Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:31, шпаргалка
1)Основные этапы развития эк. теории.
2) Предмет эк теории: различные подходы
3) Общественное производство и его структура.
Роль рынка: 1) Выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить. 2)Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики. 3) Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса. 4) Вымывание неконкурентоспособных предприятий и свертывание устаревших производств.
Механизм рынка - это механизм прогресса.
Рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Рын мех действует как мех принуждения, заставляющий предпринимателей действовать в конечном счете на пользу потребителей. Рын мех- мех формирования цен и распредел ресурсов, мех взаимод продавцов и покуп по поводу производства и потребления. Особ рын мех-каждый его элемент тесно связан с ценой!
Типология рынка: 1) неразвитый 2) свободный 3) регулирующий 4) деформированный
Свободный рынок характеризуется следующими чертами:
- неограниченным числом
участников рыночных отношений
и свободной конкуренцией
- свободным доступом к
любым видам хозяйственной
- неограниченной свободой
продвижения капитала и
- наличием у каждого участника полной информации о рынке;
- стихийным установлением
цен в ходе свободной
- на свободном рынке
ни один участник не в
Деформированный рынок. Через мерное вмешательство госуд в рыночные отношения, что приводит к разрушению рыночного механизма.
Черты: 1) господство госуд собственности 2) через мерное централизация распр ресурсов и их движения 3) монополизм производителя и торговца )0 не сбалан спрос и предложение 5) высокие темпы инфляции 6) расцвет теневой экономики 7) деформация эконом итресов всех субъектов рыночных отн. 8) отсутствие мотивации к эффективному труду 9) отсутствие потребителя права выбора товара.
Формы рынков:
9) Структура и инфраструктура рынка
Рынок как развитая система
отношений товарного обмена представляет
собой систему отдельных
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Структура рынка:
Классификация структуры рынка
Некоторые из выделенных рынков
также неоднородны и имеют
собственную структуру. Так, товарный
рынок включает в себя потребительский
рынок (рынок предметов первой необходимости,
рынок товаров длительного
Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:
деятельность по сбору, обобщению
и распространению
деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
деятельность по оценке отдельных
хозяйствующих субъектов и
Инфраструктура рынка выполняет определенные функции
`
В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы
10)Спрос как
экономическая категория:
Спрос- кол –во товара , ктр
потребители готовы и в состоянии приобрести
по опр цене в течении некоторого времени.
О объем спора – макс кол-во товара, ктр
готово купить отдельное лицо, группа
людей в единицу времени при опр условиях
.Функция спроса – зависимость объема
спроса от определяющих его факторов.Qd=Q(P,Pc,Ps,I,T,E,N)
| |
Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Все факторы, кроме цены данного товара, называется неценовыми детерминантами спроса.
Между ценой данного товара и величиной спроса на него существует обратная зависимость: чем выше цена, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях, которая называется законом спроса.
Исключение из закона спроса называется «парадокс Гиффена»: рост цены приводит к росту величины спроса на благо.
Qd=a-bP, где Qd- количество спроса на товар, Р- цена данного товара, а- минимальный, не зависящий от цены объем спроса, b- коэффициент, характеризующий реакцию потребителей на изменение цены.
Неценовые детерминанты спроса
1.Изменение доходов
Спрос на товар зависит
от изменения доходов
Блага:
1.Нормальные – блага, спрос на которые растет при росте доходов.
2.Инфериорные – блага, спрос на которые падает при росте доходов.
2.Изменение цен других товаров, связанных с данным товаром.
Спрос на товар зависит от изменения цены на другой товар. Если рост цены одного товара вызывает рост спроса на другой товар при прочих равных условиях, то такие товары называются взаимозаменяющими. Если рост цены одного товара вызывает падение спроса на другой товар при прочих равных условиях, то такие товары называются взаимодополняющими.
3. Ожидания покупателей:
Изменения цен в будущем.
4.Число покупателей: Спрос вырастет, если будет происходить увеличение числа покупателей.
5. Вкусы и мода.
6. Государственное регулирование
Если повышаются налоги на заработную плату, то располагаемый доход покупателей снижается, что приводит к понижению спроса на товар.
Изменение неценовых факторов спроса приводит к сдвигу кривой спроса.
Рост спроса – сдвиг вправо вверх, падение спроса – сдвиг влево вниз.
Рыночный спрос это общий объем спроса всех потребителей данного товара.
Рыночный спрос на благо образуется в результате сложения идивидуальных способов всех потребителей данного блага.
Эластичность спроса.
Эластичность характеризует меру реагирования относительно изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.
1.)Ценовой показатель
( эластичность спроса по цене ) показывает на сколько процентов изменится объем спроса при однопроцентном изменении цены данного блага.
Ɛdp=(процентное изменение объема спроса данного блага)/( процентное изменение цены данного блага)
Ɛdp=(∆Q/∆P)х(P/Q)-Точечный коэффициент эластичности.
Ɛdp=Q’(P)x(P/Q)
Ɛdp=(∆Q/∆P)x[(P1+P2)/(Q1+Q2)]- Дуговая эластичность
Коэффициент ценовой эластичности спроса должен быть отрицательным.
Нулевая эластичность. В этом случае кривая спроса строго вертикальна: ∆Q=0 при любых изменениях цены. Спрос абсолютно неэластичен и коэффициент эластичности спроса по цене равен нулю.
Бесконечная эластичность. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна: ∆Q=∞ при самых незначительных изменениях цены.
Спрос абсолютно эластичен и коэффициент эластичности спроса по цене равен минус бесконечность.
Эластичность спроса по цене зависит от факторов:
1.Степень необходимости
товара для потребителя. Спрос
на товары первой
2.Наличие заменителей.
Чем больше заменителей у
3.Удельный вес расходов
на данный товар в бюджете
покупателя. Чем больше доля расходов
на покупку данного товара
в доходе потребителя, тем
4.Определение рынка. Чем
более агрегирована группа
5.Фактор времени. В долгосрочном периоде спрос на товар более эластичен, чем в краткосрочном.
В зависимости от этих показателей различают:
· Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).
· Эластичный спрос (Ep(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.
· Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.
· Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%. Она зависит от следующих факторов:
· Значимость товара для бюджета семьи.
· Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
· Консерватизм во вкусах.
Если ej < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.
Если e I > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.
Среди нормальных товаров можно выделить три группы. Товары первой необходимости, спрос.на которые растет медленнее роста доходов (0 < e I < 1) и потому имеет предел насыщения. Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов ( e I > 1) и потому не имеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов ( e I = 1), называют товарами ⌠второй необходимости".
Перекрёстная эластичность спроса
Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие . Если Е > 0 товары явл взаимозаменяющие . Если Е < 0 товары явл взаимодополняющими. Если Е =0 товары явл независимо друг от друга.
11) Предложение как эконом. категория: кривая предложения, закон предложения, факторы предложеня.