Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 20:48, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и метод экономической теории. Функции экономической теории.
Экономика-это любая деят-ть, связанная с обеспеч-ем матер-ных условий жизни.(Экон-ка- дом.хоз-во, правило, закон). В системе эк.наук выделяют эк.теорию и конкрет-е эк.науки. ЭТ включает хоз.основы общ-ва и общие принципы эк-ки. Конкретн. экон. науки- исслед. отдельн. области хоз.жизни (эк.промыш-ти, банк.дело, экон.с/х). ЭТ–хоз.жизнь общ-ва, пути достиж-я максим.эк.эффект-сти(маскимум жизн-ых благ при минимуме ресурсных затрат и соц.издержек).

Файлы: 1 файл

ET_shpory.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)

Одним из типов фиаско рынка является неспособность рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость произв-ва тех или иных товаров и услуг.

Существует также такая проблема, как необходимость произв-ва общественных благ. Товары, предлагаемые на рынке, являются конкурентными.

Общественные блага- это блага, которые не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других, и которые, будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без дополнительных затрат. Проблема «безбилетных пассажиров» (или «безбилетная езда») всегда возникает в ситуациях с обществ-ми благами и означает, что только правит-во может предост-ть эти блага.

След.типом неэффект-ти рыночного распред-ния ресурсов и неэффект-ти рынка в целом явл. наличие асимметричной инф-ции. Асимметричная информация - это ситуация, возникающая тогда, когда одна из сторон эк-их отношений обладает большей информацией, чем другие.

Существует два вида информации, котор. одна из сторон сделки не обладает, но испытывает в ней потребность. Первый вид информации: когда одна из сторон знает о некоторых своих качествах, не известных др.стороне. Скрытые качества - это качества, о кот.одна из сторон в сделке знает, а другая нет, но хотела бы знать. Второй вид асимметричной информации имеет место тогда, когда одна из сторон в сделке может предпринять действия, затрагивающие интересы др.стороны, но остающиеся вне ведения последней.

В случаях, когда одна сторона в эк-их взаимоотношениях предпринимает действия, за кот. другая сторона не может проследить, следует иметь в виду наличие скрытых действий. Скрытые действия - это действия одной из сторон, кот. остаются вне поля зрения другой.

Скрытые качества и скрытые действия — это два вида асимметричной информации, кот. могут знач-но влиять на рынок.

Следующая причина, по кот. госуд-во должно вмешиваться в рыночный механизм, - это наличие трансакционных издержек. Трансакционные издержки - это издержки, кот. часто не поддаются прямому бухгалт-му учету и могут быть оценены лишь приблиз-но. Трансакционные издержки могут принимать различные формы: денеж.расходов, упущенных возможн-ей, затрат времени.

Для минимизации этих издержек госуд-во с помощью определ-го инструментария вмешивается в действие рыночных механизмов.

Гос. регул-ие: прямое и косвенное. Прямое-гос-во принимает законод-е акты,кот.упорядыч-т и развивают отнош-я в рыночной системе (Гражд.кодекс, закон о защите прав потреб-ей). Косвенное – осущ. гос.регул-ия посредством использ-ия основных инструментов гос-ой эк-ой политики, кот.явл. днеж.-кред. и налог.-бюдж. политика.

 

 

 

 

12.Спрос. Закон спроса.

Спрос, предложение и цена явл. основ-ми элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рын-ый механизм. Это механизм соедин-ия продав-в и покуп-ей через формир-ие спроса на благо и предлож-ия блага. Спрос - это колич-во тов-в или услуг, которое потреб-ль готов приобрести по конкр-ой цене из ряда возможных за опред-ый период времени. Два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изме-ие цены ведет к изм-ию спроса, эта зависимость опред-тся законом спроса. Закон спроса говорит об обратной завис-ти между ценой и велич-ой спроса. Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возраст-ию величины спроса, повыш-ие цены приводит к умен-ию величины спроса. Эту зависимость обосновывают следующими причинами: эффектом дохода; эффектом замещения;  действием принципа убывающей предельной полезности. 1. Эффект дохода - желание потреб-ля приобрести больше данного продукта при снижении его цены, не уменьшая при этом V приобр-мых других товаров.  2. Эффект замещения - готовность потреб.при снижении цены товара отдать предпочтение именно этому товару по ср. с другими более дорогими.     3. Закон убыв-ей предельной полезности закл. в том, что каждая доп. единица данного продукта по мере его потреб-ия будет приносить потреб-лю все меньшее удовлетв-ние. Поэтому готовность продолжать покупки этого товара может возн. только при снижении цены на него. Различают- индивид-ый спрос (спрос отдельного потребителя); Совок-ый спрос (складывается из индивид-го спроса множества покуп-ей-это изуч. Макроэкономика). Зависимость спроса от цены – Фунцкия спроса.

