Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".
34. Национальная экономика, ее цели и результаты.
Национальная эк-ка это эк-кая д-ть всех хоз-ных субъектов в масштабе гос-ва, направленная на удовлетворение потребностей нации. Однако национальная эк-ка - не просто совокупность предп-ий различных отраслей эк-ки, а сложная хоз-ная система, развивающаяся по своим специфическим законам. Центральное звено в этой системе - человек, который одновременно производитель товаров и услуг и потребитель благ. Вторым звеном НЭ является природа, т.е. территория данной страны (прир., водные, воздушные ресурсы). Третье звено – средства пр-ва, с помощью которых, ч-к создаёт необ-мые для ж-и людей блага (с/х угодья, машины и оборудование). 4-ое – инфраструктура – совокупность учреждений, обеспечивающих функционирование пр-ва (производственная инфраструктура), в т.ч. банки, пр-ия связи, и жизнед-ть людей (социальная инфраструктура) – жилые дома, об-ты к-ры, здравоохранения. 5-ое – предметы потребления – блага, которые удовлетворяют конечные потребности людей (продукты питания, одежда).
Национальная
экономика как целостный
1) Общее экономическое пространство
с единым законодательством, единой денежной
единицей, общей кредитно-денежной и финансовой
системой.
2) Наличие тесных
экономических связей между
3) Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.
Макроэкономическая теория различает следующие цели развития национальной эк-ки:
Конечной целью любой эк-кой системы является обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности общества и каждого его члена. Реализация этой цели предлагает выбор определенной социально-эк-кой модели развития общества (эк-кой системы). Долгосрочные цели направлены на реализацию выбранной обществом модели социально-эк-го развития. В современных условиях в развитых странах распространена модель социально ориентированной рыночной эк-ки. Краткосрочные цели предполагают конкретизацию основной цели на каждый данный момент. В частности, для российской эк-ки такими целями являются: достижение устойчивого эк-го роста в реальном секторе эк-ки; оздоровление финансово-банковской и налоговой систем; дальнейшее развитие и совершенствование рыночных отношений; повышение уровня жизни населения.
Если целью отдельного эк-го субъекта является максимизация личного благосостояния, то целью национальной эк-ки является максимизация общественного благосостояния. В рамках общественного благосостояния выделяют 3 основные макроэк-кие задачи:
1) достижение
устойчивого эк-го роста –
когда увеличивается объем това
2) минимизация уровня инфляций, т.е. минимизация роста цен.
3) обеспечение
полной занятости – полной
считается занятость,
Они достигаются с помощью определенных инструментов макроэкономического регулирования: - фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства); - денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты); - политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля); - внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).
Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов.
Сущность и функции финансов
Финансы общества
- это система образования и
использования фондов денежных ресурсов,
участвующих в обеспечении
Финансовые отношения - совокупность экономических отношений, возникающих между гос-вом, предпр-ями и орг-циями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов.
Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Главным явл. финансы предприятий, тк первые два звена формируются на их базе. Государственные финансы состоят из: государственного бюджета и внебюджетных фондов. Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения. Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление. Соотношение доходной и расходной части бюджета может быть сбалансированным, но может быть и неравным. Чаще всего государства сталкиваются с ситуацией, при которой расходы превышают доходы. Федеральный бюджет РФ в 2010 году исполнен с дефицитом в размере 1,795 трлн. рублей, или 3,9% ВВП.
Фискальная
политика государства и ее влияние
на объем национального
Ф.п. - деятельность правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью обеспечение занятости населения и решение экономических проблем страны. Ф.п. является частью финансовой политики и важной составной частью экономической политики государства.
В развитых государствах
через бюджеты распределяется примерно
1/5 валового национального продукта
или 40-50 процентов годового национального
дохода. Такие средства позволяют
проводить структурную
Влияние потребления
и инвестиций на объем национального производства
Совокупный спрос включает потребительский спрос и спрос инвестиционный. Потребление измеряется количеством товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода времени. Чем выше доход - тем больше потребление. Психологически человек склонен не только к увеличению потребления по мере роста доходов, но и к сбережению. При возрастании общего дохода часть его пойдет на прирост потребления, а другая часть на прирост сбережения. Сбережение доходов и прибыли экономисты рассматривают как основу инвестиций. Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объемы производства и национального дохода. Сбережения по Кейнсу это функция дохода: чем выше уровень процента в банковских и сберегательных учреждениях на вклады населения, тем выше будет активность населения по сбережению части своего дохода.
