Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 16:27, шпаргалка
Безработица: сущность и виды. Государственной регулирование занятости населения.
Безработица — соц. явление, предполагающ отсутствие работы у людей, сост эк-ки активное население. Общая числн-ость занятых и безраб сост раб силу. Занятость – наличие раб мест для эк активного населения. Полная - существует естественная безработица, но отсутствует циклич безработица. При этом реальный ВВП равен потенциальному валовому продукту. Частичная - наличие лиц, обладающих возможностью и желанием работать, но не имеющих работы.
Это прежде всего формирование новой системы отношений собственности, присущей смешанной, многоукладной экономике. Самостийно данный процесс в исторически обозримой перспективе в принципе не может произойти.
Далее. Становление малого предпринимательства, в том числе и фермерского хозяйства, невозможно без поддержки и государственного регулирования. В последнем нуждаются и современные высокоорганизованные структуры типа финансово-промышленных групп и аналогичных им. Их создание тоже не может быть пущено на самотек, требует чёткого инициирования, регулирования и поддержки со стороны государства.
Наконец в переходный период стоит задача формирования основных элементов рыночной экономики, включая финансовый и фондовый рынки, регулирования рынка труда и занятости, инфраструктуры рыночной экономики в целом, которые вряд ли могут сложиться без активного регулирующего участия государства.
Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, и тип национальной культуры, масштабы страны и ее геополитическое положение, многие другие факторы.
46.Приватизация: сущность и цели и методы осуществления.
Приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально — экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений - отношений собственности, фундамента социально - экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.
К
главным целям приватизации, следует отнести:
· формировании новых форм собственности:
частной и смешанной. Господство частной
собственности обеспечивает формирование
основных черт рыночной экономики — это
свобода выбора и предпринимательства,
личный интерес к максимизации прибыли;
конкуренция, новые; распределительные
отношения; ограничение государственного
вмешательства в хозяйственные процессы
Все это вместе способствует формированию
новых производственных отношений.
· создание
· формирование
многообразии форм
· развитие
· сокращение
· уменьшение
· становление слоя частных собственников
(среднего класса).
Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.
Методы
приватизации:
- Передача собственности
- Раздача гражданам республики при помощи
приватизационных чеков.
Возмездный метод — это передача государственных
предприятий в частные руки в результате
продажи. В развитых странах и в развивающихся
государствах приватизация осуществляется
по этому методу. Такая модель приватизации:
· обеспечивает появление частного
собственника;
· дает государству дополнительные
средства;
· создает условия для привлечения
в страну иностранного капитала, который
приносит с собой эффективный менеджмент
и современные технологии.
47.Разгосударствление и приватизация
в России.
Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.
Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Оно означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня тенденция к разгосударствлению приняла общемировой характер.
Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям.
1) раз-е процессов
присвоения, признание каждого работника
и трудового коллектива
2) создание
многообразных форм
3) возникновение
новых организационных
Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.
Конкурс АукционАкционирование.
Однако за этими внешне благополучными цифрами скрывается масса проблем, которые проявились в ходе приватизации. Приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий. Хотя в 1995 г. наметились некоторые пока очень незначительные положительные сдвиги в динамике основных экономических процессов очевидной связи между изменением формы собственности и этими сдвигами нет. В сфере малой приватизации разукрупнение и коммерциализация торговли и сферы услуг способствовали созданию конкурентной среды. В сфере же большой приватизации выделение структурных подразделений и предприятий из состава единых производственных комплексов привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей и часто - к усилению монополизма. Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, во многом не совпадают с приоритетами структурной перестройки России.
Процесс приватизации в России идет сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко приватизация происходит путем присвоения, растаскивания государственной собственности ведомствами, министерствами, частными лицами. При распределении собственности между гражданами и организациями невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.
Неудовлетворительность результатов первого этапа приватизации требует перенесения центра внимания от раздачи и перераспределения собственности в направлении создания условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведения активной структурной перестройки, развития инвестиционного процесса и модернизации управления. Основные способы прив: - полная продажа государственных предприятий частным предпр-ям, например путем аукциона; - допуск частного капитала в государственный сектор; - продажа дочерних или контролируемых государством компаний; - продажа части акций, принадлежащих государству, в смешанных компаниях; - выпуск и продажа акций государственных предприятий; - продажа предприятий его работникам путем выкупа акций государственного предприятия; - закрытие неэффективных предприятий госсектора и тем самым поощрение конкуренции частного сектора.
48.Либерализация цен и формирование конкурентной рыночной среды в России.
В 1992 г. Указом
Президента РФ было предоставлено право
устанавли-вать цены самим предприятиям
и фирмам на основе взаимного соглашения
ме-жду продавцами и покупателями, закрепленного
в контрактном договоре. Цен-трализованное
планирование и регулирование цен стало
постепенно заменяться свободным рыночным
ценообразованием .
Либерализация цен рассматривалась в
качестве основного средства пре-образования
экономики, перевода ее на рыночные отношения.
