Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:31, шпаргалка
1)Основные этапы развития эк. теории.
2) Предмет эк теории: различные подходы
3) Общественное производство и его структура.
1)Основные этапы развития эк. теории. Как наука эк теория возникла в 16-17вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внутренних и внешних рынков. На эти процессы эк наука откликается появлением меркантилизма. Сущность учения меркантилистов сводится к тому, что источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения(торговля и денежный оборот). Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра). Наиболее известными представителями меркантилизма были Томас Ман и Антуан Монкретьен де Ваттевиль. А. Монкретьен ввел в научный оборот термин «политическая экономия» Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства. Школа физиократов(18 в.). Главным представителем и основателем этого направления был Ф. Кенэ. Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов Сущность этого направления в том, что источник богатства – производство, но представители этого направления признавали только одну производительную отрасль – с/х. Считали, что с/х может создать чистый продукт, все другие отрасли – бесплодные., т.к. только преобразуют продукты сельскохозяйственного труда. Рыночное направление классиков (17-19вв). А. Смит (1723-90) и Д. Риккардо (1772-1823). Главные идеи: необходимость свободной и конкурентной экономики, экономические свободы, максимум индивидуальной свободы. Труд – источник богатства. А. Смит придавал большое значение разделению труда. А. Смит – основоположник классической политической экономии. Социалисты- утописты. А. К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Т. Мор, Р. Оуэн, Т. Кампанелла. Они выступали с критикой существующего строя и требования реорганизации производства, распределения и потребления, отмены частной собственности, снятия разделения между умственным и физическим трудом. Марксизм или политическая экономия труда. К. Маркс (1818-83) и Ф. Энгельс (1820-95). Вели теорию классов и классовой борьбы; теорию пролетарской революции. Выделяли 2 основных класса: пролетариат и буржуазию. Капитал создается трудом наемных рабочих и присваивается собственником капитала. Считали необходимым ликвидацию класса буржуазии как эксплуататорского класса, ликвидацию частной собственности .Главные открытия, сделанные к. Марксом: было сформулировано учение об общественно- эк формациях, раскрыты законы развития капитализма, разработаны теория воспроизводства и эк кризисов, цены производства, раскрыта сущность абсолютной ренты. Маржинализм- это теория, объясняющая эк процессы и явления, исходя из новой идеи- использования предельных, крайних величин или состояний. Главные категории маржинализма: предельная полезность, предельная издержки и т д. маржинализм опирается на кол- нный анализ и использует эк-математические методы и модели. Неоклассическое направление А. Маршал (1842– 1924). Анализировал теорию цены. Механизм ценообразования – взаимодействие спроса и предложения. В основе спроса – теория предельной полезности, а в основе предложения – концепция факторов производства и теория предельной производительности. Не разделял идей межклассовой борьбы, выступал за межклассовые отношения, социальное партнерство, согласие в обществе. Кейнсианство. Д. Кейнс (1883-1946) Главное- проблемы в макроэкономике, макроанализ. Для повышения спроса Кейнс рекомендовал использовать кредитно-денежную и бюджетную политику, не рассматривал рынок как идеальный саморегулирующийся механизм. Монетаризм. Денежная масса – определяющий фактор развития экономики. Считают, что достижение без инфляционного роста экономики требует контроля за денежной массой. Новая классическая экономика. Д. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент и др. Теория рациональных ожиданий: экономические агенты сами приспосабливаются к меняющимся экономическим условиям согласно рациональному использованию имеющейся у них информации, поэтому вмешательство гос-ва в экономику не требуется. Теория общественного выбора. Д. Бьюкенен, Г. Таллок и др. Изучали закономерности выбора направлений деятельности правительства в области экономики и того, каким образом осуществляется этот выбор. Основная идея: человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах. Институционализм. Т. Веблен, У. Митчелл и др. Главная идея: исследование человека в зависимости от среды, которая.его окружает. Согласно этой теории эконом жизнь и эконом категории имеют институциональный характер.
