Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:54, шпаргалка
· 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
· 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА
· 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
· 4. АРИСТОТЕЛЬ
· 5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИБН-ХАЛЬДУНА
· 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. АВГУСТИН. ФОМА АКВИНСКИЙ
· 7. РАННИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ
Капитал, согласно Марксу, это – не вещь, а отношения людей. Капитал является экономической категорией общества, в котором господствует частная собственность на средства производства, где владельцы средств производства используют труд наемных рабочих, лишенных этой собственности. «Капиталистический способ производства, – писал К. Маркс, – покоится на том, что вещественные условия производства в форме собственности на капитал и собственности на землю находятся в руках нерабочих, в то время как масса обладает только личным условием производства – рабочей силой».
Маркс представил кругооборот и оборот капитала. Каждый капитал начинает свой жизненный путь в виде определенной суммы денег, т. е. выступает как денежный капитал. Для приведения в действие этого денежного капитала его владелец покупает средства производства и рабочую силу, после чего изменяется форма капитала: из денежного он превращается в производительный. Этот акт представляет собой первую стадию кругооборота капитала. После этого начинается «производственное потребление» приобретенных владельцем капитала товаров, т. е. собственно производственный процесс. В результате этого процесса авансированный капитал воплощается в новый товар (массу товаров), т. е. приобретает форму товарного капитала. Новый товар (масса товаров) имеет бо́льшую стоимость, чем авансированный капитал. К. Маркс объясняет это тем, что в процессе производства товар «рабочая сила» в единицу времени создает бульшую стоимость, чем затраты капиталиста на его приобретение. Рабочая сила – единственный товар, который в процессе своего потребления создает новую стоимость. Разницу между капиталом, затраченным на рабочую силу, и новой стоимостью, созданной в процессе ее потребления, Маркс назвал прибавочной стоимостью. Превращение производительного капитала в товарный является второй стадией кругооборота капитала. Произведенный товар капиталист реализует на рынке, капитал вновь приобретает денежную форму, но при этом он оказывается больше авансированного капитала на величину прибавочной стоимости. Реализация произведенного товара представляет собой третью (заключительную) стадию кругооборота. Трем стадиям кругооборота соответствуют три формы промышленного капитала: денежная, производительная и товарная. Весь процесс кругооборота представлен в «Капитале» в виде формулы:
Д – Т – Рс – Сп … П … Т 2 – Д 2,
где Д – денежный капитал; Т – товар; Рс – рабочая сила; СП – средства производства; П – процесс производства (точки перед и после буквы «П» показывают, что процесс кругооборота прерывается).
Т 2 = Т + ЭТ
Д 2 = Д + ЭД.
Если вырученная
от продажи товаров сумма денег
пускается в следующий цикл кругооборота
в размере первоначально
34. ОСНОВНОЙ И ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛЫ. ВОСПРОИЗВОДСТВО
В зависимости от характера кругооборота различных частей капитала К. Маркс различал основной и оборотный капиталы. Первый принимает участие в процессе создания стоимости на протяжении многих оборотов и переносит свою стоимость на произведенную продукцию частями, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму. Второй потребляется и полностью переносит свою стоимость на произведенную продукцию, утрачивая свою натурально-вещественную форму в течение каждого цикла производства.
Воспроизводство –
как постоянное повторение, непрерывное
возобновление общественного
При простом производстве: I (V + M) = II C, или I (С + V + M) = I C + II C.
При расширенном производстве: I (V + M) = II C, или I (V + V) + II (V + M) + II (C + V + M).
К. Маркс различал производительный и непроизводительный труд. Под производительным он понимал труд наемного работника, занятого в материальном производстве. В условиях капиталистического производства производительный труд обладает еще одним отличительным признаком – он создает прибавочную стоимость. Не всякий труд наемного работника, приносящий предпринимателю прибыль, является производительным. Так, труд актера, работающего по найму, является производительным, с точки зрения предпринимателя (антрепренера), поскольку он приносит ему прибыль. Однако с позиций общества этот труд не является производительным, так как он не создает материального продукта. Производительным должен быть признан труд работника, занятого в материальном производстве, но не работающего по найму, а являющегося самостоятельным товаропроизводителем. Не является производительным труд, который обменивается на доходы. Домашний слуга, портной, обслуживающий капиталиста как потребителя, не является работником, занятым производительным трудом. Это отмечал еще Адам Смит.
35. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ С. СИСМОНДИ
Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773–1842) – швейцарский экономист, историк, продолжатель классической школы политэкономии и родоначальник нового направления в экономической науке – экономического романтизма. С. Сисмонди осуждал развитие товарно-денежных отношений, конкуренцию и крупный промышленный капитал.
Основная экономическая работа С. Сисмонди «Новые принципы политической экономии» вышла в 1819 г. – через два года после издания книги Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения». Если в ранних работах Сисмонди стоял на позициях А. Смита, то в «Новых принципах» он отстаивает уже другую позицию. С. Сисмонди, в противовес А. Смиту и Д. Рикардо, настаивал на том, что хозяйственная жизнь не должна протекать только на основе полной самостоятельности субъектов рынка: для нормального развития этих процессов и обеспечения благосостояния населения необходимо вмешательство государства. Свободная торговля, свободная конкуренция не могут, согласно Сисмонди, обеспечить рост благосостояния. Политэкономию С. Сисмонди считал нравственной наукой и видел ее задачу в разработке рекомендаций правительству по проведению хозяйственной политики с помощью законодательных актов. Смысл этой политики он видел в развитии товарно-денежных отношений, поддержке мелкого производства.
Сисмонди был сторонником трудовой теории стоимости; он считал, что стоимость товара определяется затраченным на его производство трудом. Происхождение прибыли он объяснял вычетом из продукта труда рабочего, писал об ограблении наемного рабочего при капитализме.
Резкую критику со стороны марксистов вызвала теория реализации Сисмонди. Поскольку стоимость общественного продукта он определял доходами – заработной платой и прибылью (исключая постоянный капитал), то, анализируя проблему реализации, он пришел к выводу, что объем производства должен полностью соответствовать доходам. В противном случае, по его мнению, продукт не может быть реализован. Поэтому для реализации произведенного продукта стране, в которой господствует капитализм, необходим внешний рынок. До повсеместного распространения капитализма в таком рынке не было жесткой необходимости, так как была масса потребителей – мелких производителей. Проблемы реализации, по мнению С. Сисмонди, стали возникать в связи с уничтожением мелкого производства. Поэтому благосостояние общества можно повысить, если промышленное и сельскохозяйственное производства будут разбиты «на большое число самостоятельных предприятий, а не сконцентрированы в руках отдельных предпринимателей, распоряжающихся сотнями и тысячами рабочих».
Сисмонди одним из первых вскрыл противоречия и пороки, свойственные капиталистическому накоплению: вытеснение живого труда машинами, в результате чего возникает безработица, растет нищета, применяется детский труд. Он сделал вывод о неизбежности экономических кризисов в условиях капитализма.
36. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ П. – Ж. ПРУДОНА
Пьер-Жозеф Прудон (1809–1865) – французский экономист. В период революции 1848 г. был депутатом Учредительного собрания.
Прудон не оставил после себя какой-либо одной книги, в которой было бы в систематизированном виде изложено все его учение. Автор статьи о П. – Ж. Прудоне в словаре Брокгауза и Ефрона написал, что «в двух разновременных работах он касается одного и того же предмета, но содержание его учения, большей частью, различается».
Центральной идеей П. – Ж. Прудона является утверждение: «собственность – это кража». (Работы Прудона, по оценкам Ш. Жида и Ш. Риста, характеризуются «блестящим изложением, запальчивостью стиля, пламенной полемикой».) П. – Ж. Прудон считал, что капиталист, обладая собственностью на средства производства, обкрадывает рабочего, так как оплачивает только индивидуальный труд наемного работника, присваивая себе то, что является результатом соединения и гармонии рабочих, совместно участвующих в производстве, дружного и одновременного приложения их усилий. Однако Прудон не отрицал полностью частной собственности на средства производства, а хотел ликвидировать ее свойство быть орудием присвоения результатов чужого труда.
