Рынок труда особенности и проблемы формирования в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Главной целью моей выпускной работы является характеристика динамичного процесса совершенствования государственного регулирования трудовых отношении, законодательной базы в некоторых вопросах, связанных с рынком труда. Но прежде чем переходит к роли государства, к его законодательной базе можно остановиться на необходимых аспектах этой проблемы: социально-экономическая сущность рынка труда, особенности его в Республике Казахстан, инфраструктура рынка труда, социальная защита населения, анализ ситуации, проблема безработицы, занятость населения и перспективы рынка труда в Республики Казахстан.

Содержание работы

Список сокращений стр.4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ХАРКТЕРИСТИКА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА 7
1.1 Понятие, структура и функции рынка труда 7
1.2 Механизм функционирования рынка труда 8
1.3 Государственное регулирование уровня занятости и безработицы 11
2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 14
2.1 Анализ основных индикаторов рынка труда 14
2.2 Анализ состояния рынка труда Республики Казахстан 18
2.3 Проблемы рынка труда Республики Казахстан 20
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 22
3.1 Пути развития рынка труда 22
3.2 Совершенствование регулирования государственного рынка труда 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Рынок труда.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

В правовом государстве действует система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся [5, с 363].

Первым элементом такой  системы является регулирование  занятости. Многие государства предпринимают  следующие действия:

    1. сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;
    2. рекомендуют проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между тружениками (для увеличения занятости);
    3. досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2–3 года;
    4. создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры — для постройки высококачественных дорог и т. п.), особенно для хронически безработных и молодежи;
    5. сокращают предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др [17, С. 42].

Другим элементом системы  социальных амортизаторов служат биржи  труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда — учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Эти учреждения являются, как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи, обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.

Следующим элементом  системы экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования  по безработице, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы занятых. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных.

Третий уровень регулирования рынка труда – уровень предприятий.

Действия других причин, ухудшающих соотношение спроса и  предложения на региональных рынках труда, в каждом из регионов имеет  свою специфику. К таким причинам относятся:

  1. демографические факторы, а именно, движение трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, влияющих на динамику предложения рабочей силы на рынке труда;
  2. миграция трудоспособного населения;
  3. отраслевая структура хозяйства региона;
  4. возможное банкротство предприятий в регионах;
  5. природные и антиприродные факторы.

Кризис на рынке труда  региона предполагает неизбежное привлечение  финансовых ресурсов для вывода его из кризисного состояния.

Антикризисные мероприятия  в регионе с напряженной ситуацией  на рынке труда должны проводится на основе единой программы предусматривающей ликвидацию тех причин, которые ее вызвали.

Таким образом, рынок труда должен формироваться в пределах системы ограничений и амортизаторов социальных, политических, экономических, культурных и региональных. Формирование рынка труда должно осуществляться поэтапно в соответствии с внутренней логикой его развития. Модель рынка труда должна исходить из многовариантности форм и методов в регулировании ситуаций в сфере занятости с учетом специфичности интересов отдельных территориальных образований и общих интересов.

 

 

2 Анализ рынка труда Республики Казахстан

2.1 Анализ основных индикаторов рынка труда

 

Современные трудовые отношения формируется под влиянием социально-экономического развития, профессионального-квалификационного дисбаланса спроса и предложения труда.

Трудовые отношения  – это отношения между работником и работодателем, возникающие для  осуществления прав и обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством Республики Казахстан, другими нормативно-правовыми актами, а также трудовыми и коллективными договорами. Таким образом, основными субъектами трудовых отношений являются работодатели и работники. Поэтому для исследования трудовых отношений в Республики Казахстан необходимо проанализировать состояние наемной занятости.

Доля женщин, занятых  в экономике, увеличилась в период с 2006 г. на 1,3% и в 2008г. составила 45,8% общего числа наемных работников. Традиционно

женщины заняты в таких  видах деятельности, как здравоохранение, образование, финансовая деятельность и в сфере услуг. Более подробная структура наемных работников по половому признаку представлена в таблице 1

 

Таблица 1- Структура наемных  работников Республики Казахстан по

  половому признаку

 

Индикатор

Мужчины

Женщины

2006

2007

2008

2006

2007

2008

Наемные работники

55,5

53,9

54,2

44,5

46,1

45,8


 

Такое распределение  связано, в первую очередь с тем, что больше шансов на трудоустройство  имеют мужчины, мало востребован  женский труд.

Необходимо проанализировать количество наемных работников в структуре экономически активного населения (таблица 2).

 

Таблица 2 – Количество наемных работников в структуре  экономически активного населения

(человек)

Индикатор

Все население

2006г.

2007г.

2008г.

Экономически актиное население

395586

394696

393882

Занятое население

364344

366116

366733

Наемные работники

202521

205693

208296

Самостоятельно занятое  население

161823

160423

158437

Безработное население

31242

28580

27152

Экономически неактивное население

135909

135971

138728




 

По Республики Казахстан численность экономически активного населения в возрасте  15 лет и старше в 2008 году составила 393882 человек, что на 814 человек меньше чем в 2007 году, наблюдается устойчивая тенденция снижения экономически активного населения. Численность экономически неактивного населения также повышается, но темпы ее повышения незначительны, что может быть обусловлено объективными процессами старения населения и уменьшения численности экономически активного населения. Численность безработных снижается до 27152 человек в 2008 году.

