Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:41, шпаргалка

Описание работы

Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества. Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.

Содержание работы

1. Предмет экономической теории.

2. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.

3. Экономические законы, их система и использование.

4. Методика экономической теории.

5. Общественное производство и его факторы.

6. Общественный способ производства.

7. Социально-экономические системы.

8. Социально-экономическая сущность собственности.

9. Основные исторические и общеэкономические формы организации общественного производства.

10. Товарная форма хозяйства. Объективные предпосылки его возникновения и основные черты.

11. Товар и его свойства. Величина стоимости товара.

12. Деньги, их сущность и функции в системе товарного хозяйства.

13. Денежное обращение и его законы.

14, Сущность рынка и его функции.

15. Классификация рынков. Структура и виды национального рынка. Рынок потребительских товаров и платных услуг.

16. Рынок капитала.

17. Товарные биржи, их функции и механизм функционирования,

18. Рынок ссудного капитала.

19. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг, их купля-продажа.

20. Фондовые биржи и механизм их функционирования.

21. Рынок рабочей силы.

22. Биржа труда и ее функции.

23. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования экономики.

24. Предприятие (фирма) и его функции.

25. Организационно-правовые формы предприятий.

26. Аренда и арендные отношения в организации производственной деятельности.

27. Акционерные общества и их роль в организации производственной деятельности.

28. Акции и их виды. Номинальная стоимость и курс акций.

29. Спрос и предложение в рыночной экономике. Функции спроса и предложения.

30. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности.

31. Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена.

32. Конкуренция, ее виды и функции.

33. Возникновение и сущность монополий. Разновидности монополий.

34. Естественные монополии и их регулирование.

35. Основные моменты антимонопольного законодательства и его эффективность.

36. Издержки производства, их виды и структура.

37. Прибыль и факторы, влияющие на ее размер.

38. Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.

39. Влияние факторов производства на доходы.

40. Маркетинг и роль инноваций в обеспечении устойчивости доходов.

41. Особенности рыночных отношений в агропромышленном комплексе (АПК).

42. Понятие микроэкономики и макроэкономики. Показатели функционирования национальной экономики на макроуровне.

43. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП).

44. Национальный доход, его распределение и перераспределение. Фонд накопления и фонд потребления.

45. Сущность и роль макроэкономического регулирования.

46. Государство и его роль в экономическом регулировании национальной экономики.

47. Совокупный спрос и совокупное предложение в национальном масштабе.

48. Деньги и их современная природа. Денежный рынок и структура денежного предложения. Эволюция и виды денег.

49. Кредит и его основные формы.

50. Банковская система, ее структура и функции.

51. Характеристика современной кредитно-денежной системы РФ.

52. Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.

53. Государственные и местные бюджеты.

54. Инфляция. Формы ее проявления. Основные типы современной инфляции.

55. Социально-экономические последствия инфляции.

56. Антиинфляционная политика государства, меры регулирования инфляции.

57. Денежные реформы.

58. Экономический рост, его сущность, цели и основные типы.

59. Экономические кризисы и циклический характер воспроизводства.

60. Уровень жизни населения и его показатели.

61. Структура доходов и расходов населения. Дифференциация населения по уровню доходов.

62. Безработица, ее причины и формы, методы преодоления.

63. Государственная политика по социальной защите безработных.

64. Сущность и основные черты всемирного хозяйства.

65. Формы и тенденции международных экономических отношений.

66. Свободные экономические зоны, их типы.

67. Международное движение капиталов.

68. Международная торговля.

69. Экономическая политика.

70. Торговый и платежный балансы страны.

71. Валютные отношения. Уровни конвертируемости валют.

72. Валютный курс, его функции и режимы.. Методы поддержания валютного курса.

73. Глобальные проблемы развития мирового хозяйства.

74. Рыночная экономика и ее основные черты.

75. Приватизация государственной собственности.

76. Предпринимательство и его роль в развитии рыночной экономики.

77. Основные проблемы формирования рыночной экономики в России.

78. Финансовый капитал. Финансовая олигархия и формы ее господства.

79. Этапы развития экономической теории.

80 Система национальных счетов.

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 141.18 Кб (Скачать файл)

 

Р - совокупность сделок, актов  купли-продажи товаров и услуг

 

Классификация Р:

 

Рынки можно разделить  по признакам: степень монополизированности(формы  конкуренции), меры гос. регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.

 

По форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции  с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный(чистая монополия).

 

По виду товара: предметов  потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства(включая  землю), имущества; инвестиций; денег  и ценных бумаг; рабочей силы(труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.

по территориальному признаку(местные, национальные, региональные, мировой);

функциональный признак(оптовый, неорганизованный);

по потребительским товарам(дефицитный-недефицитный, национальные или импортные товары).

 

Совокупность рынков одной  страны наз. Национальным(внутренним) рынком. Он образует сферу обращения  национальной экономики. Внутри него могут  выделяться региональные рынки.

 

Классификация по территории: 1. Местный Региональный Национальный Межстрановых объединений Мировой.

 

Есть организованный, неорганизованный легальный - теневой 

 

Бывают: - потребительский - дефицитный - перенасыщенный

 

Виды рынков: Рынок товаров  и услуг Рынок ценных бумаг  Рынок кредитных ресурсов Рынок  недвижимости Рынок средств производства Рынок "ноу-хау" и другой информации Рынок труда Финансовый рынок  или рынок капитала Рынок ссудного капитала Фондовые биржи

 

Различаются характером конкуренции: рынок свободной конкуренции  чистая монополия (власть одного) монополистическая  конкуренция (регулируется государством) олигополия (власть немногих)

 

Национальные рынки различаются  валютой, налогами, национальными стандартами.

 

Рынок потребительских товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих  мер:

 

1.путем развития предпринимательства  в сфере производства и сбыта  продовольственных и непродовольственных  товаров.

 

2.путем поддержания малых  и средних предприятий.

 

3.налоговое и кредитное  стимулирование товаров широкого  потребления.

 

4.переход к свободному  ценообразованию на большинство  товаров.

 

5.постепенная отмена дотирования  убыточных предприятий.

 

6.радикальный пересмотр  льготного перераспределения товаров  широкого потребления.

 

Формирование этого рынка  осуществляется на основе 2-х законов  России: "О защите потребительского рынка" от 20.12.91г. "О защите потребителей" от 26.06.91г.

 

Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.

 

Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.

 

Рынок потребительских товаров  предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, парфюмерию, бытовые товары, мебель, лекарства, отдельные виды стройматериалов, транспортные средства личного и  семейного пользования и др. товаров  аналогичного назначения.

 

Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные  услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги(водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание  нормального функционирования домов  и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги(справки, реклама, размножение  информации, консультирование, нотариат и т.д.) и др.

16.Рынок капитала.

 

Промышленный капитал - капитал, занятый в сфере материального  производства. В процессе функционирования промышленного капитала от него отделяются ссудный и торговый капитал.

 

Торговый капитал - это  обособившаяся часть промышленного  капитала, которая функционирует  в сфере товарного обращения. Историческим предшественником торгового  капитала был купеческий капитал. Ссудный  капитал это обособившаяся часть  промышленного капитала, назначение которого - аккумуляция собственных  денежных средств и предоставление их тем, кто в них нуждается.

 

Рынок инвестиций, денежного  капитала, есть особая форма денежного  рынка, на котором покупаются средства, вкладываемые в будущую экономику, т.е. капиталовложения. Предприниматели  не имеющие достаточных средств  для создания своего дела, развития производства, желают приобрести такие  средства в обмен на будущие деньги, товары, поставки, имущество или  на других условиях. Полем действия рынка инвестиций являются прежде всего  инвестиционные банки, но рыночные отношения  на почве купли-продажи инвестиций могут возникать между предпринимателями, желающими продать и купить капитал.

 

Акционерный капитал - это  капитал акционерного общества.

 

Акционерное общество - это  такое предприятие, в капитал  которого вкладывают свою долю многие участники покупая его акции.

