Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:41, шпаргалка
Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества. Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.
1. Предмет экономической теории.
2. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.
3. Экономические законы, их система и использование.
4. Методика экономической теории.
5. Общественное производство и его факторы.
6. Общественный способ производства.
7. Социально-экономические системы.
8. Социально-экономическая сущность собственности.
9. Основные исторические и общеэкономические формы организации общественного производства.
10. Товарная форма хозяйства. Объективные предпосылки его возникновения и основные черты.
11. Товар и его свойства. Величина стоимости товара.
12. Деньги, их сущность и функции в системе товарного хозяйства.
13. Денежное обращение и его законы.
14, Сущность рынка и его функции.
15. Классификация рынков. Структура и виды национального рынка. Рынок потребительских товаров и платных услуг.
16. Рынок капитала.
17. Товарные биржи, их функции и механизм функционирования,
18. Рынок ссудного капитала.
19. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг, их купля-продажа.
20. Фондовые биржи и механизм их функционирования.
21. Рынок рабочей силы.
22. Биржа труда и ее функции.
23. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования экономики.
24. Предприятие (фирма) и его функции.
25. Организационно-правовые формы предприятий.
26. Аренда и арендные отношения в организации производственной деятельности.
27. Акционерные общества и их роль в организации производственной деятельности.
28. Акции и их виды. Номинальная стоимость и курс акций.
29. Спрос и предложение в рыночной экономике. Функции спроса и предложения.
30. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности.
31. Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена.
32. Конкуренция, ее виды и функции.
33. Возникновение и сущность монополий. Разновидности монополий.
34. Естественные монополии и их регулирование.
35. Основные моменты антимонопольного законодательства и его эффективность.
36. Издержки производства, их виды и структура.
37. Прибыль и факторы, влияющие на ее размер.
38. Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.
39. Влияние факторов производства на доходы.
40. Маркетинг и роль инноваций в обеспечении устойчивости доходов.
41. Особенности рыночных отношений в агропромышленном комплексе (АПК).
42. Понятие микроэкономики и макроэкономики. Показатели функционирования национальной экономики на макроуровне.
43. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП).
44. Национальный доход, его распределение и перераспределение. Фонд накопления и фонд потребления.
45. Сущность и роль макроэкономического регулирования.
46. Государство и его роль в экономическом регулировании национальной экономики.
47. Совокупный спрос и совокупное предложение в национальном масштабе.
48. Деньги и их современная природа. Денежный рынок и структура денежного предложения. Эволюция и виды денег.
49. Кредит и его основные формы.
50. Банковская система, ее структура и функции.
51. Характеристика современной кредитно-денежной системы РФ.
52. Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.
53. Государственные и местные бюджеты.
54. Инфляция. Формы ее проявления. Основные типы современной инфляции.
55. Социально-экономические последствия инфляции.
56. Антиинфляционная политика государства, меры регулирования инфляции.
57. Денежные реформы.
58. Экономический рост, его сущность, цели и основные типы.
59. Экономические кризисы и циклический характер воспроизводства.
60. Уровень жизни населения и его показатели.
61. Структура доходов и расходов населения. Дифференциация населения по уровню доходов.
62. Безработица, ее причины и формы, методы преодоления.
63. Государственная политика по социальной защите безработных.
64. Сущность и основные черты всемирного хозяйства.
65. Формы и тенденции международных экономических отношений.
66. Свободные экономические зоны, их типы.
67. Международное движение капиталов.
68. Международная торговля.
69. Экономическая политика.
70. Торговый и платежный балансы страны.
71. Валютные отношения. Уровни конвертируемости валют.
72. Валютный курс, его функции и режимы.. Методы поддержания валютного курса.
73. Глобальные проблемы развития мирового хозяйства.
74. Рыночная экономика и ее основные черты.
75. Приватизация государственной собственности.
76. Предпринимательство и его роль в развитии рыночной экономики.
77. Основные проблемы формирования рыночной экономики в России.
78. Финансовый капитал. Финансовая олигархия и формы ее господства.
79. Этапы развития экономической теории.
80 Система национальных счетов.
24. Предприятие (фирма) и его ф-ции.
Самостоятельно хозяйствующий субъект наз.предприятием, если он создан в порядке, установленным действующим законодат-вом и осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие образует юр.лицо,
имеет наз-ние и печать, р/счет
в банке. Юр.лицом принято считать
орг-цию, представляющую в едином лице
входящих в нее отдельных субъектов,
имеющую в распоряжении обособлен.имущество,
несущую самостоятельную
Предприятие м.осуществлять
производств., коммерч., научно-исслед.,
инвестиционную и др. виды деятельности
в соответ-вии с уставом
Ф-ции предприятия: организует производств.процесс, ведет бух.учет, проводит поисковые научно-исслед.и маркетинговые исследования, платит налоги, заключает договора с др.предприятиями и др.
