Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 16:27, шпаргалка
Безработица: сущность и виды. Государственной регулирование занятости населения.
Безработица — соц. явление, предполагающ отсутствие работы у людей, сост эк-ки активное население. Общая числн-ость занятых и безраб сост раб силу. Занятость – наличие раб мест для эк активного населения. Полная - существует естественная безработица, но отсутствует циклич безработица. При этом реальный ВВП равен потенциальному валовому продукту. Частичная - наличие лиц, обладающих возможностью и желанием работать, но не имеющих работы.
Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно в свою очередь являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться: казначейская система, фондовый рынок, финансовое право, фондовый рынок, страхование и т. д.
Структура финансовой системы – это совокупность элементов и связей между ними. Государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает 4 звена (подсистемы):
Финансовая система в современной экономике выполняет следующие функции.
1. Аккумулирование (мобилизация)
свободных денежных ресурсов, которое
образуется в процессе
2. Распределение и
Выполняя распределительные и перераспределительные функции, финансовая система, таким образом, обеспечивает постоянное движение денежных потоков, внутриотраслевой и межотраслевой перелив капиталов.
3. Стимулирующая функция
финансовой системы состоит в
том, что мобилизация и
Государственный бюджет и его структура - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой. Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
38. Дефицит и профицит
государственного бюджета. Теоретические
подходы к проблеме
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системырасходы.
Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.
Составление бюджета с профицитом (с
превышением доходной части над расходной)
также влечёт за собой отрицательные последствия.
Результатом профицитного бюджета станет
снижение эффективности использ
Сбалансированный бюджет является основой
нормального функционирования органов
управления государства и его административно-
Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:
Важным инструментом в деле обеспечения
сбалансированности бюджета на стадии
его исполнения является процедура санкционирования
бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со
стороны казначейских
органов за соблюдением бюджетными учреждениями
установленных лимитов
бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов,
не предусмотренных бюджетом, а также
выдерживание сроков осуществления расходов.
В случае текущего снижения доходов бюджета
относительно плановых величин, предусмотрен
механизм сокращения и блокировки расходов
бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый
контроль за целевым, экономным иэффективным хозяйствованием
в бюджетных
учреждениях, мониторинг динами
39.Налоги: сущность, функции и виды.
Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица. Как правило, выплаты это не только обязательно, но и принудительны и безвозмездны.
Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.
Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.
Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:
Функции налогов:
- Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.
- Стимулирующая - при помощи налоговых
льгот, санкций решаются вопросы
технического прогресса, капитальных
вложений, расширение производства
первичных товаров и
- Регулирующая - регулирование отношений
между бюджетами и внутри
- Распределительная и пере
- Социальная функция - за счет
налоговых льгот
- Контрольная - при помощи налогов
осуществляется контроль за
Существует несколько классификаций видов налогов:
Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств
40.Принципы налогообложения в рыночной экономике. Кривая А. Лаффера.
Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером.
Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития
Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения: