Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:41, шпаргалка

Описание работы

Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества. Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.

Содержание работы

1. Предмет экономической теории.

2. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.

3. Экономические законы, их система и использование.

4. Методика экономической теории.

5. Общественное производство и его факторы.

6. Общественный способ производства.

7. Социально-экономические системы.

8. Социально-экономическая сущность собственности.

9. Основные исторические и общеэкономические формы организации общественного производства.

10. Товарная форма хозяйства. Объективные предпосылки его возникновения и основные черты.

11. Товар и его свойства. Величина стоимости товара.

12. Деньги, их сущность и функции в системе товарного хозяйства.

13. Денежное обращение и его законы.

14, Сущность рынка и его функции.

15. Классификация рынков. Структура и виды национального рынка. Рынок потребительских товаров и платных услуг.

16. Рынок капитала.

17. Товарные биржи, их функции и механизм функционирования,

18. Рынок ссудного капитала.

19. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг, их купля-продажа.

20. Фондовые биржи и механизм их функционирования.

21. Рынок рабочей силы.

22. Биржа труда и ее функции.

23. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования экономики.

24. Предприятие (фирма) и его функции.

25. Организационно-правовые формы предприятий.

26. Аренда и арендные отношения в организации производственной деятельности.

27. Акционерные общества и их роль в организации производственной деятельности.

28. Акции и их виды. Номинальная стоимость и курс акций.

29. Спрос и предложение в рыночной экономике. Функции спроса и предложения.

30. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности.

31. Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена.

32. Конкуренция, ее виды и функции.

33. Возникновение и сущность монополий. Разновидности монополий.

34. Естественные монополии и их регулирование.

35. Основные моменты антимонопольного законодательства и его эффективность.

36. Издержки производства, их виды и структура.

37. Прибыль и факторы, влияющие на ее размер.

38. Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.

39. Влияние факторов производства на доходы.

40. Маркетинг и роль инноваций в обеспечении устойчивости доходов.

41. Особенности рыночных отношений в агропромышленном комплексе (АПК).

42. Понятие микроэкономики и макроэкономики. Показатели функционирования национальной экономики на макроуровне.

43. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП).

44. Национальный доход, его распределение и перераспределение. Фонд накопления и фонд потребления.

45. Сущность и роль макроэкономического регулирования.

46. Государство и его роль в экономическом регулировании национальной экономики.

47. Совокупный спрос и совокупное предложение в национальном масштабе.

48. Деньги и их современная природа. Денежный рынок и структура денежного предложения. Эволюция и виды денег.

49. Кредит и его основные формы.

50. Банковская система, ее структура и функции.

51. Характеристика современной кредитно-денежной системы РФ.

52. Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.

53. Государственные и местные бюджеты.

54. Инфляция. Формы ее проявления. Основные типы современной инфляции.

55. Социально-экономические последствия инфляции.

56. Антиинфляционная политика государства, меры регулирования инфляции.

57. Денежные реформы.

58. Экономический рост, его сущность, цели и основные типы.

59. Экономические кризисы и циклический характер воспроизводства.

60. Уровень жизни населения и его показатели.

61. Структура доходов и расходов населения. Дифференциация населения по уровню доходов.

62. Безработица, ее причины и формы, методы преодоления.

63. Государственная политика по социальной защите безработных.

64. Сущность и основные черты всемирного хозяйства.

65. Формы и тенденции международных экономических отношений.

66. Свободные экономические зоны, их типы.

67. Международное движение капиталов.

68. Международная торговля.

69. Экономическая политика.

70. Торговый и платежный балансы страны.

71. Валютные отношения. Уровни конвертируемости валют.

72. Валютный курс, его функции и режимы.. Методы поддержания валютного курса.

73. Глобальные проблемы развития мирового хозяйства.

74. Рыночная экономика и ее основные черты.

75. Приватизация государственной собственности.

76. Предпринимательство и его роль в развитии рыночной экономики.

77. Основные проблемы формирования рыночной экономики в России.

78. Финансовый капитал. Финансовая олигархия и формы ее господства.

79. Этапы развития экономической теории.

80 Система национальных счетов.