2) Предмет эк теории:
различные подходы Экономическая теория - наука, изучающая закономерности,
присущие деятельности и отношениям людей
в процессе производства, распред, обмена,
потребления совокупности благ, необходимых
для поддержания жизни чел и общества
в целом. Ресурсы для производства благ
ограничены. Ограниченность порождает
проблему выбора. Необходимо максимально
удовлетворить потребности при минимально
возможных издержках. Предмет эк. теории
- хозяйственная жизнь общества и способы
производства, обмена и распределения
благ при условии ограниченности ресурсов. Микроэкономика-
это часть эконом теории, изучающая поведение
отдельных эконом едениц (домашних хоз-в
и фирм) и функционирование отдельных
рынков товаров и ресурсов. В экономической
теории применяются различные методы
познания: позитивный, нормативный, систематизация
факторов, научная абстракция, эксперимент
и др.
Позитивный
метод предполагает создание определенной
философии экономической науки, формулирование
знаний об экономике, категориях и законах
развития экономической среды на основе
описания и систематизации факторов, опыта,
рыночных наблюдений и т. д. Так. философия
экономической науки формирует учение
о равновесии и эволюции систем командно-административной
и рыночной, их структуре и инфраструктуре.
Нормативный
метод познания предполагает анализ
практической деятельности человека,
базирующейся на принципах максимальной
эффективности. Главный принцип этого
метола в том, что он направлен на получение
результатов, приносящих пользу всем субъектам
хозяйственной деятельности. Применение
этого метода предполагает использование
математических приемов ранения экстремальных
задач на минимум или максимум, решение
системных ситуаций и проблем.
Развитие экономической науки в современный
период предполагает использование такого
метода как сбор информации,
анализ и синтез.
Экономическая жизнь это скопление фактов,
которые существуют в конкретной действительности.
Поэтому данный метод связан со сбором
большого количества данных. Однако, чтобы
познать эти факты, необходимо от их обозрения
подняться на более высокую ступень, к
научному обобщению.
Один из методов, активно используемый
в экономической науке, - метод
восхождения от абстрактного к конкретному,
от сущности к явлению. Если попытаться
сохранить для научной оценки все богатство
сущного и найти главное определяющее
движение, связи и экономические законы,
то можно запутаться в многообразии явления
и упустить сущность. Абстракция позволит
высветить ту основу, причинно-следственную
связь, которая дает возможность управлять
ситуацией.
Метод
научной абстракции приобретает огромное
значение именно в общей экономической
теории. Общественную жизнь нельзя изучать
в лабораторных условиях. Научная абстракция
есть мысленное отвлечение (абстрагирование)
от несущественных сторон, свойств явлений
и отыскивание главного, наиболее существенного
в них. Таким образом, улавливается сущность
явления. В результате абстрагирования
выводятся экономические категории. Они
выступают как теоретические выражения
реальных сторон экономики (прибыль, цена,
товар, деньги, зарплата). В совокупности
экономические категории образуют понятийный
аппарат. Дальнейшее познание направлено
на изучение связи экономических явлений.
Абстрактное мышление порождает
метод анализа и синтеза.
Анализ экономических явлений предполагает
расчленение изучаемого явления на отдельные
элементы и исследование каждого элемента
как необходимой составной части целого.
Синтез предполагает, что явление первоначально
изучается как состоящее из различных
частей, а затем исследуется соединение
элементов в единое целое и делается общий
вывод.
Определенную роль среди используемых
методов общей экономической теории играет
эксперимент и экономические реформы.
Они занимают особое место в исследовании
и требуют тщательной подготовки, расчета,
обоснования, научной проработки. В общей
экономической теории широко используется
принцип сочетания ис-торического и логического.
Исторически общество развивается от
простого к сложному, но развитие это не
свободно от отступлений и забеганий вперед.
Изучение истории помогает понять внутреннюю
логику предмета, а знание внутренних
структур общества придает истории научный
характер. Единство исторического и логического
- методологический принцип, который помогает
концентрировать внимание науки на усилении
аргументации, обоснованности выводов.
Как в самих исследованиях, так и в логических
построениях при изложении ее результата
необходим постоянный взаимоконтроль:
логику исследования надо постоянно контролировать
историческим сопоставлением, а факты
истории - располагать в логической последовательности,
вытекающей из парадигмы экономической
науки. Однако единство исторического
и логического нужно понимать как определенную
тенденцию, достаточно свободную в своем
колебании. Жесткая связь исторического
и логического может породить догматическое
представление о некоторых эпизодах истории
или возвести формальную логику в научный
аргумент.
в методологии общей эк теории можно выделить несколько главных подхода:
3) Общественное производство и его структура.
В самом общем виде
производство можно определить
как деятельность, направленную
на преобразование
В процессе производства используются самые разнообразные факторы производства. И цель предпринимателя состоит в обеспечении их наиболее эффективного применения. Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.
Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.
Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.
Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.
Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средств труда развиваются, совершенствуются, усложняются.
Предметы труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.
4)Проблема выбора
в экономике. Кривая
Для иллюстрации проблемы выбора и ограниченности можно использовать график кривой производственных возможностей. Каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.Во всех промежуточных точках (Б, В, Г) общество производит оба товара, но при этом общество вынуждено делать выбор какой из товаров производить в большей степени, потому что дополнительное производство одного из товаров возможно только за счет сокращения производства другого товара.В силу ограниченности ресурсов выпуск продукции в точке Ж (т.е. вне области производственных возможностей) невозможен. А выпуск в точке Е характеризует недоиспользования имеющихся ресурсов или низкую эффективностью их использования. Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара, называется альтернативными издержками, или издержками упущенных возможностей. Вывод: Ограниченность ресурсов — об этом свидетельствует существование области недостижимых значений (точка Ж) Необходимость выбора — общество вынуждено определять, какое сочетание товаров Х и У в наилучшей степени удовлетворяет его инетерсы. Наличие альтернативных издержек — об этом свидетельствует убывающий характер кривой, поскольку для производства дополнительной единицы одного товара надо отказаться от выпуска какой-либо величины другого товара. Возрастание альтернативных издержек — выпуклый характер кривой производственных возможностей.
5)Виды эк. систем. Критерии классификации. Экон системы – это особым образом упорядоченная система связей между производителем и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. В эк. системе хоз. Деятельность всегда оказывается организационной, скоординированной тем или иным образом. Виды эк. систем: доиндустриальные, индустриальные и постиндустр экон системы. Границами, отделяющими эконом системы др от друга, являются промышленная и научно - техническая революции.В доиндустр (традиционную) эпоху господствовало натуральное с/х производство. Отсутствие общественного разделения труда, замкнутость, изолированность от внешнего мира, самообеспеченность ресурсами, а также удовлетворение почти всех потребностей за счет собственных ресурсов составляют главные черты натуральной формы хоз-ва. Преимущественное значение имело качество продуктов, а не их цена, целью было личное потребление. Индустриальное общество. Промышленная революция означает качественный скачок в развитии производительных сил. Индустриальный труд вытесняет аграрный. Растет урбанизация населения. Товаро-денежные отношения приобретают всеобщий характер. Каждый товаропроизводитель хозяйствует на свой страх и риск и сам определяет, что, как и сколько производить, кому, когда и при каких условиях реализовать свою продукцию. Постиндустриальное общество.
В ходе научно-технической
революции наука превращается в
непосредственную производительную силу,
всеобщие производительные силы становятся
ведущим элементом системы
Сущ. 2 подхода к классификации эк. системы:
1)формационный подход
в основе утверждения о
2)по хар. Связи между производством и потребителем.
классификация:
1)форма собственности на средство производства
2 )способу, посредством ктр координируется и управляется эк. деятельность.
На основе этих признаков выделяют:
Командная экономика – форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в гос-ной собственности и распределяются правительством в соответствии с жёстким планом. Основные черты: господство гос-ной собственности; административные методы в экономике( преимущественно в форме приказов); отсутствие личного интересов (инициативы); централизованное эконом планирование (гос план, в соответствии с которым осуществляется производство и распределение продукции).