Шпаргалка по " Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

Predmet_Ekonomicheskoy_Teorii.docx

— 138.92 Кб (Скачать файл)

Специфика рынка «чистой» монополии состоит в том, что здесь господствует один поставщик данного товара, который и является монополистом. Он диктует цены на рынке и изменяет их, сочетая эти операции с соответствующими изменениями в объеме продаж товара. При этом на практике продавец-монополист вынужден исходить не из максимальной, а из некой оптимальной цены, которая формируется с учетом широкого комплекса ценообразующих факторов.

Монополия – соглашение нескольких крупных собственников, которое  осуществляется с определенными  целями: получение максимальной прибыли  и завоевание твердых позиций  в конкурентной борьбе. Чистая монополия – одна фирма-производитель в отрасли или целая отрасль.

Характерные черты:

Единственный продавец – фирма  и отрасль – синонимы

Нет близких заменителей товаров, продукт монополии является уникальным, для покупателя не существует никаких  альтернатив, монополисту не нужна  реклама, которая стимулирует сбыт продукции

Монополист диктует, контролирует цены, а также устанавливает общий  объем производства продукции

Монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. существуют барьеры для вступления в отрасль.

К чистой монополии относится естественная монополия (телефон, телеграф, электроэнергия). Естественная монополия, как правило, имеет низкие издержки производства, поэтому в условиях равенства  предельного дохода и предельных издержек выгодно увеличивать производство и завышать цены. Это пагубно сказывается  на населении, поэтому вмешивается  государство: оно начинает регулировать цены и это приводит к госрегулируемой монополии. Цены регулируются:

через патенты, которые защищают изобретателя и обеспечивают монопольным положением на определенный срок.

через лицензии, которые дают право на начало экономической деятельности – это юридическое разрешение. Выдача лицензии ограничивает вступление в отрасль. Лицензия защищает интересы частных собственников.

через снижение себестоимости продукции.

Причины возникновения  монополистических объединений:

на смену свободной конкуренции  приходит монополия

экономические кризисы

войны

появление новых форм хозяйствования.

Вопрос 21. Ценовая дискриминация на рынке чистой монополии. Виды монополий. Барьеры для входа и выхода из отрасли. Антимонопольная политика государства.

 

Ценова́я дискримина́ция или ценова́я дифференциа́ция — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками

 

По происхождению выделяют 2 главных вида монополии: естественную и искусственную.

Есть ряд отраслей, для которых  монополия необходима. Это так  называемая естественная монополия, когда  обеспечение потребностей рынка  одной компанией более эффективно, чем несколькими. Примером может  служить железная дорога, телефонная компания. Учитывая неизбежность естественной монополии, государство контролирует ее деятельность, чем способствует защите конкуренции.

антимонопольная политика – серия законов, направленная на поддержание государством равновесия между конкуренцией и монополией

Барьеры входа-выхода в отрасль  — совокупность факторов объективного и субъективного порядка, которые  либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют выходу из него укоренившейся фирме без  значительных потерь.

Вопрос 22. Рынок монополистической конкуренции – сочетание конкуренции и монополии. Неценовая конкуренция и ее формы.

РЫНОК МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ — рынок ряда продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой розничной цене, а в широком диапазоне цен.

Неценовая конкуренция - конкуренция, основанная на предложении товара более  высокого качества, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции  играют: оформление, упаковка, последующее  техническое обслуживание, реклама.

Вопрос 23. Понятие «олигополия», ее признаки и типы. Ценовая конкуренция и максимизация прибыли.

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

Основная черта олигополии – немногочисленность, малое число фирм господствует на рынке товаров и услуг.

Виды олигополии:

Жесткая олигополия – на рынке господствуют 2-3 фирмы, не допуская больше никого.

Расплывчатая олигополия – 6-7 фирм делят 70-80% рынков сбыта

 

Ценовая конкуренция - конкуренция, связанная  с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и  достижения лучших экономических условий  сбыта. Различают:  
- прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены;  
- скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены.

Максимизация прибыли - максимизация чистого дохода фирмы.

Вопрос 24. Спрос и предложение на рынке факторов производства. Факторы эластичности спроса и предложения факторов производства.

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.

Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижение цен.

Эластичность спроса измеряется количественно  через коэффициент эластичности по формуле:

o  — коэффициент эластичности спроса

Q — процент изменения количества продажи

P — процент изменения цены

На величину спроса кроме цены товара, также влияют и другие неценовые  факторы: 
 
1. величина и динамика изменения дохода потребителя;  
2. изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров;  
3. изменение вкусов и предпочтений;  
4. число потребителей на рынке;  
5. реклама;  
6. изменения структуры населения;  
7. экономическая (социальная) политика правительства;  
8. ценовые ожидания относительно будущих цен и доходов и др.  
 
QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В),  
где QD — спрос;  
Р— цена;  
I— доход;  
Z— вкусы;  
W— ожидания (waiting);  
Psub - цена на товары-субституты;  
Pcom – цена на комплементарные товары;  
N — количество покупателей;  
В — прочие факторы.  
 
Кроме этого на объём и структуру спроса влияют следующие факторы: 
 
1. природно-климатические;  
2. национально-этнические;  
3. медико-биологические;  
4. половозрастная структура населения.

 

Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Эластичность предложения вычисляется  через коэффициент эластичности предложения по формуле:

m  — коэффициент эластичности предложения

G — процент изменения количества предлагаемого товара

F — процент изменения цены

Вопрос 25. Спрос и предложение на рынке труда. Эффект дохода и эффект замещения. Номинальная и реальная заработная плата. Формы заработной платы.

Спрос и предложение на рынке труда — спрос и предложение на рабочую силу, формирующиеся на рынке труда.

Спрос на труд (Denand for labor), субъктами которого выступают бизнес и государство, находится в обратной зависимости от величины заработной платы. В случае повышения заработной платы, работодатель будет вынужден сокращать количество нанимаемых им работников (спрос на труд сократиться), а в случае снижения заработной платы он сможет нанять дополнительных работников (спрос на труд возрастет). Данная зависимость между величиной заработной платы и спросом на труд выражается в кривой спроса на труд.

Данный график иллюстрирует зависимость  между величиной заработной платы (W) и величиной спроса на труд (L). Каждая точка на кривой Dпоказывает, какой будет величина спроса на труд при определенном уровне заработной платы. Отрицательный наклон кривой иллюстрирует тенденцию увеличения спроса на труд при низкой заработной плате и, соответственно, уменьшение спроса на труд при высокой заработной плате.

Эффект   дохода

Возникает вследствие того, что при  снижении цены одного из благ потребительской  корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней  величине  дохода , а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта  дохода  приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей  и  меньше – дорогих.

Эффект   замещения

Указывает на то, что при изменении  соотношения цен товаров потребитель  замещает относительно подешевевшим товаром  другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины  может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно  дешевеет, второй относительно дорожает

Номинальная заработная плата- установленная, зафиксированная в расчетной ведомости или в иных документах величина заработной платы в денежном выражении, характеризующая уровень оплаты труда вне связи с ценами на товары и услуги и денежными расходами работника. В отличие от номинальной реальная заработная плата учитывает покупательную способность денег.

Реальная заработная плата- заработная плата, исчисленная, определяемая в виде количества благ, потребительских товаров и услуг, которые можно на нее приобрести. Реальная заработная плата определяется как размером номинальной заработной платы, так и уровнем цен на потребительские товары и услуги, а также налогов, выплачиваемых из заработной платы. Реальная заработная плата уменьшается при наличии инфляции, если инфляция не компенсируется увеличением; индексацией заработной платы.

Формы заработной платы- виды оплаты труда, которые классифицируют на: денежную и натуральную оплату; выплату наличными, чеками или перечислением на счет; повременную или сдельную оплату; "денежный аккорд" или "повременный аккорд" и т.п. Выделяют различного рода доплаты, комиссионные премии, участие в прибыли и другие. При повременной оплате размеры ее зависят от фактически отработанного времени и квалификации работника. Повременная оплата применяется в виде простой и повременно-премиальной систем. Удельный вес повременной заработной платы (особенно повременно-премиальной) в настоящее время увеличивается, более широко применяются коллективные системы оплаты. Сдельная заработная плата зависит от объема выработанной продукции определенного качества и сдельных расценок, имеет следующие разновидности: прямую, сдельно-прогрессивную, сдельно-премиальную, аккордную: может быть индивидуальной и коллективной (бригадной). В большинстве случаев заработная плата складывается из тарифной и премиальной (поощрение за дополнительные результаты по сравнению с установленной нормой) частей.

