Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью написания этой работы является попытка анализа земельного рынка в современной России, его проблем и перспектив дальнейшего развития.
В рамках поставленной цели, решаются задачи:
- Описать сущность, особенности рынка земли.
- Определить особенности формирования земельного рынка.
- Проанализировать состояние современного земельного оборота в РФ.
- Выявить проблемы рынка земли и способы их решения.
- Определить пути совершенствования земельного рынка.
Введение…………………..………………………………………………………….3
Понятие земельного рынка………….…………………………………..…4
Земля как фактор производства…….…………………………………...…..4
Рынок земли в системе рыночных отношений………………………....…..9
Сущность, особенности рынка земли…………….……………….......9
Спрос и предложение земли……………………….……………...….11
Цена земли………………………………………………………..…...14
Понятие земельной ренты, ее виды………………….……………....17
Особенности формирования и состояние земельного рынка в России…………………………………………………………………………….....21
Особенности формирования рынка земли……………….………………..21
Состояние земельного рынка в России…………………………………....23
Проблемы, способы их решения и перспективы дальнейшего развития земельного рынка………………………………………………………………..…31
Современные проблемы рынка земли и пути их решения…………….....31
Пути совершенствования российского земельного рынка…….………...35
Заключение………………………………………………………………..………...37
Список используемой литературы….…………………………………………..…39
Приложение………………..…………………………………………….……….…40
Монополист земельной
Собственник земли получает дифференциальную ренту I (первого вида) с наилучших участков, отличающихся бо'льшим естественным — не зависящим от человека — плодородием и более благоприятным месторасположением. Сдавая землю в аренду, он в арендном договоре предусматривает такую арендную плату, которая изымает в его пользу соответствующую разность сверхприбыли.
Дифференциальная рента II (второго вида) образуется в результате того, что землепользователь повышает экономическое плодородие земли. Он вносит удобрения, осуществляет мелиорацию и иные агротехнические мероприятия. В таком случае проводится интенсификация сельскохозяйственного производства. Она означает увеличение выпуска продукции без расширения земельных участков, путем улучшения использования средств производства и рабочей силы. Такие меры повышают эффективность дополнительных капитальных затрат, в результате чего себестоимость единицы продукции снижается. Продавая продукцию по установившейся рыночной цене, соответствующей условиям производства на худших землях, фермер получает новую разностную сверхприбыль. Она представляет собой разницу между рыночной ценой единицы продукции и индивидуальной ценой, которая понизилась вследствие интенсификации хозяйства на арендованном участке.
Вторая дифференциальная сверхприбыль с самого начала достается предпринимателю, чьи капитальные затраты оказались более эффективными. Это побуждает арендатора улучшать землепользование и увеличивать продуктивность сельского хозяйства. Эту сверхприбыль арендатор может получить до истечения срока арендного договора. Когда же собственник земли заключает с предпринимателем арендный договор на новый срок, то он учитывает результаты капиталовложений в улучшение земли, произведенные без всякого его участия, и назначает более высокую арендную плату. В результате новая сверхприбыль превращается в дифференциальную ренту II. Интересы фермера, стремящегося получить выгоду от своих нововведений, и собственника земли, желающего воспользоваться плодами чужого труда, естественно, сталкиваются. Предприниматель стремится получить землю на возможно более длительный срок аренды. А собственник земельного участка стремится сократить этот срок, чтобы быстрее получить дифференциальную ренту.4
Радикальные изменения в экономике России, произошедшие в начале 90-х гг. прошлого века, привели к отказу от монопольной государственной собственности на землю и принципиально изменили систему правоотношений. Принятие многочисленных нормативно-правовых актов, работа по созданию соответствующих институциональных структур, разработка земельного кадастра - все это было направлено на формирование земельного рынка. Как результат, в последние годы в этой сфере произошли значительные изменения: земли перераспределились между хозяйствующими субъектами; увеличилось число лиц, вовлеченных в земельные отношения; выросли поступления в бюджеты различных уровней от использования земли (выкуп земельных участков приватизированными предприятиями, аренда, земельный налог и т.д.); земля стала объектом пристального внимания инвесторов. В итоге произошло повышение значимости земельного фактора в развитии экономики и изменение механизмов привлечения инвестиций в использование земельных ресурсов как федерального, так и регионального уровня.
