Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по курсу "Экономическая теория".
Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
В зависимости от причастности к экономическим ресурсам, одна группа агентов обладает большим количеством, следовательно, она управляет производственными процессами, различают рыночных (коммерческих) или нерыночных (некоммерческих) агентов.
Рыночные (коммерческие) - те, которые осуществляют коммерческую деятельность с целью получения дохода от вложенных ресурсов.
Нерыночные (некоммерческие) – имеют иные цели, отличные от получения прибыли (общественные, благотворительные организации и т.д.).
Выделяют три основные группы экономических агентов и их функции:
1. Индивиды и домашнее хозяйство – функционируют в сфере потребления; могут иметь заработную плату, %, ренту (цель — максимизировать общую полезность от всех потребляемых ими товаров и услуг).
2. Предприятия или фирмы – функционируют в сфере производства; могут иметь прибыль, %, ренту. (цель – прибыльность, конкурентоспособность, перспективность, стабильность; максимизация потенциальной прибыли).
3. Гос. организации – осуществляют деятельность в сфере контроля над экономическими процессами на всех уровнях жизни общества; установление правовой базы экономической деятельности (цель — утверждение власти, а следовательно расширение сферы своего контроля на всех уровнях).
В процессе взаимоотношений групп экономических агентов складывается определенная система отношений: 1) Социально-экономические отношения — отношения по средствам их отношения к производственным благам или вещам; основа таких отношений – собственность; 2) Организационно-экономические – отношения м/д экономическими агентами в процессе организации и обустройства производства
Экономические интересы принято делить на следующие виды: личные (связаны с индивидуальными потребностями домашних хозяйств); коллективные (выражают необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, некоммерческих организаций – всех тех, кто объединен этим общим интересом); общественные (потребности общества, государства в целом).
В условиях рыночной экономики приоритетное место занимают личные интересы. Именно они являются главным стимулом для ведения экономической деятельности. Производители, ориентируясь на реализацию личных интересов – получение большего дохода, повышение качества жизни, – способствуют удовлетворению общественных потребностей через насыщение рынков товарами и услугами, повышение их качества, обновления ассортимента.
Целью деятельности агентов является максимизация результатов при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате.
Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ.
Средства, которыми располагает человек, коллектив или государство для удовлетворения своих потребностей, ограниченны. Ограниченность средств удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за их использование. Конкуренция – это соперничество экономических субъектов за право использования тех или иных благ, в которых заинтересованы различные группы людей. Отсюда – проблема выбора направлений и способов использования благ, удовлетворение потребностей людей.
Конкуренция - соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.
По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных и частных подразделений.
Роль конкуренции - благодаря ей на рынке возникает и поддерживается спонтанный порядок, который не зависит от чьей-либо воли, желания и намерения.
Негативные стороны – конкуренция иногда приводит к диспропорциям между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества. Конкурирующие предприятия и фирмы охраняют секреты производства, т.к. технические новшества и изобретения снижают издержки производства, тем самым помогают победить в конкурентной борьбе. В условиях существования монополий конкуренция не может быть свободной и совершенной, а это оказывает отрицательное воздействие на механизм формирования рыночных цен.
Интенсивность или силу конкурентной борьбы можно определить с помощью уравнения: I = 1/n- где n число (количество) фирм в отрасли.
Для характеристики уровня конкуренции на том или ином рынке используют следующие параметры:
1)Количество производителей и потребителей на рынке; 2)Тип производимой продукции; 3)Способность отдельного производителя влиять на рыночную цену; 4)Наличие барьеров для вступления в отрасль; 5)Наличие неценовых факторов конкурентной борьбы на том или ином рынке.
С учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают несколько типов структуры рынка. Рыночная структура предполагает учет количества и возможностей продавцов (покупателей) в цене и объеме продаж (покупок). Поэтому в экономической теории выделяют 4 типа рыночной структуры: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Совершенная конкуренция возникает при: 1.Существ-нии множ-ва мелких фирм, предлаг-их на рынке однор-ую продукцию; потребителю безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию; 2. Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразиться на цене рыночного равновесия; 3. Барьеры для вступления в отрасль отсутствуют или легко преодолимы; 4. Нет ограничений и на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике произв-ва и т.д.
