Рынок труда и трудовая миграция в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

В работе высказано предположение, что социально-экономические причины миграции оказывали прямое влияние на формы, в которой она осуществлялась (свободная и насильственная), а также на результаты колонизации. Успешность миграции зависела не только от социально-экономических причин и форм миграции, но и от субъективных социально-психологических факторов и форм миграции, таких, как: субъективное восприятие аграрного кризиса, существующие мифы, легенды и слухи о жизни на новых землях; при этом большую роль играли такие социально-психологические механизмы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….
1. Теоретические основы рынка труда………………………………………………………….
1.1 Рынок труда: понятие, сущность, структура, типы, формы, функции………………….
1.2 Механизм и особенности функционирования рынка труда……………………………..
1.3 Особенности современного этапа формирования и становления российского
рынка труда……………………………………………………………………………..…
2. Анализ рынка труда в экономике России ……………………………………………….…
2.1 Оценка ситуации и тенденции развития рынка труда Российской Федерации…….…
2.2 Рынок труда в Регионах…………………………………………………………………...
3. Регулирование российского рынка труда …………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………..
Приложения……………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Рынок нелегальных мигрантов и торговли людьми.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

Источник: Россия в цифрах, 2002: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2002

 

Заключение

Возникновение в последнее время ряда новых явлений и тенденций на российском рынке труда, к которым относятся:

    • увеличение численности трудоспособного населения и численности занятых в экономике;
    • изменения отраслевой структуры занятости (снижение численности занятых в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, строительстве, образовании, науке; повышение – в сфере транспорта и связи, торговле, управлении, финансовой отрасли);
    • значительные масштабы неполной и неэффективной занятости (скрытой безработицы);
    • массовое участие населения в неформальном секторе экономики;
    • постоянный рост числа молодежи среди российских безработных;
    • рост безработных с достаточно высоким уровнем образованиям;
    • сокращение спроса на высококвалифицированных специалистов и, как следствие, деградация качества трудовых ресурсов;
    • сохранение высокой чувствительности рынка труда в результате изменения структуры рабочего времени и размеров реальной заработной платы при малоэффективном управлении занятостью;
    • различные уровни развития регионов Российской Федерации и другие.

Для преодоления негативных явлений на рынке труда необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства о занятости, поскольку в нем остается много «белых пятен», и это негативно влияет на степень социальной защищенности людей, оставшихся без работы.

Необходимо ведение  в российское законодательство понятия «частично безработный». Из-за его отсутствия миллионы граждан вынуждены по инициативе работодателя трудиться неполный рабочий день (или неполную рабочую неделю) или отправляться из-за временного сокращения производства в отпуск без оплаты. Также они не могут рассчитывать на социальную поддержку со стороны работодателя и государства.

Имеется объективная  потребность учесть в действующем  законодательстве о занятости особенности  и специфику различных социально-демографических групп. Так, например, молодые люди должны иметь законодательно закрепленный преимущественный доступ к переподготовке кадров или экономический стимул для перемещения в другой регион, где имеются подходящие трудовые вакансии.

Также нужно изменить политику оплаты труда. Заработная плата должна стать инструментом активной экономической политики. Необходимо, чтобы она стимулировала движение работников между отраслями и регионами в соответствии со сформулированными экономическими приоритетами. Оплата труда должна определяться не только текущим спросом на рынке труда, но и интересами государства. С этой целью возможно широкое использование тарификации оплаты труда на предприятиях и в организациях независимо от формы их собственности.

Необходимо правовыми  и экономическими методами стимулировать заинтересованность предприятий в регулярном обучении и повышении квалификации своего персонала, восстановить их уверенность в качестве обучения, которое обеспечивается местными образовательными учреждениями. В связи с этим целесообразно поставить вопрос о введении соответствующей системы налогов и субсидий. В рамках этой системы налоги с заработной платы могут собираться с предприятий в фонд профессионального обучения. Из этого фонда возможно финансирование профессионального обучения  и предоставление субсидий предприятиям, имеющим собственные (зарегистрированные) учреждения для профессиональной подготовки. Также возможно введение дополнительных налогов на предприятия, не гарантирующие периодическую профессиональную подготовку своих работников.