 

Любой капитал начинает свое движение с денег и последовательно  проходит три стадии движения. На каждой из этих стадий он принимает соответствующую  форму.

 

На первой стадии капитал  выступает в форме денежного  капитала.

 

На второй - в форме производительного (промышленного) капитала. Эта стадия является главной в кругообороте капитала, т.к. здесь происходит создание новой потребительской стоимости, новой стоимости прибавочного продукта (прибавочной стоимости).

 

На третьей - в форме  товарного или торгового капитала:

 

Д' = Д - Д~

 

Прибавочный продукт после  реализации товара возвращается к производителю  в форме прибыли (Р).

 

Прибыль бывает: индивидуальная, отраслевая и средняя (общая).

 

Индивидуальная прибыль - это прибыль, которую получает каждый отдельный предприниматель.

 

Отраслевая - это прибыль, образованная внутри отраслевой конкуренции  за более выгодные условия производства и сбыта товаров за получение  дополнительной прибыли.

 

Общая прибыль образуется в результате межотраслевой конкуренции.

 

Средняя прибыль - это есть равная прибыль на равновеликий капитал.

 

Цена производства равна  авансированному капиталу + средняя  прибыль.

 

Торговый капитал - это  есть обособившаяся часть промышленного  капитала, которая обслуживает процесс  реализации товара.

 

Он имеет свою формулу  кругооборота: Д - Т - Д'

 

На авансированном торговом капитале предприниматели получают прибыль, называемую торговой.

 

Торговый капитал вместе с промышленным участвуют в обращении  средней прибыли.

 

Торговая прибыль - это  часть прибыли, которую промышленные предприятия уступают торговле.

17.Товарные биржи, их  функции и механизьм функционирования.

 

Биржа - это торговый посредник, способствующий заключению оптовых  сделок между продавцами и покупателями товаров, валюты, ценных бумаг.

 

ТБ - самостоятельные специализированные негосударственные учреждения для  проведения торговых операций по заключению сделок о крупномасштабной продаже  и купле материально-вещественных товаров, продающихся по стандартам и образцам. Это регулярно функционирующий, организованный, действующий по определенным правилам и в определенном месте  оптовый товарный рынок. Основной предмет  сделок на товарной бирже - представленные на ней товары и контракты на куплю-продажу  товаров. ТБ призваны: упорядочивать  торговлю товарами, оказывать посреднические услуги при заключении сделок, регулировать процесс торга между продавцами и покупателями товара, собирать и  публиковать информацию о ценах  на биржевые товары.

 

Брокерские конторы и  фирмы наполняют фирму товарными  предложениями и способствуют их продвижению к источникам спроса, т.е. к заключению сделок. Брокеры - посредники между продавцом и покупателем  товара, соединяют их интересы, .и  одновременно выступают в роли доверенных лиц как владельцев товара, так  и его покупателей. Брокер имеет  своё стационарное место на бирже. Лиц, занимающихся биржевым посредничеством  за свой счет и от своего имени наз. дилерами или джобберами. Это человек  или дилерская фирма, проводящие биржевые операции в роли участников сделок.

Механизм функционирования.

 

Клиент, желающий купить или  продать товар через биржу, должен обратиться в брокерскую контору. Заявитель  заполняет бланк-приказ и передаёт его полномочному брокеру. Эти стартовые  операции могут производиться вдали  о самой биржи - в периферийных органах. Затем полномочный брокер передает заявку и отдает указание брокеру-исполнителю счетов, после  чего она поступает в центральные  органы биржи. В начальной фазе клиент платит гарантийный взнос - маржу(10% от предмета сделки), это залог, который  затем возвращается. Принятый заказ  на продажу(куплю), поступает в торговую секцию операционного зала, проходя  через приемный пульт и регистратуру, и затем пересылается в биржевое кольцо, где и разворачиваются  главные события. Наряду с брокерами  в торге принимают участие  в качестве ведущих и фиксирующих  сделки биржевые маклеры.