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 141.18 Кб (Скачать файл)

 

Издержки обращения - затраты, связанные с доставкой продукции  потребителю. Производительные - транспорт, хранение, подработка. Чистые - затраты, обусловленные сменой форм стоимости.

37.Прибыль и факторы,  влияющие на ее размер

 

Прибыль - чистый доход предприятия, т.е. часть общей выручки, полученной от реализации продукции или услуг, которая остается после вычета из нее всех затрат на производство. В  экономической практике принято  выделять:

 

1)балансовую (общая) прибыль,  полученную от всех видов хозяйственной  деятельности с учетом внереализационных  доходов и потерь. Балансовая  прибыль - это общая выручка  за вычетом внешних издержек. Внешние или явные издержки - платежи поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.

 

2)экономическая прибыль  - разность между полученной выручкой  и экономическими издержками (внешними  и внутренними).

 

 Прибыль от реализации  продукции определяется как разница  между стоимостью произведенной  продукции в оптовых ценах  предприятия и ее полной себестоимостью. Расчетная прибыль - часть прибыли,  которая остается после выплаты  платежей в бюджет и банки  и вышестоящие органы.

 

 Снижение издержек  производства и обращения повышает  прибыль предприятия. Издержки  обращения - затраты, связанные  с доведением продукции до  потребителя. Производительные - транспорт,  хранение, подработка, чистые - затраты,  обусловленные сменой форм стоимости  - оплата продавцов, кассиров и  др. Издержки производства - материальные  затраты, затраты на оплату  труда, амортизация.

 

Основными факторами, определяющими  величину прибыли и уровень рентабельности является выбор наиболее эффективных  методов производства, обеспечивающих снижение материалоемкости и трудоемкости производства, и осуществление режима экономии во всех звеньях производства, а также снижение издержек, экономия ресурсов, ускорение оборачиваемости.

 

Рентабельность показатель экономической эффективности производства, характеризующий соотношение дохода и затрат за определенный период времени. Рассчитывается как отношение прибыли  к затратам.

38.Цена и ценообразование  в рыночной экономике. Функции  и виды цен.

 

Цены представляют собой  тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. Цена - денежное выражение стоимости товара. В рамках рыночного подхода цена - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Прослеживается связь цены товара с ценностью, полезностью  как объекта потребления. Цена товара проявляется только в условиях его  обмена на деньги или на другой товар. Потому что вне рынка, без купли-продажи  нет цены. Стратегия ценообразования  следующая - найти такую цену, чтобы  общая масса прибыли была максимальной. Механизм ценообразования 2-х видов: рыночный и производственный затратный.

 

Рыночный механизм ценообразования  зависит от вида рынка, поэтому под  рыночным механизмом понимается множество  механизмов. Но среди них есть наиболее типичные механизмы. Рассмотрим ценообразование  на конкурентном рынке, где действует  закон спроса и закон предложения.

 

На графике изображены кривые спроса и предложения на определенный товар. На рынке автоматически установится  цена Црын, при которой величина спроса Ср равна величине предложения  Пр. Если покупатели захотят купить товар по цене Ц1, которая ниже Црын, то спрос С1 окажется большим, чем  предложение П1, возникнет дефицит  товара, изменяемый разностью Ц1-П1, и цена вследствие этого будет  возрастать, пока предложение не уравняется со спросом. Если же продавцы пожелают продавать товар по цене Ц2, которая  выше равновесной Црын, то предложение  П2 окажется выше спроса С2, образуется избыток товара, равный П2-С2, и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение  не уравновесятся.

 

 Таким образом на  конкурентном рынке, при условии  зависимости спроса на товар  только от его цены, устанавливается  равновесная рыночная цена, соответствющая  выравниванию спроса и предложения.  Рыночная цена называется свободной,  то есть она свободна от  внешнего диктата, но не свободна  от законов рынка.

