Шпаргалка по "Истории экономических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:54, шпаргалка

Описание работы

· 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
· 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА
· 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
· 4. АРИСТОТЕЛЬ
· 5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИБН-ХАЛЬДУНА
· 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. АВГУСТИН. ФОМА АКВИНСКИЙ
· 7. РАННИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ

Файлы: 1 файл

иэуиум.docx

— 250.31 Кб (Скачать файл)

К. Менгер не употреблял термин «вменение» (этот термин был впервые использован Ф. Визером), но он ставил перед собой задачу определить, какую часть созданной ценности вменить каждому фактору, иными словами, выявить раздельно вклад в создание ценности материального блага каждого отдельного фактора производства: труда, капитала и земли. Поскольку К. Менгер отвергал теорию трудовой стоимости и определял ценность благ по важности удовлетворяемых ими потребностей, то для определения каждого фактора он использовал тот же подход – на основе соотношения между наличными предложениями данных благ и количеством, достаточным для удовлетворения в них потребностей (на основе определения их субъективной стоимости). В результате задача вменения оказалась им нерешенной, как указывал его ученик Фридрих фон Визер.

На основе идей Менгера  Ф. Визер выдвинул «теорию вменения», в дальнейшем получившую математическое обоснование в работах Дж. Б. Кларка.

 
44. КОНЦЕПЦИЯ К. МЕНГЕРА ОБ ОБМЕНЕ БЛАГ

К. Менгер пытался  найти ответ на вопрос, почему самые  необходимые человеку блага вовсе  не являются самыми ценными. Согласно его концепции, ценность определяетсясоотношением потребности в благах и их количеством. Ценность зависит от субъективной оценки людьми благ, удовлетворяющих те или иные их потребности. Наиболее высоко ценятся относительно редкие блага.

Теория К. Менгера  может быть проиллюстрирована следующей  таблицей, содержащей условный пример:

 

Таблица показывает постепенное снижение потребности  в каждом благе по мере ее насыщения (по мере увеличения запаса этого блага) и сравнительную остроту потребностей человека в различных благах.

В качестве примера  в таблицу включены три продукта (хлеб, сыр и бананы), обладающие, по субъективным оценкам потребителей, различной сравнительной ценностью. Оценка сравнительной ценности выражена в баллах по горизонтали (по строкам  таблицы). Наибольшей ценностью для  потребителя обладает хлеб (10 баллов), далее следуют сыр и бананы (соответственно 9 и 8 баллов).

Ценность каждого  блага снижается по мере увеличения их количества (по мере насыщения спроса), что показано цифрами. Так, при наименьшем уровне насыщения потребности в  хлебе это благо получает оценку в 10 баллов, а при достижении пятой  ступени насыщения – 6 баллов. То же относится и к любому другому  благу. Таким образом, согласно К. Менгеру, ценность блага определяется не количеством труда, затраченного на его производство (как это предусматривает теория трудовой стоимости), а субъективными оценкамипотребителей.

Ценность, по мнению К. Менгера, субъективна «не только по своему существу, но и по своей  мере». Вместе с тем Менгер признавал, что затраты труда находятся  в непосредственной связи с величиной  ценности.

К. Менгер рассматривал субъективные оценки потребителями  ценности тех или иных благ в качестве основы формирования рыночных цен на соответствующие товары, основы процесса ценообразования.

 
45. ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЯ Е. ФОН БЁМ-БАВЕРКА

Евгений (Ойген) фон Бём-Баверк (1851–1914) – представитель австрийской школы маржинализма. Будучи министром финансов, выступал за соблюдение принципов «здоровых финансов». Й. Шумпетер отмечал, что Бём-Баверк обнаружил «безраздельную преданность своему делу, совершенное бескорыстие, широкие интеллектуальные интересы, широкий кругозор и подлинную простоту – и при всем этом он был полностью свободен от ханжества или какой-либо склонности к проповедям».

Будучи учеником Менгера, он стремился ни в чем  не изменять его теорию. Ему принадлежит обоснование теории предельной полезности. Он также разработал «теорию ожидания», объясняющую происхождение, уровень и динамику процента на капитал. Центральная идея этой теории заключается в следующем: в связи с продолжительностью времени, в течение которого средства производства превращаются в продукт (т. е. переносят свою стоимость на продукт), возникает разница в ценности этих средств и продукта. Эта разница представляет собой основу возникновения процента на капитал. Происхождение процента на капитал связано со стремлением людей приобретать блага сегодня, а не откладывать на завтра. По версии Бём-Баверка, рабочие, в отличие от капиталистов, недооценивают свое будущее и стремятся не откладывать получение плодов своего труда. Капиталисты же, напротив, готовы откладывать получение своего дохода. При этом Бём-Баверк считал, что процент на капитал является общеэкономической категорией, свойственной любой экономике, где имеет место обмен товаров текущего и будущего потребления.

Бём-Баверк опирается  на три причины, по которым люди выражают готовность приобретать блага именно сегодня, а не завтра. Первой причиной является наличие в обществе малообеспеченных людей, которые в целом предпочитают получить благо сегодня, а не завтра. Вторая причина заключается в том, что в некоторой части общества наблюдается недостаток воли, воображения и веры, чтобы предпочитать будущие блага сегодняшним. И, наконец, третья причина заключается в том, что людям больше свойственно стремление к «окольному» производству сегодня в надежде получить больше продукта (выгоды) теперь же, чем к «непосредственному» производству в будущем. Это утверждение подкрепляется тем, что, по мысли Бём-Баверка, отдача производства в дальнейшие периоды будет снижаться.

 
46. МАРЖИНАЛИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ У. ДЖЕВОНСА

Уильям  Стенли Джевонс (1835–1882) – английский экономист, статистик, философ, логик, один из основоположников теории предельной полезности. Одним из первых применил математику для изучения предельной полезности и стал основоположником этой теории. В 1860 г. он сформулировал закон убывающей полезности. Главный труд У. Джевонса – «Теория политической экономии» – был опубликован в 1871 г.

Главной проблемой  экономической науки он считал изучение потребления. Задачу экономической науки сформулировал следующим образом: «Дан определенный уровень населения с различными потребностями и производственными возможностями, обладающего определенным количеством земли и других материальных ресурсов; требуется найти способ приложения его труда, который будет максимизировать полезность произведенного».

Теория У. Джевонса (по его собственным словам) заключается  в применении дифференциального исчисления к исследованию знакомых экономических понятий: богатства, полезности, стоимости, спроса, предложения, капитала, процента, труда и всех количественно определимых понятий, относящихся к повседневной работе промышленности.

Основной постулат теории Джевонса заключается в том, что стоимость порождается предельной полезностью. Иными словами, главным фактором, определяющим меновую стоимость, является спрос, а не издержки производства (как утверждали представители классической политэкономии).

Джевонс использовал  бентамовскую психологическую теорию наслаждения и страдания. При  этом наслаждение, как писал У. Джевонс, имеет интенсивность и продолжительность; чистое наслаждение определяется путем  вычитания валового страдания и  валового наслаждения.

В классической экономической  науке рассматривались проблемы производства, распределения, стоимости, налогового обложения и народонаселения. У. Джевонс ограничил предмет науки рассмотрением проблем стоимости и обмена. При этом он перенес центр тяжести с издержек производства на полезность. Маржиналистская теория У. Джевонса означала иной подход к экономическому анализу – в качестве условий, определяющих хозяйственные решения, стали рассматриваться психологические факторы. Вместо рассмотренияотношений между людьми в этой теории стали рассматриваться отношения человека к товару.

У. Джевонс по ряду вопросов формулировал положения, с  которыми сегодня вряд ли согласится большинство экономистов. Джевонс  был убежден, что различие в доходах целиком проистекает из различий в индивидуальных способностях. По его мнению, бесплатное медицинское обслуживание бедных только деморализует их, углубляет иждивенческие настроения. Он также считал, что высокая заработная плата толкает рабочего к излишествам. Вместе с тем он полагал, что его теория позволит смягчить конфликт между трудом и капиталом. Он также полагал, что его теория поможет профсоюзам осознать необходимость прекращения борьбы против предпринимателей, осознать общие с ними интересы.

 
47. МАРЖИНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л.ВАЛЬРАСА

Леон Мати Эспри Вальрас (1834–1910) – швейцарский экономист, указавший политической экономии, по словам Б. Селигмена, «путь, по которому она идет в наши дни».