Если выполнить все  эти предложения, то можно достичь  в России эффективной занятости, существенно снизить уровень  безработицы, обеспечит слабо защищенным гражданам законодательную защиту их прав и интересов, повысить образовательный  потенциал работников и других показателей и факторов, которые в России ещё не совершенны. 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Ахапкин Н., Филлипова И. Российский рынок труда: состояние и перспективы // Консультант директора. – 2002. - №22
  2. Вишневская Н.Т. Рынок труда в канун XXI века: основные тенденции // Труд за рубежом. – 2001. - №2
  3. Власова И., Кулешова Е. Российский рынок труда в 2000 году // Человек и труд. – 2001. - №4
  4. Гарсия-Исер М.Х. Рынок труда России. Монография. – М.: Фаст-Принт, 1998
  5. Гарсия-Исер М., Голодец О., Смирнов С. Критические ситуации на региональных рынках труда // Вопросы экономики. – 1997. - №2
  6. Джинджолия А, Михнева С. К вопросу о содержании и природе внутреннего рынка труда // Человек и труд. – 2002. - №9
  7. Кашепов А. Об оценке эффективности политики на рынке труда // Общество и экономика. – 2001. - №6
  8. Кашепов А. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы // Общество и экономика. – 1997. - №7-8
  9. Кашепов А. Политика на рынке труда // Общество и экономика. – 2001. - №5
  10. Котляр А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. – 1998. - №1
  11. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000
  12. Покрытан П.А. Рынок рабочей силы: вопросы теории и практики его становления / П.А. Покрытан. – М., 2001
  13. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда  в переходной экономике России. – М., 1999
  14. Российский статистический ежегодник, 2001
  15. Россия в цифрах, 2002: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2002
  16. Рофе А.И. и др. Экономика труда: Учеб. для вузов / А.И. Рофе, В.Т. Стрейко, Б.Г. Збышко; Под. ред. А.И. Рофе. – М.: Издательство «МИК», 2000
  17. Рофе А.И., Збышко Б.Г. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие. – М.: Издательство «МИК», 1997
  18. Рудаков М.Н. Рынок труда: закономерности и механизмы функционирования / Петрозавод. Гос. Университет. – Петрозаводск, 2001
  19. Руденко Г.Г., Кулаков М.И., Карташов С.А. Рынок труда: Учебник. – М., 1997
  20. Рынок труда в России: состояние, трансформация, прогноз: Материалы II региональной научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, 30 марта 1999 г.), РГЭУ. – Р н/Д, 2000
  21. Рынок труда и доходы населения / Под ред. Н.А. Волгина. Учебное пособие – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999
  22. Рынок труда: проблемы формирования и регулирования / А.В. Кашепов, В.В. Трубин, С.С. Утинова. – М.: Наука, 1995
  23. Рынок труда: Учебник / В.И. Бобков, Б.Д. Бреев, В.С. Буланов и др.; Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте РФ. – М.: Экзамен, 2000
  24. Рынок труда: Учебник / Под. ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2000
  25. Стригунов Е. В России 10 миллионов «лишних» женщин // Комсомольская правда. – 2003. - №78 (23023), стр. 8
  26. Тенденции на рынке труда в 2001 году (по материалам Госкомстата России) // Вопросы статистики. – 2002. -№9
  27. Чернейко Д.С. Формирование рынка труда: опыт, проблемы. – СПб, 1999
  28. Щегорцов А. Российский рынок труда: оценка ситуации // Консультант директора. – 2001. - №15
  29. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000

 

1 Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие/ Под ред. П.В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000

2 Закон предложения труда – закон, устанавливающий прямую зависимость между ценой труда и величиной предложения труда в течение определенного периода времени (Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 6-е изд., перераб. и доп. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 )

3 Закон спроса на труд характеризует обратную зависимость между ценой труда и его покупаемым количеством: чем выше цены на труд, тем меньшее количество работников работодатель примет на работу (Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 6-е изд., перераб. и доп. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 )

4 Рынок труда и доходы населения / Под ред. Н.А. Волгина. Уч. пособие. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999

5 Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования/ А.В. Кашепов, В.В. Трубин, С.С. Утинова – М.: Наука, 1995

6 Рынок труда в России: состояние, трансформация, прогноз. Материалы II региональной научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, 30 марта 1999 г.), РГЭУ. – Р н/Д, 2000

7 Стригунов Е. В России 10 миллионов «лишних» женщин // Комсомольская правда. – 2003. - №78 (23023), стр. 8

8 Экономически активное население, согласно стандартам Международной организации труда (МОТ), состоит из всех лиц, представляющих свой труд для производства материальных ценностей и услуг в течение одного периода статистического обследования, и включает занятых и безработных.

9   Трудоспособный возраст определен как 16-59 лет для мужчин и 16-54 – для женщин.

10 Данные даны на конец ноября 2001 года.

11 Уровень зарегистрированной безработицы – по данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, на конец года.

12 Предельно допустимый уровень безработицы по стране составляет 2 – 4%.

13 По данным обследований населения по проблемам занятости.

14 Вакантность рабочих мест -  отношение заявленной потребности в работниках к ее среднесписочной численности или отношение незанятых рабочих мест к занятым.

15 Легкая промышленность (Ивановская, Владимирская области), а также машиностроение, отрасли ВПК (Удмуртия, Псковская область).

16 В составе фондов занятости находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей.

17 Последняя редакция Закон «О занятости населения Российской Федерации» принята 10 января 2003 года.

18 Щегорцов А. Российский рынок труда: оценка ситуации // Консультант директора. – 2001. - №15

19 В соответствии с Законом РФ от 13 января 1996 г. №12 – ФЗ «Об образовании».

20 По данным МВД РФ.




Информация о работе Рынок труда и трудовая миграция в экономике России