Шпаргалка по " Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

Predmet_Ekonomicheskoy_Teorii.docx

— 138.92 Кб (Скачать файл)

1.Предмет экономической теории, экономическая политика и экономическая стратегия. Методы экономической теории.

Экономическая теория – это наука  от эффективного использование ограниченных ресурсов для более полного удовлетворение человеческих потребностей . Подразделяется на два блока: а) Микроэкономика(изучает поведение отдельных хозяйственных единиц). Б) Макроэкономика (изучает экономику страны в целом).

Общенаучные методы:

научной абстракции; анализа и синтеза; исторического и логического  подхода; индукции и дедукции; метафизический; диалектический.

Специальные методы:

эконометрический; позитивный и нормативный; экономического эксперимента; идеологический.

2. Потребности, их виды. Экономические блага и их классификация. Ресурсы и факторы производства, их классификация.

Потребность - одна из фундаментальных  категорий теоретической и прикладной экономики. Это виды продукции, товаров, услуг вещей, в которых нуждаются  люди , которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать.

Виды потребностей:

биологические, трудовые, познания, общения, отдыха

Экономическое благо - это благо  созданное в процессе производство. А благо это средство удовлетворяющее  потребности

недолговременные, иначе говоря, это  блага, которые являются разовыми в  потреблении, например продукты питания;

долговременные блага, которые  применяются и используются многократно, т. е. это товары, пригодные для  пользования в течение длительного  периода времени;

настоящие блага, т. е. имеющиеся на данный момент времени;

будущие, или ожидаемые, блага в  дальнейшем периоде;

прямые, т. е. блага, предназначенные  для потребления;

косвенные блага, созданные с производственной целью;

взаимозаменяемые, т. е. блага, которые  представлены не только потребительскими товарами, но также и ресурсами, использующимися  в производстве.

Ресурсы и факторы производство:

Труд, Земля, Капитал, Предпринимательские  способности

3. Производственные возможности. Граница производственных возможностей; компромисс общества между эффективностью и равенством. Альтернативные издержки.

Альтернативные издержки – это  кол-во одного товара, которым нужно  пожертвовать ради увеличение кол-во другого товара на одну единицу.

Производственные возможности – это возможности производства экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор; какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.  ГРАНИЦА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ - график в виде линии, ограничивающей область производственных возможностей экономического субъекта. Внутри области производственных возможностей находятся сочетание благ, товаров, которые могут быть произведены с использованием имеющихся в наличии факторов производства.

 

4. Собственность: понятие, юридический и экономический аспекты. Виды и формы собственности.

Собственность – это имущество  принадлежащее кому-либо.При определении собственности в юридическом смысле выявляются субъекты права собственности и объекты их гражданских прав. В законодательном порядке субъектами права собственности являются:

А) гражданин (физическое лицо)

Б) юридическое лицо – организация (предприятие, учреждение), субъект  гражданских прав и обязанностей.

В) государство и муниципальные  образования (органы местного управления).

Экономические аспекты собственности.

1) право владения, т.е. право физического  права над благами;

2) право управления, т.е. право  применения полезных свойств блага для себя;

3) право управления, т.е. право  решать, кто и как будет обеспечивать  использование благ;

4) право на доход, т.е. право  обладать результатами от использования  благ;

5) право суверена, т.е. право на  отчуждение, потребление, изменение  или уничтожение блага;

6) право на безопасность, т.е.  право на защиту от экспроприации  благ и от вреда со стороны  внешней среды;

7) право на передачу прав в  наследство;

8) право на бессрочность обладания  благом;

9) запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;

10) право на ответственность  в виде взыскания, т.е. возможность  взыскания благ в уплату долга;

11) право на остаточный характер, т.е. право на существование  процедур и институтов, обеспечивающих  восстановление нарушенных правомочий.

Формы и виды собственности.1) Государственная. Формы федеральные и субъекта федеральные;

2) Муниципальная. Формы собственности городов, посёлков, сёл;

3) Частная. Формы собственности  граждан и предприятий;

4) Общественная. Формы собственности  церквей, партий, различных общественных  организаций.

5. Методы изменения форм собственности, национализация, денационализация, приватизация, реприватизация.

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут  переходить одна в другую. Этот процесс осуществляется разными методами. Рассмотрим важнейшие из них. 
Национализация – это переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация. 
Приватизация – (от лат. рrivatus – частный) – это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может носить скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации. Денационализация – представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. Реприватизация – это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков. Акций и т.д. у частных собственников. Реприватизация, в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти. 
Приватизация является частью более широкого процесса – разгосударствления экономики. 
Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.

