Шпаргалка по " Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

Predmet_Ekonomicheskoy_Teorii.docx

— 138.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

39 Экономический рост: понятие, типы и показатели

Важность изучения проблемы экономического роста состоит в том, что экономический  рост является основой увеличения благосостояния, а анализ факторов, его определяющих, позволяет объяснить различия в  уровне и темпах развития в разных странах (межстрановые различия) в один и тот же период времени и в одной и той же стране в разные периоды времени (межвременные различия).

Экономический рост и его показатели

Экономический рост представляет собой  долгосрочную тенденцию увеличения реального ВВП.  В этом определении ключевыми являются слова:

тенденция, что означает, что реальный ВВП не должен обязательно увеличиваться каждый год, а указывается лишь направление движения экономики, так называемый «тренд»;

долгосрочная, поскольку экономический рост является показателем, характеризующим долгосрочный период, а поэтому речь идет об увеличении потенциального ВВП (т.е. ВВП при полной занятости ресурсов), о росте производственных возможностей экономики;

реального ВВП (а не номинального, рост которого может происходить за счет роста уровня цен, причем даже при сокращении реального объема производства). Поэтому важным показателем экономического роста выступает показатель величины реального ВВП.

Графически экономический рост может быть представлен тремя способами:

через кривую реального  ВВП;

через кривую производственных возможностей;

с помощью модели совокупного  спроса – совокупного предложения (модели  AD-AS).

Увеличение производственных возможностей и рост потенциального ВВП связаны  с изменением  либо количества ресурсов, либо качества ресурсов.

Соответственно выделяют два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экономический рост, обусловленный увеличением количества ресурсов, простым добавлением факторов, представляет собой экстенсивный тип экономического роста. Экономический рост, связанный с совершенствованием качества ресурсов, использованием достижений научно-технического прогресса - это интенсивный тип роста.

Соответственно двум типам экономического роста выделяют две группы факторов:

факторы, которые влияют на количество ресурсов: труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. К факторам экстенсивного типа экономического роста относятся:    использование большего количества рабочей силы итд

факторы, которые влияют на качество ресурсов. Факторами интенсивного типа экономического роста являются: рост уровня квалификации и профессиональной подготовки рабочей силы итд

40. Экономические циклы. Понятие цикла и причины его вызывающие. Фазы экономического (промышленного) цикла.

 Фазы экон.цикла: бум (сверхзанятость, факт.ВВП выше потенциального), спад (рецессия), кризис (стагнация, недоисп-ние ресурсов, безработица), оживление и подъём. Осн.причина: несоответствие между совокупным предложением и спросом (совокупными расходами и объёмом пр-ва, их сокращение). Показатель темпа экон.роста: g=[Y(t)-Y(t-1)]/Y(t-1)*100%, где Y- реальный ВВП. Виды: классический (10-12 лет), Кондратьева (50-70 лет), Китчина (2-3 года), столетние циклы. Механизм: перепр-во => затоваривание => сокр.пр-ва, безработица => падают расходы => сокр.налоги, растут трансфертные выплаты и дефицит бюджета (при этом раткосрочная ставка процента по кредитам падает, а долгосрочная растёт). Фирмы снижают цены (дефляция) и вынуждены вкладывать инвестиции в переоснащение и переоборудование чтобы снизить издержки => растёт спрос на инвестиционные товары => растёт занятость и доходы фирм в этом секторе => начинается подъём. Вывод: основа экон.цикла - изменение инвестиционных расходов.

 

41. Безработица: формы, причины, виды. Показатели безработицы. Закон Оукена.

Уровень безработицы: u=U/L, где L(labour force)=E(employed)+U(unemployed). Естественная без-ца: фрикционная (обычный поиск работы) и структурная (изменения в структуре экономики, требует переквалификации). Ест.уровень без-цы - при котором обеспечивается полная занятость, соответствует ест.объёму выпуска, не ускоряет инфляцию, в долговр.перспективе медленно растёт. Модель Фридмана: ест.уровень u=s/(s+f), где s- потерявшие, f- нашедшие работу. Циклическая без-ца: положительна при рецессии, отрицательна при буме. Причины: реальная ставка зар.платы выше равновесного рыночного уровня из-за деятельности профсоюзов, гос.минимальной или стимулирующей (эффект.) оплаты труда (неоклассики), недостаточность совокупных расходов (кейнсианцы). Экон.последствия: отставание факт.ВВП от потенциального, потери доходов населения. Закон Оукена: (Y-Y')/Y'=-beta*(u-u'), или [Y(t)-Y(t-1)]/Y(t-1)=3%-2*[u(t)-u(t-1)].

42. Инфляция: сущность причины, виды. Безработица и инфляция.  Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периодах..

