Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:41, шпаргалка
Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества. Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.
1. Предмет экономической теории.
2. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.
3. Экономические законы, их система и использование.
4. Методика экономической теории.
5. Общественное производство и его факторы.
6. Общественный способ производства.
7. Социально-экономические системы.
8. Социально-экономическая сущность собственности.
9. Основные исторические и общеэкономические формы организации общественного производства.
10. Товарная форма хозяйства. Объективные предпосылки его возникновения и основные черты.
11. Товар и его свойства. Величина стоимости товара.
12. Деньги, их сущность и функции в системе товарного хозяйства.
13. Денежное обращение и его законы.
14, Сущность рынка и его функции.
15. Классификация рынков. Структура и виды национального рынка. Рынок потребительских товаров и платных услуг.
16. Рынок капитала.
17. Товарные биржи, их функции и механизм функционирования,
18. Рынок ссудного капитала.
19. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг, их купля-продажа.
20. Фондовые биржи и механизм их функционирования.
21. Рынок рабочей силы.
22. Биржа труда и ее функции.
23. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования экономики.
24. Предприятие (фирма) и его функции.
25. Организационно-правовые формы предприятий.
26. Аренда и арендные отношения в организации производственной деятельности.
27. Акционерные общества и их роль в организации производственной деятельности.
28. Акции и их виды. Номинальная стоимость и курс акций.
29. Спрос и предложение в рыночной экономике. Функции спроса и предложения.
30. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности.
31. Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена.
32. Конкуренция, ее виды и функции.
33. Возникновение и сущность монополий. Разновидности монополий.
34. Естественные монополии и их регулирование.
35. Основные моменты антимонопольного законодательства и его эффективность.
36. Издержки производства, их виды и структура.
37. Прибыль и факторы, влияющие на ее размер.
38. Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.
39. Влияние факторов производства на доходы.
40. Маркетинг и роль инноваций в обеспечении устойчивости доходов.
41. Особенности рыночных отношений в агропромышленном комплексе (АПК).
42. Понятие микроэкономики и макроэкономики. Показатели функционирования национальной экономики на макроуровне.
43. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП).
44. Национальный доход, его распределение и перераспределение. Фонд накопления и фонд потребления.
45. Сущность и роль макроэкономического регулирования.
46. Государство и его роль в экономическом регулировании национальной экономики.
47. Совокупный спрос и совокупное предложение в национальном масштабе.
48. Деньги и их современная природа. Денежный рынок и структура денежного предложения. Эволюция и виды денег.
49. Кредит и его основные формы.
50. Банковская система, ее структура и функции.
51. Характеристика современной кредитно-денежной системы РФ.
52. Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.
53. Государственные и местные бюджеты.
54. Инфляция. Формы ее проявления. Основные типы современной инфляции.
55. Социально-экономические последствия инфляции.
56. Антиинфляционная политика государства, меры регулирования инфляции.
57. Денежные реформы.
58. Экономический рост, его сущность, цели и основные типы.
59. Экономические кризисы и циклический характер воспроизводства.
60. Уровень жизни населения и его показатели.
61. Структура доходов и расходов населения. Дифференциация населения по уровню доходов.
62. Безработица, ее причины и формы, методы преодоления.
63. Государственная политика по социальной защите безработных.
64. Сущность и основные черты всемирного хозяйства.
65. Формы и тенденции международных экономических отношений.
66. Свободные экономические зоны, их типы.
67. Международное движение капиталов.
68. Международная торговля.
69. Экономическая политика.
70. Торговый и платежный балансы страны.
71. Валютные отношения. Уровни конвертируемости валют.
72. Валютный курс, его функции и режимы.. Методы поддержания валютного курса.
73. Глобальные проблемы развития мирового хозяйства.
74. Рыночная экономика и ее основные черты.
75. Приватизация государственной собственности.
76. Предпринимательство и его роль в развитии рыночной экономики.
77. Основные проблемы формирования рыночной экономики в России.
78. Финансовый капитал. Финансовая олигархия и формы ее господства.
79. Этапы развития экономической теории.
80 Система национальных счетов.
Закон рыночного равновесия: фактор цены на данный товар в ситуации рын.равновесия не ведет к его нарушению, т.к. избыток предложения и дефицит равны нулю. Стабильное равновесие - состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена - цена равновесия, образованная на конкурентном рынке.
Таким образом на конкурентном
рынке, при условии зависимости
спроса на товар только от его цены,
устанавливается равновесная
32. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ И ФУНКЦИИ.
Слово конкуренция в переводе
с латинского означает столкновение,
состязание. В переводе на экономический
язык конкуренция-это борьба между
участниками рыночных отношений
за получение максимального
Предмет конкуренции- товар,
посредством которого соперники
стремятся завоевать
Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
В зависимости от социально-экономических отношений, сложившейся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы и виды конкуренции. В хозяйствах, основанных на частной собственности, развиваются несколько основных видов конкуренции:
простых товаропроизводителей;
единоличных капиталов:
монополий:
национальных капиталов;
интернациональных капиталов.
