Рынок труда и трудовая миграция в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

В работе высказано предположение, что социально-экономические причины миграции оказывали прямое влияние на формы, в которой она осуществлялась (свободная и насильственная), а также на результаты колонизации. Успешность миграции зависела не только от социально-экономических причин и форм миграции, но и от субъективных социально-психологических факторов и форм миграции, таких, как: субъективное восприятие аграрного кризиса, существующие мифы, легенды и слухи о жизни на новых землях; при этом большую роль играли такие социально-психологические механизмы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….
1. Теоретические основы рынка труда………………………………………………………….
1.1 Рынок труда: понятие, сущность, структура, типы, формы, функции………………….
1.2 Механизм и особенности функционирования рынка труда……………………………..
1.3 Особенности современного этапа формирования и становления российского
рынка труда……………………………………………………………………………..…
2. Анализ рынка труда в экономике России ……………………………………………….…
2.1 Оценка ситуации и тенденции развития рынка труда Российской Федерации…….…
2.2 Рынок труда в Регионах…………………………………………………………………...
3. Регулирование российского рынка труда …………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………..
Приложения……………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Рынок нелегальных мигрантов и торговли людьми.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

На протяжении последних пяти лет (с 1998 г.) численность  безработных существенно снизилась. В 1998 г. она составляла 8902,1 тысяч человек, в 1999 г. – 9093,7 тысяч человек, в 2000 г. – 6999,1 тысяч человек и в 2001 г. – 6303,4 тысяч человек. таким образом, в этот период (с 1998 по 2001 гг.) численность безработных снизилась на 2598,7 тысячи человек. Большее количество безработных – женщины, но с каждым годом в этот период их численность уменьшается (общее снижение за четыре года составило 1279,9 тысяч человек). В 2001 г. безработных-женщин было 45,9% от общей численности безработных. Численность безработных-мужчин снизилась в период с 1998 по 2001 гг. на 247,3 тысяч человек, в 2001 г. безработные-мужчины составляли 29,2% от общей численности безработных. Растет число безработных студентов, учащихся и пенсионеров. В период с 1998 по 2001 гг. их количество выросло на 38,4 тысяч человек13 (Приложение 5, Таблица 11). По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, снизилась на 806,3 тысяч человек (Приложение 5, Таблица 12).

Средний возраст  безработных  в ноябре 2001 г. составлял 34,8 лет. При этом средний возраст  безработных-мужчин составлял 34,7 лет, женщин – 34,9 лет. Самая многочисленная группа безработных – лица в возрасте от 20 до 24 лет, на их долю приходиться 17,7% общей численности безработных (Приложение 6, Таблица 13). Если ранжировать безработных по уровню полученного образования, то 33,3% общей численности безработных имеют среднее (полное) общее образование, 25,2% - среднее профессиональное образование, 13,2% - начальное профессиональное образование и 11,1% - высшее профессиональное образование (Приложение 6, Таблица 14).

Подводя итог вышесказанному, можно назвать следующие тенденции  в сфере занятости населения:

  • увеличение численности трудоспособного населения и численности занятых в экономике;
  • изменения отраслевой структуры занятости;
  • постоянный рост числа молодежи среди российских безработных;
  • рост безработных с достаточно высоким уровнем образованиям и другие.

 

2.2 Рынок труда в регионах России

Анализ рынка  труда необходимо проводить не только по стране в целом, но и в региональном разрезе.

Поскольку единый национальный рынок труда при  отсутствии необходимого уровня мобильности  трудовых ресурсов существует на данном этапе во многом условно, а к ведению федеральных органов власти и управления действующее законодательство относит лишь выработку концепции и основных направлений государственной политики в области занятости, особую актуальность проблема формирования политики занятости приобретает на региональном уровне.

Огромные масштабы нашей страны, мало изученность региональных особенностей оформляющегося рынка  труда, ярко проявляющаяся территориальная  дифференциация российской безработицы, быстрое накопление на местах социально  взрывоопасного материала в виде официальной и скрытой незанятости трудоспособного населения превращают практически любой вопрос региональной политики занятости в острую и злободневную проблему.

Региональный  рынок труда - сложное явление, развивающееся  в результате происходящих в обществе социально-экономических процессов. Для выявления причинно-следственных связей показателей региональных рынков труда необходимо более углубленное исследование различных социальных, демографических, экономических показателей с применением факторного анализа. Проведение факторного анализа - это сложный процесс, включающий поиск модели, адекватно отражающей ситуацию на региональных рынках труда России, а следовательно, и наиболее приемлемой для прогнозных расчетов.