 

 Функции цен: 1) измерительная  - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен  заплатить, а продавец получить  за товар; 2) соизмерительная - заключается  в сопоставлении ценностей разных  товаров. Если цена адекватно  отражает полезность, она может  использоваться при сопоставлении  полезности; 3) учетная - цена становится  вспомогательным инструментом учета,  например, в имущественном комплексе  предприятия 5 компьютеров по  такой-то цене (цену укажите сами) на общую сумму такую-то. 4) инструмент  анализа, прогнозирования, планирования; 5) социальная функция - с ценами  и их изменением связаны структура  и объем потребления, уровень  жизни, прожиточный минимум, потребительский  бюджет семьи; 6) внешнеэкономические  функции - как инструмент торговых  сделок, внешних платежей, взаимных  расчетов между странами; 7) стимулирующая  функция - влияет на повышение  объемов производства и улучшение  качества продукции.

 

 Виды цен. 1) в зависимости  от сфер торговли. Оптовые - цены, по которым продукция реализуется  крупными партиями. Розничные - цены, по которым товар продается  в розничной торговой сети. Закупочные  цены - цены государственных закупок  продукции у предприятий. Цены  на услуги.

 

2) виды цен, различающиеся  по степени и способам регулирования.  Жестко фиксированные, твердые  цены - назначаются гос.органами  ценообразования. Регулируемые цены - регулируются гос.органами - утверждение  гос.органами предельного уровня  рентабельности. Договорные цены  - определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем. Свободные рыночные цены.

 

Мировые цены - цены мирового рынка Сопоставимые или неизменные цены - для определения индекса  цен. Проектные, Цены сезонные - изменяются в определенные периоды года, типичны  для сельхоз.продукции. Неизменные или сопоставимые цены - необходимы для расчетные цены. Биржевые, аукционные, комиссионные.

39.Влияние факторов производства  на доходы

 

 Общественное производство  в самом общем виде независимо  от хозяйственном системы представляет  собой целесообразную деятельность  людей, направленную на удовлетворение  их потребностей. Процесс производства  жизненных благ отражает и  является результатом двух видов  взаимодействий и взаимосвязей.

 

1).Человек и природа; 2) Отношений между людьми в процессе  их хозяйственной деятельности. Материальное производство является  основой существования и развития  человеческого общества. Общественное  пр-во включает: материальное пр-во  и нематериальное пр-во. 1)Пр-во  продуктов и услуг; 2)Пр-во нематериальных  услуг и пр-во нематериальных  благ.

 

 Инфраструктура - совокупность  отраслей, видов хозяйств, в результате  функционирования которых создаются  общие условия пр-ва и жизнедеятельности  людей. Различают производственную  инфраструктуру и социальную. К  производственной инфраструктуре  относятся транспорт, связь, энергоснабжение  и др. К социальной - образование,  мед. обслуживание, подготовка кадров  и т.д. Инфраструктура рынка  - банки, биржи.

 

 В процессе целесообразной  деятельности людей взаимодействуют  основные факторы производства, т.е. ресурсы, используемые в  процессе пр-ва для создания  материальных ценностей, оказания  услуг. К ним относятся труд, капитал (включая средства пр-ва), земля (включая природные ресурсы), предпринимательство. Факторы пр-ва  в обобщенном виде можно подразделить: личный фактор (рабочая сила), вещественный  фактор (средства пр-ва), предпринимательский  фактор - личный фактор.

 

 Средства пр-ва - предметы  труда и средства труда (орудия  труда, с помощью которых человек  воздействует на предмет труда). Предметы труда - природные ресурсы  и те, к которым приложен труд). Главным фактором является человеческий. Доход - от вида фактора.

 

 Цена, выплаченная за  пользование землей, называется  рентой. Рента представляет собой  доход того, кто владеет землей. Рента может быть абсолютной  и дифференциальной. Абсолютная  зависит от ограниченности земли  и является разницей между  стоимостью с/х продукции и  ценой производства. Дифференциальная  земельная рента образуется как  разница между уровнем дохода  на худших и лучших землях. Диф. рента связана с естественным  плодородием земли, расположением  земельных участков относительно  рынков сбыта, а также с капиталовложениями  в улучшение земли, агротехники.

 

 Цена, выплаченная за  труд, называется заработной платой. Величина заработной платы зависит  от объема трудовой деятельности  и эффективности труда. Рынок  позволяет работнику потребовать  плату за талант, способности,  квалификацию, трудолюбие, умение.

