Рынок труда в Кузбассе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – комплексное изучение рынка труда в Кузбассе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы рынка труда;
2. рассмотреть типологию и структуру рынка труда в Кузбассе;
3. рассмотреть занятость и безработицу на рынке труда в Кузбассе;
4. выявить перспективные направления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА……………………….. 4
1.1 Определение рынка труда………………………………………………. 4
1.2 Типология и структура рынка труда..................................................... 10
1.3 Рынок труда и заработная плата……………………………………... 14
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В КУЗБАССЕ….18
2.1 Специфика трудовых отношений……………………………………. 18
2.2 Анализ показателей уровня структуры занятости в регионе (2005-2010гг.).…………………………………………………………………………..... 20
2.3 Оценка уровня безработицы в Кузбассе: причины и специфика проявления.…………………………………………………………………………22
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА……………………... 25
3.1 Перспективные направления политики занятости………………….. 25
3.2 Роль и место государственных служб занятости на современном рынке труда в Кузбассе………………………………………………………………… 26
3.3 Региональные меры по управлению занятостью и безработицей.... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….... 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

Файлы: 1 файл

РАБОТААА !!!!!! - копия.docx

— 739.58 Кб (Скачать файл)

Инфляция и экономический  хаос оказывают двоякое воздействие  на заработную плату: происходит дальнейшее снижение и без того низкой реальной заработной платы, особенно в государственном  секторе, и возрастает отрыв величинывознаграждения за труд от его результатов, качества и сложности. В результате заработная плата утрачивает свойственную ей в  рыночной экономике функцию распределения  труда между различными секторами  экономики в соответствии со спросом. Это приводит к нарастанию диспропорций между структурами спроса на труд и его предложения в профессионально-квалификационном, отраслевом, территориальном и других аспектах. Консервации структурных  диспропорций способствует искусственное  поддержание завышенного спроса на рабочую силу. В сравнении со средствами, имеющимися в распоряжении центральной и местной власти в развитых странах, финансовые, материальные и кадровые ресурсы, которыми располагают  соответствующие государственные  органы в России для разработки и  проведения политики занятости, крайне ограничены. Поэтому качественно  иное значение приобретает правильный выбор приоритетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ показателей  уровня структуры занятости в  регионе (2005-2010гг.)

Занятость – это мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения потребностей в труде. Целью обеспечения занятости является достижения роста эффективности труда, формирования структуры занятости в соответствии с потребностями отраслевых структур производства.

Занятыми считаются лица, имеющие работу, а также занятые  на неполный рабочий день или неделю. Согласно законодательству  выделяют следующие категории занятых:

■  работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу, в том числе временные и сезонные работы;

■  самостоятельно  обеспечивающие  себя  работой,   в  том числе  индивидуально-трудовой деятельностью, предприниматели;

■     избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;

■   военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;

■  трудоспособные учащиеся в любых учебных заведений  очной формы, включая обучение по направлению службы занятости;

■     временно отсутствующие  на работе (отпуск, болезнь, переподготовка);

■     выполняющие  работы по гражданско-правовым договорам (подряд).

При рассмотрении занятости, как экономической категории, важную роль играют ее виды. Выделяют:

– полную занятость – спрос населения на вакансии полностью удовлетворяется;

– рациональную занятость – каждый желающий трудоустроится, имеет возможность получить работу с учетом профессиональных качеств;

– эффективную занятость– занятость, приносящая работнику доход, обеспечивающий достойные условия жизни;

– вторичную занятость – занятость, обеспечивающая дополнительный заработок;

– неполную занятость – занятость работников в трудовом процессе на неполный рабочий день или неделю.

Рассматривая таблицы  занятости можно сделать некоторые  выводы. Таблица среднесписочной  численности работников организаций (приложение 4) показывает, положительные  тенденции повышения занятости  за последний год, причем большее  повышение занятости наблюдается на предприятиях социальной сферы и предприятиях, осуществляющих операции с недвижимостью. Чуть хуже дела обстоят на предприятиях тяжелой и добывающей промышленности, машиностроении, тепло-энергетики.

