Рынок труда особенности и проблемы формирования в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Главной целью моей выпускной работы является характеристика динамичного процесса совершенствования государственного регулирования трудовых отношении, законодательной базы в некоторых вопросах, связанных с рынком труда. Но прежде чем переходит к роли государства, к его законодательной базе можно остановиться на необходимых аспектах этой проблемы: социально-экономическая сущность рынка труда, особенности его в Республике Казахстан, инфраструктура рынка труда, социальная защита населения, анализ ситуации, проблема безработицы, занятость населения и перспективы рынка труда в Республики Казахстан.

Содержание работы

Список сокращений стр.4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ХАРКТЕРИСТИКА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА 7
1.1 Понятие, структура и функции рынка труда 7
1.2 Механизм функционирования рынка труда 8
1.3 Государственное регулирование уровня занятости и безработицы 11
2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 14
2.1 Анализ основных индикаторов рынка труда 14
2.2 Анализ состояния рынка труда Республики Казахстан 18
2.3 Проблемы рынка труда Республики Казахстан 20
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 22
3.1 Пути развития рынка труда 22
3.2 Совершенствование регулирования государственного рынка труда 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Рынок труда.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Принимаемые меры по снижению безработицы в области обеспечили устойчивую тенденцию снижения численности безработного населения. Если в 2001 году численность безработного населения составляла 39,1тысяч человек, то за 7 лет она уменьшилась и составила на 2 квартал 2008 года 27,1 тысяч человек.

 

2.3 Анализ рынка труда Республики Казахстан

 

Для сегодняшнего рынка  труда характерна некоторая разбалансированность  между спросом и предложением. Рабочие места создаются не там, где ощущается потребность в них. Сказывается сырьевая направленность экономики, монопроизводство, ориентированное, преимущественно, на мужской труд. Все это привело к деформированной занятости, которая в ряде областей «держится» на одной или двух отраслях.

Ключевыми проблемами на рынке труда сегодня являются:

  1. преобладание неэффективной занятости;
  2. потери трудового потенциала квалифицированных кадров;
  3. несоответствие подготовки кадров потребностям экономики;
  4. сложность трудоустройства отдельных групп населения (женщины, молодежь, лица предпенсионного возраста, инвалиды)
  5. большая дифференциация региональных рынков труда;
  6. высокий уровень безработицы в депрессивных, трудоизбыточных сельских районах, малых городах;
  7. несоответствие квалификационно-профессиональной структуры спроса и предложения рабочей силы;
  8. нелегальный приток рабочей силы из сопредельных государств

Приобрела особую остроту  проблема подготовки и сохранения потенциала высококвалифицированных рабочих  кадров. Особую тревогу вызывает безработица  среди молодежи. Способствует этому  ухудшение качества образования, неадекватное реагирование учебных заведений на потребности рынка труда.

Требуют внимания проблемы сбалансированности рабочих мест и  трудовых ресурсов, регулирования миграции рабочей силы, защиты внутреннего  рынка труда. Не получила развития и система территориального перераспределения рабочей силы. Продолжает сохранять свою актуальность проблема занятости на селе и в малых городах с депрессивной экономикой. Нуждаются в решении проблемы неформальной (скрытой, нелегальной) занятости как в масштабе страны, так и непосредственно на предприятиях. В целом ощущается потребность в более активной политике на рынке труда.

Для повышения эффективности  социальной защиты населения, выявления  и устранения условий, порождающих скрытую занятость, расширения правовой грамотности населения Департаментом координации занятости и социальных программ были разработаны Мероприятия по легализации скрытой занятости и доходов населения Республики Казахстан на 2008-2012 годы. В их реализации задействованы исполнительные, правоохранительные и фискальные органы всех уровней, инспектора департамента Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по СКО, специалисты районных (городского) отделов занятости и социальных программ.