25. Организационно-правовые формы предприятий (ОПФП).
ОПФП - это определенные, установленные з-ном и нормами хоз-го права формы организации и стр-ры упр-ния. Они дают возможность чел-ку, гражданину, коллективу, обрести официальный, правовой статус хозяйствующего субъекта.
Самостоятельно хозяйствующий субъект наз.предприятием, если он создан в порядке, установленным действующим законодат-вом и осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
ОПФП в целом зависят от форм собств-сти на имущественных комплекс предприятия. Т.обр., предприятия делятся на гос. (муниципальные) и частные (акционерные, кооперативные). Последние различаются в завис. от числа владельцев предпр-я, от ответственности за деят-тью предпр-я, от способов вкл. капитала в общий капитал.
ИЧП основано на личной собственности
граждан (одно лицо владеет и получает
весь доход и несет всю
Полное тов-щество основано на долевой собств-сти членов, и не является юр. лицом. Все члены несут полную ответственность. Прибыль делется пропорц-но вкладам.
Смешан. тов-щество (коммандитное)
основано на долевой собст-сти. Оно
вкл.действит. членов (комплементариев),
к-рые несут полную ответств-сть,
и членов-вкладчиков (коммандистов),
несущих ответств-сть в
Тов-во с огр. ответ-стью (ТОО, акционерное общ-во закр.типа) - его усавной капитал образ. только за счет вкладов учредителей. Каждый отвечает в пределах своего вклада. Прибыль распред. пропорц. вкладу. Гл. особенность - запрет на продвжу своих паев на открытом рынке.
Акционерн. общ-во открыт. типа - денежн. средста образуется путем выпуска и продажи акций. Владельцами акций могут быть юр. и физ. лица. Акционеры несут ответств-сть в пределах суммы своих акций. Направления и хар-р деят-ти АО м.б.различными, общей явл. цель - получ.прибыли.
Объединение предпр-тий создается на основе договора (межфирм-го соглашения) в формах союза, ассоциации, концерна, межотрасл. или территор. объединений.Цель - в осуществлении дорогостоящих инвестиц. проектах, взаимном обслуживании участников ассоциации. Имщество явл. совместн. для ее членов.
Концерны - это форма договорных
крупных сверхобъединений обычно монопольного
типа. Важнейший признак - единство
собств-сти входящих в них фирм,
предпр-тия, банков. Держателем контр.пакетов
акций всех предпр-тий концерна явл.
холдинговая компания. Мех-зм принятия
решений в АО позволяет холдингу
влиять на хоз., коммерч решения предпр-тий-
Консорциумы - временное объдинение предприятий образуемые для решения конкретных задач, осуществление крупных инвестиционных, научно-технич., социал-х, экологич. проектов. Предпр-тие м.б. членом неск. консорциумов одновременно.
Хозяйств. ассоциация - объединение предпр-тия в целях углубления специализации и развития кооперац-х связей, организация совместной деятельности. Для нее характерны менее тесные связи между предприятиями, возможность одновременно быть членом сразу неск. ассоциаций, централизация меньшего числа управленческих ф-ций, носящих сервисный хар-р.
Ассоциативные организац.стр-ры
характерных для предпр-тий
картель - договорное объединение предприятий, в основе лежит соглашение о квотировании объемов произ-ва, ценах реализации, условиях продажи, разграничении рынков сбыта. Каждое предприятие юридич. самостоятельно;
синдикат - форма договорного
объединения предприятий, предполагающая
централизацию снабжения членов
синдиката и сбыта
тресты - форма объединения
предприятий, при к-рой они полностью
утрачивают свою юр., коммерч и произв.
самостоятельность и
Предприятие, созданное на
основе аренды и выкупа имущества
труд.коллективов. В рез-те формируется
смешанная государственно-
26 Аренда и арендные отношения
Аренда -договор о предоставлении
имущества во временное пользование
за определенную плату. В соответствии
с договором арендатор получает
права владения, пользования и
распоряжения нанятым имуществом. Право
владения и пользования имуществом
у арендатора устанавливаются как
неотъемлемая часть правомочий арендатора:
продукция, плоды и иные доходы, полученные
арендатором в результате использования
арендованного имущества в
Сейчас арендуют мало, в основном институты. Лилинг.