В основу анализа  должны быть положены следующие моменты:

  • оценка как статического (современное состояние рынка труда и занятости населения в регионе), так и динамического (направленность и темпы изменения этой ситуации) критериев региональных рынков труда;
  • нужно ориентироваться на показатели, характеризующие различные аспекты состояния региональных рынков труда и их изменения;
  • показатели должны базироваться на существующих формах статистической отчетности, т.е. рассчитываться с их использованием, что позволяет "снять" вопросы методического характера, которые в последствии могут возникнуть;
  • при межрегиональных сопоставлениях целесообразно пользоваться методом оценок отклонения показателей, характеризующих ситуацию и ее изменения на региональных рынках труда;
  • необходимо предусмотреть сопоставление различных показателей, для чего целесообразно использовать метод взвешенных или невзвешенных баллов.

Многогранность  процессов, происходящих на региональных рынках труда, трудно охарактеризовать каким-то одним универсальным показателем, поэтому предпринимается попытка поиска ряда показателей, с наибольшей степенью точности отражающих реальную ситуацию на рынке труда в регионах.

При разработке конкретных мер государственной  региональной политики следует учитывать  не только количественные различия в уровне социально-экономического развития рынка труда, но и основные факторы, обусловившие эти различия. К эти факторам относятся:

  • наличие у региона внутренних резервов для перелома экономической динамики;
  • зависимость решения внутренних проблем от поддержки на федеральном уровне и от политики местных властей и др.

В качестве важнейшего показателя при оценке сложившейся  ситуации на рынке труда используется, прежде всего, уровень официально зарегистрированной безработицы, его отклонение от среднероссийской величины. На начало 2000г. в Российской Федерации данный показатель составил 1,4%, но в ряде регионов этот показатель превышал среднероссийский в 2 раза и более. Проводимый ежегодно анализ показывает, что состав регионов с наиболее высоким уровнем регистрируемой безработицы достаточно устойчив.

Показателем, характеризующим  неблагополучное положение уже  со стороны спроса на рабочую силу, является вакантность рабочих мест.14 В качестве результирующего показателя спроса на рабочую силу и ее предложения можно рассматривать число зарегистрированных в службе занятости незанятых трудовой деятельностью граждан (безработных граждан), приходящихся на одно свободное рабочее место (вакансию).  

Кроме того, охарактеризовать ситуацию на региональных рынках труда с точки зрения застойности безработицы позволяют такие показатели, как, например, средняя продолжительность регистрируемой безработицы и удельный вес безработных, состоящих на учете более одного года.

Количественная  несбалансированность спроса и предложения рабочей силы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда часто усугубляется качественной несбалансированностью, что подтверждают исследования макроэкономических, демографических и социальных показателей этих территорий, социально-профессионального состава как работающих, так и безработных граждан.

Необходимо  отметить, что еще в доперестроечное  время некоторые районы отличались несбалансированностью рабочих  мест и рабочей силы, что было обусловлено совокупностью многих факторов - демографических, социально-экономических, природных и др. Так, Дагестану, Ингушетии, Калмыкии традиционно были присущи высокий естественный прирост населения, низкий уровень его мобильности, хронический недостаток рабочих мест, большие масштабы незанятого населения. В некоторых регионах застойная незанятость являлась в основном результатом сложившейся структуры рабочих мест, сориентированных преимущественно либо на мужскую занятость (Архангельская область с высоким удельным весом занятости в добывающих отраслях промышленности, морском транспорте, химико-лесном комплексе и др.), либо на женскую (Ивановская область). Во многих областях преобладают предприятия тех отраслей, которые в наибольшей степени подвержены разного рода кризисам.15 Они не смогли выдержать конкуренции с импортной продукцией на внешних рынках и на внутреннем потребительском рынке.

В ходе экономической  реформы в России в ряде регионов на рынках труда сложилась критическая  ситуация. Она характеризуется: отсутствием  механизма «саморегуляции» регионального рынка труда; заметной тенденцией к стихийному воспроизводству кризисного состояния; низкой восприимчивостью к внешним воздействиям и мерам, направленным на вывод рынка труда из кризисного состояния. Оздоровлению региональных рынков труда с критической ситуацией препятствуют инерционные процессы: медленная ротация безработных; ограниченное предложение рабочих мест; длительная продолжительность безработицы. Состав регионов с наиболее высокими уровнями безработицы достаточно устойчив.