Иллюстрацией закона спроса является кривая спроса: P - цена единицы конкр-го товара,    Q – колич-во единиц товара (величина спроса),  D - кривая спроса, Qd- величина спроса.                      Qd=f(Р)

Каждой цене из ряда возможных цен (шкалы цен) соответ-ет готовность потреб-ля приобрести опред-ое кол-во продукта. К факторам (детерминантам), влияющим на смещение кривой спроса, можно отнести следующие: Вкусы и предпочтения потребителей могут меняться под воздействием моды, образа жизни, рекламы и т.д. Количество покупателей. Уменьшение или увелич-е числа потреб-ей приводит к соответствующему изменению в спросе. Доход. Для рассмотрения воздействия денеж.дохода на спрос необходимо выделить две группы товаров: Товары высшей кат, (нормальные товары). Ктегории (автомобили, электротехника, недвижимость, новая одежда, высококачест-ые продукты питания и т.д.) Спрос на эти товары изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода.

Товары низшей категории.  К этой кат.можно отнести такие товары, как картофель, макароны, подержанные вещи. Спрос на эти тов. изменяется в обратной зависимости от изм. денежного дохода. Цены на сопряженные товары. Товары-субституты

 

13.Предложение. Закон предложения.

Предложение - это кол-во товара, находящееся на рынке или способные быть доставленными в короткие сроки.Закон предложения: предлож-е измен-ся прямой зависимостью от изме-ия цены. По мере роста цены производители предлагают к продаже большее колич-во тов-в и услуг, а по мере падения – меньше. Такая реакция предлож-я на изм-е цены объясняется тем, что фирмы, занятые в данной отрасли, при повышении цен приводят в действие резервные мощности. В случае продолжит-ого и устойчивого повыш-я цен в эту отрасль устремятся др. произв-ли, что ещё больше увеличит предложение. Однако в краткосрочном периоде увелич-е предлож-я не всегда наступает немедленно за ростом цены, т.к. может не оказаться резервов. Основ-ми факторами (неценовыми), смещающими кривую предлож-я, явл-ся:

Цены на ресурсы (факторы производства). Увелич-е или уменьш-е цен на ресурсы, которые использ-ся для произв-ва продукта, ведет к увеличению или снижению издержек произв-ва. В свою очередь, рост издержек уменьшит предложение (кривая предлож-я сдвинется влево), а снижение издержек увеличит предлож-е (кривая предлож-я переместится вправо). Технология. Применение соврем-ой технологии позволяет затрачивать на произв-во единицы продукции меньше ресурсов. Следовател., уменьш-ся издержки, предлож-е растет. Налоги и субсидии. Размер налогов можно рассматривать как фактор, который увелич-ет издержки и сокращает предложение. Гос. субсидии напротив умень-ют издержки и увелич-ют предлож-е. Цены на др. товары. Предпр-ие (фирма) может переориентироваться на произв-во др.продукции, цены на котор. возросли. В то же время фирма сократит предлож-е или совсем прекратит произв-во данного товара, если цена на него упадет или даже останется неизменной.

Ожидания. Сущ-ют различные варианты, как могут отреагировать произв-ли, например, если ожидается повышение цен. Возможно, фирмы увеличат предлож-е или, наоборот, сократят текущее предлож-е в ожидании будущего роста цен. Колич-во продавцов. Увелич-е числа фирм, занима-хся произв-ом данного продукта, приведет к увелич-ю рын-го предлож-я и сдвигу кривой предлож-я вправо (если V-ы произв-ва каждого предпр-ия при этом не сократятся). Прямая зависи-ть велич-ы предлож-я от цены назыв. - Фунцией предлож-я. Qs=f (P), где Qs-величина предлож-я

 

 

14. Отраслевое рыночное равновесие.

На рынке сталкиваются интересы прод-цов  и пок-ей, причем эти интер-ы имееют  противоп-ый хар-р. На рынке цены неоднородны и выходя на рынок продавцы устан-ют для себя так называемую цену предложения, а покупатели цену спроса. Цена спроса-эта максим.цена которую готов заплатить покупатель. Цена предлож-ия–это миним.цена за которую продавец согласится продать свой товар.

Приходя на рынок потреб-ль начинает искать наим-ую цену, а продавец устан-ют наибол-ую цену. Однако, на рынке находятся множество продавцов и покупателей, в следствии чего возникает конкуренция которая застав-ет продавца снижать цену, а покупателей повышать. Т.е. конкуренция заставляет прод-цов и покуп-ей «ити» навстречу друг другу.эти процессы будут продолжаться до тех пор пока прод-ец и покуп-ль не придут к компром-ой цене. Данная компром-ая цена наз.-ценой равновесия- по этой цене прод-ы готовы продать, а покуп-ли купить. При установлении компр-ой цены на рынке сформир-ся равновесие т.е. такая ситуация при которой величина спроса будет = величине предложения (Qd=Qs), где Е –рыноч.равновесие; Ре –цена равновесия; -равновесный V продаж; Qe= Qd= Qs

(График  рыноч.равновесия или крест Маршалла)

Устан-ие рыноч.равновесия выгодно всем участникам рынка, т.к. это позволит получить макс. общест-ую

выгоду. Обществен-я выгода – это сумма выигрышей прод-ца и покуп-я. Выигрыш прод-ца – это разница

между ценой предложения и факт-ки уплач-ой ценой. Выигрыш покуп-ля – разница между ценой спроса

и факт-ки уплач-ой ценой. Рын-ое равнов-ие явл. теорит-ой ситуацией и на практике бывает крайне редко.

