Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:31, шпаргалка
1)Основные этапы развития эк. теории.
2) Предмет эк теории: различные подходы
3) Общественное производство и его структура.
Командная экономика – экономика дефицита, несмотря на полную занятость и полную загрузку производственных мощностей. Это связано с гос-ным регулированием цен, гос-ным планированием.Рыночная экономика – организация экономики, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных потребителей. Основные черты: господство частной собственности; свободное предпринимательство; многообразие форм собственности на средства производства; рыночное ценообразование договорные отношения между субъектами экономики; упор на личные интересы (главный мотив эконом деятельности); вмешательство гос-ва в экономику ограничено. Смешанная экономика – организация экономики, которая сочетает в себе рыночную эффективность с гос-ным регулированием, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги. При этой системе большое внимание уделяется соц сфере. Гос-во обеспечивает эконом и полит стабильность общества, сглаживает циклические колебания, кризисные явления и др. переходная –экономика, ктр находится в состоянии изменений ,перехода от одного к др. типу хоз.
3) на основе развития цивилизации
6)основные категории товарного хоз-ва: благо и товар. Товарная форма хозяйства зарождалась как противоположность натуральному хозяйству, сначала в отношениях между общинами, а затем проникла и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества.
Товарное (рыночное) хоз-во – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.
Для развития товарного хозяйства необходимы были два условия:
1. Общественное
разделение труда, при котором
каждый производитель
2. Экономическое
обособление производителей
Общественное разделение
труда скорее является
Необходимо различать два вида товарного хозяйства:
. Простое (неразвитое) товарное производство - это производство продуктов для обмена самостоят-ми частными товаропроизводителями; это хозяйство ремесленников и крестьян. Оно основано на личном труде, а связь с рынком поддерживается через продажу излишков (сверх своего потребления) производимой продукции.
Капиталистическое (развитое) товарное производство основано на наемном труде и в полном объеме связано с рынком. Товарами становятся не только все продукты труда, но и факторы производства (земля, труд капитал, предпринимательские способности). Происходит овеществление всей системы экономических отношений, которые выступают как отношения между вещами, возникает товарный фетишизм. Концепция товарного фетишизма в целом, как и сам термин, полностью принадлежит К. Марксу.Товарное хозяйство при капитализме таким образом расширяется, становится основной формой экономической жизни. Товарные отношения здесь пронизывают все сферы и функции общественного хозяйства, а товар превращается, как писал К. Маркс, в его элементарную. Особенности товарного хозяйства: 1. Открытая, а не замкнутая система экономических отношений. Каждое домашнее хозяйство или предприятие имеет хозяйственные связи с другими экономическими субъектами и включено в систему рыночного обмена.2. Глубокое разделение труда и его специализация. Как только возник капитализм и капиталисты, техника стала совершенствоваться, поэтому ручной труд стал выходить из производства, его заменил труд машинный, более удобный и производительный.3.Косвенные экономические связи производителей и потребителей заключаются в том, что блага производятся одним субъектом хозяйственных отношений, а потребляются другим. Благо- все то, что заключает в себе смысл, т е предмет, явление, продукт, удов опр потребностей. Благо должно быть осознано. .Особым благом явл –услуга. Особенность у блага:1) не имеет вещной формы.2)услуга не накапливается .виды благ: 1) внутренняя, внешняя.2) долговременные, не долговременные. 3) материальные, нематериальная. 4)экономические, не экономические. Товар- специфическое эк. благо, произведенное для обмена. Обладает 2 св-ми: 1) удов потребность 2)обмениваться. Способ удов потребности составляет потребительскую стоимость, ктр имеет 3 формы: кол-во, натуральную форму, качество. Способность товара к обмену в опр кол-нных пропорциях есть меновая стоимость. Потребительская стоимость создается конкретным трудом:
меновая стоимость создается
абстрактным трудом-это
7) Происхождение
и сущность денег. Основные
теории денег. Современные
Сущ 2 теории происхождения денег: 1)рационалистическая- объясняет происхождение денег ка результат соглашения между людьми. 2) эволюционная(происхождение денег, история их возникновения есть результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства.
Функция денег - соизмерение стоимостей, а функция меры стоимостей – это лишь частное проявление на определённой стадии развития производственных отношений.
Деньги выполняют 3 ф-ции:
•Мера стоимости. В деньгах измеряют свою стоимость другие товары и услуги.
•Средство обращения. Деньги позволяют осуществлять обменные сделки.
•Средство накопления. Деньги служат для осуществления сбережений.
•Cредство платежа (В качестве платежа выступают реальные деньги – золото, монеты, и бумажные деньги, кредитные карты)
Чтобы выполнять функции денег, сам денежный материал должен обладать рядом характеристик:
•Портативность (относительно большая ценность в малом объеме);
•Сохраняемость;
•Экономическая делимость ( часть целого стоит соответствующую часть от стоимости целого).
Деньги возникли 6 - 7 тыс.
лет тому назад, бумажные
Деньги возникли в процессе товарного обращения.
Количество денег, необходимых
для обеспечения товарного
Денежная масса в
обращении - это не только наличные
деньги, но и чековые вклады
в банках. Она увеличивается, когда
коммерческие банки выдают
Стоимость денег
определяется их редкостью по
отношению к их полезности. Полезность
денег состоит в их уникальной
способности обмениваться на
товары и услуги как сейчас,
так и в будущем. Количество
товаров и услуг,
Когда индекс потребительских
цен растет, покупательская способность
денег падает, появляются деньги,
не обеспеченные товарами, что
означает инфляцию. Она может
вызываться разными причинами.
Это и выпуск излишнего
От того как поставлено
в обществе "управление" денежным
обращением, зависят темпы экономического
роста, стабильность уровня
Виды денег
•наличные деньги – банкноты, которые выпускают ЦБ стран, это казначейские билеты, выпускаемые министерствами финансов стран (в России-нет), и металлические деньги – монеты
•собственно деньги – это все наличные деньги и чеки, которые выписываются всем тем, кто положили свои наличные деньги в коммерческие банки на так называемые чековые вклады (депозиты).
•квазиденьги (почти деньги) – это бесчековые депозиты в коммерческих банках; это все те вклады до востребования, это все срочные вклады, это текущие счета фирм в коммерческих банках, и это государственные ценные бумаги•кредитные деньги (банковские деньги) – это банкноты, чеки и векселя. Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая, что какое-то лицо купило у продавца товар в кредит
электронные деньги, которыми расплачиваются с помощью электронных сигналов компьютеров и компьютерных сетей. (пластиковые карточки, кредитные карточки, дебетовые карточки)/
•безналичные деньги – это все текущие счета фирм и все депозит ы в коммерческих банках.
Денежная масса – совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в экономике страны.
Современная теория денег.
Сегодня ценность бумажных денег определяется тремя факторами:
1)Общепризнанностью бумажных денег во всём мире. Люди к ним привыкли, люди давно научились считать их деньгами, и у них не возникает никаких вопросов по этому поводу.
2)Стоимость, ценность
3)Главный фактор: стоимость,
ценность бумажных денег
8) Рынок: содержание, ф-ции, хозяйственный механизм. Рынок- система отношений, в которой связи покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Рынки принимают самые разные формы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения .Усл. возникновения рынка является: 1) общественное разделение труда, 2) частная собственность, 3) эк. обособленность и полная самостоятельность товара производителя Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли ,а также удовл. Платежеспособного спроса покупателей.
Рынок выполняет определенные функции: