Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 16:27, шпаргалка
Безработица: сущность и виды. Государственной регулирование занятости населения.
Безработица — соц. явление, предполагающ отсутствие работы у людей, сост эк-ки активное население. Общая числн-ость занятых и безраб сост раб силу. Занятость – наличие раб мест для эк активного населения. Полная - существует естественная безработица, но отсутствует циклич безработица. При этом реальный ВВП равен потенциальному валовому продукту. Частичная - наличие лиц, обладающих возможностью и желанием работать, но не имеющих работы.
Современная внешнеэкономическая политика воплощается при помощи множества средств, которые контролируют, регулируют и стимулируют внешнеэкономические связи: таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. В то же время при помощи экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, условно беспошлинного экспорта и импорта, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот реализовывается стимулирование экспорта товаров. Главнейшая задача внешнеторговой политики - это создание благоприятных внешних экономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны. Данная задача является общей для внешнеэкономической политики большинства государств мира. Действие процессов, которые указаны выше, вызывает постоянное взаимодействие в современной международной торговой политике таких двух тенденций как либерализации и протекционизма. Протекционизм выступает как политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от зарубежной конкуренции, а часто и на захват внешних рынков. Характерной чертой для протекционизма является более или менее полнейшая либерализация взаимной торговли (свобода торговли) при проведении одновременно согласованной единой протекционистской политики. Политика протекционизма начинала проводиться государством в то время, когда внутренняя экономика данной страны или отдельные ее отрасли были не достигали должного уровня конкурентоспособности на мировом рынке, а значит нуждались в поддержке государства, которое и формировало систему защиты слабых отраслей, используя при этом определенный набор торгово-политических средств. Противоположная протекционизму политика либерализации связана с понижением таможенных пошлин и прочих барьеров, которые препятствуют развитию внешнеэкономических связей. Как протекционизм, так и либерализация отображают реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, события, которые происходят в международных экономических отношениях. Помимо протекционизма и либерализации государство может вести умеренную торговую политику, которая сочетает в себе как элементы свободной торговли, так и протекционизма.
Внешняя торговля - это система международных товарно-денежных отношений между странами, состоящая из экспорта (вывоза) и импорта (ввоза) товаров и услуг. Она реализовывается в основном через коммерческие сделки, которые оформляются внешнеторговыми контрактами. Внешняя торговля страны регулируется непосредственно государством. Для регулирования применяются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование, нетарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства.
55. Мировая валютная система и этапы ее развития.
Валютная система — форма организации
и регулирование валютных отношений, которая
закреплена национальным законодательством
или международными соглашениями.
Валютную систему можно рассматривать
с экономического и организационно-правового
взгляда. С экономической точки зрения валютная
система — это совокупность валютно-экономических
отношений, которые исторически сложились
на основе интернационализации хозяйственных
связей.
С организационно-правовой
точки зрения — государственно-правовая
форма организации валютных отношений
страны, которая сложилась исторически
на основе интернационализации хозяйственных
связей и закрепленная национальным законодательством
с учетом норм международного права.
Различают национальную, региональную
и мировую валютные системы. Раньше возникшая
национальная валютная система.
Национальная валютная система — совокупность валютно-экономических отношений, с помощью которых осуществляется международное платежное обращение, образовываются и используются валютные ресурсы страны. Мировая валютная система – это форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства.
В мировую валютную
систему входят следующие обязательные
«элементы»: *международные платежные
средства *механизм установления и поддержания
валютных курсов *порядок балансирования
международных платежей *условия конвертируемости
валют, режим работы валютных и золотых
рынков *права и обязанности межгос институтов,
регулирующих валютные отношения. Условно
эту эволюцию можно разделить. Первый этап — период возникнсистемы
«золотого стандарта» (XIX— начало XX в.),
центральную роль в междун вал-кр системе
играло золото. Начало второго этапа датируется
1944 годом, когда основные участники международной
торговли провели конференцию в г. Бреттон-Вудс.
Таким образом, доллар признавался основной
«резервной» и «расчетной» валютной единицей. Третий этап,
современный этап связан с исп-ем кред
денег и безналичных расчетов.
56.Россия в структуре мирового хозяйства. Становление открытой экономики.
В современном мире России приходится как бы заново утверждать свои позиции. Чисто формально, например с точки зрения решения проблем внешнего долга, Россия является правопреемницей СССР. Но фактически прежние позиции утрачены. Вместе с тем, создавая рыночную экономику, Россия стремится войти в мировое хозяйство как равноправный партнер, намеревающийся соблюдать и уважать международно-правовые основы мирового сообщества. Нынешний старт Рос-сии в мирохозяйственные отношения осуществлен с позиции не совсем благоприятной, так как ее социально-экономическое развитие характеризуется кризисом. Главное, что стоит выделить в современной позиции России,— существенное повышение роли внешнеэкономического фактора.