С целью выявления скрытой занятости и устранения причин её возникновения в течение 2006 года проводились совместные рейды, проверки по выявлению объектов неучтенной и теневой экономики, нелегальной и скрытой занятости.

В условиях изменения  отраслевой структуры занятости в соответствии со структурно–технологической перестройкой, выбором приоритетов  в промышленной политике, направленной на импортозамещение, диверсификацию производства и создание новых рабочих мест, возникновение  дефицита квалифицированной рабочей  силы является вполне закономерным явлением.

Структурная перестройка  повлечет за собой изменения в  характере спроса на рабочую силу и в ее профессионально-квалификационном составе. Соответственно, должны трансформироваться объемы и профили подготовки специалистов в системе профессионального образования.

 

3 Перспективы развития рынка  труда в РК

3.1 Пути развития рынка труда

 

Проведенный министерством  анализ качества статистической информации по вопросам труда и занятости  населения свидетельствует о  необходимости ее совершенствования и существенного расширения. Особенно актуален  этот вопрос связи с разработкой Программы занятости населения РК на 2009-2012 гг., а также с внедрением «методики средне- и долгосрочного прогнозирования структуры спроса на рынке труда специалистов с высшим профессиональным образованием». В частности, следовало бы расширить список показателей статистической отчетности по труду и занятости, а так же взаимоувязать средне- и долгосрочный прогнозы развития отраслей и подотраслей экономики со спросом на труд.

Уместно также тщательно  изучить причины резкого снижения обращений безработных к услугам  органов по вопросам занятости, выявить  факты необоснованного отказа от постановки их на учет. Для более  точного определения численности  безработных необходимо на уровне городов, районов, областей:

  1. при проведении анализа рынка труда особенно внимательно изучить явления, процессы, движущие силы, причины, под влиянием которых происходят те или иные количественные и качественные изменения экономически активного населения в процессе их формирования и использования. Источником информации для данного анализа могут послужить результаты переписи населения, выборочных обследований его занятости, проводимых органами статистики, индикативные планы социально-экономического развития регионов;
  2. постоянно проводить исследования по вопросам численности рабочей силы и ее распределения, характера и масштабов безработицы и неполной занятости и существующих в этом отношении тенденций;
  3. параллельно с обследованиями населения на предмет определения численности малообеспеченных граждан проводить анкетирование среди безработного населения (сбор информации о квалификации, специальности, стаже, основных и дополнительных занятых, профессии, знании языка, периода и продолжительности незанятости);
  4. разработать и внедрить единую автоматизированную базу данных рабочей силы по профессиональному и квалификационному составу по каждой отрасли и по возрасту в рамках Регистра населения, разрабатываемого Агентством по информации по информации и связи РК.

В ней определены следующие  основные приоритеты:

  1. предупреждение безработицы;
  2. обеспечение продуктивной занятости населения;
  3. повышение качества трудовых ресурсов;
  4. формирование благоприятной среды для предпринимательства;
  5. расширение социального партнерства;
  6. снижение бедности.

Исходя из этого, первоочередными действиями на рынке труда в 2009-2012 гг. будут:

  1. проведение экономической политики, стимулирующей экономический рост, структурную перестройку и создание рабочих мест;
  2. реформирование системы образования и профессиональной подготовки с целью приведения квалификации рабочей силы к потребностям рынка труда;
  3. формирование благоприятной среды для развития предпринимательства и малого бизнеса;
  4. создание партнерства между работодателями, государственными и частными учебными заведениями и профсоюзами;
  5. привлечение НПО в качестве социальных партнеров при преодолении безработицы;
  6. преодоление безработицы в депрессивных сельских районах, малых городах;
  7. обеспечение целевой адресной социальной помощи в период вынужденной безработицы.

С реализацией Стратегии  индустриального-инновационного развития ожидается существенное увеличение численности занятых в промышленности.

В рамках Программы развития агропромышленного комплекса, жилищного  строительства ожидается повышение  спроса соответственно на специалистов сельскохозяйственного профиля, строительства.

Перспективы развития нефтегазовой промышленности, связанные с ее лидирующим положением в области, требуют новых  подходов к вопросу подготовки кадров в этой отрасли.

Прогнозируется устойчивый спрос на работников организаций  инфраструктуры, бытового и сервисного обслуживания населения, транспорта, связи, здравоохранения, школьного образования, науки.

В связи с развивающимся  процессом информатизации общества увеличится спрос  на квалифицированных  специалистов, владеющих компьютерными технологиями и технических исполнителей. Сохранится стабильный спрос на рабочие места со стороны инвалидов.      

Иностранцы  и лица без гражданства предоставляют, кроме того, вид на жительство иностранца и удостоверение лица без гражданства, с отметкой о регистрации по месту жительства.

Не позднее  десяти календарных дней со дня предъявления документов, уполномоченный орган и  частное агентство занятости  регистрируют граждан путем занесения  сведений в карточку персонального  учета (компьютерная база данных), форма которой утверждается центральным исполнительным органом.

Безработные граждане, предпринимающие поиск работы, регистрируются по месту жительства в уполномоченном органе. При этом они должны не реже одного раза в течение десяти календарных  дней отмечаться в уполномоченном органе, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, - не реже одного раза в месяц у акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.

Работодатели  и физические лица, осуществляющие наем работников на стихийном рынке труда, могут набирать работников через городскую Биржу труда.

Особое внимание в деятельности Биржи уделяется  оказанию помощи в трудоустройстве  инвалидам, женщинам, имеющим детей, оралманам и т.д.

Приоритетным  направлением работы Биржи труда  является установление постоянных связей с работодателями по вопросам подбора персонала. Трудоустройство граждан, обратившихся на Биржу труда, осуществляется по упрощенной схеме регистрации, независимо от места жительства, при этом специалист может обратится со своим резюме, без подтверждения СИК и РНН, которых работодатель самостоятельно может запросит при положительном решении приема на работу.

Обучение осуществляется на базе учебных заведений, прошедших  конкурсный отбор на размещение заказов  на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку.

Интеграция деятельности уполномоченного по вопросам занятости  с работодателями, общественными  объединениями, частными агентствами  занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда будет осуществляться путем:

  1. расширения  взаимодействия органов занятости с частными агентствами  занятости  и неправительственными организациями  в сфере содействия трудоустройству путем информационного обмена, привлечения их к участию в «Ярмарках вакансий», вовлечения их в процесс организации и проведения тренингов и семинаров, направленных на профессиональную подготовку, переподготовку безработных, повышение квалификации;
  2. развития системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению,  как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности  и профессиональной мобильности на рынке труда;
  3. взаимодействия по вопросу  содействия  трудоустройства  выпускников организаций образования посредством заключения Соглашений о трудоустройстве  выпускников организаций образования между органами по вопросам занятости, организациями образования и Союзом промышленников и работодателей. 

3.2 Совершенствование регулирования государственного рынка труда

 

Выделим направления регулирования государственного рынка труда.

Обеспечение функционирования рынка труда и содействие трудоустройству.

  1. обеспечение гармонизации интересов работников, работодателей и государства при соблюдении основных трудовых и социальных прав работников;
  2. совершенствование мониторинга трудовой сферы и сбора информации о состоянии рынка труда, организация и проведение социальных обследований по проблемам безработицы;
  3. повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, снижение неконтролируемого роста безработицы на местах;
  4. совершенствование форм и методов работы по трудоустройству граждан, в том числе содействие трудоустройству граждан и оперативное комплектование кадрами работодателей области при проведении ярмарок вакансий;
  5. внедрение механизмов профилирования безработных граждан и разработка соответствующих мероприятий по их трудоустройству;
  6. защита территориального рынка труда (регулирование использования иностранной рабочей силы).

Информация о работе Рынок труда особенности и проблемы формирования в Республике Казахстан