Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 16:53, курсовая работа
В работе высказано предположение, что социально-экономические причины миграции оказывали прямое влияние на формы, в которой она осуществлялась (свободная и насильственная), а также на результаты колонизации. Успешность миграции зависела не только от социально-экономических причин и форм миграции, но и от субъективных социально-психологических факторов и форм миграции, таких, как: субъективное восприятие аграрного кризиса, существующие мифы, легенды и слухи о жизни на новых землях; при этом большую роль играли такие социально-психологические механизмы.
Введение………………………………………………………………………………………….
1. Теоретические основы рынка труда………………………………………………………….
1.1 Рынок труда: понятие, сущность, структура, типы, формы, функции………………….
1.2 Механизм и особенности функционирования рынка труда……………………………..
1.3 Особенности современного этапа формирования и становления российского
рынка труда……………………………………………………………………………..…
2. Анализ рынка труда в экономике России ……………………………………………….…
2.1 Оценка ситуации и тенденции развития рынка труда Российской Федерации…….…
2.2 Рынок труда в Регионах…………………………………………………………………...
3. Регулирование российского рынка труда …………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………..
Приложения……………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………………………….
Субъекты рынка труда – наемные работники и их объединения (профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.
Наемные работники – это участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру, который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе. Наемные работники различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и профессиональной подготовки. С 1995 года в статистике Российской Федерации стали проводить самостоятельный анализ наемных работников по некоторым из этих параметров. Учитывая, что абсолютное большинство занятых (около 90%) – это наемные работники, такой анализ дает представление о качестве рабочей силы, о способности и готовности индивидуумов участвовать в рыночных отношениях и выбирать способы этого участия. Для защиты интересов наёмных работников существуют различные институты. Наиболее массовые организации трудящихся – профсоюзы создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.
Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства. Статистика пока не дает точной численности и не анализирует качественный состав работодателей. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий). Он может иметь часть (иногда не малую) акций предприятия. На государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, принимают и увольняют персонал от имени акционеров и государства.
Правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда. Для нормального функционирования рынка труда необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы записаны в Конституции Российской Федерации, в законе «О занятости населения Российской Федерации», в других законах. Они конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства, в Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, принимаемых ежегодно или на два года, в коллективных договорах предприятия. Успешное функционирование рынка труда также невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости – разработки и осуществления Федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.
Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение ее как реакции субъектов рынка труда на информацию о рыночной цене труда и конкуренции.
Спрос на рабочую силу производен от спроса на другие товары. Он определяется с учетом объема и структуры общественной потребности в труде. На величину спроса на рабочую силу влияют следующие факторы:
Предложение рабочей силы отражает численность и состав экономически активно населения. На величину предложения рабочей силы оказывают влияние следующие факторы:
Цена рабочей силы – реальная и номинальная заработная плата. В общую сумму заработной платы включаются премии, социальные выплаты, дивиденды и т.д. Цена рабочей силы будет тем выше, если спрос на рабочую силу будет превышать ее предложение. Цена рабочей силы будет тем ниже, если спрос на рабочую силу меньше ее предложения. Цена рабочей силы меняться не будет, если спрос и предложение на рынке труда взаимно уравновешены.
Конкуренция на рынке труда может быть:
Уровень конкуренции на рынке труда можно оценить по уровню сбалансированности между спросом на рабочую силу и ее предложением. Это соотношение характеризует конъюнктуру рынка труда:
Инфраструктура рынка труда представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д. Основным элементом инфраструктуры рынка труда является государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодёжи, центр занятости женщин, служба занятости «Триза», биржа труда для инвалидов и т.д.). Фонд занятости, так же государственная служба занятости, структурирован по уровням, от федерального до районного. Он формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов с заработка работающих (занятых индивидуальной трудовой деятельностью).
Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, - необходимый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников и к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и т.п.
Теория рынка труда различает типы, формы и разновидности рынка труда. Среди типов различают внешний, или профессиональный, рынок труда и внутренний, или внутрифирменный, рынок труда. Как форму можно назвать гибкий рынок труда в отличие от традиционного. Среди разновидностей выделяются открытый и скрытый рынок труда.
Внешний (профессиональный) рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Он характеризует отношения между продавцами и покупателями труда в масштабе страны, региона, отрасли. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, т.е. он предполагает возможность свободного перехода с одного места работы на другое. Внутренний (внутрифирменный) основан на движении кадров внутри предприятия, либо на перемещении работника на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать для других предприятий, так как они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.
Сравнительно новым проявлением рыночных отношений в сфере труда является появление и развитие гибкого рынка труда, который можно характеризовать как форму приспособления рынка труда к структурной перестройке экономики в промышленно развитых странах, приведшей к сокращению удельного веса занятых в сфере производства и росту доли занятых в сфере услуг. Становление гибкого рынка труда способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени. Гибкие формы занятости достигаются введением на предприятиях, в фирмах режимов неполного рабочего времени, надомного труда, работы по вызовам, гибких режимов рабочего времени, а также приемом временных работников, поощрением так называемой самостоятельной занятости.
Кроме типов и форм выделяют еще некоторые разновидности рынка труда. Среди них открытый и скрытый рынок труда.
Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, представленное на рынке труда. Этот контингент, в свою очередь, делится на:
Скрытый рынок труда слагается из работников, занятых на предприятиях и в организациях, но имеющих большую вероятность потерять занятость и оказаться без работы. К этой разновидности рынка труда могут быть отнесены и работники, формально числящиеся на предприятиях, но не работающие и не получающие заработную плату.
Наличие и взаимодействие
всех элементов рынка труда
Важнейшим компонентом рынка труда является механизм его функционирования. Последний иногда выдают за сам рынок труда, что совсем не точно, поскольку он не охватывает всего круга отношений, присущих рынку труда.
Механизм рынка
труда представляет собой взаимодействие
и согласование разнообразных интересов
работодателей и
На рынке труда под спросом на рабочую силу понимают потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Под предложением рабочей силы понимают занятых наемных работников, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов и с учетом располагаемого дохода и времени.
В классическом варианте механизм функционирования рынка труда выглядит следующим образом. Появление дополнительного спроса на определенный вид товара меняет ситуацию, сложившуюся на рынках капиталов (на фондовых биржах). В результате возрастает стоимость акций предприятий, способных изготовить дефицитный товар (удовлетворить возросший спрос на него). Начинается перелив капиталов в перспективное производство. Открытие нового или расширение действующего производства требует дополнительных ресурсов, в том числе и рабочей силы, что и обуславливает рост спроса на нее1.
Взаимодействие спроса и предложения показано на рисунке.
Рис.1.1 Спрос и предложение на рынке труда
Кривая предложения труда направлена вверх, поскольку работники готовы жертвовать свободным временем и работать больше при повышении заработной платы, т.е. предложение труда растет (при прочих равных условиях). Эта зависимость выражает действие закона предложения труда.2
Напротив, кривая спроса направлена вниз ввиду того, что при росте издержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается стоимость (цена) изделий, создаваемых дополнительным трудом, снижается прибыль. Работодателям такая ситуация невыгодна и они сокращают прием рабочих, т.е. с ростом заработной платы (цены труда) спрос на рабочую силу падает. Эта обратная зависимость выражает действие закона спроса на труд.3
Информация о работе Рынок труда и трудовая миграция в экономике России