Исследование  макроэкономических, демографических и социальных показателей территорий с критической ситуацией на рынке труда свидетельствует, что объективно существуют тенденции, способствующие ее развитию или, наоборот, препятствующие ее возникновению. Вместе с тем в каждом регионе рынок труда формируется под влиянием проводимой в нем политики, сложившихся социальных, культурных, трудовых традиций. Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда характеризуются сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей, а для регионов, в которых состояние рынка труда близко к критическому, трудно прогнозировать его развитие только на основе этих показателей.

Возникновение критической ситуации на рынках труда  в регионах приводит чаще всего к  сокращению реальных доходов населения и снижению уровня жизни, примитивизации форм занятости, разрушению социальной структуры общества. Государственное вмешательство на предкризисной стадии  дает возможность не только решить конкретные проблемы рынка труда, но и поддержать ориентацию граждан на занятость, социальное признание и вознаграждение в налогооблагаемом секторе экономики. Поэтому несомненный интерес представляет выработка концепций действий органов государственной власти в регионах с критическим состоянием рынка труда.

В настоящее время в стране не проводится эффективной региональной политики, основанной на оценке состояния ситуации на рынке труда и возможных перспектив ее развития, прежде всего в регионах с существенной деформацией структуры населения, спецификой социально-экономического развития - однобокой специализацией, преобладанием производств с высокой концентрацией интеллектуального труда, производств ВПК, отраслей с большим удельным весом предприятий-банкротов. Также отсутствуют четко сформулированные основные принципы регулирования социально-экономического развития регионов с точки зрения сохранения занятости и повышения ее эффективности, недопущения массовой и застойной безработицы. Не проводится четкого разграничения полномочий и функций между центром и субъектами Российской Федерации.

Ситуация в  области занятости населения  в условиях рыночной экономики объективно обуславливает, как показывает и  опыт других стран, необходимость усиления государственной политики, включающей меры по регулированию занятости, в том числе в региональном разрезе. Это предполагает разработку региональных программ занятости, предусматривающих меры социальной защиты населения. Региональные программы должны исходить из общероссийской концепции регулирования рынка труда как фундамента разработки основных направлений такого регулирования. Эти программы, прежде всего в части создания и сохранения рабочих мест, должны учитывать прогноз социально-экономического и демографического развития региона в целом. Существенное значение в этой связи приобретает сопоставление социальных кадастров, содержащих основные показатели социально-экономического положения региона.

В условиях тяжелого перехода к рыночным отношениям современное  состояние занятости населения  усугубляется банкротством предприятий, а также продолжающимся спадом производства, что предполагает активизацию процесса высвобождения рабочей силы и необходимость одновременной разработки экстренных мер по трудоустройству работников в целях недопущения массовой безработицы и ее застойного характера. Особо остро назрела потребность в этом в районах социально-экономического бедствия.

Решение данных проблем невозможно без поддержки  центра, централизованного перераспределения  финансовых ресурсов и увеличения доли федерального бюджета в общих  расходах этих регионов на капитальные вложения. Требуется дальнейшее совершенствование государственной финансово-кредитной и налоговой политики, обеспечивающей экономическую привлекательность отечественных и иностранных инвестиций в регионы, где накоплены значительные резервы незанятой рабочей силы, особенно профессионально хорошо подготовленной. В системе мер по регулированию региональных рынков труда большая роль отводится и активизации работы местных служб занятости, их связи с федеральной службой занятости России.

3. Регулирование  Российского рынка труда

Проводимые  в России социально-экономические  преобразования имеют своей целью  формирование социально благополучно общества, базирующегося на социально  ориентированной рыночной экономике. В ходе продвижения к этой цели на одно из первых мест выдвигается задача эффективного использования трудового потенциала российского общества. В конечном счете именно от решения этой задачи зависят возможности экономического роста и повышения народного благосостояния. Для того, чтобы выполнить эту задачу, требуются сложные социально-экономические механизмы, включающие развитой рынок труда, его государственное регулирование и целую систему социальных гарантий и социальных услуг, подготавливающих человека к трудовой деятельности и способствующих его устойчивому положению на рынке труда на основе его способности эффективно трудиться. Пока же приходиться констатировать резкое падение эффективности трудового потенциала российского общества, негативные тенденции в его количественной и особенно качественной динамике.

Информация о работе Рынок труда и трудовая миграция в экономике России