Инфляция - устойчивая тенденция роста  общего уровня цен (дефлятор ВВП). Уровень  инфляции: pi=[P(t)-P(t-1)]/P(t-1)*100%. Виды: умеренная (до 10%), галопирующая, высокая, гиперинфляция. Формы: открытая и подавленная (дефицит товаров при фиксированных ценах). Причина инфляции спроса - увеличение денежной массы сверх роста реального ВВП. Инфляция издержек - из-за сокращения предложения возникает стагфляция (спад пр-ва и рост цен). Кривая Филлипса: обр.зав-ть между безработицей и инфляцией (уровнем зарплат), в долгоср.периоде - верт.прямая.

43. Экономические последствия инфляции Антиинфляционное регулирование. Денежное правило М. Фридмена.

Экон.последствия инфляции: снижение реальных доходов населения и покупат.спос-ти денег (1/P), феномен бегства от денег. Инфляционная спираль: увел.предложение денег => растут цены, падают реальные доходы => повышаются зарплаты и издержки фирм => снова растут цены. Реальный доход = номинальный доход / уровень цен (1+pi). Денежное (монетарное) правило М.Фридмана: MV=PQ => pi=m-g, где m- увел.денежной массы, g- темп роста реального выпуска (ВВП). Антиинф-ная политика: гос.заказы и гос.займы, снижение ставки процента (кейнсианцы), замораживание выплат и банк.счетов для сокращения спроса, сокращение трансфертов, увеличение процентной ставки (неоклассики) - рецепт для развитой рыночной экономики.

44. Финансовая система: понятие, структура. Государственный бюджет в финансовой системе.

Финансовая с-ма состоит из гос.бюджета, местных финансов, финансов гос.предприятий и спец.правит-ные фонды (целевые фонды и гос.фин.-кредитные учреждения). Гос.бюджет - крупнейший денежный фонд в распоряжении гос-ва (правит-ва), это годовой план гос.доходов и расходов, главная его функция - реализация фин.политики. Местные финансы принадлежат местным властям. Функции фин.с-мы: мобилизационная, контрольная и распределительная.

45. Налоги: сущность и функции. Принципы и формы налогообложения. Классификация налогов.

Налоги - принудит.изъятие гос-вом части дохода домохоз.и фирм, это осн.источник доходов гос-ва, ср-во оплаты расходов правит-ва, осн.инструмент перераспределения доходов общества. Сумма налога T=B(T)*t, где B(T)- налогообл.база, t- ставка налога. Налоговая с-ма должна быть справедливой и эффективной. Прямые налоги: подоходный, на прибыль, имущество, наследство и пр. Косвенные налоги (вкл.в цену товара): НДС, с продаж, с оборота, тамож.пошлины и акцизы. Три типа: пропорциональная, регрессивная и прогрессивная с-ма налогообл-ния. Сумма налоговых поступлений: T=T'+Y*t, где T'- автономные (аккордные) налоги, не зависящие от уровня дохода, Y- НД/ВНП. Средняя ставка налога: t(ср)=T/Y, предельная ставка: t(пр)=dT/dY. Налоги влияют на НД с мультипликативным эффектом.

46. Государственный бюджет, его дефицит и профицит. Виды бюджетного дефицита и источники его покрытия.

Гос-во - самостоятельный макроэкон.агент, осн.его задача - ликвидация провалов рынка и максимизация общ.благосостояния. Гос-во явл-ся: производителем обществ.благ, покупателем товаров и услуг необ-мых для функционирования гос.сектора, перераспр-лем нац.дохода, регулятором и организатором функционирования экономики, кредитором и заёмщиком на финансовом рынке. Расходы бюджета: гос.закупки (гос.потребление и инвестиции гос.предприятий), трансферты и проценты по гос.облигациям. Доходы бюджета: инд.налоги, косв.налоги на бизнес, на прибыль корпораций, взносы на соц.страхование, прибыль гос.предприятий, приватизация. Сальдо = доходы-расходы. Источники покрытия дефицита: внешние и внутр.займы (гос.ценные бумаги), эмиссия и выкуп гос.облигаций.

47. Государственный долг. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга. Управление государственным долгом.

 

Гос.долг - задолж-ть накопившаяся в рез-те займов для фин-ния пред-щих бюджетных дефицитов. Обычно сопоставляется с размером ВВП. В рез-те внутреннего и внешнего долга происходит: вымывание капитала из частного сектора, усиление налогового пресса, утечка фин.ресурсов из страны из-за необ-ти его обслуживания. Долг может быть пролонгирован или реструктурирован (конверсия, продажа акций), погашен новыми займами, продажей других долгов. Для сокращения долга можно сократить налоги и расходы бюджета, увеличив этим налогооблагаемую базу (неоклассики), а также эфф-нее исп-ть ср-ва гос.займов.

48. Финансовая политика и ее типы. Дискреционная и автоматическая финансовая политика и ее влияние на экономическую конъюнктуру.

Гос-во проводит макроэкон.политику: структурную (обеспечение экон.роста) и конъюнктурную (стабилизационную): фискальную, монетарную, внешнеэкономическую и политику доходов. Стимулирующая фискальная фин.политика направлена на повышение совокупного спроса: увеличение трансфертов и гос.закупок, снижение налогов. Сдерживающая политика направлена на сокращение спроса (расходов). Дискреционная политика - законодательное изменение величины этих факторов с целью стабилизации экономики. Автоматическая политика основана на встроенных стабилизаторах: подоходный и косв.налоги, пособия по бедности и безработице. Рост ставки налогов ведёт к сокращению совокупного предложения, а сокращение - к росту объёма производства, позволяет бороться с инфляцией и стагфляцией.