В основе теории Прудона лежит рассмотрение экономических категорий, свойственных современного ему экономического порядка, и выявление в них «хорошей» и «плохой» сторон. На основе этого анализа он предлагал меры, реализация которых приведет к ликвидации «плохих» сторон при сохранении «хороших». Так, теоретической базой предлагаемых Прудоном реформ стала теория «конституированной» стоимости. Эту категорию он называл «краеугольным камнем» своей системы.
Стоимость, по мнению Прудона, включает две противоположные идеи: идею потребительной стоимости и идею меновой стоимости. Синтезом этих двух идей является «конституированная» или «синтетическая» стоимость. Противоречия внутри стоимости устраняются при правильной организации обмена – обмена, который предусматривает его система реорганизации общества. Такая система предполагает предоставление человеку полной свободы («свобода совести, печати, труда, торговли, образования, конкуренции… свобода бесконечна, она – абсолютная повсюду и всегда»).
Прудон отвергал коммунизм и считал, что после реализации выдвигаемых им идей реорганизации общества отпадает необходимость в государстве.
37. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЭКОНОМИСТОВ-УТОПИСТОВ.
СЕН-СИМОН
В начале XIX в. в ответ на несправедливости возникшего и быстро развивающегося капитализма появились учения социалистов-утопистов. В их произведениях обнажались противоречия нового общественного строя, вскрывались «язвы капитализма» и рисовались картины «справедливого общества», свободного от недостатков, свойственных капитализму. К социалистам-утопистам XIX в. следует прежде всего отнести Сен-Симона, Фурье и Оуэна.
Клод Анри Рубруа де Сен-Симон (1760–1825) принадлежал к французской знати. Он участвовал в войне английских колоний в Северной Америке за независимость. Во время Французской революции примкнул к якобинцам, но потом отказался от политической борьбы и, скопив состояние с помощью удачных спекуляций, целиком посвятил себя литературной деятельности. Он написал множество работ, в том числе: «Промышленность или политические, моральные и философские рассуждения» (1817–1818), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823–1824), «Новое христианство» (1825).
Сен-Симон рассматривал общество как постоянно развивающуюся систему, в которой капитализм закономерно приходит на смену феодализма. Основой общественного устройства он считал собственность. Общество делил на промышленников и феодалов. К первым относил земледельцев, фабрикантов, коммерсантов, банкиров, служащих и рабочих. К ним же относил ученых, художников, ремесленников. Феодалы, по мнению Сен-Симона, – паразитическая часть общества (включая дворянство во главе с королем, чиновничество, духовенство). Эти группы населения наносят обществу вред, и Сен-Симон в резких выражениях разоблачает их.
Главными недостатками буржуазного общества Сен-Симон считал анархию производства, продажность чиновников, подкупы на выборах, антидемократический характер парламентской системы. Будущее общество (его Сен-Симон называл «промышленной системой») должно обеспечить физическое и моральное благополучие народа. В таком обществепроизводство будет вестись по плану, и его целью станет удовлетворение потребностей народа. В будущем обществе все будут трудиться, а управление людьми будет заменено управлением вещами.
38. Ш. ФУРЬЕ. Р. ОУЭН
Шарль Фурье (1772–1832). Основные его работы – «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808); «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации» (1822); «Новый хозяйственный и социетарный мир, или Открытие способа привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страстям» (1829) и др.
Законы развития общества он выводил из природы человека. Общество, согласно Ш. Фурье, непрерывно развивается, и на каждой ступени развития создаются предпосылки для перехода к следующей ступени. Капиталистическое общество Фурье подверг исключительно резкой критике. Его возмущали анархия производства, то, что все руководствуются только личными интересами, а каждый человек находится в состоянии вражды со всеми остальными и т. д.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"