Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа
В настоящее время под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтения потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам её характер и формы различны, на различных этапах, рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решения относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.
Введение….……………………………………………………………..……3
1. Конкуренция, ее сущность и значение
1.1 Понятие конкуренции. Ее роль в хозяйственном механизме страны... 5
1.2 Типы рыночных структур (Виды конкуренции)…………. ……..…….9
2. Конкуренция в России
2.1 Развитие конкуренции в России…...…………………………….…….17
2.2 Конкуренция в различных отраслях Российской экономики………...23
Заключение……………………………………………………………….....28
Список литературы……………………
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт управления бизнес процессами и экономики
Кафедра: «Маркетинг»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Сегментация рынка
Руководитель __________ О.В. Карпычева
Студент УБ 11-07 431102408 __________ М.С. Кушнерова
Красноярск 2013г.
Содержание
Введение….……………………………………………………
1. Конкуренция, ее сущность и значение
1.1 Понятие конкуренции. Ее роль в хозяйственном механизме страны... 5
1.2 Типы рыночных структур (Виды конкуренции)…………. ……..…….9
2. Конкуренция в России
2.1 Развитие конкуренции в России…...…………………………….…….17
2.2 Конкуренция в различных отраслях Российской экономики………...23
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В настоящее время под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтения потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам её характер и формы различны, на различных этапах, рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решения относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.
Если углубляться в историю, то примерно до середины XIX века для экономики развитых стран была характерна совершенная конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Но со второй половины XIX века картина начинает существенно меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю рынков. Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии привело к образованию крупных и сверхкрупных по масштабам XIX века предприятий. Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду со свободной конкуренцией появились новые ее виды, прежде всего, конкуренция несовершенная. Каждый производитель стремится завоевать на рынке лучшее место, то есть стать монополистом. А государство, в свою очередь препятствует образованию монополий, обновляя правовую структуру общества.
Говоря о целях данной работы можно выделить следующее: проанализировать сущность конкуренции, ее роль в хозяйственном механизме стран и различные типы рыночных структур. Также, рассмотреть развитие конкуренции в России и конкуренцию в различных отраслях российской экономики. К задачам можно отнести определить понятие конкуренции, выделить плюсы и минусы, и поведение фирм на рынке при различных рыночных структурах, таких как совершенная конкуренция и монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Разобрать конкуренцию в России на примере различных отраслей, таких как рынок пищевой промышленности, рынок энергетики и газовой промышленности. Также разобрать эволюцию российской конкуренции от советских и до современных времен.
1. Конкуренция, ее сущность и значение.
1.1 Понятие конкуренции. Ее роль в хозяйственном механизме страны
Существует множество понятий конкуренции, в самом общем отображении, конкуренция-это соперничество между участниками рынка. [2] Также конкуренцию определяют, как борьбу за экономические ресурсы и место на рынке.[3]
Главная роль конкуренции заключается в том, что на рынке устанавливается порядок, который гарантирует производство достаточного количества благ с наименьшими затратами. В экономике существуют следующие факторы, влияющие на конкуренцию на рынке:
1) Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке. То есть, на рынке имеется группа равных по мощности фирм или имеется одна или более фирм, явно превосходящая остальные на рынке, это является одним из важнейших критериев определяющих тип рыночной структуры.
2) Изменение платежеспособного спроса. Так, когда платежеспособный спрос на товар падает, соответственно прогноз неблагоприятен, как для фирмы, так и для отрасли, в общем. Когда же спрос растет, соответственно ситуация на рынке улучшается.
3) Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке. Например, фирмы-конкуренты не специализированы по видам товара, то есть не существует строгого и прямого разделения. Товар фирмы и товары конкурентов взаимозаменяемы, и покупатель с легкостью сможет «переключится» на другой товар. Если в отрасли существует четкая специализация, то товар каждой фирмы можно будет считать уникальным.
4) Издержки переключения клиента с одного производителя на другого. Издержки переключения клиента с одного производителя на другого могут быть как минимальны, то есть вероятность ухода клиентов фирмы к конкурентам велика, так и максимальны, что говорит об обратном.
5) Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли. Набор сервисных услуг фирм-конкурентов отрасли фирмы по товару в целом идентичен, так покупатель не видит выгоды для приобретения услуг именно на этом рынке. Если же услуги строго унифицированы, то услуги приближаются к значению «эксклюзив».
6) Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения). Уровень конкуренции на параллельных рынках разнообразен, соответственно каждая фирма в состоянии принять решение о рентабельности своего производства
7) Привлекательность рынка данного продукта. На рынке имеется явно расширяющийся спрос, большие потенциальные возможности, благоприятный прогноз, что является привлекательной ситуацией для вступления в отрасль. Или же ситуация может быть на рынке абсолютно неблагоприятной для фирмы, что является сильнейшим толчком для закрытия производства и для ухода из отрасли.
Также, особое внимание следует уделить значимости конкуренции на рынке. В двадцать первом веке конкуренция играет важную роль: конкуренция является и основой рынка, и мощным стимулом экономического роста, и мощной регулирующей рукой, связывающей потребителей и производителей. Так, можно выделить несколько функций. Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений - продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца - добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора - это возможность влияния на контрагента. Например, потребитель сам решает, какие заведения посещать, какие товары и услуги приобретать. И если потребитель «переключит» свое внимание на другого производителя, тем самым отдавая предпочтение другим товарам, то первый производитель окажется в минусе, потеряв клиента, а соответственно хоть и незначительную, но часть прибыли. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую. Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование - это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции. В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывный отбор, то есть определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть рынок, так называемое «поле экономической игры». В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно - техническом обновлении производства. Чтобы побеждать, то есть завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.
Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке, в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. В принципе интенсивность конкуренции считается наибольшей, когда на рынке присутствует значительное число конкурентов приблизительно равной силы, причем совсем не обязательно, чтобы конкурирующие фирмы были особенно крупными. Вместе с тем это правило не является универсальным и всегда верным с позиции фирмы, проводящей исследования рынка. Так, для крупной фирмы, обладающей мощными ресурсами и многочисленными преимуществами, конкуренцию представляют, как правило, только фирмы близкого размера с аналогичными возможностями. Напротив, для средней и, тем более небольшой фирмы наличие даже одного крупного конкурента может оказаться существенным препятствием для успешного сбыта. Необходимо отметить, что число работающих на рынке фирм, свидетельствующее о высокой степени конкуренции, может значительно изменяться в зависимости от отрасли, и даже сферы деятельности.
Таким образом, конкуренция является главной и неотъемлемой частью как рынка, так и всей экономике в целом. Конкуренция возникла одновременно с товарным производством и является актуальным и важнейшим явлением и в наше время.
2.1 Типы рыночных структур
Конкуренция это соперничество между фирмами, но на рынке она проявляется с разной интенсивностью и варьируется от совершенной конкуренции до монополии. Типы рыночных структур различаются по различным факторам, таким как:
Исходя из вышеперечисленных факторов, в экономике выделяют четыре типа конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Последние три типа, как правило, относят к несовершенной конкуренции.
Первый тип это совершенная конкуренция. Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. [3] Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения. На рынке «идеальной конкуренции», как правило, отсутствуют входные и выходные барьеры в отраслях. На идеальном рынке отсутствует давление и принуждение со стороны одних участников по отношению к другим. Также отсутствуют ограничения на количество участников рынка, то есть производителей может быть бесконечное множество, которые производят однородную одноименную продукцию по свободным ценам. Таким образом, на рынках совершенной конкуренции фирмы принимают рыночную цену, которая является постоянной величиной и не изменяется в зависимости от стратегии компании. В таких условиях единственный способ для фирмы максимизировать свою прибыль это изменить объемы производства.
Чистой конкуренции присущи преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести то, что данный тип способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров. Также вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства. Совершенная конкуренция создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством. И обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей. Более того, чистая конкуренция нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг. Что касается недостатков, то этот тип рыночной структуры не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов). Кроме того, отрицательно сказывается на защите окружающей среды. Чистая конкуренция не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт) и не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства. Также «идеальная» конкуренция не гарантирует право на труд, на доход на отдых и не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме-новатору больший доход. Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта. Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.