Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 16:27, шпаргалка

Описание работы

Безработица: сущность и виды. Государственной регулирование занятости населения.
Безработица — соц. явление, предполагающ отсутствие работы у людей, сост эк-ки активное население. Общая числн-ость занятых и безраб сост раб силу. Занятость – наличие раб мест для эк активного населения. Полная - существует естественная безработица, но отсутствует циклич безработица. При этом реальный ВВП равен потенциальному валовому продукту. Частичная - наличие лиц, обладающих возможностью и желанием работать, но не имеющих работы.

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 571.77 Кб (Скачать файл)

 

ринципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

 

 

41.Основные  элементы налоговой системы страны.

Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу - изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.

Налоговую систему любого государства можно рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами с субъектов налога (налогоплательщиков).

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований,

субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами,

органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками,

законодательная база (налоговый кодекс, законы, постановления распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками.

 
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: 

  •  
    объект налогообложения;
  •  
    налоговая база;
  •  
    налоговый период;
  •  
    налоговая ставка;
  •  
    порядок исчисления налога;
  •  
    порядок и сроки уплаты налога.

 

 

 

42.Кризис административной  системы и необходимость рыночных  реформ.

Командно-административная система управления - это централизованное государственное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания).

во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов административной власти. А это сводит на нет самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные связи между отдельными хозяйствами.

Центральные плановые органы были не в состоянии охватить все народнохозяйственные пропорции. Приблизительно и упрощенно увязывались лишь главные задания плана с имеющимся количеством наиболее важных и ограниченных ресурсов.

За более чем 50-летнее существование командно-административная система управления подорвала основы нормального функционирования общественного производства и в результате этого ввергла нашу страну в глубокий застой и экономический кризис.

 

43.Переходная  рыночная экономика и ее основные  черты.

Переходная экономика по своей природе есть особое стояние экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторической ступени к ДРУГ0Й'

В широком смысле вся мировая экономика сегодня — это переходная экономика, ибо все ее элементы непрерывно развиваются. В узком смысле переходная экономика есть переходная экономика отдельной страны, как частицы глобального переходного состояния мирового сообщества.

Во многих странах осуществляется переход от административно-командной системы хозяйствования к рыночной экономике. Переходная экономика в этих странах представляет смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. При этом постепенно усиливаются элементы современного рыночного хозяйства и ослабевают элементы административно-командной системы.

Переходную экономику характеризуют следующие черты:

1. Неустойчивость, нестабильность, изменчивость экономики. Они усиливают неустойчивость  существующей системы с тем, чтобы  в итоге она постепенно уступила  свое место другой экономической  системе. 2. Альтернативный характер  развития. Переходная экономика  перерастает в какое-то другое  новое состояние. Переходность исключает  простой возврат к прежнему  состоянию, предполагает выход на  новые варианты, Формирование новой  системы. 3. Существование особых  переходных экономических Ф°рм. Это акционерные формы собственности, формы Распределения, соединяющие  в себе элементы старого и  нового. Они отражают направление  преобразований. 4. Наличие элементов  административно-командной и Рыночной  системы. В некоторых странах  к ним примыа1°т элементы традиционной  хозяйственной системы.

5. Противоречивость  переходной экономики. Пр ходной  экономике присущ особый характер  противоо чий. Это противоречия  не функционирования, а разви  тия, т.е. нового и старого.

6. Историчность, обусловленная особенностями эко  номического развития отдельных  стран.

 

44.Стартовые условия  рыночных преобразований и модели  перехода к рынку.

Практический опыт стран с административно-командной экономикой демонстрирует две модели системных преобразований: эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов («градуалистский подход») и радикальные реформы («шоковая терапия»). Названные модели различаются в основном сроками проведения реформ, масштабом институциональных преобразований и интенсивностью стабилизационных мер. Выбор той или иной модели системных преобразования определяется рядом экономических и неэкономических факторов.

Градуализм — экономическая концепция, предполагающая проведение медленных, последовательных реформ и отводящая государству главную  роль в формировании рынка. Градуализм рассматривает трансформацию плановой экономики как относительно длительный и постепенный процесс, в котором ведущая роль отводится стабилизации производства.

