всей странах наблюдалось снижение профсоюзного членства. Причиной этого явления послужил ряд факторов: снижение уровня жизни в 1990г., высокий уровень безработицы, приватизация и отраслевая реструктуризация, рост числа малых и средних предприятий. В результате в середине 1990-х годов профессиональное членство, например, в Болгарии  составляло 51,4%, в Венгрии – 52,5% , в Польше – 27%, в Румынии - 74,8%, в Чехии – 26,4%[26]. В настоящее время в профсоюзном движении Чехии, Эстонии, Словении, Словакии доминируют представительные конфедерации и альтернативные профсоюзы. В таких странах, как Польша, Венгрия, на профсоюзном поле действует значительное число конкурирующих конфедераций, отличающихся по политическим и выражающие разные профессиональные интересы.

Заключение.

Современный рынок труда в России обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации.

Преодоление отставания России от развитых стран возможно при ставке на человеческий капитал, который в 21 веке становится главным фактором успешного развития государства. Для этого необходимо урегулировать ситуацию на рынке труда: улучшить условия труда, повысить эффективность профессионального образования, обеспечить гарантированную трудовым законодательством защиту трудящихся. При разработке стратегических решений в области регулирования рынка труда следует учитывать реально сложившуюся в стране ситуацию, опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, логику развития с учетом складывающихся тенденций.

Решение демографической проблемы также требует ряд мер: повышение рождаемости, борьба со смертностью. При этом нельзя забывать о том, что при принятии соответствующих мер, реальные результаты будут достигнуты в горизонте одного поколения, тогда как проблема дефицита рабочей силы необходимо решать уже сейчас. Необходим комплекс дополнительных мер по решению структурных проблем на рынке труда. В этот связи единственными мерами, способными дать быстрый результат, становятся: стимулирование иммиграции; оптимизация использования человеческого капитала; вовлечение в производство экономически неактивного населения.

Возможности расширения занятости, сокращение безработицы в первую очередь зависят от инвестиционных вложений в создание новых рабочих мест и от темпов экономического роста. Отсутствие этих условий усиливает отраслевую неоднородность спроса на рабочую силу. В настоящее время российская экономика испытывает недостаток в новых трудосберегающих технологиях. В условиях зарождающегося дефицита квалифицированных трудовых ресурсов их применение чрезвычайно актуально. 

Исследование проблем спроса на рабочую силу позволяет заключить, что они остаются достаточно острыми, однако содержательное их наполнение в значительной степени изменилось. Основное внимание смещается от количественных характеристик спроса на труд к его качественным показателям. Важной причиной стал переход к стадии экономичного роста. Если во время спада экономики первостепенными часто становились конъюнктурные задачи снижения напряженности на рынке труда, то в период ее подъема – максимально эффективное использование труда, обеспечение высокого спроса на рабочую силу в приоритетных отраслях экономики.     

Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы. В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития.

Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

Также необходимо сказать о деятельности профсоюзов. С позиции макроэкономических процессов свою стратегию профсоюзы должны нацелить на создание более благоприятных условий для воспроизводства рабочей силы. На нынешнем этапе, учитывая положение российской экономики, она будет носить защитный характер, определяя постановку целей в области миграционной, внешнеторговой и социальной политики.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

Информация о работе Рынок труда и государственное регулирование занятости в России