 

Участники торгов имеют карточки разного цвета: брокеры - синие или  красные, помощники брокеров - желтые, маклеры - зеленые. Путем поднятия карточек или языком жестов брокеры и маклеры  общаются в ходе торгов. Торг начинает ведущий маклер с сообщения о  товарах, выставленных на продажу. Если сообщение вызвало интерес у  брокера-покупателя, он поднимает карточку. После оглашения всего списка и небольшого перерыва начинается обсуждение брокеров-продавцов. Если брокер-покупатель берет всю партию товара, то сразу  же фиксируется сделка. Если такого покупателя нет, то обсуждаются встречные  предложения брокеров-покупателей  об условиях, на которых они согласны приобрести товар или его часть. В случае повторной неудачной  попытки заключить сделку она  откладывается и рассматривается  следующее предложение. При достижении договоренности между Б-продавцом  и Б-покупателем - в виде их устного  согласия о взаимоприемлемости условий - маклер фиксирует сделку записью  в регистрационной карте. Такая  регистрация свидетельствует о  том, что сделка заключена.

18. Рынок ссудного капитала.

 

Историческим предшественником ссудного капитала был ростовщический капитал. Формами функционирования СК явл. Коммерческий и банковский кредит. Кредитный капитал - кредит предоставляемый  функционирующими предприятиями при  купле-продаже товаров(услуг). Инструментом КК является вексель(долговое обязательство). Простой вексель - разовое обращение. Переводной вексель - много оборотов. Его может выписывать продавец, чтобы  его должник оплатил Вам. Существует до 15 видов векселей. Векселя стали  учитывать банки. И вместо учтенных(принятых векселей) банки стали выпускать  свои векселя. Вексель на банкира  называется банкноты. Эти банкноты стали выполнять роль кредитных  денег.

 

Ссудный капитал - это есть обособившаяся часть промышленного  капитала, которая выступает в  форме денежного капитала, приносящего  процент.

 

Источником ссудного капитала являются временно свободные денежные средства всего класса предпринимателей.

 

Денежный капитал имеет  свою формулу кругооборота: Д - Д'

 

Ссудные предприниматели  или банкиры получают свою долю прибыли  в виде ссудного процента.

 

Движение ссудного капитала осуществляется посредством кредита.

 

Землевладельцы получают свой прибавочный продукт в форме  земельной ренты.

 

Земельная рента - это часть  прибавочной стоимости сверх  средней прибыли, которую получает собственник земли.

 

Земельная рента бывает двух видов: дифференциальная и абсолютная.

 

Причиной существования  дифференциальной ренты является монополия  на землю, как на объект хозяйства  и дополнительных вложений капитала в землю.

 

Причиной абсолютной ренты  является частная собственность  на землю.

 

Условием существующей дифференциальной ренты является различие в плодородии и местоположении земли, а так  же дополнительного вложения капитала в землю.

 

Условием абсолютной ренты  является более низкое ограничение  строения производства (капитала) в  сельском хозяйстве по сравнению  с промышленностью.

 

Источником ренты является прибавочный продукт.

 

Основу ренты составляет разница между общественной стоимостью продукта, определяемой условиями производства на худшем по плодородию и местоположению участке, и индивидуальной стоимостью.

19. Рынок ценных бумаг.  Виды ценных бумаг, их купля-продажа.

 

РЦБ является составной частью финансового рынка, который делится  на денежный рынок (все инструменты  фин., связанные с краткосрочным  обращением) и рынок капиталов(средне и долгосрочные кредиты и ценные бумаги - акции, облигации и т.д.)

 

На рынке ценных бумаг  или фондовом рынке продаются  и покупаются за деньги ценные бумаги в виде акций облигаций, векселей, лотерейных билетов и т.д. Различают  первичный рынок продажи новых  выпущенных бумаг после их эмиссии  и вторичный рынок продажи  уже обращающихся бумаг.

 

Фондовый рынок исторически  начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг  означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.

 

Ключевой задачей, которую  должен выполнять рынок ценных бумаг  является прежде всего обеспечение  условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий  к более дешевому, по сравнению  с банковскими кредитами капиталу.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"