 

6. Рынок: сущность, функции, классификация. Инфраструктура рынка. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

Рынок - это система отношения  в  которой связи продавцов  и покупателей столь свободны, что цены имеют тендецию быстро выравниваться .

Функция Рынка:

Опосредующая, Информационная, Стимулирующая, Санирующая

Классификации рынка:

избыточный (спрос < предложение)

По степени конкуренции:

конкурентный (совершенная конкуренция, с монополистической конкуренцией, олигопольный, монополия

По характеру продаж:

Оптовый, розничный

Рыночная инфраструктура - это единство и целостность единого экономического пространства, общее правовое обеспечение хозяйственной деятельности. Поэтому здесь всегда ощущается присутствие государства, различных ассоциаций в регулировании хозяйственной деятельности. Существует 2 вида рыночной инфраструктуры: 
1. Частная инфраструктура – это система узкоспециализированных организаций, призванных содействовать функционированию конкретного рынка. Частная инфраструктура связана с обслуживанием конкретных операций по реализации продукции. 
2. Общая инфраструктура – это система организаций, которые обслуживают потребности развития всего национального рынка. инфраструктура обеспечивает формирование и сохранение единства национального рыночного пространства.

Совершенная конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения

Несовершенная конкуренция — конкуренция  в условиях, когда отдельные производители  имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

7. Сущность трудовой теории стоимости. Товар и его свойства, двойственный характер труда, воплощенного в товаре, рабочая сила и условия ее превращения в товар.

Трудовая теория стоимости  — экономическая теория, в соответствии с которой стоимость товара зависит от труда, необходимого для его производства.

Содержание трудовой теории стоимости  можно кратко изложить в следующих  основных положениях. 
1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции. 
2. Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта создает его для других. Стало быть, стоимость - воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда

 

8. Концепция полезности. Предельная полезность. Количественная теория полезности.

Полезность — удовлетворение или исполнение запросов, которое получают люди от потребления и использования благ. Полезность — абстрактная категория, используемая в экономической науке для определения удовольствия, которое получают люди от потребления благ. Полезность того или иного блага — главный фактор потребительского выбора. Полезность — понятие сугубо индивидуальное, субъективное. Каждый человек понимает полезность по-своему. Некоторые товары могут быть полезны для одного человека, но бесполезны или даже вредны для другого. Например, очки полезны близорукому человеку, но бесполезны тому, у кого стопроцентное зрение.

Предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.

I закон Госсена. При последовательном потреблении полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей.

Количественная теория полезности

Предполагала измерение субъективной полезности, или удовлетворения, которую  потребитель получает от потребления  благ, в зависимости от их потребляемого  количества. При росте потребления  общая полезность, получаемая от всего  объема блага (TU – total utility), растет, а предельная полезность (MU – marginal utility – прирост полезности от потребления дополнительной единицы) падает.

Общую полезность можно определить как:

TUn = U1 + U2 + … + U n ,

где U n – полезность последней единицы  блага, а n – номер конечного блага  в его общем количестве.

Соответственно, предельная полезность MUn =TUn — TUn -1 ,

где MUn – приращение полезности, ТUn – общая полезность при потреблении n-го количества блага, а TUn -1 – общая полезность при потреблении предыдущего количества блага.

10.Спрос: закон, функция , кривая. Неценовые факторы спроса. Изменение спроса под вздействием ценовых и неценовых факторов. Эластичность спроса и ее виды.

Спрос — это платежеспособная потребность  покупателей в данном товаре при  данной цене.

ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах. Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный.

Кривая спроса - кривая, показывающая, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент.Неценовые факторы спроса – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.

Эластичность спроса бывает 3-ех видов: По доходу, спросу и перекрестная эластичность.

11.Закон предложения и кривая предложения. Изменение предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов. Эластичность предложения и ее зависимость от временного фактора.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и  величиной предложения блага  в течение определенного периода. Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и  величина предложения; со снижением  цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают  влияние как ценовые, так и  неценовые факторы. Зависимость  между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить  и продать, называется графиком, или  кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель  стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно  получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может  сократиться. Закон предложения  имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения. Шкала предложения - это табличное  выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы. Кривая предложения - это  графическое выражение связи  между рыночной ценой блага и  тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Эластичность предложения зависит  от:особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);

временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать  на изменения цен на рынке);

зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

12. Рыночное равновесие: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное. Механизм установления рыночного равновесия по Маршаллу и Вальрасу.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными. Виды рыночного равновесия: Мгновенное равновесие возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. . Краткосрочное равновесие при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое станет более эластичным. Соответственно цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены. Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.

Информация о работе Шпаргалка по " Экономической теории"