Объяснялось это не только и не столько
тем, что цены занимают исключительно
важное место в экономическом механизме,
сколько тем обстоятельством, что Правительство
РФ, приступая к реформированию экономики
страны, по существу, не имело развернутой
программы действий. Поэтому поначалу
основное внимание было сосредоточено
на наиболее легко осуществимом и в то
же время на наиболее результативном направлении
- на либерализации цен
Таким образом,
либерализация цен предъявила всем участникам
эконо-мического процесса довольно жесткие
требования для проверки их жизнеспо-собности.
Однако экономическая стабилизация, которую
Правительство РФ обеща-ло обеспечить
уже к осени 1992 г., не наступила и в 1998 г.
Структурная пере-стройка производства
идет вяло. Объемы выпуска продукции, как
отмечалось выше, по-прежнему падают, причем
во всех отраслях. Капитальные вложения
в народное хозяйство постоянно снижаются,
что создает весьма тревожную об-становку
.
Сократились расходы на накопление и у
населения, и у государства. Доля накапливаемых
ресурсов для будущего развития снижается
в виде сокращения капитальных вложений,
а поскольку износ основных фондов резко
увеличился, общество стало проедать ранее
накопленное национальное богатство.
Масшта-бы выбытия основных производственных
мощностей значительно превышают ввод
в действие новых основных средств. В этих
условиях макродинамика про-мышленного
производства стала определять рыночную
конъюнктуру на микро-уровне. Снижение
эффективности инве-стиций приобрело
устойчивый характер и за последние годы
значительно уси-лилось. Серьезным тормозом
для развития производства является инфляция,
вы-сокие процентные ставки и высокие
налоги, в настоящее время к ним добави-лась
проблема неплатежей, которая буквально
захлестнула всю страну. Чуть ли не все
вдруг стали банкротами. Причем самым
главным банкротом стало само государство,
которое никак не может рассчитаться по
госзаказам с шахтерами, крестьянами,
бюджетниками.
Вполне естественно, что говорить в этих
условиях о российском рынке, рыночных
отношениях и рыночном ценообразовании
далеко не просто.
Поэтому можно сказать, что ситуация с
российским рынком пока более чем странная.
С одной стороны, рынок у нас вроде бы уже
есть: отсутствует централизованное управление
производством и распределением продукции,
существуют рыночные структуры, действуют
рыночные отношения, цены фор-мируются
в децентрализованном порядке. И в то же
время нет никаких основа-ний утверждать,
что именно такой рынок нужен нашей экономике,
что он отве-чает ее внутренним, глубинным
потребностям - потребностям роста и прогрес-са
.
Сложившийся в России рынок не является
надежной опорой производст-ва, не выступает
для него в качестве стимулирующего начала.
Сейчас становится вполне очевидным, что
тот рынок, который привел экономику страны
к такому плачевному состоянию, совершенно
неспособен вывести ее на нормальный путь
развития, вдохнуть в нее живительные
силы. Для этого нужны особые, чрезвычайные
меры, связанные с резким усилением централизованного
воздействия на экономику .
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что либерализация цен не оказала такого
влияния на экономику, как рассчитывали
реформаторы.
49.Предприятие в условиях
рыночных преобразований. Проблемы
структурной перестройки
Предприятия многих отраслей, особенно крупные, даже после акционирования и приватизации не смогли адаптироваться к требованиям рыночной экономики: они экономически неэффективны, сохраняют избыточную занятость, дорогую социальную инфраструктуру и при этом остаются монополистами на соответствующих сегментах рынка.
Большинство бывших социалистических промышленных гигантов оказались в чрезвычайно сложном финансово-экономическом положении, генерируют и умножают взаимную задолженность, невозврат кредитов, не могут платить налоги и взносы в социальные фонды. убыточными были около половины крупных и средних государственных предприятий, а треть были фактическими банкротами. Более того, трудно трансформируемые крупные предприятия консервировали те структурные диспропорции, которые как раз и явились главной причиной глубочайшего кризиса переходной экономики.
Столь негативные тенденции в реальном секторе заставили пересмотреть и уточнить ряд принципиальных положений экономической политики рыночного перехода, казавшихся бесспорными в начале системных реформ. Прежде всего подверглись корректировке первоначальные представления о роли и соотношении государственного и частного секторов экономики, перспективах и особенностях государственных и частных предприятий.
Условия рыночной адаптации предприятий
· формирование механизмов эффективного современного управления предприятиями;
· проведение организационной, производственной и финансовой реструктуризации предприятий (см. 32.4);
· привлечение стратегических инвесторов (национальных или иностранных), способных принести с собой не только капитал, но и управленческий опыт, а также помочь выйти на новые рынки;
· запуск необходимых инвестиционных проектов;
· создание необходимых структур и институтов эффективного накопления и перелива капитала (организационных, правовых, инвестиционных), т.е. формирование рынка капиталов.
Процесс в странах с переходной экономикой предполагает три главных направления.
1. Преобразование
традиционных государственных
2. Проведение
приватизации, т.е. первичное закрепление
и последующее