Выбор эволюционного пути обусловлен относительно небольшим удельным весом тяжелой промышленности в отраслевой структуре экономики; развитым сельским хозяйством и сравнительно стабильной финансовой системой. Важный фактор — наличие работников, сохранивших навыки частного предпринимательства, и готовность населения принять новые экономические отношения. Особенностью эволюционного перехода к рынку является то, что государство последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Выделим общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике:

• быстрое развертывание в частном секторе производства потребительских благ и насыщение ими рынка. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства предметов потребления, а затем распространяются на инвестиционные отрасли.

Сторонники градуализма выступают против разовой либерализации цен и быстрой приватизации. Градуалистская стратегия отводит ведущую роль стабилизации производства: только при устойчивом выпуске продукции можно обеспечить непрерывное поступление ресурсов, нужных для поддержания необходимого уровня потребления и инвестиций, для создания предпосылок социальной адаптации населения в условиях трансформации.

• либерализация цен, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами фирм-монополистов;

• жесткая финансовая политика с целью недопущения высокой инфляции;

• формирование рыночной инфраструктуры.

«Шоковая терапия» — экономическая концепция, считающая  инструментом формирования рынка и антиинфляционной поли- тики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Выбор радикальной модели реформ обусловлен, как правило, крайне тяжелым состоянием экономики: значительный удельный вес тяжелой «промышленности и военного производства, острый товарный дефицит, критическое финансовое положение. Стратегия радикального перехода к рынку базируется на идее рыночного саморегулирования. Поэтому важнейшей задачей здесь является ускоренное сведение к минимуму экономической роли государства. В целом программа «шоковой терапии» разрабатывалась специалистами МВФ (Международным валютным фондом) и МБРР (Международным банком реконструкции и развития) и в той или иной степени применялась в большинстве стран. Радикальная модель обеспечивает становление рыночных отношений в обществе в течение 10—15 лет и включает следующий комплекс мер: • одномоментная либерализация цен на основную массу товаров и услуг; • пересмотр роли государства • рыночные отношения охватывают большинство социально-экономических отношений; • ускоренная приватизация государственной собственности;

• либерализация внешнеэкономической деятельности.

Однако социальная цена проводимых реформ, как правило, оказывается очень высока.

 

45.Основные  направления рыночной трансформации. Роль государства в переходной  экономике.

Одновременная приватизация, либерализация цен, финансовая стабилизация цен, перевод инфляцию в открытую, преобразования в аграрной и индустриальной сфере, либерализация ВЭД.

С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией тех или иных сфер общественной жизни происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства. Данный процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики; резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, начиная с установления минимальных ставок оплаты труда, в том числе часовых, обязательных для любого предпринимателя независимо от формы собственности и национальной принадлежности; определение прожиточного минимума, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, гарантированных отпусков; решение сложных социальных проблем, таких, как комплекс взаимоотношений труда и капитала, социальное партнерство, уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения, обеспечение стабильности в обществе.

В последнее время возникли и качественно новые функции государства. К ним можно отнести принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных технологий, проведение четко сформулированной промышленной политики, решение экологических вопросов. Концепция вытеснения государства из сферы экономики, уменьшения числа его функций и ослабления регулирующей роли как генеральное направление развития нашей страны не соответствует глобальным мировым тенденциям и не отвечает российским реалиям.

Роль государства качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной экономики рыночного типа. Самоорганизация, а рынок-классический образец самоорганизации, присуща достаточно устойчивым системам и мало эффективна в период перехода от одной системы к другой. Важно иметь в виду, что в условиях социально-экономической трансформации принцип самоорганизации способствует усилению консервативной, защитной функции, возврату экономики в прежнее состояние, укоренению старых тенденций. Это очень опасно. К тому же отсутствие каких-либо регулирующих начал в период трансформации ведет к неизбежному нарастанию хаотических процессов. О каких же задачах государства идет речь на этапе становления рыночной экономики? Можно выделить несколько таких задач.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"