В то же время в процессе земельных реформ стало очевидным: рыночные отношения не смогли реализовать в полной мере потенциальные возможности использования этого ресурса.
На сегодня в России сложилась ситуация, когда, с одной стороны, востребована земля, приносящая рентный доход для узкого ограниченного круга инвесторов: так, свободных земельных участков в крупных городах и их пригородах уже не хватает под строительство. С другой стороны, земля (в первую очередь, сельскохозяйственного назначения) не используется по назначению или используется неэффективно – сокращаются площади земель, находящихся в обработке. Земельные участки в населенных пунктах, требующие дополнительных и, как правило, долгосрочных инфраструктурных вложений, не привлекают потенциальных инвесторов и не служат источником пополнения местных бюджетов. Земельные участки, на которых расположены предприятия, не стали для них активом, что ограничивает залоговые операции и привлечение дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики.
И здесь на первый план выступает
необходимость разработки вопросов,
связанных с изучением
По состоянию на 1 января
2011 года земельный фонд Российской
Федерации составляет 1709,8 млн. га, в
том числе земли, находящиеся
в государственной и
В 2010 году в России с учетом действующих договоров аренды государственных и муниципальных земель в обороте находилось 5 321 798 земельных участков общей площадью 159 061,5 тыс. га (таблица 2.16).
Доля арендованных земельных участков из учтенных в государственной и муниципальной собственности в среднем по России составляет 8,8%, показатель варьируется от 5,8% в Северо-Западном федеральном округе и до 30,8% в Южном федеральном округе. Из земельных участков, находящихся в частной собственности, в течение 2010 года предметом сделок по России являлось 12,2% (16 316,0 тыс. га), данный показатель варьируется от 4,7% (230,3 тыс. га) в Северо-Западном федеральном округе до 20,7% в Уральском (2043,4 тыс. га) и Северо-Кавказском (962,5 тыс. га) федеральных округах (таблица 2.6).
Таблица 2.6
Характеристика оборота государственных, муниципальных и частных земель
в Российской Федерации в 2010 году
Федеральные округа |
Общая площадь земель (по государственному учету), тыс. га |
Земли в государственной и муниципальной собственности (по государственному учету), тыс. га |
из них: переданные в аренду (форма 3-зем) |
Земли в собственности граждан и юридических лиц (по государственному учету), тыс. га |
из них: продано, унаследовано, подарено, заложено в отчетном году (форма 3-зем) | ||
тыс. га |
% |
тыс. га |
% | ||||
Российская Федерация |
1709824,6 |
1576378,5 |
138576,7 |
8,8% |
133446,1 |
16316,0 |
12,2% |
Центральный |
65020,5 |
40438,3 |
4249,4 |
10,5% |
24582,2 |
3012,2 |
12,3% |
Северо-Западный |
168697,2 |
163823,4 |
9457,7 |
5,8% |
4873,8 |
230,4 |
4,7% |
Южный |
42 087,6 |
22838,1 |
7025,2 |
30,8% |
19249,5 |
2737,6 |
14,2% |
Северо-Кавказский |
17043,9 |
12391,6 |
1691,9 |
13,7% |
4652,3 |
962,5 |
20,7% |
Приволжский |
103697,5 |
67849,7 |
7327,0 |
10,8% |
35847,8 |
3558,6 |
9,9% |
Уральский |
181849,7 |
171975,2 |
20661,4 |
12,0% |
9874,5 |
2043,4 |
20,7% |
Сибирский |
514495,3 |
482535,7 |
46064,4 |
9,5% |
31959,6 |
3385,9 |
10,6% |
Дальневосточный |
616932,9 |
614526,5 |
42099,7 |
6,9% |
2406,4 |
385,4 |
16,0% |
Следует учитывать, что не
все земли государственной
Сделки по продаже
муниципальных и
В целом, в 2010 году в Российской Федерации было продано 384 579 участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, площадью 1124,68 тыс. га. В сравнении с 2009 годом количество проданных земельных участков увеличилось на 33 894 участка, а их площадь – на 513,94 тыс. га.