 В процессе установ-я цены могут вмеш-ся различ-е факторы не дающие рынку прийти к равнов-ю (могут

 быть:1.вмешат-во гос-ва,2.действия  монополий и т.д. если цена ниже  равнов-ой-возникает дифицит.

 

 

 

 

 

 

15. Эластичность спроса и предложения

Эластичность спроса по цене – это степень реагирования величины спроса на изменение цены.Коэф-т эластич-ти спроса по цене:

= DQ% / DР%   Где DQ%- следствие, DР%   - причина;   DQ=Q2-Q1 (разница) ; - это высокоэластичный спрос, если - не эластичный; если = 1 – эластичен.

Существует два метода расчета эластичности спроса. Точечная эластичность-это мера чувствит-ти величины спроса к очень малому изменению цены .Дуговая эластичность - это мера чувствит-ти величины спроса, отражающая конечное изменение цен.

Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса по цене.

1.Наличие товаров-субститутов (товаров-заменителей): чем их больше и чем ближе их полезные свойс-ва к свойст-ам и характ-ам данного товара, тем выше эластич-ть спроса по цене на дан.товар, и наоборот (2 противопол-х примера: прохладит-ые напитки и соль);

2.Доля дохода потреб-ля, кот. сост-ет цена данного товара или доля расходов в бюджете на данный товар: чем она выше, тем сильнее эластич-ть спроса.

3. Длительность периода времени, в теч. котор. продавец изменяет цены. Чем больше промежуток времени, в теч.котор. произв-ль повышает цену, тем больше времени у потреб-я найти товар-субститут, и тем более эластичен спрос.

4.Привычность, значимость (степень полезности) товара для потребителя (консерватизм потребителя). Спрос на товар, который явл. «привычным» или необх-ым с точки зрения потреб-ля, неэластичен. Однако сущес-ет явление, называемое парадоксом Гиффена: чем дороже хлеб, тем больше его покупают. Рост цен снижает спрос в первую очередь на высококач-ные, но дорогос-щие товары, не фигурирующие в шкале потребн-ей на первых местах. В условиях роста цен их покупают меньше, чем диктуют требования эластичности, а взамен приобретают товары первой необход-ти. Это означает, что один товар замещается другим.

5.Степень срочности приобре-ия товара: эластич-ть спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на какой-то промежуток времени, крайне низкая (лекарства от болезни, цветы в праздничные дни и т. д.).

6.Универсальность использ-ия товара: чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.

Эластичность предложения – это показатель относит-го изменения кол-ва предлог-го на рынке товара в соотв-вии с относит-ым изменением цены.  Коэф-т эластичности предложения = DQS(%) / D Р(%) ,

На эластичность предложения влияет ряд факторов:

– способ-ть товара к длител-му хранению (чем дольше товар можно хранить, тем меньше эластичность предложения по цене);

– возможности расширения произ-ва товара (чем больше имеющихся ресурсов, тем эластичнее предложение, но если ресурсы близки  
к исчерпанию, то при неизменных технологиях способность предложения реагировать на изменение цены ограничена);

– временной фактор: в долговременном периоде эластичность предложения выше, чем в краткосрочном;

– динамика цен на другие товары. Чем выше цена на товары-субституты, тем меньше величина предложения данного товара (чем выше цена на кофе, тем меньше предложение чая). И наоборот, рост цены на один из взаимодополняемых товаров (фотоаппарат) приведет к росту предлож-я другого (фотопленок). Как видим, речь идет о перекрестной эластич-ти предлож-я. Ее коэф-т будет тем больше, чем легче продавцы переключаются с поставок одного товара на поставки другого. Все названные факторы ведут к увеличению или уменьшению значений коэф-та эластич-ти предлож-я.

 

 

16. Домашнее хозяйство как экономический  субъект. Рациональное поведение  потребителя.

Домохозяйства— это эк-ие единицы, состоящие из одного или нескол-х лиц, совместно принимающих решения. Они поставляют на рынок факторы произв-ва, а получ-е в резул-те этого доходы (з/п, %, ренту, прибыль) используют для приобр-ия товаров и услуг. Как потребители товаров и услуг, домохоз-ва принимают решения, обеспечив-ие им наивысшее удовлетв-ие при соответств-их уровнях доходов и цен. Спрос дом. хоз-в на эк-ие блага оказывает решающее воздейс-ие на процессы размещ-я и использ-я ресурсов в рын-й эк-ке.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"