Рынок труда особенности и проблемы формирования в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Главной целью моей выпускной работы является характеристика динамичного процесса совершенствования государственного регулирования трудовых отношении, законодательной базы в некоторых вопросах, связанных с рынком труда. Но прежде чем переходит к роли государства, к его законодательной базе можно остановиться на необходимых аспектах этой проблемы: социально-экономическая сущность рынка труда, особенности его в Республике Казахстан, инфраструктура рынка труда, социальная защита населения, анализ ситуации, проблема безработицы, занятость населения и перспективы рынка труда в Республики Казахстан.

Содержание работы

Список сокращений стр.4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ХАРКТЕРИСТИКА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА 7
1.1 Понятие, структура и функции рынка труда 7
1.2 Механизм функционирования рынка труда 8
1.3 Государственное регулирование уровня занятости и безработицы 11
2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 14
2.1 Анализ основных индикаторов рынка труда 14
2.2 Анализ состояния рынка труда Республики Казахстан 18
2.3 Проблемы рынка труда Республики Казахстан 20
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 22
3.1 Пути развития рынка труда 22
3.2 Совершенствование регулирования государственного рынка труда 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Рынок труда.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Список сокращений стр.4

 

          Введение

 

Актуальность работы обусловлена тем, что рынок труда  относится к числу важных социальных институтов, от регулирования которых  зависит уровень социальной напряженности в обществе и стабильность в государстве.

Главной целью моей выпускной работы является характеристика динамичного процесса совершенствования государственного регулирования трудовых отношении, законодательной базы в некоторых вопросах, связанных с рынком труда.  Но прежде чем переходит к роли государства, к его законодательной базе можно остановиться на необходимых аспектах этой проблемы: социально-экономическая сущность рынка труда, особенности его в Республике Казахстан, инфраструктура рынка труда, социальная защита населения, анализ ситуации, проблема безработицы, занятость населения и перспективы рынка труда в Республики Казахстан.

Можно отметить следующие внешние факторы: глобализация экономики, международное разделение труда, конъюнктура мировых цен на сырьевые ресурсы, международная миграция,  нелегальная трудовая миграция. Но если говорить о внутренних факторов, то и они определяющее влияют на общее развитие государства: постепенно устойчивое развитие экономики, инновационный характер производства, реструктуризация экономики, развитие малого и среднего бизнеса, рост экономический активного населения, уровень образования и профессиональной подготовки рабочей силы, ситуация на рынке труда в регионах и географическое положение конкретного региона, его запас природными и человеческими ресурсами.    

Поэтому поэтапно прослеживая  все принятые за последние годы государственной  программы, касаемые трудовых отношении  и занятости населения четко  видна направленность на принятие конкретных мер по повышению уровня занятости населения, рост инвестиции человеческие ресурсы.

 

В данной работе использовались на научные труды ведущих экономистов, нормативно – правовые акты Республики Казахстан: Бейсенов С. Инфраструктура рынка труда. Голодец О. Критическая ситуация на рынках труда. Заславский И. Характеристика рынка труда. Подшибякина Н. Рынок труда и единое экономическое пространство.

Продолжает сохранять  свою актуальность проблема занятости  сельского населения, в  малых  городах.

Следует отметить узковедомственный характер воздействия органов по вопросам занятости на рынок труда. Слабость их заключается в том, что они не  располагают,  эффективными техническими и аналитическими средствами, а также компьютерными технологиями, средствами и возможностями для проведения качественного анализа спроса и предложения  рабочей силы, профподготовки незанятого населения, не имеют резерва рабочих мест для временной занятости, в результате чего не оказывается  действенной социальной защиты безработным в районах и сельских округах области.

Объект исследования – рынок труда.

Предмет исследования – рынок труда Казахстана.

Целью работы является изучение и анализ социальной сферы, поддержка  этого сектора государством, макроэкономический анализ, спроецированный на некоторые проблемы Республики Казахстан и как итог государственное регулирование рынка труда.

Задачи:

    1. изучить государственное регулирование рынка труда;
    2. проанализировать основные показатели занятости и безработицы на рынке труда на примере Республики Казахстан;
    3. предложить рекомендации по снижению безработицы на рынке труда Республики Казахстан.

 

 

1 Харктеристика, механизм формирования и  функционирование рынка труда

1.1 Понятие и структура рынка труда

 

Рынок труда – это  динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий  найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда заработной платы [11, с 298].

Способность к труду  становится действительным товаром, когда  заключается договор на право  использования рабочей силы (договор  о найме), и работник переходит  в категорию занятых – категорию функционирующей рабочей силы. Ее функционирование вызывает значительные психофизиологические затраты человеческого организма, которые должны быть восстановлены, а способности воспроизведены и развиты. Воспроизводство рабочей силы – это непрерывное восстановление и поддержание физических и умственных способностей человека, постоянное возобновление и повышение его профессионально-квалификационного и образовательного уровня. Это понятие относится к отдельному человеку и совокупности людей, занятых на основе найма на предприятии, в отрасли, народном хозяйстве. Поэтому используются дополнительные понятия воспроизводства совокупной рабочей силы предприятия, отросли, народного хозяйства [6, с 152].          

Суть воспроизводства  экономических отношений в том, что работник входит в процесс воспроизводства наемной рабочей силой и выходит из него наемной рабочей силой. Другими словами, он не становится собственником средств производства, а продолжает продавать свои способности к труду, свою рабочую силу и в последующих циклах воспроизводства.          