Рост инвестиций ведет к росту производства и нац. дохода, вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, увеличивается занятость, а с ней и доход и потребление. Суть теории (эффекта) мультипликатора и заключается в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций, то есть инвестиции вызывают цепную реакцию в виде роста доходов и занятости. Мультипликатор определяется как отношение прироста дохода к приращению занятости.
На макроуровне эфф-ность капит. вложений определяется отношением прироста нац. дохода к приросту капитальных вложений. Важным при установлении эффекта инвестирования является учет воздействия на окружающую среду, здоровье населения. Рыночная экономика автоматически не регулирует инвестиционную активность и сбережения. В сложной развитой экономике это функция государства, при этом его вмешательство должно быть как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, то есть научно обоснованно.
35. Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов.
Результатом функционирования национальной экономики является национальный продукт. Нац. продуктом понимают общий результат экономической активности субъектов во всех сферах национальной экономики. Объем национального продукта определяется по системе национальных счетов (СНС).
СНС - это совокупность
взаимосвязанных показателей, характеризующих
производство, распределение, перераспределение,
обмен и использование
В СНС отражаются движения стоимости эк-ких благ по фазам кругооборота, строятся балансовые таблицы, где показаны динамика нац-го богатства и межотраслевого баланса. Показатели СНС используются для описания, анализа и прогнозирования макроэк-ких процессов.
СНС возникла в развитых странах Запада в конце 1930-х. С 1993 г. действует третья модификация международной стандартной СНС.
Национальное
счетоводство основывается на модели
народнохозяйственного
Домох-ва получают доходы в виде з/п, рентных платежей, дивидендов от ценных бумаг и несут расходы при покупке товаров и услуг, выплате налогов. Т.о., движение денег включает в себя поток доходов и поток расходов. Каждый из этих потоков равен суммарной стоимости товаров и услуг, произведенных в обществе. т.е. это стоимостный результат всех экономических операций в стране в данном году.
СНС представляет собой 2 уровня: сводные счета (отражают движение ВВП, нац. дохода, финансирования капиталовложений, операции с другими странами) и детализированные счета (показывают межотраслевые связи, движение доходов, их распределение и конечное потребление).
В качестве обобщающих
показателей результатов
ВВП и ВНП
ВНП - сумма конечных продуктов, произведенных за определенный период национальными факторами данной страны внутри и за ее пределами. Валовой внутренний продукт (ВВП) - это сумма конечных продуктов, созданных всеми производителями на территории данной страны независимо от национальной принадлежности факторов производства.
Осн. источниками расхождений между ВНП И ВВП являются деятельность иностранных фирм на национальной территории (отечественных фирм за рубежом), совместных предприятий, участие иностранных работников в производстве товаров и услуг на национальной территории (отечественных за рубежом), внешние займы (ссуды). ВНП=ВВП + Чистый доход факторов производства (доходы жителей страны, полученные из-за рубежа, минус доходы иностранцев в данной стране).
ВВП подсчитывается без двойного (повторного) счета. При подсчете учитывается стоимость только конечного продукта (то, что находит своего конечного потребителя не исп-ся в произв. процессах).
В стоимость ВВП не включаются: - государственные трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии и др.), которые не сопровождаются созданием какого-либо продукта, а являются формой перераспределения имеющихся финансовых ресурсов; - стоимость ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке; - выручка от перепродажи подержанных товаров.
Подсчет ВВП можно произвести через расходы и через доходы. Расходная часть должна быть равна доходной. Иначе говоря, потратить на приобретение чего-либо любой субъект рыночных отношений может только то, что получит в виде дохода: C + I + G + Xn = ВВП = C + S + R + r + T + A
Расходная часть: С - потребит-е расходы домашних хозяйств( продукты, одежду, оплату жилья); I - инвестиц. расходы фирм, т.е. затраты на приобретение машин, оборудования, сырья, строительство; G - гос. закупки товаров, оплата услуг и гос. инвестиционные расходы; Xn - сальдо внешнеторгового баланса, т.е. разница между экспортом и импортом (если экспорт больше импорта, то Xn «+», если наоборот, Xn «-» ).
Доходная часть: C + S - доходы населения в виде з/п, которая идет на потребл-е (С) и сбереж-я (S); R - доходы в виде ренты или арендной платы; r - проценты по сбережениям; Т - налоги на предпринимательскую деятельность, тк эти средства изымаются у фирм и переходят в доход государства; А - амортизационные отчисления, которые из дохода фирмы поступают обратно в процесс производства.