Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:41, шпаргалка
Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества. Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.
1. Предмет экономической теории.
2. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.
3. Экономические законы, их система и использование.
4. Методика экономической теории.
5. Общественное производство и его факторы.
6. Общественный способ производства.
7. Социально-экономические системы.
8. Социально-экономическая сущность собственности.
9. Основные исторические и общеэкономические формы организации общественного производства.
10. Товарная форма хозяйства. Объективные предпосылки его возникновения и основные черты.
11. Товар и его свойства. Величина стоимости товара.
12. Деньги, их сущность и функции в системе товарного хозяйства.
13. Денежное обращение и его законы.
14, Сущность рынка и его функции.
15. Классификация рынков. Структура и виды национального рынка. Рынок потребительских товаров и платных услуг.
16. Рынок капитала.
17. Товарные биржи, их функции и механизм функционирования,
18. Рынок ссудного капитала.
19. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг, их купля-продажа.
20. Фондовые биржи и механизм их функционирования.
21. Рынок рабочей силы.
22. Биржа труда и ее функции.
23. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования экономики.
24. Предприятие (фирма) и его функции.
25. Организационно-правовые формы предприятий.
26. Аренда и арендные отношения в организации производственной деятельности.
27. Акционерные общества и их роль в организации производственной деятельности.
28. Акции и их виды. Номинальная стоимость и курс акций.
29. Спрос и предложение в рыночной экономике. Функции спроса и предложения.
30. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности.
31. Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена.
32. Конкуренция, ее виды и функции.
33. Возникновение и сущность монополий. Разновидности монополий.
34. Естественные монополии и их регулирование.
35. Основные моменты антимонопольного законодательства и его эффективность.
36. Издержки производства, их виды и структура.
37. Прибыль и факторы, влияющие на ее размер.
38. Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.
39. Влияние факторов производства на доходы.
40. Маркетинг и роль инноваций в обеспечении устойчивости доходов.
41. Особенности рыночных отношений в агропромышленном комплексе (АПК).
42. Понятие микроэкономики и макроэкономики. Показатели функционирования национальной экономики на макроуровне.
43. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП).
44. Национальный доход, его распределение и перераспределение. Фонд накопления и фонд потребления.
45. Сущность и роль макроэкономического регулирования.
46. Государство и его роль в экономическом регулировании национальной экономики.
47. Совокупный спрос и совокупное предложение в национальном масштабе.
48. Деньги и их современная природа. Денежный рынок и структура денежного предложения. Эволюция и виды денег.
49. Кредит и его основные формы.
50. Банковская система, ее структура и функции.
51. Характеристика современной кредитно-денежной системы РФ.
52. Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.
53. Государственные и местные бюджеты.
54. Инфляция. Формы ее проявления. Основные типы современной инфляции.
55. Социально-экономические последствия инфляции.
56. Антиинфляционная политика государства, меры регулирования инфляции.
57. Денежные реформы.
58. Экономический рост, его сущность, цели и основные типы.
59. Экономические кризисы и циклический характер воспроизводства.
60. Уровень жизни населения и его показатели.
61. Структура доходов и расходов населения. Дифференциация населения по уровню доходов.
62. Безработица, ее причины и формы, методы преодоления.
63. Государственная политика по социальной защите безработных.
64. Сущность и основные черты всемирного хозяйства.
65. Формы и тенденции международных экономических отношений.
66. Свободные экономические зоны, их типы.
67. Международное движение капиталов.
68. Международная торговля.
69. Экономическая политика.
70. Торговый и платежный балансы страны.
71. Валютные отношения. Уровни конвертируемости валют.
72. Валютный курс, его функции и режимы.. Методы поддержания валютного курса.
73. Глобальные проблемы развития мирового хозяйства.
74. Рыночная экономика и ее основные черты.
75. Приватизация государственной собственности.
76. Предпринимательство и его роль в развитии рыночной экономики.
77. Основные проблемы формирования рыночной экономики в России.
78. Финансовый капитал. Финансовая олигархия и формы ее господства.
79. Этапы развития экономической теории.
80 Система национальных счетов.