49. Деньги, их функции. Денежная масса и ее измерение. Денежные агрегаты.

Деньги - специфический товар, являющийся эквивалентом стоимости других товаров  и услуг. Функции: мера стоимости, ср-во обращения, ср-во накопления, ср-во платежа (векселя, банкноты, чеки), мировые деньги. Денежная масса - совок-ть наличных денег в обращении и остатков безналичных средств на счетах физических, юридических лиц и гос-ва. Денежные агрегаты - виды денежных средств, отличающиеся степенью ликвидности: наличные деньги, чеки и вклады до востребования (трансакционные депозиты), срочные и сберегательные вклады, депозитные сертификаты, ценные бумаги (иерархическая структура).

50. Модели спроса не деньги: количественный подход и кейнсианский. Современные модели спроса на деньги.

Классическая модель спроса на деньги: MV=PQ, где M- кол-во денег в обращении, V- ср.кол-во оборотов ден.единицы в год, P- абс.уровень цен, Q- реальный объём пр-ва. Кейнсианский подход: спрос на деньги складывается из предосторожности, трансакционного и спекулятивного мотивов, MD=f(Y,R), где Y- номин.НД, R- номин.норма процента. Спрос на деньги обр.пропорционален ставке процента прии данном уровне НД. Совр.модели включают влияние на спрос текущего дохода, накопленного богатства, доходности акций и ценных бумаг, уровня инфляции, ожиданий и прогнозов.

51. Предложение денег. Денежный мультипликатор.

Избыточные резервы банков = фактические-обязательные резервы (зависят от ликвидности), используются для эмиссии платёжных средств. Банковский мультипликатор (денежной экспансии)= 1/rr, где rr- норма обязательных резервов. Денежная база - наличные деньги и обязательный резерв. Коэффициент депонирования (cr)- отношение наличности к банковским депозитам. Денежный мультипликатор - отношение денежной массы к денежной базе: m=(1+cr)/(cr+rr). Предложение денег пропорционально денежной базе и находится в обр.зав-ти к cr и rr.

52. Структура банковской системы.   Банки, их виды, функции. Основные операции коммерческих банков.

Банковская с-ма - совокупность различных банков и кредитных организаций, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает центральный банк, сеть коммерческих банков и др.кредитных учреждений. Типы банковских с-м: распределительно-централизованная (гос.монополия), рыночную и переходная. Ком.банк - негос.кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юр.и физ.лиц, удовлетворяет потребность общества в банковских услугах и продуктах. Осн.услуги: кредитование юр.и физ.лиц, операции по вкладам, валютные операции, операции с драг.металлами, выход на фондовый и валютный рынок, ведение расчётных счетов. Виды банков: универсальные и специализированные (инвестиционные, ипотечные, кредитные, отраслевые и пр.).

53. Центральный банк, роль и основные функции

 Центральный банк — главный  регулирующий орган финансовой  системы. Функции: проводит фин.  политику, монопольно осуществляет  денежную эмиссию, денежно-кредитное  регулирование фин.сферы, является ядром резервной с-мы, служит расчётным центром банковской с-мы, предоставляет кредиты банкам, устанавливает процент учётной ставки рефинансирования и валютный курс, хранит обязательные резервы ком.банков, регулирует деят-ть фин.-кредитных учреждений и банков. Активы: золотовалютные резервы, кредиты выданные банкам и правит-ву, гос.облигации; пассивы: депозиты ком.банков, наличные деньги в обращении, капитал ЦБ и ср-ва кредитных орг-ций.

54. Цели и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка. Денежная (монетарная) политика. Кейнсианская и монетаристская концепции. Политика дешевых и дорогих денег. Официальные резервные требования. Операции на открытом рынке. Дисконтная политика

Цели фин.политики: стабильный экон.рост и уровень цен, полная занятость ресурсов, равновесие платёжного баланса. Инструменты монетарной политики: контроль за денежной массой, учётной ставкой процента (discount rate) и обменным курсом, операции на открытом рынке (покупка/продажа гос.облинаций и векселей). Стимулирующая монетарная политика направлена на увеличение предложения денег: снижение нормы резервных требований и учётной ставки, покупка гос.ценных бумаг. Сдерживающая политика направлена на уменьшение денежной массы. Механизм денежной трансмиссии (политика дешёвых денег): кредитные возм-ти банков увелич. => фирмы берут кредиты => растут инвест.расходы => увеличение спроса => увеличение объёма пр-ва (политика дорогих денег - наоборот). Кейнсианцы предпочитают исп-ть фискальную стимуляцию экономики из-за возможной инфляции.


Информация о работе Шпаргалка по " Экономической теории"