Земельные участки покупались
гражданами, в основном, для индивидуального
жилищного строительства, ведения
личного подсобного хозяйства и
садоводства, а также организациями
– для организации
До 2010 года наблюдалось увеличение
общей площади земельных
Сведения по продаже государственных и муниципальных земель приводятся в таблицах 2.1, 2.2, 2.4, 2.7, рисунках 2-1, 2-3.
Таблица 2.2
Количество сделок с государственными и муниципальными земельными участками
по федеральным округам в 2010 году (количество договоров, ед.)
Федеральные округа |
Аренда государственных и муниципальных земель |
Продажа прав аренды
государственных и |
Продажа государственных и муниципальных земель |
Итого действующих сделок с государственными и муниципальными землями | ||
всего по действующим договорам |
в т.ч. заключено в отчетном году |
всего |
в т.ч. заключено в отчетном году | |||
Российская Федерация |
3403608 |
463029 |
27153 |
384579 |
3815340 |
874761 |
Центральный |
676667 |
92035 |
4627 |
82316 |
763610 |
178978 |
Северо-Западный |
466993 |
52374 |
1872 |
28094 |
496959 |
82340 |
Южный |
275047 |
32936 |
4319 |
35222 |
314588 |
72477 |
Северо-Кавказский |
108717 |
11571 |
772 |
18684 |
128173 |
31027 |
Приволжский |
829566 |
84119 |
3976 |
88485 |
922027 |
176580 |
Уральский |
236046 |
43940 |
9021 |
38135 |
283202 |
91096 |
Сибирский |
574976 |
103529 |
2267 |
66883 |
644126 |
172679 |
Дальневосточный |
235596 |
42525 |
299 |
26760 |
262655 |
69584 |
В целом по Российской Федерации в сравнении с 2009 годам отмечается снижение цен на участки, предназначенные для индивидуального жилищного и дачного строительства.
Но в некоторых субъектах Российской Федерации наблюдается рост цены на земельные участки для индивидуального жилищного и дачного строительства.
Рис. 2-1. Структура сделок с государственными и муниципальными земельными участками
в Российской Федерации в 2010 году
Количество сделок по продаже земельных участков на торгах в сравнении с 2009 годом в целом по России уменьшилось с 41 868 до 25 185 участков, а по площади – с 133 028,02 га до 79 044,77 га. Доля сделок, осуществленных на торгах, от общего объема продаж, составляет по количеству и площади соответственно 6,5% и 7,0% (таблица 2.1). В 2010 году на торгах по приобретению земель зарегистрировано 25,2 тыс. сделок, совершенных гражданами и юридическими лицами.
Рис. 2-3. Доля площадей, задействованных в сделках с государственными
и муниципальными землями в Российской Федерации 2010 году
Наибольший удельный вес
по площади в структуре проданных
на торгах земель, находящихся в
государственной и
Ежегодные наблюдения за сделками
с землей подтверждают закономерность
развития рынка земли вокруг областных
центров. Самые высокие цены на землю
формируются в этих центрах и
прилегающих к ним районах. Цены
на незастроенные земельные
В 2010 году в субъектах
Российской Федерации было заключено
более 917,35 тыс. договоров (4706,82 тыс. га)
купли-продажи застроенных и
Информация о работе Рынок земли, проблемы его формирования в современной России