Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ЭТ шпоры.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Существует еще несколько классификаций инвестиций, с целью учета, анализа и планирования.  
Инвестиции могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, краткосрочные - если период инвестирования не больше 1 года, долгосрочные - если период окупаемости составляет больше 1 года.  
Валовые инвестиции - это общий объем инвестированных средств в определенном периоде, направленный на новое строительство, приобретение средств производства и на прирост товарно - материальных запасов.  
Чистые инвестиции - объем валовых инвестиций, уменьшенных на сумму амортизационных отчислений в определенном периоде.

По характеру  участия различают прямые и непрямые инвестиции. Прямые - осуществляются при непосредственном участии инвестора в выборе проектов инвестирования и вложении средств.  
Непрямые -  при опосредуемом участии инвестора другими лицами.

По формам собственности:

· Частные· Государственные· Иностранные· Совместные  
По региональному признаку:

·  Инвестиции внутри страны ·  Инвестиции за рубежом

Субъекты инвестиционной деятельности - инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи капитальных вложений.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РБ с использованием собственных или привлеченных средств. Инвесторами могут выступать как физические, так и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные инвесторы.  
Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Инвесторы могут быть заказчиками. Если заказчик не является инвестором, то он наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, установленных договором.

Подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют  работу по договору подряда и государственному контракту, заключенному с  подрядчиком.

Пользователи объектов капитальных  вложений - физические и юридические лица, в том числе, иностранные, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и органы, для которых создаются указанные объекты. Инвесторы могут быть также пользователями капитальных вложений.

К группе законов  об инвестициях можно отнести  Конституцию РБ, Гражданский кодекс, законы о собственности, недрах и  концессиях о предприятиях и предпринимательской  деятельности, об акционерных обществах  и некоммерческих организациях, банках и банковской деятельности, законоположения о налогообложении, внешнеэкономической деятельности, таможенном контроле и валютном регулировании, о залоге, арендных отношениях и страховании, основы земельного, водного и лесного законодательств, нормативные акты и программы приватизации и др.

Что касается специальных  нормативных актов, то к ним относятся  законоположения и нормативные акты, в том числе документы государственных ведомств, регулирующие собственно инвестиционный процесс как в области капиталообразующих денежных средств, так и в области вложений, размещаемых в финансовых активах.  
Государственные ведомства принимают также специальные акты, регулирующие отдельные области инвестиционной деятельности. Ряд положений, касающихся инвестиционной деятельности, регулируются международными соглашениями и договорами общего характера, а также соглашениями с международными финансовыми институтами (Международный Валютный Фонд).

В системе воспроизводства, безотносительно к его общественной форме, инвестициям принадлежит важнейшая роль в деле возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, и обеспечении определенных темпов экономического роста.

Само понятие  инвестиции (от лат. investio – одеваю) означает вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Различают:

Реальные  инвестиции, которые представляют собой вложения капитала в какую-либо отрасль экономики или предприятие, результатом чего является образование нового капитала или приращение наличного капитала (здания, оборудование, товаро - материальные запасы и т.д.). Финансовые же – вложения капитала (государственного или частного) в акции, облигации, иные ценные бумаги. Здесь прироста реального капитала не происходит, происходит лишь покупка, передача титула собственности. Налицо, таким образом, трансфертные (т.е. передаточные операции).

Фактически, по своему содержанию, инвестиции представляют тот капитал, при помощи которого умножается национальное богатство. Термин «капитал», здесь, не подразумевает  деньги. Правда, менеджеры и экономисты часто говорят о «денежном капитале», имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако, деньги, как таковые, ничего не производят, а,  следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал – инструмент, машины, оборудование, здания и другие производственные мощности – это экономический ресурс, деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.

Важнейшие инвестиции - в «знания», «интеллект», научные исследования и образование.

Факторы, влияющие на спрос и предложение  инвестиций

Планирование  инвестиций это очень важный и  сложный процесс. Сложность этого  процесса заключается в том, что  необходимо учитывать многие факторы, в том числе и непредвиденные, а также степень риска вложения инвестиций. Важность этого процесса для предприятия заключается в том, что, планируя инвестиции, оно закладывает основы своей работы в будущем. Если хорошо спланирован и реализован план инвестиций, то предприятие будет работать успешно, плохо в будущем оно может стать банкротом.

В общем плане  можно сформулировать следующие  правила, которые необходимо учитывать  при планировании инвестиций. Инвестировать  средства имеет смысл: · если предприятие  получит большую выгоду, чем от хранения денег в банке; · если рентабельность инвестиций превышает темпы инфляции; · в наиболее рентабельные, с учетом дисконтирования, проекты; · если обеспечивается наибольшая экономическая выгода с наименьшей степенью риска.

