Сегментация рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтения потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам её характер и формы различны, на различных этапах, рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решения относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.

Содержание работы

Введение….……………………………………………………………..……3
1. Конкуренция, ее сущность и значение
1.1 Понятие конкуренции. Ее роль в хозяйственном механизме страны... 5
1.2 Типы рыночных структур (Виды конкуренции)…………. ……..…….9
2. Конкуренция в России
2.1 Развитие конкуренции в России…...…………………………….…….17
2.2 Конкуренция в различных отраслях Российской экономики………...23
Заключение……………………………………………………………….....28
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya (1).doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время в экономике нашей страны реализуются мероприятия, признанные устранить диктат производителя  и постепенно утвердить приоритет покупателя, для этого была создана и сейчас успешно функционирует федеральная антимонопольная служба. Начать организацию конкуренции проще в тех отраслях, где меньше предприятий-гигантов,— в легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. В тяжелой же промышленности говорить о какой-то конкуренции сегодня невозможно. Здесь нельзя полностью устранять вмешательство государства, поскольку опасно соединять монополизм со свободой действий. Необходим государственный контроль над ценами, введение антимонопольного законодательства.

Государство в  борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера. Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены. Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка, постоянный государственный мониторинг, запрещение установления монополистических цен, сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм. Экономические меры: поощрение создания товаров – заменителей, поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли и финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные  и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных  условиях главными функциями государства  становятся организация экономического, правового и социально - политического  пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства. Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и многому другому, от чего зависит жизнь общества в стране. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке.

Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без конкуренции. Несмотря на разнообразные  методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха. Нужно постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей, что для рыночной экономики имеет основополагающее значение, исполняет роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства, выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены. Также стимулирует снижение издержек производства и реализации.

 

2.2 Конкуренция в различных отраслях Российской экономики

 

Конкуренция в  России довольно разнородна. Рассмотрим конкуренцию в различных отраслях российской экономики.

Так, рассмотрим конкуренцию на рынке производственных товаров на примере рынка карамели. Карамель – пищевкусовой продукт, выполняющий роль, как высокоэнергетического компонента питания, так и лакомства. В Российской Федерации карамель – кондитерское изделие, исходным материалом, для производства которого служат сахар, крахмальная патока, разнообразные виды сырья для начинки (фруктово-ягодные заготовки, жиры, молоко, орехи, мед и др.), какао-порошок и шоколадная или жировая глазурь. Географическими границами товарного рынка карамели являются границы Российской Федерации. Временной интервал исследования охватывал период с 2006 г. по 2009 г. Анализ показал, что период 2006-2009 гг. характеризовался снижением объема внутреннего потребления (снижение составило 9%), а также снижением объема отечественного производства (снижение составило 15%). Анализируемый период характеризовался троекратным увеличением объема импортных поставок карамели. При этом следует отметить, что наибольший рост объема импорта отмечался из Украины (в структуре импорта доля поставок из Украины увеличилась с 11% до 61%, а объемы импортных поставок из Украины возросли в 17,3 раза) и Казахстана (в структуре импорта доля поставок из Казахстана увеличилась с 0% до 5,8%). Отмечался рост объема импорта из Китая (в 2,3 раза), Турции (в 2,6 раз) и прочих стран (на 33%), а также снижение объемов импорта из стран ЕС (на 13%) и Аргентины (на 63%).

Существенный  рост импорта карамели негативно  сказался на финансово-экономических  показателях российских производителях карамели, в частности:

  • отечественные производители испытывали затруднения с реализацией готовой продукции (объем реализации отечественной продукции в период с 2006 г. по 2009 г. сократился на 16%);
  • отмечалось снижение загрузки производственных мощностей отрасли, вызванной сокращением производства карамели, при сохранении производственных мощностей на одном уровне (загрузка производственных мощностей снизилась с 64,2% в 2006 г. до 57% - в 2009 г.); 
  • несмотря на то, что доля отечественной продукции в объеме внутреннего потребления оставалась высокой, отмечалось ее сокращение в объеме внутреннего потребления (доля отечественной продукции в объеме внутреннего потребления в рассматриваемый период сократилась с 96% до 89%);
  • на фоне существенного роста объема импорта отмечалось снижение объема отечественного производства (объем импорта в 2006-2009 гг. вырос в 3 раза, при этом объем производства  сократился на 15%);
  • рентабельность отечественного производства в рассматриваемый период снижалась (с 4% - в 2006 г. до 2,5% - в 2009г.).

Основными производителями  карамели на территории Российской Федерации  являются предприятия, входящие в Ассоциацию предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД». При этом наиболее крупным производителем является холдинг «Объединенные кондитеры», который объединяет группу предприятий ОАО «КК «Бабаевский» (г. Москва), ОАО МКФ «Красный Октябрь» (г. Москва), ОАО «Рот Фронт» (г. Москва), ОАО «Такф» (г. Тамбов), ОАО «Воронежская КФ» (г. Воронеж), ОАО «Южуралкондитер» (г. Челябинск), ОАО «Йошкар-Олинская КФ» (г. Йошкар-Ола). В таблице 2  отражена динамика изменения долей указанных хозяйствующих субъектов в общем объеме производства и реализации карамели на внутреннем рынке Российской Федерации.

     

 

Таблица 2-Предприятия  в объеме производства и реализации на рынке.