На рынке труда наблюдается  тенденция увеличения числа наемных работников. Если в декабре 2007 года в среднем на одну вакансию претендовало 10 безработных, то на конец 2008 года - 4. В настоящее время на рынке труда создаются реальные предпосылки к расширению занятости населения за счет увеличения спроса на рабочую силу и сокращения безработицы. Для более полного анализа необходимо рассмотреть структуру работающих по найму в разрезе экономических отраслей (см. Таблица 3 – прил. А.)

Так, в 2008 году в органы по вопросам занятости обратилось 262,5 тыс. граждан. Третья часть из обратившихся или 91,2 тыс. человек являются жителями сельской местности.

При содействии органов  занятости трудоустроено 184,7 тыс. человек  или 70,3 % от общего числа обратившихся, в сельской местности трудоустроено 61,8 тыс. чел. (67,8 %).

На общественных работах  приняли участие 123,8 тыс. безработных (47,2 % от общего числа обратившихся), в т.ч. в сельской местности - 58,4 тыс. (64,0%).

На профессиональное обучение и переподготовку направлены 25,3 тыс. безработных, из них завершили обучение 24,6 тыс. Трудоустроено 19,7 тыс. человек (79,8% от числа завершивших обучение), в том числе 1,1 тыс. человек открыли собственное дело.

По данным акимов областей в 2008 году в стране создано 242,8 тыс. рабочих мест, в т.ч. постоянных мест - 172,7 тыс., временных и сезонных - 70,2 тыс.

В разрезе отраслей экономики  наибольший удельный вес постоянных рабочих мест в сфере малого бизнеса - 95,1 тыс., из них в торговле - 40,3 тыс., строительстве - 29,3 тыс., сельском хозяйстве - 25,7 тыс. и промышленности - 25,4 тыс.

Прирост численности  работающих по найму за период с 2006 по 2008 год отмечен во всех видах экономической деятельности, кроме сельского хозяйства.

Прирост численности  работающих по найму к январю 2006 года отмечен во всех видах коммерческой деятельности, кроме сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства. Наибольший прирост численности работников к январю 2006 года зафиксирован в торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 28,9%), строительстве (на 15,1%), финансовой деятельности (на 12,0%).

Снижение численности  к январю 2007 года отмечено в строительстве транспорте и связи (на 3.2%).

В области можно отметить развитие и доминирование одних  областей (торговля, ремонт автомобилей  и т.д.) и наблюдается кризис в других (сельское хозяйство, строительство и т.д.). Данная ситуация сложилась в результате того, что одни отрасли являются инвестиционно-привлекательными для частных инвесторов, тогда как другие наоборот либо не прибыльные, либо находятся под жестким контролем государства.

 

2.2 Анализ состояния рынка труда Республики Казахстан.

 

Современный рынок  труда формируется под влиянием социально-экономического развития, сохраняющегося миграционного оттока и естественной убыли населения области, отсутствия работы для значительной части населения, роста общей и регистрируемой безработицы в отдельных районах области.

Для того чтобы получить прогноз состояния рынка труда Республики Казахстан на будущий период необходимо, проанализировав данные, построить по имеющимся показателям, характеризующим занятость и безработицу, линейные тренды.

Если в 2001 году численность  населения составляла 691,6 тысяч человек, то к концу 2 квартала 2008 года она  снизилась до 650,1 тысячи. Причиной устойчивого  долговременного снижения численности жителей является естественная убыль. Общее снижение численности населения повлияло на показатели, характеризующие экономическую активность населения.

Согласно официальным  данным областного управления статистики за период 2001-2008 годы экономически активное население можно определить как переменную величину, ее значение изменилось с 439,9 до 394,2 тысячи человек.

         Статистика показателей с 2001 по 2008 год представлена в виде таблицы 4.

Таблица 4 - Статистика показателей

(в тысячах человек)

Год

Показатели

 

Численность населения 

Экономически активное население 

Занятое население 

Численность безработных

Численность занятых  неполное рабочее время

2001

691,6

439,9

400,8

39,1

190,4

2002

682,1

407,9

382,2

32,7

193,4

2003

674,5

404,9

372,5

32,5

189,9

2004

665,9

399,8

367,2

32,6

198,9

2005

663,1

395,6

366,3

31,2

202,5

2006

661,1

395,5

364,3

31,2

202,5

2007

653,9

394,7

366,1

28,5

208,3

2008

650,1

393,9

366,7

27,1

214,4


 

Для анализируемого периода  численность занятого населения  в абсолютных цифрах уменьшилась на 34,1 тыс.человек. Если занятое население в 2001 году составляло 400,8 тысяч человек, то в 2008 году оно составило 366,7 тысяч человек.

Информация о работе Рынок труда особенности и проблемы формирования в Республике Казахстан