В силу обильного ресурсного обеспечения, больших масштабов хозяйствования, а также особой внешнеполитической линии СССР занимал весьма скромные позиции в мировой торговле. Они были несопоставимы с тем, какой вес имел СССР по абсолютным экономическим показателям и роли во внешнеполитических де-лах. В процессе перехода к рынку роль внешнеэкономического фак-тора существенно возросла, хотя, как было отмечено, экономи-ческое развитие страны характеризовалось Существенным спадом. Однако новые цели, новые задачи, наконец, иной характер экономической системы заставил рассматривать внешнеэкономи-ческие связи как существенный фактор экономического роста. Формирование основ рыночной экономики объективно потре-бовало реализации открытой внешнеэкономической политики. Без внешнего рынка России было бы очень сложно разрешить проблему товарного дефицита, ненаполненность внутреннего рынка. Обращение к импорту позволило существенно смягчить остроту первых месяцев переходного периода.
В современных условиях внешнюю экономику следует рассматривать в качестве важного системно- и структурообразующего фактора развития российской экономики. В 1997 г. экспорт-ная квота (с учетом внешних связей с ближним зарубежьем) составляла 16,5%. Особенность нынешних внешнеэкономических связей в том, что в их структуре имеется весьма крупная зона развития — отношения со странами ближнего зарубежья. На нее приходится около 60% объема внешнеэкономической деятельности.
ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА - экономика страны, тесно связанная с мировым рынком, международным разделением труда. Выступает антиподом замкнутых (автаркических) систем. Степень открытости характеризуется такими показателями, как: отношение экспорта и импорта к ВВП; движение капитала за границу и из-за границы; обратимость валюты; участие в международных экономических организациях. В современных условиях становится фактором развития национальной экономики, ориентиром на лучшие мировые стандарты.
Различают полную и частичную открытость экономики. Полная свойственна развитым, конкурентоспособным экономическим системам, частичная — экономике переходного периода, Россия взяла курс на переход к открытой экономике.
Совмещение открытости российской экономики с защитой отечественного производителя, обеспечением экономической безопасности - одна из актуальных проблем становления и развития рыночной системы.
57.Валютный курс. Режим конвертируемой валюты.
Любая национальная денежная единица является валютой и приобретает ряд дополнительных функций и характеристик как только она начинает рассматриваться с позиций участника международных экономических отношений (МЭО).
С точки зрения материально-вещественной формы валютой является любой платежный документ или денежное обязательство, выраженное в той или иной национальной денежной единице, используемое в международных расчетах (банкноты, казначейские билеты, чеки, векселя, аккредитивы).
Эти платежные документы продаются и покупаются на специальном рынке – валютном.
Валютный рынок – это совокупность всех отношений, возникающих между субъектами валютных сделок.
С институциональной точки зрения валютный рынок представляет собой множество коммерческих банков и др. финансовых учреждений, связанных друг с другом сетью коммуникационных средств связи, с помощью которых осуществляется торговля валютами.
Одной из форм организации торговли валютой является межбанковский валютный рынок. Часть его организационно оформлена в виде валютной биржи. Большая часть валютных операций проводится в безналичной форме (по текущим и срочным банковским счетам).
Национальный режим регулирования валютных сделок по различным видам операций для резидентов и нерезидентов определяет степень конвертируемости валюты.
Валюты можно разделить на 3 группы:
1. Свободно конвертируемые валюты (СКВ) – валюты тех стран, где нет ограничений на совершение валютных сделок по любым видам операций (торговым, неторговым, движению капитала) для резидентов и нерезидентов.
2. Частично конвертируемые валюты (ЧКВ) – валюты тех стран, где существуют количественные ограничения или специальные разрешительные процедуры на обмен валюты по отдельным видам операций или для различных субъектов сделки. ЧКВ обладает признаком внутренней или внешней обратимости. Внутренняя обратимость означает, что резиденты страны могут без ограничений покупать инвалюту и осуществлять расчеты с зарубежными партнерами. Внешняя обратимость – свободный обмен валют действует только в отношении нерезидентов.
3. Неконвертируемые (замкнутые) валюты – валюты тех стран, где существуют ограничения почти по всем видам операций. Валютный курс – это соотношение обмена 2-х денежных единиц или цена одной денежной единицы, выраженная в денежной единице др. страны.
Фиксирование курса национальной валюты в иностранной называется валютной котировкой. Котировки делятся на 2 вида:
- прямые (1 $ = 30 руб.);
- обратные (1 рубль = $).
В большинстве стран применяют прямые котировки, в Великобритании – обратную, в США – обе.
Классификация валютных курсов.
1. В зависимости от сторон сделки различают курс покупателя и курс продавца. Курс продавца более высокий. Разница между этими курсами называется маржой (прибыль).
2. По видам платежных документов различают курс телеграфного перевода, курс чеков, курс банкнот.
3. Кросс-курс – это котировка 2-х иностранных валют, ни одна из которых не является национальной валютой участника сделки. Этот курс получается расчетным путем. Например, курс доллара к йене через рубль.
4. Номинальный обменный курс – это относительная цена валют 2-х стран. Реальный обменный курс – это относительная цена товаров, произведенных в 2-х странах. Он сообщает, в каком соотношении можно обменивать товары одной страны на товары другой.
5. В зависимости от вида валютных сделок различают:
А) курс СПОТ – курс наличных (кассовых) сделок, при которых валюта поставляется немедленно (в течение 2-х рабочих дней). Это базовый курс валютного рынка, по нему происходит урегулирование текущих торговых и неторговых операций.
Б) форвардный курс – курс срочных сделок, при которых поставка валюты осуществляется через определенный период времени на фиксированную дату.
58.Социальная функция
государства в рыночной
Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.
Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.
Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются почти все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть, гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.