Наименование  предприятия

Доля в общем  объеме реализации

Доля в общем  объеме производства

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Холдинг «Объединенные  кондитеры»

35,5

34,8

33,9

34,2

35,1

34,7

ЗАО «НП «Конфил» (г.Волгоград)

3,5

4,3

4,3

3,4

4,3

4,4

ОАО «СладКо» (г.Москва)

5,4

5

4,3

5,4

4,9

4,4

ОАО «АККонд» (г. Чебоксары)

2,3

2,2

2,1

2,3

2,2

2,2

ОАО «КФ «Красная Звезда» (г. Томск)

2,2

2,3

2,4

2,1

2,3

2,5

ОАО «Ламзурь» (г. Саранск)

1,2

1,4

1,4

1,2

1,4

1,4

ОАО «КФ «Галан» (г. Курганинск)

0,5

0,2

0,1

0,5

0,2

0,1

Прочие

49,4

49,8

51,5

50,9

49,6

50,3

СR 3 (%)

44,4

44,1

42,5

43

44,9

43,5

HHI

1302

1255

1186

1210

1275

1243


Показатели  рыночной концентрации свидетельствуют  о том, что российский рынок карамели можно характеризовать как переходный от низко концентрированного к умеренно концентрированному рынку, при этом наибольшую долю на рынке занимали предприятия, входящие в холдинг «Объединенные кондитеры». [12]

Следующая отрасль, на примере  которой можно рассмотреть конкуренцию  в России – электроэнергетика. Барьерами для выхода на оптовый рынок потребителей и сбытовых компаний являются, с одной стороны, высокая стоимость приборов учета электроэнергии, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка (экономические барьеры). С другой стороны, необходимость согласования со смежным субъектом оптового рынка, который зачастую является конкурентом, соглашения об информационном обмене, а также заключение договора на передачу электроэнергии с лицом, входящим в группу лиц с указанным конкурентом (технологические барьеры). Кроме того, в качестве административных барьеров можно выделить необходимость получения тарифно-балансового решения в Федеральной службе по тарифам России и процедуру присвоения статуса субъекта оптового рынка администратором торговой системы. Наибольшая доля нарушений в электроэнергетике связана именно с естественно-монопольным сектором, то есть с деятельностью сетевых компаний. Нарушения связаны преимущественно с отказом или уклонением от заключения договора на передачу электроэнергии, а также с навязыванием невыгодных или не относящихся к предмету договора условий при заключении договора на оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям. Более 2/3 всех злоупотреблений доминирующим положением фиксируется именно в этой сфере. Следует также отметить большое количество нарушений, связанных с препятствованием доступу на оптовый рынок электроэнергии со стороны смежных сбытовых организаций. Нарушения выражаются, как правило, в отказе от согласования необходимых документов, обеспечивающих информационный обмен и передачу данных по системам коммерческого учета, которые являются необходимыми для получения доступа к торговой системе оптового рынка.[12]

Еще одна отрасль –  газовая промышленность. Рынок газа в России является высококонцентрированным  рынком с неразвитой конкуренцией. ОАО «Газпром» добывает более 80% газа в России, реализует более 90%. Также ОАО «Газпром» является собственником Единой системы газоснабжения, что позволяет ему контролировать доступ независимых организаций к газотранспортным системам ОАО «Газпром» и ограничивать возможность независимых организаций наращивать долю реализации газа в общероссийском масштабе. Установленная заводам-производителям оптовая цена для поставок углеводородных газов на коммунально-бытовые нужды в разы ниже рыночных цен. В результате, огромная социальная нагрузка возложена на производителей углеводородных газов, производство этого вида газа является низкорентабельным. Важно отметить, что существование параллельно двух рынков сжиженного газа (по регулируемым ценам и по свободным коммерческим ценам) создает множество возможностей для злоупотреблений и коррупции. Лишь отмена государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд позволит прекратить недобросовестную конкуренцию «серого» рынка по отношению к легальному коммерческому рынку углеводородных газов. Ликвидация «серого» рынка будет способствовать появлению на рынке газов информационной открытости, обеспечивающей предсказуемость поведения рынка, и, следовательно, возможность участникам рынка прогнозировать свою деятельность в долгосрочном периоде.[12]

Так, можно прийти к  выводу, что конкуренция в России есть и она довольно разнообразна.  Есть довольно много отраслей или рынков, где конкуренция развита даже больше, чем во многих зарубежных странах. Пока таких сегментов мало, но они есть. Например, торговля: российские торговые сети являются абсолютными лидерами на внутреннем рынке, единицы из числа мировых грандов смогли выйти на наш рынок. Но в то же время в России есть и монополия, в основном государственная - естественная. [10]

 

 

 

 

Заключение

 

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической  независимости — это проявление центробежных сил. С другой — стремление самих конкурентов обезопасить  себя от превратностей борьбы. Что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и так далее. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм — это не две различные противоположные экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы  и минусы. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек и другое. Это обеспечивает эффективность конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Виды конкуренции  чрезвычайно многообразны: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждый из видов имеет свои достоинства и недостатки, как в отношении фирм, так и в отношении всего общества.

Следует отметить, что роль конкуренции велика. Можно без преувеличения утверждать, что конкуренция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и торговли действует не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством. Реальное значение конкуренции вовсе не ограничивается стимулирующим воздействием на экономику. Так, отсутствие или недостаточность конкуренции выступает критерием для определения необходимости и степени вмешательства государства в регулирование экономической деятельности, осуществления зашиты рыночных отношений. 

Информация о работе Сегментация рынка