Монополия (противопол-ть совершенной конк-ии). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления других фирм в отрасль практически непреодолимы.
Монополистическая конкуренция представляет собой тип рынка, в условиях к-ого большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Вход и выход с рынка, обычно не затруднен. Сущ-ют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, к-ые делают эти товары чем-то уникальным, хотя и взаимозаменимым; развита неценовая конкуренция.
Олигополия предлагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция к-ых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий,сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.
Для любого этапа развития экономики объективными условиями выступают потребности общества и экономические ресурсы.
Средства, удовлет-щие экономические потребности, называются благами. Одни блага имеются в почти неограниченных масштабах (воздух), а другие - в ограниченных. Последние называются экономическими благами, они состоят из товаров и услуг.
Экономические блага делятся на: - долговременные, предполагающие многоразовое использование; - недолговременные, исчезающие в процессе разового потреб-я (продукты питания).
Среди благ выделяют: - взаимозаменяемые (субституты), к ним относятся и услуги транспорта (поезд - самолет - автомобиль), и сферы услуг (кино - театр - цирк); - взаимодополняемые (комплементарные), примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага.
Для производства экономических благ в виде товаров и услуг необходимы соответствующие ресурсы.
Экономические ресурсы или факторы производства - это то, с помощью чего производятся экономические блага. К важнейшим из них в современном обществе относятся земля, труд, капитал, предпринимательские способности и информация.
К понятию "земля" относятся все естественные, природные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и т.д.
Труд - представляет собой совокупность физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг.
Капитал или инвестиционные ресурсы – это все произведенные средства производства, используемые в производстве товаров и услуг. Процесс накопления средств производства - называется инвестированием.
Под предпринимательскими способностями обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности соединять и наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.
Индивиды, фирмы и общество в целом сталкиваются с проблемой ограниченности экономических ресурсов, т.е. их меньше, чем необходимо для удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительна. С развитием общества, как правило, она преодолевается. Однако в каждый данный момент времени ограниченность экономических ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах или минимизация затрат при достижении намеченной цели. Такие ресурсы, как земля, труд, капитал, в известной мере, взаимозаменяемы, что находит свое выражение в производственной функции. В наиболее общем виде она выглядит следующим образом: Q = f (r , r , r , …, r ), где Q - объём производства; r , r , r , …, r - используемые производственные ресурсы.
В экономической
теории предполагается, что каждый
хозяйствующий субъект
Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни блага имеются в почти неограниченных масштабах (воздух), а другие - в ограниченных. Последние называются экономическими благами, они состоят из товаров и услуг. Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы и т. д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (продукты питания). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся и услуги транспорта (поезд - самолет - автомобиль), и сферы услуг (кино - театр - цирк). Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага.
Для производства экономических благ в виде товаров и услуг необходимы соответствующие ресурсы.
С помощью экономических благ осуществляют связи друг с другом экономические агенты (субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг). Движение их образует своеобразный кругооборот.
Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.
Заключительным этапом экономической деятельности предприятия служит реально изготовленная продукция, иначе говоря, выраженная в физическом значении, а также предоставляемые потребителям различные услуги. Натуральными единицами измерения количества выпуска продукции являются метры, тонны, кВт—часы и т.д.
Затраты - выраженные в денежной форме расходы предп-ий, предпринимателей, частных производителей на производство, обращение, сбыт продукции.
Результаты - величина валового дохода или выручка предп-ия, которая исчисляется совокупной ценовой суммой проданной продукции или цены предоставляемых услуг, хара-ет стоимостные показатели. Определенный уровень цен и структура продукции оказывают воздействие на изменение величины валового дохода.
Прибыль, получаемая при реализации продукции или оказании услуг, является характеристикой качества итоговой деятельности предприятия.
Расчет прибыли произв-ся путем вычит-я всех расходов, которые были понесены в опред-ом периоде времени из полученной величины валового дохода в этом же времени.
Часто встречается, что предп-ие продает собственные товары на разных сегментах рынка и по различной стоим-ти. Таким образом, при анализе его хоз-ой деят-ти примен-ся такое понятие, как средняя цена. Она опред-ся отношением валового дохода к объему реализуемой продукции. Для оценки прибыльности или убыточности производства необходимо сравнить среднюю цену со средними совокупными затратами предприятия.