По формам собственности  в занятости населения явно преобладает  частная форма собственности (приложение 5). Что вполне естественно для  рыночной формы экономики.

Занятость по возрастным группам  показывает следующую ситуацию: примерно по 25% занятого населения приходится навозраста 20-29, 30-39, 40-49 лет (приложение 7), около 20% на возраст 50-59 и 1,5% до 20 лет. Средний возраст занятого человека составляет 39 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Оценка уровня  безработицы в Кузбассе: причины и специфика проявления

Безработица – ситуация на рынке труда, при которой часть  трудоспособного населения не может  найти работу по специальности или вообще трудоустроится. Исходя из этого, безработными считаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и трудового дохода, зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу.

Оценка уровня безработицы в марте 2009 года. 
По поручению председателя Совета народных депутатов Кемеровской области Н.И.Шатилова члены комитета по вопросам здравоохранения и социальной политики под председательством И.Г.Бобровской обсудили ситуацию, сложившуюся на рынке труда Кемеровской области в марте 2009 года.

С подробной информацией  на эту тему выступил заместитель  начальника департамента труда и  занятости населения Кемеровской  области Шамгунов Денис Амирович.

По состоянию на 10 марта 2009 года на учете в центрах занятости  населения состояли 66,5 тысяч граждан, из них 54,3 тысячи - имели статус безработного (на 1 октября 2008 года этот статус имели 31,2 тысячи человек.[11]

Среди граждан признанных безработными 58% - уволены с предприятий  и организаций области после 1 августа 2008 года. Остальные относятся  к категории клиентов, которые  имели перерыв в работе разной продолжительности или вовсе  не работали ранее, а теперь претендуют на замещение вакантных мест, пособие  по безработице, зачастую, в минимальном  размере.

Уровень зарегистрированной безработицы составил 3,7% численности  экономически активного населения  и увеличился по сравнению с 1 октября 2008 года на 1,2 % (Приложение 6).

В конце 2008 года в связи  со сложной экономической ситуацией  количество вакансий, заявленных работодателями в службу занятости, значительно  сократилось. Так, если по состоянию  на 1 октября 2008г. их было более 48 тысяч, то на 1 января 2009г. лишь 18,2 тысячи. К  марту 2009 года количество вакансий увеличилось  до 24 тысяч, из которых 16 тысяч (65% общего числа) находятся в городах Кемерово и Новокузнецке.

По информации предприятий, организаций и учреждений, представленной в службу занятости, с октября 2008 года по март 2009 года численность предполагаемых к увольнению работников составляла 14,3 тысяч человек от 727 предприятий. В январе-марте 2009г. такая информация поступила от 280 предприятий, численность  предполагаемых к увольнению работников составляла 9 тысяч человек.

По состоянию на 10 марта 2009г. по инициативе работодателей уволены 5910 человек (41% от планируемого объема сокращения), из них трудоустроены 2021 человек. Режим неполной занятости  действовал на 255 предприятиях для 36,1 тысячи человек.

Оценка уровня безработицы  в марте 2010 года.

О положительных тенденциях на рынке труда сообщили начальник  департамента труда и занятости  Евгений Степин и начальник департамента потребительского рынка и предпринимательства  Владимир Чернышев.

Рынок труда в Кузбассе уверенно выходит на показатели докризисного периода. Уровень безработицы в  Кемеровской области на данный момент составляет 2,6% (приложение 6) по отношению к экономически-активному населению. Кроме того, как показывает статистика, за март 2010 года число безработных снизилось более чем на 14,5 тысяч человек, а неполная занятость на предприятиях сократилась более чем в 3 раза. Как отметил Е.И.Степин, эти положительные тенденции связаны не только со стабилизацией экономики в целом, но и с теми дополнительными мероприятиями, которые проводились по решению правительства и при активной поддержке областной администрации.

«Основной упор в этом году мы делаем на содействие предпринимательству  безработных, – подчеркнул Е.И.Степин, – к концу 2010 г. в этой сфере  должно быть создано более 7,5 тысяч  новых рабочих мест. Мы надеемся, что почти 3 тыс. безработных кузбассовцев откроют свое дело, а еще более 4 тыс. граждан будут у них трудоустроены».

Как отметил В.И.Чернышев, к марту 2010 года субсидии получили уже  порядка 2 тыс. начинающих предпринимателей. Они начали свой бизнес в сфере  торговли, транспортных услуг, успешно  развиваются предприятия по производству отделочных и строительных материалов, по ремонту бытовой техники.

При анализе безработицы  в Кузбассе можно выявить следующие  негативные тенденции:

Безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использования производственных возможностей.

При продолжительной безработице  теряется квалификациявысвободившихся  работников. Особенно ощутимы социально-экономические  потери в связи с массовыми  увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при  последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок.

Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня.

Согласно Росстату по уровню безработицы Кузбасс стоит на 6 месте среди всех регионов России. Лучше дела обстоят в Кемеровской  области, которая по уровню безработицы  находится на 51 месте.

Среднее время поиска работы безработными в Кузбассе составляет 7,5 месяцев. Большое количество безработных (32%) не могут найти работу более 1 года.

Что касается уровня образования  у безработных, то большинство из них имеют лишь начальное профессиональное.

Используя приложения видим, что уровень безработицы начал  стремительно расти в период кризиса (2008-2009гг.) (приложение 2). Большую часть  безработных составляют мужчины (приложение 3), т.к. из-за кризиса сильно пострадала промышленность, в которой большая часть занятых – мужчины. Также очень важным фактором безработицы является возраст. Большинство безработных имеют возраст 20-29 лет (приложение 8), объясняется это тем, что молодеже после окончания учебного заведения очень трудно найти работу.Средний возраст безработных – 35 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Перспективные направления политики занятости

Происходит нарастание длительной застойной безработицы. На данных проблемах и должна, на наш взгляд, сосредоточиться политика занятости. Представляется, что можно заимствовать отдельные меры и программы, используемые в странах с развитой рыночной экономикой. Большинство из них (за исключением Швеции) большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице. Вместе с тем отчетливо просматривается тенденция к усилению роли активных мер. Однако далеко не все из них могут быть широко использованы в России. Так, активные меры, направленные на регулирование спроса на труд, требуют значительных финансовых затрат, поэтому их применение в российских условиях возможно лишь в очень ограниченных масштабах в районах очаговой безработицы. Речь идет, в частности, о выплате предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы, в течение ограниченного периодавремени субсидий, покрывающих часть заработной платы этих работников. Как правило, подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных и молодежи. Субсидирование занятости обычно не ведет к созданию на предприятиях дополнительных рабочих мест, но содействует занятости тех контингентов, перспективы которых наименее благоприятны. В результате улучшается соответствие структур спроса и предложения труда, что понижает естественную норму безработицы. Привлекательной, но дорогостоящей мерой являются прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест. Безусловное ее преимущество - адресный характер. При наличии хотя бы минимальных средств такие программы наиболее рационально использовать на финансирование инфраструктурных проектов. Это не только позволяет предоставить людям работу, но дает импульс развитию хозяйственной деятельности региона, что в свою очередь может создать дополнительные возможности занятости. Прямые государственные вложения в создание рабочих мест целесообразно направлять также на целевые программы содействия занятости инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Роль и место государственных служб занятости на современном рынке труда в Кузбассе

В настоящее время задачи посредничества в подыскании места  работы решают государственные центры (службы) занятости и негосударственные  формирования. Эти службы имеют свои функции и технологию работы, предлагают свой комплекс услуг. На рынке труда  многих стран государственная служба занятости занимает особое монопольное  положение, которое имеет две  разновидности. Первая заключается  в том, что служба централизует все  операции по найму. Вторая разновидность  означает менее жесткий вариант.

Информация о работе Рынок труда в Кузбассе