Шпаргалка по "Истории экономических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:54, шпаргалка

Описание работы

· 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
· 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА
· 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
· 4. АРИСТОТЕЛЬ
· 5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИБН-ХАЛЬДУНА
· 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. АВГУСТИН. ФОМА АКВИНСКИЙ
· 7. РАННИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ

Файлы: 1 файл

иэуиум.docx

— 250.31 Кб (Скачать файл)

Новое общество, которое  должно прийти на смену буржуазному, Ш. Фурье представлял себе как  общество, в котором всем его членам будет обеспечена счастливая жизнь. Общество будет состоять из небольших  общин – фаланг. Противоположность между городом и деревней будет уничтожена. Однако в новом обществе, считал Фурье, сохранится частная собственность, капитал, капиталисты. При этом все, независимо от имущественного положения, будут обязаны трудиться. Весь доход будет делиться на три части: 4/12 получают собственники капитала; 5/12 распределяются по труду; 3/12 пойдет на вознаграждение талантов.

Роберт  Оуэн (1771–1858) в 1800 г., став руководителем и совладельцем фабрики, предпринял попытку добиться улучшения жизни и условий труда работников. Он сократил рабочий день, улучшил жилищные условия работников, заботился об организации их разумного отдыха, боролся с алкоголизмом, занимался воспитанием детей своих работников.

В 1824 г. он предпринял попытку реализовать свой план переустройства общества в США, основав там коммунистическую общину «Новая гармония», но потерпел неудачу и потерял большую часть своего состояния. Через восемь лет попытался организовать «Национальный базар для справедливого обмена» и опять потерпел неудачу. Неудачи не сломили Р. Оуэна, и он до конца жизни продолжал свою деятельность, пропаганду своих идей.

Р. Оуэну принадлежит  большое число печатных работ: «Об  образовании человеческого характера» (1813–1814), «Книга о новом нравственном мире» (1836–1844) и др. Как и его  предшественники, резко критиковал капиталистическое общество. Он видел  основу всех зол в частной собственности, которую считал причиной бедности. Существование денег Р. Оуэн рассматривал как одно из основных зол. Основой будущего строя должна стать общественная собственность, а люди, освободившись от нищеты и голода, смогут развивать свои лучшие качества.

 
39. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ

В 1840-х гг. в Германии возникла историческая школа политической экономии. Ее основателями и главными представителями были Бруно Гильдебранд (1812–1878), Вильгельм Рошер (1817–1894) и Карл Книс (1821–1898).

Представители этой школы претендовали на перестройку  классической политической экономии на основе нового предложенного ими  исторического метода. Они подвергли  нападкам методологию Смита и  Рикардо, обвиняя их в односторонности. Так, Б. Гильдебранд осуждал попытку  классиков «вывести общие непреложные  положения» для экономики всех стран  и всех народов и утверждали, что  ни один закон и ни одно политическое учреждение не могут быть применены  к различным народам, находящимся  на разных ступенях развития. Однако отрицание  значения формулирования таких положений  и законов, которые действуют  в разных странах на различных  ступенях их развития (как, например, закона стоимости, в соответствии с которым  осуществляется обмен во всех странах, где существует товарное производство), означает по существу отрицание самих  объективных экономических законов  да и самой экономической науки, главной задачей которой является изучение этих законов.

Представители исторической школы (в частности Б. Гильдебранд) отвергали критику частной собственности, ссылаясь на то, что с возникновением частной собственности человечество сделало огромный шаг вперед в своем развитии. Действительно, частная собственность на определенном историческом этапе развития каждой страны играла исключительно прогрессивную роль, способствуя колоссальному развитию производительных сил. Однако вряд ли можно утверждать, что это – вечная категория, и вряд ли с ней можно связывать прогресс на всех последующих этапах человеческой истории.

Представители исторической школы отрицали трудовую теорию стоимости, утверждая, что стоимость определяется полезностью предмета, а «единственным мерилом полезности может быть только человек». Таким образом, стоимость, по мнению представителей исторической школы, определяется субъективными оценками людей и всегда имеет относительный характер.

Историческая школа  в лице Б. Гильдебранда и В. Рошера, вслед за Сэйем, Бастиа и Сениором, выводила происхождение капитала из теории «воздержания» капиталиста, его личной бережливости. Прибыль же, согласно представителям исторической школы, является платой за бережливость и воздержание. Таким образом, представители исторической школы не исследовали реально существующие отношения на разных этапах человеческой истории, а использовали ссылки на историю для отрицания объективного характера экономических законов и подтверждения некоторых своих положений.