Аренда и арендные отношения выражают отношеня собственности.
Арендный подряд - форма организации и оплаты труда на предприятии(фирме).
27. Акционерные общества и их роль в организации производственной деятельности.
АО-общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.
А)АО открытого типа
Участники могут продавать акции без согласия остальных членов общества. АО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. АО обязано ежегодно публиковать годовой отчет, бух. Баланс, счет прибылей и убытков.
Б)ОА закрытого типа
Акции распределяются только среди участников АО. АО не вправе проводить свободную подписку
Акционеры имеют преимущество при покупке акций, продаваемых др.
Членами АО. Число участников ограничено, иначе преобразование в АО открытого типа в течение года или ликвидация в судебном порядке.АОЗТ может быть обязано публиковать документы как АООТ.
Образование АО.
Учредители заключают договор, определяющий совместную деятельность по созданию. Размер капитала, категории выпускаемых акций, ном. Стоимость ,размеры уставного капитала, права акционеров, состав и компетенция органов управления. АО может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения им всех акций.
Уставной капитал АО составляется
из номинальной стоимости
Выпуск акций.
Доля привелигированных акций 25%
АО вправе выпускать аблигации на сумму = уставному капиталу.
Управление АО.
Высший орган- общее собрание. Определяет изменение устава, избрание совета директоров, ревизионной комиссии, утверждение годовых отчетов, решение о реорганизации или ликвидации АО.
Реорганизация или ликвидация АО.
Добровольно по решению общего
собрания АО может ликвидироваться
или преобразоваться в ОООтв.
Принудительно-соглосно Кодекса.
28. Акции и их виды.
Акцией признается ценная
бумага, удостоверяющая право ее держателя
на получение части прибыли АО
в виде дивидендов, на участие в
управлении делами АО и на часть
имущества , оставшегося после его
ликвидации. Акции могут быть привелегированными,
гарантирующими получение дивидендов
не ниже, чем фиксированный процент
от номинальной стоимости, вне зависимости
от результатов деятельности АО, а
также - дающие преимущественное право
участия в распределении
Акции могут быть именными
и предъявительскими. Выпуск и обращение
акций регулируется "Положением
о выпуске и обращении ценных
бумаг и фондовых биржах, Положением
об АО, утвержденным постановлением Совета
министров РСФСР от 25.12.1990. №601 и
Положением о выплате дивидендов
от 10.01.1992 года. Реквизиты акций установлены
Приложением 5 к положению Министерства
финансов РФ от 17 сентября 1992 года. Акция
должна содержать фирменное
Курс акции- ее продажная цена , которая в условиях свободного рынка не является величиной постоянной. В период кризиса курс падает, в период промышленных подъемов повышается. Курс акции устанавливается на фондовой бирже. Акция продается за такую сумму, которая при помещении в банк даст доход не ниже дивиденда. Курс акции равен сумме годового дохода разделенной на уровень ссудного процента в стране и умноженное на 100%.
Номинальная стоимость- величина указанная в акции.
29.Спрос и предложение в рыночной экономике
Рыночный механизм-механизм механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен и качества, объема производства, JJJ структуры .Рыночное равновесие - это когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так , что при данной цене величина предложения равна величине спроса.
Предложение - это масса товаров и услуг , которые предлагаются для реализации.
Свойства : способность к обмену , способность удовлетворить те или иные конкурентные потребности
Закон предложения : с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения с понижением цен сокращается так - же и предложение.
Спрос - количество продукта
, которое потребители готовы и
в состоянии купить по некоторой
цене из возможных в течение
От чего изменяется спрос ?
изменение потребительского вкуса
изменение числа покупателей
изменение дохода покупателей
изменение цены на сопряженные товары
Законы падающего спроса: если цены на товары растут, то спрос падает
30. эластичность спроса и предложения
Эластичность - важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов ( цены, дохода и др.). Это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара. Спрос эластичен, если он сформировался при условии, что изменение его объема (в %) превышает процентное отношение снижения цен. К эл. Больше 1. В случае, когда степень снижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Коэф-т эластичности меньше 1. Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то-есть рост объема спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, эластичность спроса равна 1.
Факторы, влияющие на эластичность:
наличие хороших заменителей товаров
удельный вес в бюджете потребителя
размер дохода
качество товаров
размеры запаса
31. Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена
Равновесие рыночных цен
устанавливается при таких
Смысл равновесия: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не имеет тенденции к изменению.