В данном случае понятия «рынок труда» в узком смысле  характеризует количественную сторону и структуру занятых, удовлетворенный спрос на рабочую силу. Он представляет собой часть целого, т. е. часть понятия «рынок труда» в широком смысле как качественной характеристики, выражающей сущность всей совокупности отношений по поводу рабочей силы. С позиции воспроизводства можно выделить рынок рабочей силы в узком смысле.  Это понятия характеризует социально-трудовые отношения по поводу поддержания переподготовки и включения в процесс труда рабочей силы безработных. Оно раскрывает количественную сторону и структуру данной категории рабочей силы. В узком смысле можно говорить и о рынке трудовых ресурсов, имея  формирование и предстоящее использование трудового резерва (его части) на рыночных принципах – на основе действия закона спроса и предложения. Здесь речь также идет о количественной стороне и структуре трудового резерва.    

Таким образом, понятие «рынок труда» наиболее полно выражает суть товарно-денежных, социально-трудовых  отношений, касающихся условий найма и использования работников в общественном товарном производстве. Она заключена в экономических отношениях обмена функционирующей рабочей силы «труда» на жизненные средства, на реальную заработную плату на основе законов спроса и предложения, стоимости рабочей силы, предельной производительности труда и конкуренции [12, с 234].

В зависимости от целей  анализа структура рынка труда  определяются разными признаками. В  данном случае рынок труда рассматривается исходя из критерия минимума числа компонентов, необходимых для возникновения и начала функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.  

По указанному критерию можно видеть следующие компоненты:

  1. экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;        
  2. рыночный механизм (спрос и предложения рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);      
  3. безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
  4. рыночная инфраструктура.

Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для возникновения и функционирования рынка труда в современных условиях. Основные характеристики указанных компонентов рассматриваются ниже.

Субъекты рынка труда  – это наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.  

Наемные работники –  это граждане, включающиеся в процесс  общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру. Их благосостояние, воспроизводство зависит от того, насколько успешно они могут продать свою рабочую силу, заключить контракт, получить работу. А это зависит в свою очередь от профессиональной подготовки, что может стать предметом самостоятельного анализа.             

1.2 Механизм  функционирования рынка труда

 

Развитие рыночных отношений  сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных  работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся – профсоюзы. 

 Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек.

На малом предприятии  работодатель обычно собственник средств  производства. В крупных акционерных компаниях, на государственных и муниципальных предприятиях работодатель сам является наемным работником акционеров, государства или муниципии. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий), который может иметь часть (иногда немалую) акций предприятия. На унитарном государственном или муниципальном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, осуществляют прием и увольнение персонала от имени акционеров, государства и муниципии.                  

Государство как субъект  рыночных отношений представлено региональными  органами власти, отраслевыми органами управления.    

Местное самоуправление – муниципия. В качестве субъекта они выполняют следующие функции:  

  1. социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;
  2. законодательные, связанные разработкой основных юридических норм и правил; 
  3. регулирование рынка труда косвенными методами;
  4. защита прав всех субъектов рынка труда;
  5. ролевые (функции работодателя на государственных и муниципальных предприятиях) [17, c. 341].

Степень выполнения указанных  функций зависит от экономических, политических, социальных факторов, и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.          

Второй компонент –  юридические нормы и экономические  программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные  акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и так далее. Такие нормы предусмотрены в Конституции Республики Казахстан, в Законе «О занятости населения Республики Казахстан». [1].

Данные нормы конкретизируются в Указах Президента РК, решениях правительства в ежегодно, или на два года принимаемых Генеральных, региональных, отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.  

Успешное функционирование рынка труда невозможно без создания соответствующих экономических  условий (налоги, льготы и пр.), проведения активной политики занятости, разработки осуществления региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.    

Законодательные нормы  и экономические программы создают  основу для более полного и  цивилизованного действия третьего компонента рыночного  механизма, то есть взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию. На рынке труда спрос – это потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Предложение рабочей силы состоит из занятых наемных работников и той части трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и возможностей использовать свое время.

В результате действия механизма  спроса и предложения рынок труда  выполняет следующие функции:

  1. регулирование спроса и предложения труда; обеспечение встречи между продавцами рабочей силы и покупателями (работодателями) для заключения договоров в целях соединения рабочей силы со средствами производства (капиталом);
  2. обеспечение конкуренции между работодателями за наем рабочей силы;
  3. установление равновесной (доминирующей) цены;
  4. содействие полной, но экономически эффективной занятости [18, c. 45].

1.3 Государственное регулирование уровня занятости и безработицы

 

Сущность задачи достижения полной занятости в масштабе макроэкономики состоит в обеспечении сбалансированности численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется наладить прогнозирование занятости населения. В таком случае потребуется применить статистический учет потребности в трудовых ресурсах, метод «затраты-выпуск» и другие средства регулирования макроэкономики.

При таком регулировании  важно учитывать особенности  применения рабочей силы как социального  фактора. Они отражаются в современных принципах трудовой занятости. Речь идет о следующих принципах:

  1. о запрещении принудительного труда и о свободе каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
  2. о занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящей им трудовой доход;
  3. о полной занятости, связанной с осуществлением права на труд и права на защиту от безработицы, которые установлены Конституцией Республики Казахстан.

Информация о работе Рынок труда особенности и проблемы формирования в Республике Казахстан