 
40. НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

В Германии в 1840-1850-х  гг. XIX в. сложилась новая экономическая школа в противовес получившим широкое распространение австрийской школе и марксизму. Эта школа получила название немецкая историческая школа. Особенность: 1) ее приверженцы включили в предмет своих исследований наряду с экономическими и другие социальные факторы; 2) преувеличение значения (фетишизация) национальных факторов. Ее представители обвиняли классиков в том, что последние в поисках универсальной концепции, пригодной для всех стран и народов, увлеклись абстракциями и обобщениями, недооценивали значение наблюдений и фактов и придали политэкономии космополитический характер. Предшественниками немецкой исторической школы считаются Адам Мюллер (1779–1829) и Фридрих Лист (1789–1846). В этих работах (А. Мюллер «Искусство управления государством» и Ф. Лист «Национальная система политической экономии») были сформулированы идеи, которые легли в основу немецкой исторической школы:

• понимание политэкономии как науки национальной, ориентированной на решение задач, стоящих перед страной (нацией);

• признание того, что экономика каждой страны развивается в соответствии с собственными законами;

• учет влияния не только экономических, но и других– природных, исторических факторов;

• отрицательное отношение к либерализму;

• понимание политической экономии как науки о государственном управлении.

Лидером новой исторической школы был Густав фон Шмоллер (1838–1917), экономист, историк, государственный и общественный деятель. Он считал, что абстрактные догмы не открывают пути для плодотворного развития экономической науки. Однако Шмоллер, как и другие представители новой исторической школы, не отрицали действия и возможности формулирования объективных экономических законов, но они считали, что политэкономия еще не достигла того уровня, чтобы формулировать законы. Для построения в будущем методом индукции экономической теории необходимо накопление фактов и статистических данных.

Шмоллер и другие представители новой исторической школы проявляли глубокий интерес к социальным проблемам. При этом они критически оценивали попытки решения социальных проблем с либеральных или социалистических позиций, считая, что такие попытки носят утопический характер.

Шмоллер сосредоточил внимание на моральных и этических  аспектах хозяйственной жизни. Он считал, что важную роль в эволюции общественных институтов играет стремление к обогащению, которое, если его не ограничивать, может привести к разрушению нормального  функционирования общества. Ограничивать подобные устремления следует с помощью моральных норм.

Шмоллер не был таким  последовательным сторонником исторического  метода, как другие представители  этого направления. Он признавал, что  в экономике имеют место регулярно  повторяющиеся явления, что вплотную подводило его к признанию  объективных законов, управляющих  экономическими процессами.

 
41. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ МАРЖИНАЛИЗМА. Г. ГОССЕН

Герман  Генрих Госсен (1810–1858) – немецкий юрист и экономист – предшественник теории маржинализма. Госсен не имел экономического образования. Будучи юристом по образованию и роду занятий, он в 1847 г. оставил службу и занялся разработкой собственной экономической теории. Эту теорию он изложил в вышедшей в 1854 г. книге «Развитие законов общественного обмена и вытекающих из них правил человеческой деятельности».

Теория Г. Госсена  базируется на том, что главным мотивом, определяющим поведение человека, является стремление к получению максимума  удовольствия (максимума полезности). В связи с этим главной задачей  экономической науки является формулирование правил максимизации (увеличения общей  суммы) полезности. Эти правила нашли  свое отражение в сформулированных Госсеном законах. Согласно первому закону Госсена – закону насыщения потребностей – в одном непрерывном акте потребления происходит убывание полезности последующих единиц продукта; при повторных актах потребления происходит убывание полезности первых единиц продукта. Г. Госсен формулирует это следующим образом: «Величина одного и того же удовольствия постоянно уменьшается вплоть до насыщения, по мере того как мы без помех испытываем это удовольствие». Закон отражает связь между снижением предельной полезности и падением спроса: желаемость данного блага убывает по мере увеличения его наличия.

Второй  закон Госсена дается автором в двух вариантах (или редакциях). Первый вариант выводится из анализа натурального хозяйства одинокого человека, оказавшегося изолированным от общества – хозяйства Робинзона. Имея определенное количество разных продуктов, одинокий человек (Робинзон) в течение данного периода времени может их потреблять в различных комбинациях. Необходимо найти такую комбинацию, которая обеспечивает получение максимума удовольствия (наслаждения). Это достигается при установлении равенства предельных полезностей всех продуктов. Предельная полезность любого товара (любого блага) определяется приростом совокупной полезности, получаемым в результате потребления дополнительной (следующей) единицы данного товара (данного блага). Второй вариант формулируется для условий товарного хозяйства. Цены на товары, которые может приобрести какой-либо потребитель, и денежная сумма, имеющаяся в его распоряжении, – главные факторы, ограничивающие его потребление. Выбор наиболее рационального (оптимального) варианта потребления, т. е. варианта, обеспечивающего максимум удовлетворения потребностей, достигается при равенстве предельных полезностей, которые могут быть получены с последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров.

Поскольку работы соответствующей  направленности были опубликованы в  течение 1871–1874 гг. Л. Вальрасом, У. Джевонсом и К. Менгером, то между ними возник спор о научном приоритете. Когда же была обнаружена книга Г. Госсена, написанная почти за 20 лет до указанного периода, вопрос о приоритете отпал – истинным предшественником «маржиналистской революции» был признан Г. Госсен.

 
42. МАРЖИНАЛИЗМ

В течение последней  трети XIX в. появилось новое направление экономической науки – маржинализм (от marginal – предельный). В основу этого направления был положен анализ предельных величин на основе привлечения соответствующего математического аппарата (прежде всего дифференциального исчисления). Некоторые экономисты оценивают введение предельных величин в экономический анализ и в объяснение экономических явлений, а также в экономические модели как «маржиналистскую революцию».

Начало «маржиналистской революции» обычно связывают с именами трех экономистов: французского – Л. Вальраса, английского – У. Джевонса и австрийского – К. Менгера, опубликовавших свои работы в 1871–1874 гг. Между ними даже возник спор о научном приоритете. Однако позднее выяснилось, что принципы маржинального анализа содержались в работе немецкого экономиста Г. Госсена, опубликованной за 20 лет до публикаций этих авторов.

В «маржиналистской революции» обычно выделяют два этапа. Первый этап охватывает 1870–1880 гг. и связывается с именами трех названных выше экономистов. Центральное место в маржинализме этого периода занимает теория «предельной полезности». Ценность каждой единицы любого блага, согласно этой теории, уменьшается по мере увеличения количества этих благ, т. е. по мере насыщения спроса. Цена этого блага определяется предельной величиной – ценностью последней единицы. При этом объяснении закономерности динамики спроса связывались с психологическим поведением потребителя. Таким образом, отрицание трудовой теории стоимости, свойственной классической школе политэкономии, – важнейшая черта «маржиналистской революции» на первом ее этапе.

Второй  этап «маржиналистской революции», хронологические рамки которого начинаются с 1890-х гг, связан с именами английского экономиста А. Маршалла, американского экономиста Дж. Б. Кларка и итальянского экономиста В. Парето. Если первый этап «маржиналистской революции» был связан прежде всего с потреблением, изучением динамики закономерностей спроса, то второй ее этап характеризуется другим – признанием необходимости обеих сфер экономической жизни – производства и потребления. Этот новый этап характеризуется также отказом от психологического подхода, что сблизило новое направление с классической политэкономией и позволило называть его «неоклассическим» направлением в экономической науке.

 
43. К. МЕНГЕР О «ХОЗЯЙСТВЕ РОБИНЗОНА». ТЕОРИЯ ВМЕНЕНИЯ

Карл Менгер (1840–1921) – австрийский экономист, основатель «австрийской школы» маржинализма, один из авторов теории предельной полезности. Свои взгляды К. Менгер изложил в работе «Основания политической экономии» (1871).

Для изложения своей  теории К. Менгер неоднократно прибегает  к иллюстрациям, в которых фигурирует изолированный хозяйствующий субъект (Робинзон Крузо). Так, рассматривая ценность благ, необходимых человеку для удовлетворения его потребностей, Менгер прибегает  к такому примеру: «Представим себе изолированно хозяйствующего субъекта, обитающего на скалистом морском  острове, на котором находится единственный источник, служащий ему для удовлетворения его потребности в пресной  воде. Пока воды достаточно, она не представляет какой-либо ценности для хозяйствующего субъекта (Робинзона Крузо). Если же произойдет убыль воды, то каждое конкретное количество воды приобретает для  него «экономическое значение», т. е. станет обладать ценностью, и по мере того как источник будет давать все меньше и меньше воды, ценность ее для Робинзона Крузо будет возрастать. При этом он будет вынужден последовательно отказываться от удовлетворения менее важных потребностей.

Блага, удовлетворяющие  потребности человека, Менгер делит  на блага высшего порядка – блага, которые могут непосредственно удовлетворять потребность человека, и благавторого порядка, которые необходимы для производства благ первого порядка, блага третьего порядка, необходимые для производства благ второго порядка, и т. д. При этом Менгер отмечает, что для производства, например, благ первого порядка, необходимо располагать комплементарными благами второго порядка, т. е. всеми дополнительными благами или всем комплексом благ второго порядка, позволяющим осуществлять производство благ первого порядка. Отсутствие одного какого-то комплементарного блага второго порядка (необходимого для производства благ первого порядка) обесценивает все другие блага второго порядка, так как делает их бесполезными.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"