Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".
Следует отметить, что неэффективность присуща и государственному вмешательству в экономику. Фиаско государства – принятие неэффективного экономического решения. Причинами подобных «провалов» государственного сектора явл-ся: 1. Нарушение пропорций между предельными затратами и предельными выгодами. 2. Неравенство в получении информации (лучше информированы люди с высокими доходами). 3. Недобросовестность государственных чиновников (гос. бюрократии). 4. Несовместимость во времени (несоразмерность временных горизонтов) принятия тех или иных решений. Политик обещает, но не делает.
Расширение государственного
регулирования экономики
Понятие общественного сектора и его структура
В современной экономической науке наряду с понятием «государство» широко используется понятие «общественный сектор». Общественный сектор экономики – это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. В его состав входят бюджетные учреждения, гос. внебюджетные фонды и организации, гос. предприятия и другие объекты госсобственности.
Размер общ-ного сектора в экономике определяется соотношением тех выгод и издержек, которые связаны с его функционированием. К числу получаемых обществом выгод относятся: компенсация «провалов» рынка, сглаживание циклического развития экономики, достижение большей социальной стабильности за счет выравнивания доходов граждан и др. Издержки – это повышение уровня налогообложения, расширение бюрократии и рост расходов на содержание государственного аппарата, влияние политической конъюнктуры на принятие экономических решений и т.п.
Экономические функции государства
Государство в современной экономике выполняет ряд важных регулирующих функций, которые не могут быть возложены на другие общественные институты. Ф-ции государства: правовая функция, функция распределения, перераспределения и стабилизации.
1. Правовая функция государства заключается в создании, развитии и поддержании правовых основ функционирования экономики. Г. устанавливает общеобязательные правила поведения экономических агентов, закрепляет их в форме законов и других нормативно-правовых актов, а также осуществляет контроль за их соблюдением. Для приведения эк-ких отношений в соответствие с требованиями законод-ва гос. применяет различные виды санкций (административные, финансовые и т.п.), реализуя тем самым законное право принуждения. К правовой функции государства относится также формирование в обществе уважения к законам.
2. Распределение. Заключ-ся в выделении гос. ресурсов для компенсации провалов рынка. Рыночный механизм не в состоянии их компенсировать сам по себе, без внешнего вмешательства. Государство принимает решения относительно распределения ресурсов, которые могу быть классифицированы следующим образом: - решения верхнего уровня, носящие преимущественно политический характер, определяют направления использования гос. средств. В РФ решения верхнего уровня оформляются в виде концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу (на 10 лет), а также среднесрочных программ развития страны, разрабатываемых на период от 3 до 5 лет; - решения нижнего уровня. Их задачей формирование детального плана использования государственных ресурсов в краткосрочной перспективе.
3. Перераспределение. Содержание перераспределительной функции государства заключается в изменении распределения доходов и богатства в обществе, для достижения социальной справедливости. Чрезмерное имущественное расслоение населения может порождать социальные конфликты и, как следствие, несет угрозу для стабильного развития страны. Но перераспределит-е программы имеют не только позитивные, но и негативные последствия. Они снижают стимулы к труду у получателей социальных пособий. Обеспеченные категории населения будут все больше стремиться к уклонению от налогов.
4. Стабилизационная ф-ция гос-ва заключается в поддержании устойчивости основных параметров экономики (объема производства, занятости, инвестиций, денежной массы, курса национальной валюты и др.) за счет государственных ресурсов.
В целом можно выделить два различных подхода к определению места и роли государства в экономической системе: 1. общество индивидуализма, основано на приоритете либеральных ценностей, ограничивает вмешательство государства в экономику выполнением минимально необходимых функций. Государство здесь отделено от бизнеса, оно не вмешивается в рыночный механизм. 2. общество коллективизма предполагает активную роль государства в регулировании общественной жизни. Помимо правовой функции, оно осуществляет масштабное распределение и перераспределение ресурсов с помощью бюджетной системы. Важное место отводится планированию и целеполаганию на государственном уровне.
38. Неравенство доходов в обществе и его измерение. Кривая Лоренца.
Дифференциация заработной платы предопределяет неравенство в распределении личных доходов. В основе его в конечном счете лежат различия в способностях, образования, профессиональном опыте. Важным фактором неравенства является и неравномерное распределение собственности на ценные бумаги (акции, облигации) и недвижимое имущество. Наконец, нередко определенную роль играют везение, удача, доступ к ценной информации, риск, личные связи и т.д. Эти факторы действуют разнонаправлено, то сглаживая, то увеличивая неравенство. Чтобы определить его глубину, используют кривую Лоренца.
Каждая точка на кривой Лоренца соответствует утверждению «20 самых бедных процентов населения получают всего 7 % дохода». В случае равного распределения каждая группа населения имеет доход, пропорциональный своей численности. Такой случай описывается биссектрисой ОВ (линия абсолютного равенства). Случай полного неравенства (когда лишь один член общества имеет доход) описывает линия OAВ (линия абсолютного неравенства). Кривая Лоренца заключена между кривыми равенства и неравенства. Реальное распределение доходов в обществе характеризуется кривой ODB и степенью ее отклонения от биссектрисы.