Если Д > К выгодно вкладывать инвестиции; если Д < К невыгодно; если Д = К-достигаются равновыгодные условия, где Д доход (прибыль), который может быть получен за счет реализации какого-то проекта. Он определяется на основе дисконтирования; К капитальные вложения, необходимые для реализации проекта. Или Д является ценой спроса, К ценой предложения.

Оценка предстоящих  затрат и результатов при определении  эффективности инвестиционного  проекта осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность  которого (горизонт расчета) принимается с учетом: · продолжительности создания, эксплуатации и (при необходимости) ликвидации объекта; · средневзвешенного нормативного срока службы основного технологического оборудования; · достижения заданных характеристик прибыли (массы и/или нормы прибыли и т.д.); · требований инвестора. Горизонт расчета измеряется количеством шагов расчета. Шагом расчета при определении показателей эффективности в пределах расчетного периода могут быть: месяц, квартал или год. Затраты, осуществляемые участниками, подразделяются на первоначальные (капиталообразующие инвестиции), текущие и ликвидационные, которые осуществляются соответственно на стадиях строительной, функционирования и ликвидационной.

 

№30. Основы теории мультипликатора.

Мультипликатор (Multiplier) Мультипликатор - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма прироста/сокращения национального продукта, дохода или денежного обращения превышает инициирующую такое изменение сумму инвестиций, правительственных расходов, налоговых отчислений или вкладов в финансово-кредитные учреждения. Различают: - мультипликатор инвестиционных расходов; - мультипликатор правительственных расходов; - мультипликатор потребительских расходов; - мультипликатор денежного предложения; - налоговый мультипликатор.

Дополнительные инвестиции дают эффект мультипликатора.

Это происходит потому, что в экономике действует  поток расходы-доходы, смысл его  в том, что для одного расход, то для другого доход.

Формула мультипликатора: M=1/MPC

(MPC – предельный коэффициент потребления) 

Эффект мультипликатора (Multiplier effect ) Эффект мультипликатора - эффект изменения в равновесном уровне национального дохода в большем размере, чем инициирующее его изменение в планируемых расходах.   Мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо умножить происшедший однажды прирост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост совокупного объема производства. Допустим, например, что инвестиции возросли на 100 млн. $.

Если, благодаря  этому, совокупный объем производства увеличится на 300 млн. $, то говорят, что  в данной экономике мультипликатор равен 3. Почему мультипликатор всегда больше 1? Предположим, что из не использовавшихся до сих пор ресурсов мы взялись соорудить лесопилку за 1000 $. Благодаря нашей затее, нанятые для этого дела плотники и лесорубы получат 1000 $ дополнительного дохода. Что же дальше? 
Если каждый человек в экономике характеризуется предельной склонностью к потреблению 2/3, то 666,67 $ они потратят на покупку новых товаров и услуг. В свою очередь, производители новой продукции 2/3 полученной суммы, что равно 444,44 $, израсходуют на собственное потребление (2/3 от 2/3 от 1000 $). Очевидно, процесс будет непрерывно продолжаться так, что каждый новый раунд расходы составят 2/3 от расходов, совершенных в предыдущий раз. Эта бесконечная цепь так называемых вторичных потребительских расходов вызвана лишь тем, что мы, всего только один раз, осуществили инвестиции в размере 1000 $. Однако, хотя теоретически эта цепь и не имеет конца, нетрудно заметить, что суммарный прирост расходов в экономике стремится к бесконечной, однозначно определенной величине.

Простейшая модель мультипликатора. Модель мультипликатора объясняет, как совокупный спрос воздействует на объем производства. В простейшем виде в этой модели предполагается, что потребление домашних хозяйств является функцией располагаемого дохода, а инвестиции являются постоянной величиной. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально-экономические последствия безработицы.