Им была развита  разработанная ранее «теория  общего равновесия», охватывающая сферу  обмена, производства капитала и денежного  обращения. В 1886 г. Л. Вальрас провозгласил, что в политэкономии свершилась «маржиналистская революция». Вальрас считал, что экономические законы не могут быть адекватно выражены обычным языком и поэтому применение математики становится непременным условием развития экономической теории. По его мнению, логически доказать правильность теории можно только с помощью математических методов. Л. Вальраса называют основателем и крупнейшим представителем математической школы политэкономии. Но провозглашенная Вальрасом маржиналистская революция не сводилась к применению математики в качестве инструмента экономического анализа. «Маржиналистская революция» означала отказ от исторического и социологического подходов, свойственных классической политэкономии, и переход к маржиналистской концепции, в соответствии с которой ценность товара определялась на основе теории предельной полезности. Ценность трактовалась с позиций конкретного потребителя на субъективной основе – на основе психологической оценки конкретным потребителем полезности того или иного блага.

Научной заслугой Л. Вальраса явилось создание общей экономико-математической модели функционирования макроэкономики – системы «общего экономического равновесия». В основу модели положены рассмотрение экономики как взаимодействие хозяйствующих субъектов, анализ их экономического поведения. Модель отражала зависимость спроса на товар от его цены, цен на другие товары от дохода потребителей, влияние различного соотношения затрат труда и капитала, его влияния на производительность и др. Модель потребовала включения таких категорий, как «предельная полезность», «эластичность спроса», «предельная производительность факторов производства». Маржиналистская концепция Л. Вальраса нашла свое выражение в постановке экстремальных задач, предусматривающих минимизацию затрат. Математический аппарат такого рода моделей, предусматривающих нахождение оптимальных решений, в наше время получил дальнейшее развитие на основе использования новых разделов математики, в частности линейного программирования. Л. Вальрас указал путь (точнее одно из направлений развития политической экономии), по которому двигается эта наука в настоящее время. Й. Шумпетер: «из всех великих экономистов Вальрас, конечно же, был величайшим, поскольку он открыл всеобщее равновесие».

 
48. КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В. ПАРЕТО

Вильфредо Парето (1848–1923) – итальянский экономист, который развил учение Л. Вальраса и разработал собственную концепцию общего равновесия.

Парето родился  в Париже от брака итальянца, который  был вынужден жить в изгнании, и  француженки. Когда ему исполнилось 10 лет, он вместе с родителями переехал в Италию, где получил высшее математическое и инженерное образование. Работал  на железной дороге, потом служил в  сталелитейном концерне. Питал большую  неприязнь к правительству, называл  его «плутократическим». Попытки  В. Парето заниматься политической деятельностью  не увенчались успехом – выборы он проиграл, а его нападки на правительство, которое отвергло политику экономического либерализма, привели  к тому, что ему было запрещено  читать лекции. Он был озлобленным  аристократом, для которого демократия и коррупция были синонимами. Муссолини  сделал В. Парето сенатором, и фашисты  восприняли некоторые его идеи из развиваемой им теории «общественной  элиты». В некоторых своих статьях  Парето выражал свое «в целом позитивное отношение к фашизму, требуя от него либерализации».

В. Парето подверг  анализу известное экономической  науке «общее экономическое равновесие». Если достижение общего экономического равновесия и приводит к максимизации общего экономического эффекта, обеспечивает ли это совокупную полезность в условиях, когда экономические эффекты, получаемые различными участниками, неравнозначны?

Как оценить совокупную полезность? В. Парето внес большой вклад в теорию благосостояния – раздел теории экономического оптимума. Он имел глубокую математическую подготовку и понимал, что потребуются миллионы уравнений для учета всего многообразия экономических взаимосвязей в обществе. Но как оценить полезность набора продуктов для общества в целом по всем продуктам (всем изделиям)? Изменение цен на бриллианты, например, затронут интересы только узкого круга покупателей – т. е. тех, кто является потребителями данного вида изделий.

Парето предложил  считать оптимальным такой случай, когда никто из покупателей не может улучшить свое положение, не ухудшая положения других. Однако, по мнению С. Фишера, Р. Дорнбуша и Р. Шмалензи, оптимум Парето не отвечает на вопрос, между какими потребителями и как следует распределять ресурсы. Поэтому ресурсы могут быть распределены оптимально (в соответствии с оптимумом Парето) даже в условиях крайнего неравенства, «когда некоторые люди голодают, а другие живут в роскоши». Но В. Парето отрицал обусловленность неравенства доходов проблемой их распределения между различными социальными группами населения, считая, что наилучшее средство улучшения положения бедных классов – создание условий для того, чтобы темпы роста богатства общества опережали темпы роста численности населения.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"