Для бывших соц. стран с
развитыми рыночными
между индивидуальными изготовителями товаров:
между крупными товаропроизводителями (государственными и коллективными предприятиями, акционерными обществами, стремящимися получить побольше прибыли;
между региональными экономическими образованиями;
между предприятиями СНГ;
с иностранным капиталом. Конкуренция в сфере маркетинга бывает -нескольких видов:
функциональная конкуренция (товары, с помощью которых можно удовлетворить потребность, выступают конкурентными друг другу;
видовая конкуренция(результат того .что имеются товары обслуживающие одну и ту же потребность, но различающиеся между собой по каким то существенным характеристикам:
предметная конкуренция (возникает по тому. что производители создают одинаковые товары, различающиеся только качеством, а нередко одинаковые по качеству). Функции:
выявление и установление рыночной стоимости товара:
выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда:
регулирование перелива средств
между отраслями и
33. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
МОНОПОЛИЙ. РАЗНОВИДНОСТИ
1. Монополизм нашей экономики
имеет исторические корни. 0сновы
монопольной структуры в сфере
производства и обращения были
сформулированы до 1917 года. Монополизация
рынка осуществляется
Моно - один; монополия-господство на рынке. 1/3 рынка занимает 1 фирма-рынок монопольный, 60%-абсолютно монопол. рынок. Реестр антимонопол. комитета. Если >35%, то предприятие монополист.
2. РАЗНОВИДНОСТИ МОНОПОЛИЙ. Виды: абсолютная и чистая, Формы: естественная, техническая, экономическая, административная. Виды мон.объединений: ПУЛ, РИНГ, КАРТЕЛЬ, СИНДИКАТ, ТРЕСТ, КОНЦЕРН.
34.ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Традиционным субъектом
государственного регулирования является
деятельность так называемых естественных
монополий. Естественная монополия
имеет место тогда, когда все
рыночное предложение определенных
товаров и услуг сосредоточено
в руках одного продавца и создание
конкурентной среды экономически неэффективно.
Эффект масштаба настолько велик, что
одна фирма может полностью
35. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
В рамках антимонопольной
политики можно выделить два основных
направления: демонополизацию и
регулирование деятельности предпринимательских
монополий. Политика демонополизации
направлена на снижение (ограничение
роста) степени монополизации рынка.
Ее эффективное проведение в рамках
переходной экономики предполагает,
во-первых, разработку системы ограничений
на слияния и иные межфирменные соглашения,
ведущие к существенному росту
уровня монополизации и ограничению
конкуренции. Закон РФ "О конкуренции
и ограничении
Во-вторых, проведение деконцентрации
(разукрупнения) сложившихся
В-третьих, содействие конкуренции в монополизированных отраслях. Ее проведение заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий Других отраслей к производству монополизированных видов продукции, в поощрении импорта такой продукции. Средствами осуществления такой политики являются налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий. 2. Объектом регулирования является:
деятельность естественных монополий;
деятельность
ценовое регулирование по
продукции предприятий
Отсутствие конкурентной
среды делает неэффективным использование
рыночных механизмов в регулировании
деятельности естественных монополий,
поэтому государственные органы
управления определяют уровень цен
и тарифов, а также основные параметры,
характеризующие объем и
Регулирование деятельности предпринимательских монополий действующих на конкурентных рынках не заменяет, а защищает конкурентный рыночный механизм. Законодательство РФ запрещает действие предпринимательских монополий, занимающих доминирующее положение на рынке, направленные на ограничение конкуренции.
Также применяется ценовое регулирование по продукции предприятий монополистов. Посредством установления твердых фиксированных цен или так называемых предельных цен, когда предприятию установлен максимальный уровень, до которого оно может повышать цену.
Централизованное
Цели антимонопольной деятельности в нашей стране сформулируем кратко - насыщение рынка товарами и услугами .ликвидация дефицита:
развитие конкуренции и пресечение недобросовестной конкуренции и тем самым формирование рыночных отношений;
ограничение и пресечение
деятельности сложившихся монополий
и недопущение образования
борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе с коррупцией;
поддержка новых, и прежде
всего негосударственных
защита прав потребителей.
36.Издержки производства, их виды и структура
Понятие издержек основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Издержки со стороны фирмы - выплаты, которые фирма обязана сделать, или доходы, которые фирма должна обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Издержки бывают внутренние и внешние. Денежные доходы, которые фирма несет в пользу поставщиков сырья, топлива, энергию и др., называются внешними. Их называют также явными или бухгалтерскими издержками, потому что они отражаются в бухгалтерском учете предприятия и имеют форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Издержки на собственный ресурс (оборудование), называются внутренними или неявными. Статьи бухгалтерских издержек - это статьи затрат, образующих себестоимость продукции. Статьи следующие: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. Издержки производства зависят от цен необходимых ресурсов, от технологии, т.е. от количества ресурсов, необходимых для производства. Экономисты считают издержками все платежи - внутренние и внешние, необходимые для изготовления продукта (услуги). Постоянные издержки производства - такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Постоянные издержки связаны с функционированием производственного оборудования фирмы, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относится оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, отчисления на амортизацию, страховые взносы, зарплату. Переменные издержки - такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспорт, трудовые ресурсы. Прирост суммы переменных издержек, связанных с увеличением объема производства на одну единицу, не является постоянным. Общая сумма издержек - это сумма постоянных и переменных издержек при данном объеме производства. Она будет уменьшаться при увеличении объема производства и нарастать при уменьшении предельной производительности. Переменными издержками предприниматель может управлять, постоянные - находятся вне контроля фирмы. Средние издержки - издержки в расчете на единицу продукции. Они используются для формирования цены. Средние постоянные издержки определяются путем деления суммарных постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки определяются путем деления суммарных переменных издержек на кол-во произведенной продукции. Средние общие издержки можно рассчитать путем деления суммы общих издержек на кол-во продукции. Предельные издержки - дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Предельные издержки помогают определить предельную загруженность, выше которой производство не эффективно. С помощью предельных издержек можно определить минимальный эффективный размер предприятия.