Отклонения кривой Лоренца от биссектрисы можно измерить через отношение площади фигуры между кривой Лоренца и биссектрисой к площади всего треугольника, образованного биссектрисой и кривой Лоренца. В результате получим показатель, характеризующий степень неравенства, который получил название коэффициента концентрации доходов или коэффициента Джини. Этот коэффициент может принимать значения от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем дальше кривая Лоренца отстоит от биссектрисы и тем сильнее неравенство.
Оценить степень неравенства в распределении доходов в обществе можно с помощью коэффициента фондов. Коэффициент фондов измеряет соотношение между средними доходами двух групп населения: 10 % населения с самыми высокими доходами и 10 % населения с самыми низкими доходами. Коэффициент фондов исчисляется путем сопоставления суммарного дохода указанных групп населения. Для оценки дифференциации населения по доходам используется коэффициент бедности. Коэффициент бедности — относительный показатель, исчисляемый как процентное отношение численности населения, имеющего уровень доходов ниже прожиточного минимума, к общей численности населения страны.
На данном рисунке изображена кривая Лоренца и индекс Робин Гуда (вертикальный отрезок, соединяющий фактическую кривую Лоренца с линией равенства), приблизительно равный 0,25, что означает, что при перераспределении четверти общего дохода данного общества можно добиться равенства в доходах.
Индекс Робин Гуда или индекс Гувера — это ещё один показатель неравенства по доходам, имеющий связь с кривой Лоренца. Он равен той доле дохода общества, которую необходимо перераспределить для достижения равенства.
В странах с
развитой рыночной экономикой существуют
различные системы
39. Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия.
Инфляция – это повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денег, снижением их покупательной способности. В буквальном переводе с латинского языка инфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.
Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения совокупного спроса, сложившийся одновременно на всех рынках.
Исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию подразделяют на открытую и подавленную. В рыночной экономике превышение совокупного спроса над совокупным предложением вызывает повышение цен – открытая форма инфляции. Характеризуется невмешательством государства в процессы формирования цен и заработной платы. Под подавленной инфляцией подразумевается ситуация, обусловленная правительственным контролем за ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно. Она выливается в товарный дефицит.
Сбалансированная инфляция – цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами. Разбалансированная инфляция – цены растут разными темпами, в одних секторах растут, в других могут сокращаться.
Очевидно, что инфляция представляет собой процесс, обусловленный взаимодействием двух факторов – ценообразующих и денежных. С одной стороны, обесценение денег – это процесс, сопряженный с ростом цен, с другой – падение покупательной способности денег может произойти и под влиянием изменения их количества в обращении.
Инфляция имеет монетарные и немонетарные причины.
Немонетарные причины: диспропорции в экономике; чрезмерное развитие ВПК (Военно-промышленного комплекса); малый экспортный сектор при сильной импортной зависимости; спад объема ВВП (валового внутреннего продукта); инфляционные ожидания населения.
Монетарная природа инфляции: - дефицит госбюджета; - влияние объема денежной массы на темпы инфляции. Увеличение активов ЦБ во всех случаях приводит к возрастанию денежной массы, что означает повышение платежеспособного спроса. В результате возрастает уровень цен на товары; - скорость обращения денег (она увеличивается, когда происходит бегство населения от национальной валюты, что объясняется низким доверием и инфляционными ожиданиями населения).
Инфляционным ожиданиям придается большое значение в последние десятилетия. Использование концепции ожиданий в экономической теории было обосновано Дж. Хиксом в его работе «Стоимость и капитал». Под эластичностью ожиданий подразумевалось соотношение между ожидаемым и реальным изменением стоимости товара.
В современных теориях инфляции существуют 2 концепции: адаптивные ожидания; рациональные ожидания.
Адаптивные ожидания строятся с учетом ошибки прогнозирования, которая определяется как разница между ожидаемым и реальным уровнем инфляции за предшествующий период.
Рациональные ожидания основываются на учете как прошлой, так и будущей информации. «Рациональность» ожиданий проявляется в том, что субъект не отказывается ни от какого источника информации и учитывает ее в соответствии с достоверностью и значимостью.
Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен – наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.
Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом стандарте), б) к товарам, в) к иностранным валютам. Вследствие этого происходит в первом случае – повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах, во втором – рост цен товаров и в третьем случае – падение курса национальной валюты, по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени.
Под инфляцией понимается дисбаланс спроса
и предложения (форма нарушения общего
равновесия), проявляющийся в общем росте
цен. Но это не означает, что в период инфляции
растут все цены. Цены на одни товары могут
расти, на другие оставаться стабильными;
цены на одни товары могут расти быстрее,
чем на другие. В основе этих пропорций
лежит разное соотношение между спросом
и предложением и различная эластичность.
Социально-экономические
последствия.
Инфляция, особенно
в условиях существенного роста
цен, усиливает социальную дифференциацию населения,
разрыв между «крайними» группами получателей
доходов.
Негативная функция инфляции состоит
также в том, что она сужает возможности
накопления. Соотношение между потребляемой
и сберегаемой частями доходов сдвигается
в сторону потребления.
Инфляция ослабевает позиции властных структур. Стремление гос. органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве, принимает нередко довольно острые формы.