 

 Плата за использование  капитала называется процентом  или ссудным процентом - это  плата, получаемая кредитором  от заемщика за пользование  ссуженными деньгами или нематериальными  ценностями. Величина процента зависит  от экономической ситуации на  рынке ссудных капиталов (т.е.  в зависимости от предложения  денег на рынке капиталов и  на спрос на них формируется  ставка процента. Если предложение  превышает спрос - процент будет  невысоким - это называют дешевые  деньги и наоборот) и от срока  кредита.

 

 Предпринимательство  - управленческие и организационные  способности, необходимые для  производства товаров и услуг.  Предприниматель сводит вместе  три выше названных фактора  и в случае успешного использования  получает прибыль. Вознаграждение  за риск, новые идеи и усилия, которые он вкладывает в работу - это прибыль, которая остается  после того, как будут сделаны  выплаты собственникам земли,  труда и капитала.

40.Маркетинг и роль инноваций  в обеспечении устойчивости доходов.

 

Маркетинг в широком смысле - это концепция развития бизнеса, ориентированная на приоритет потребителя, т.е. концепция приоритетности рыночного  спроса.

 

Маркетинг - не просто изучение спроса и предложения, а охватывает всю деятельность фирмы, предприятия.

 

Маркетинг - служба. Изучение жизненного цикла товара, для устойчивости фирмы должны быть разными. Диверсификация.

 

Сущность маркетинга: "Найти  потребность и удовлетворить  ее".

 

По Котлеру: "Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена".

 

Отношение товарно-денежного  обмена между продавцом и покупателем, тенденции и закономерности, определяющие устойчивость и повторяемость отношений  рыночного обмена составляют предмет  маркетинга.

 

Маркетинг- непрерывный, всесторонний анализ, способ генерирования идей и решений.

 

Маркетинговые исследования направлены на поиск наиболее эффективного сочетания традиционной, новой и  новейшей продукции. Они служат основанием для принятия решения об освоении нового товара.

 

Маркетинг включает в себя:

изучение рынка и анализ потребностей покупателей;

проектирование товара, соответствующего избранному сегменту рынка;

приспособление производства под выявление требования рынка  под возможности производства;

определение оптимальной  цены, отражающей характер товара и  спроса на него;

выбор путей и методов  сбыта продукции, характер рекламы.

 

Определение М. Эванса-Бермана: М. Это ориентированная на потребителя  целевая философия фирмы. Производить, то что продается, а не наоборот - основа маркетингового подхода. М. подход: маркетинговые исследования, создание продукта, процесс ценообразования, сбыт, продвижение товара. В зависимости  от ситуации на рынке фирма выбирает одну из стратегий маркетинга: концентрированный (ориентация на один узкий сектор рынка, например, продажа велосипедов) или  дифференцированный (ориентация фирмы  на широкий или несколько широких  секторов ). В зависимости от состояния  спроса различают виды маркетинга: конверсионный (способствует преодолению  отрицательного спроса), стимулирующий (возбуждает отсутствующий или недостаточный  спрос), развивающий (выявляет скрытый  спрос и превращает его в реальный), ремаркетинг (оживляет падающий спрос), синхромаркетинг (стабилизирует колеблющийся спрос), поддерживающий (сохраняет уровень  спроса, предотвращает его спад), демаркетинг (снижает чрезмерный спрос), противодействующий (уменьшает спрос  на нерациональные потребности). В М. Есть стратегии роста фирм. Стратегия  роста крупных фирм состоит в  следующем: 1)стратегия массового  стандартизированного производства; 2) стратегия расширения сферы своей  деятельности (диверсификация).

 

 Диверсификация - расширение  номенклатуры товаров, производимых  отдельными предприятиями, фирмами.  Связана с использованием предприятиями  накоплений не только на увеличение  производства основной продукции,  но и обеспечение новых видов  производства, проникновение в другие  отрасли и сферы хозяйствования. Во внешнеэкономической практике  диверсификация затрагивает экспорт,  что означает увеличение количества  товаров и услуг, предназначенных  для экспортирования, что создает  лучшие условия для преодоления  неблагоприятных последствий изменения  рыночной конъюнктуры, расширяет  возможности хозяйственного маневрирования..

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"