Безработица – это состояние рынка, когда предложение труда превышает спрос на него. Общепринятая классификация включает три основных вида: 1) фрикционная (временная незанятость вследствие добровольного перехода людей на другую работу, связанная с ее поиском и ожиданием, обусловлена изменениями в предложении рабочей силы, является добровольной и связана со свободой выбора профессии, места и времени работы. Она продолжается короткий период времени;  определенный объем неизбежен при любых условиях): 2) структурная (связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались "устаревшими" или менее необходимыми вследствие НТП - вынужденная. Она носит довольно долговременный характер); 3) циклическая ((безработица недостаточного спроса, или кейнсианская безработица) возникает в период экономического спада - в результате неспособности совокупного спроса в экономике создать достаточное количество рабочих мест. Амер. ученый М. Фридман объединил фрикционную и структурную безработицы – «естественная безработица», поставив ей в соответствие понятие «полной занятости» населения. В реальной экономике не может быть стопроцентного вовлечения в производство всего трудоспособного населения страны. Естественная безработица отражает равновесное состояние рынка труда в условиях полной занятости, когда количество ищущих работу совпадает с числом вакансий. Превышение фактического уровня безработицы по сравнению с естественным нарушает сбалансированность. Уровень естественной безработицы – сочетание фрикционной и структурной безработицы, соответствующей потенциальному ВНП. Это минимально возможный в стране уровень безработицы. В большинстве развитых стран этот показатель равен 4-6 %. Другие виды: Сезонная безработица обычно отождествляется с фрикционной безработицей и возникает в результате сезонных колебаний спроса и предложения труда.  Региональная безработица возникает в отдельных районах в связи с массовым закрытием предприятий. Скрытая безработица включает людей, которые формально работают, но фактически занимают лишнее рабочее место. Значительные масштабы скрытой (латентной) безработицы характерны для современной экономики России и Башкортостана. Объясняется это большим количеством крупных оборонных и градообразующих предприятий. Оборонные предприятия не закрываются и не реструктурируются  в ожидании крупных федеральных заказов. Работники этих предприятий не увольняются. Они либо годами считаются находящимися в администр-х отпусках, либо выходят на работу раз в неделю. Если же предприятие является градообразующим, а рынок труда – локальным, то массовые увольнения могут привести к резкому обострению социальной обстановки в регионе. Экономические последствия - в издержках, кот. несёт общество в целом и безработные. Проявл: а) в потере части ВНП; б) в снижении жизн-го уровня безраб-х; в) в потере квалификации; г) бюджетн. ресурс на выплату пособий по безработице; д) сниж. налоговых поступлений. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Известный исследователь  макроэкономики Артур Оукен (США) математически  выразил отношение между уровнем  безработицы и так называемым отставанием - не выпущенной или безвозвратно потерянной продукцией.

Закон Оукена: (Y-Yp)/Yp = -b · (u-up), где Y – фактический объём производства; Yp – потенциальный ВНП;  u – фактический уровень безработицы; up – естественный уровень безработицы; b – эмпирический коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы. Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1 %, то потеря объема производства составляет b %. Коэффициент b устанавл эмпирическим путём и различен в разных странах. Нередко его значения попадают в интервал от 2 до 3.

Положительные последствия: Создание резерва рабочей  силы для структурной перестройки  экономики; Конкуренция между работниками  как стимул к развитию способностей к труду; Перерыв в занятости  для переобучения и повышения  уровня образования; Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Социальные  последствия: 1) утрата статусов: престиж, самоуважение, самоутверждение; 2) лишение возм-ти вести привычный обр. жизни 3) рост психических заболеваний, самоубийств, преступности; усиление социальной напряженности. Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным. В странах Запада за последние 30 с лишним лет действует система соц. защ. - для обеспечения эконом безопасности трудящихся. Гос-во сокращает установленную продолж-ть рабочего дня и рабочей недели в период массовой безработицы; рекомендует проводить «разделение рабочих мест» между раб (для увеличения занятости); досрочно увольняет на пенсию работников гос. сектора экономики, за  2-3 года; создает новые рабочие места и организует общественные работы; ограничивает въезд иностранцев желающих работать и стимулирует репатриацию (возвращ. на родину). Биржи труда занимаются учетом и трудоустройством безработных,  содействуют желающим переменить работу, изучают состояние рынка рабочей силы и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Направление на работу, выданное биржами не является обязат. для предпр-й. Отказ от работы, предложенной биржей труда, обычно влечет за собой  лишение пособия. Так же - фонды страхования по безработице. Выше пособие - меньше стимул искать работу, меньше – много лишений. В РФ в соответствии с законом «О занятости населения» от 19.04.91 - система соц. защиты от безработицы, меры: образован Государственный фонд занятости (страховой тариф взносов в фонд для всех предприятий 2 % к начисленной оплате труда); период выплаты пособий - 12 месяцев; ищущим впервые - в размере минимальной месячной оплаты труда; после истечения срока выплаты пособия - разные виды мат. помощи. Гос-во гарантирует безраб. бесплатное обучение новой профессии и повышение квалификации - по направлению службы занятости.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"