 

 

Вопрос 26. Понятие капитал, его различные трактовки. Рынок капитала. Процентная ставка. Дисконтирование.

Капита́л — совокупность имущества, используемого для получения прибыли. Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями

Рынок капитала – это часть финансового  рынка, где формируется спрос

и предложение на среднесрочный  и долгосрочный заимообразный капитал.

Формы обращения денежных средств (финансовых ресурсов) на рынке капиталов  могут быть различными:

банковские  займы (ссуды);

акции;

облигации;

финансовые деривативы;

ноты и закладные.

Процентная ставка - плата за кредит в процентном выражении к сумме  кредита в расчете на определенный период времени: год, месяц и т.д.  
Процентные ставки зависят от количества денег в обращении, спроса на заемные средства, политики правительства, оценки кредитором риска невозвращения займа, периода займа и курса национальной валюты.  
Различают долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные, фиксированные и плавающие процентные ставки.

Дисконтирование - определение текущего эквивалента денежных средств, ожидаемых  к получению в определенный момент в будущем.  
- в страховании - вычисление современной стоимости будущих доходов или расходов. Дисконтирование выполняется путем умножения фактического размера платежа на дисконтирующий коэффициент.

 

27. Особенности спроса и предложения земли. Рента,  арендная плата

Земля является первичным фактором производства до тех пор, пока человек не повысит ее качество, вложив в нее свой труд - тогда земля становится вторичным фактором производства. В качестве первичного фактора производства земля абсолютно ограничена: количество плодородных, удобно расположенных, богатых полезными ископаемыми участков земли ограничено.Еще одно свойство земли, определяющее экономический механизм ее использования, заключается в том, что она нетранспортабельна. Таким образом, факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение. Спрос на землю неоднороден. Он включает два основных элемента - сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос. Кривая сельскохозяйственного спроса на землю Dcx будет иметь отрицательный наклон. Это связано с тем, что по мере вовлечения земли в хозяйственный оборот (при данном уровне развития техники и технологии) мы должны будем переходить от лучших по плодородию земель к средним и даже худшим Кривая несельскохозяйственного спроса также имеет отрицательный наклон (см. рис. 13.2), так как связана главным образом с местоположением, и здесь также есть свои ограничения, так как приходится использовать (например, для жилищного строительства и офисов) земли не только в центре города, но и на окраинах. В отличие от сельскохозяйственного спроса на землю, несельскохозяйственный спрос имеет устойчивую тенденцию к росту Отношения по поводу ценообразования и распределениядоходов от использования земли, ее ископаемых ресурсов и недвижимости называются рентными. Экономическая рента (от французского “rent”- фиксированный доход) - это цена, уплачиваемая за ресурс, предложение которого строго ограничено. Земельная рента - это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество которых ограничено, арендатором собственнику земли за возможность производительного использования земли и получения прибыли .Земля приносит экономическую ренту потому, что предложение земли совершенно неэластично. Поскольку предложение земли S совершенно неэластично, единственным значимым фактором, определяющим размер земельной ренты, является спрос на землю Арендная плата - самостоятельная форма платежа, при которой используется лишь недвижимость, т.е. сооружения, здания и т.д. Арендная плата включает, кроме ренты, еще амортизацию на постройки и сооружения (которые находятся на земле), а также процент на вложенный капитал таким образом, абсолютная рента присваивается со всех земельных участков. Размер абсолютной ренты при одинаковой площади участков земли разного качества одинаков. Величина абсолютной ренты определяется как разница между индивидуальной стоимостью и ценой производства (общественной стоимостью).

Информация о работе Шпаргалка по " Экономической теории"