Издержки обращения - затраты,
связанные с доставкой
37.Прибыль и факторы, влияющие на ее размер
Прибыль - чистый доход предприятия, т.е. часть общей выручки, полученной от реализации продукции или услуг, которая остается после вычета из нее всех затрат на производство. В экономической практике принято выделять:
1)балансовую (общая) прибыль,
полученную от всех видов
2)экономическая прибыль
- разность между полученной
Прибыль от реализации
продукции определяется как
Снижение издержек
производства и обращения
Основными факторами, определяющими
величину прибыли и уровень
Рентабельность показатель
экономической эффективности
38.Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.
Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. Цена - денежное выражение стоимости товара. В рамках рыночного подхода цена - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Прослеживается связь цены товара с ценностью, полезностью как объекта потребления. Цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что вне рынка, без купли-продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая - найти такую цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Механизм ценообразования 2-х видов: рыночный и производственный затратный.
Рыночный механизм ценообразования зависит от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом понимается множество механизмов. Но среди них есть наиболее типичные механизмы. Рассмотрим ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения.
На графике изображены
кривые спроса и предложения на определенный
товар. На рынке автоматически
Таким образом на
конкурентном рынке, при
Функции цен: 1) измерительная
- благодаря цене можно
Виды цен. 1) в зависимости
от сфер торговли. Оптовые - цены,
по которым продукция
2) виды цен, различающиеся
по степени и способам
Мировые цены - цены мирового рынка Сопоставимые или неизменные цены - для определения индекса цен. Проектные, Цены сезонные - изменяются в определенные периоды года, типичны для сельхоз.продукции. Неизменные или сопоставимые цены - необходимы для расчетные цены. Биржевые, аукционные, комиссионные.
39.Влияние факторов
Общественное производство
в самом общем виде независимо
от хозяйственном системы
1).Человек и природа; 2)
Отношений между людьми в
Инфраструктура - совокупность
отраслей, видов хозяйств, в результате
функционирования которых
В процессе целесообразной
деятельности людей
Средства пр-ва - предметы
труда и средства труда (
Цена, выплаченная за
пользование землей, называется
рентой. Рента представляет собой
доход того, кто владеет землей.
Рента может быть абсолютной
и дифференциальной. Абсолютная
зависит от ограниченности
Цена, выплаченная за
труд, называется заработной платой.
Величина заработной платы
Плата за использование
капитала называется процентом
или ссудным процентом - это
плата, получаемая кредитором
от заемщика за пользование
ссуженными деньгами или
Предпринимательство
- управленческие и
40.Маркетинг и роль инноваций
в обеспечении устойчивости
Маркетинг в широком смысле - это концепция развития бизнеса, ориентированная на приоритет потребителя, т.е. концепция приоритетности рыночного спроса.
Маркетинг - не просто изучение спроса и предложения, а охватывает всю деятельность фирмы, предприятия.
Маркетинг - служба. Изучение жизненного цикла товара, для устойчивости фирмы должны быть разными. Диверсификация.
Сущность маркетинга: "Найти потребность и удовлетворить ее".
По Котлеру: "Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена".
Отношение товарно-денежного обмена между продавцом и покупателем, тенденции и закономерности, определяющие устойчивость и повторяемость отношений рыночного обмена составляют предмет маркетинга.
Маркетинг- непрерывный, всесторонний анализ, способ генерирования идей и решений.
Маркетинговые исследования направлены на поиск наиболее эффективного сочетания традиционной, новой и новейшей продукции. Они служат основанием для принятия решения об освоении нового товара.
Маркетинг включает в себя:
изучение рынка и анализ потребностей покупателей;
проектирование товара, соответствующего избранному сегменту рынка;
приспособление производства под выявление требования рынка под возможности производства;
определение оптимальной цены, отражающей характер товара и спроса на него;
выбор путей и методов сбыта продукции, характер рекламы.
Определение М. Эванса-Бермана:
М. Это ориентированная на потребителя
целевая философия фирмы. Производить,
то что продается, а не наоборот -
основа маркетингового подхода. М. подход:
маркетинговые исследования, создание
продукта, процесс ценообразования,
сбыт, продвижение товара. В зависимости
от ситуации на рынке фирма выбирает
одну из стратегий маркетинга: концентрированный
(ориентация на один узкий сектор рынка,
например, продажа велосипедов) или
дифференцированный (ориентация фирмы
на широкий или несколько широких
секторов ). В зависимости от состояния
спроса различают виды маркетинга:
конверсионный (способствует преодолению
отрицательного спроса), стимулирующий
(возбуждает отсутствующий или
Диверсификация - расширение
номенклатуры товаров,