Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 20:48, шпаргалка
1. Предмет и метод экономической теории. Функции экономической теории.
Экономика-это любая деят-ть, связанная с обеспеч-ем матер-ных условий жизни.(Экон-ка- дом.хоз-во, правило, закон). В системе эк.наук выделяют эк.теорию и конкрет-е эк.науки. ЭТ включает хоз.основы общ-ва и общие принципы эк-ки. Конкретн. экон. науки- исслед. отдельн. области хоз.жизни (эк.промыш-ти, банк.дело, экон.с/х). ЭТ–хоз.жизнь общ-ва, пути достиж-я максим.эк.эффект-сти(маскимум жизн-ых благ при минимуме ресурсных затрат и соц.издержек).
В зависимости от темпов роста цен различают следующие виды инфляции.
1. Ползучая инф-я, когда темпы роста цен не превышают 3-4 % год.
2. Галопирующая инф-я. Четкого опред-ия год-го темпа роста нет (до 50 % в месяц). Она негативно влияет на эк-ку во всех отношениях.
3. Гиперинфляция. Темп роста цен - более 50 % в месяц. Гиперинфляция случается редко.
4. Дезинфляция – это замедление темпов инфляции. 5. Дефляция – это падение уровня цен
Инф-я спроса порождается ростом ден.массы и соответствующим избытком покупат-ого спроса над предлож-ем товаров. При этом не имеет значения, за счет чего увелич-ся спрос – увелич-я расх-в гос-ва (госзаказы) или роста инвестиций.
Во многих странах инф-я наблюд-сь и в случаях высокой безработицы и сокращ-я произв-ва. Это объясн-ся инф-й издержек, кот.порождается двойной моноп-й. Сокращ-е реал-го V нац.произ-ва может быть обусловлено ростом издержек произ-ва в рез-те удорожания сырья, топлива, необоснов-го роста з/п, циклич-им спадом в эк-ке, разрывом хоз.связей и т.д. Сокращ-е реального V произ-ва при неизменном уровне ден. массы приводит к повыш-ю темпов инф-и, т.к. меньшему V тов-в и услуг противостоит прежнее кол-во денег. Падение произ-ва вызывает инф-ю издержек (предлож-я).Инфляция измеряется в темпах прироста уровня цен за год :
Темп инфляции = ----------- х100, Темп инфляции = (Р1-Р0)/Р0х100,
Р0, где Р1 - уровень цен данного года; Р0 – уровень цен предшествующего года.
Причины, вызывающие инф-ю, могут иметь как ден-й, так и не ден-й харак-р, важнейшими из кот-х явл. следующие: 1. Дефицит гос. бюджета, кот. финанс-ся за счет выпуска гос. ценных бумаг или бум-х денег. Рост налич-х и безнал-х платежных ср-в по сравнению с тов-ой массой приводит к обесц-ю денег. 2. Высокие непроизвод-ые расх-ы гос-ва, т. е. военные расх-ы, на содерж-е управленч-го аппарата, соц. программы и т. д. Рост совок-го спроса за счет данных расх-в гос-ва не сопровожд-ся адекватным увелич-ем нац. произв-ва и ведет к инф-и. 3. Моноп-ая сила ряда крупных корпор-й и моноп-ое полож-е профсоюзов на рынке труда. Моноп-я может обесп-ть поддержание высоких цен на свою продук-ю (как на потреб-ие тов-ы и услуги, так и на эк-ие ресурсы), а моноп-я профсоюзов – рост з/п. 4. Ошибки при проведении кред.ден. регулир-ия. 5. Внешние факт-ы, т. е. падение курса нац. валюты, рост цен на импортируемые эк-ие ресурсы, мир-ые эк-ие кризисы и т. д. 6. Поведение эк-их субъектов. Ожидания дальнейшего развития инф-го процесса приводит к тому, что предпр-ия план-ют рост цен на произв-ую продук-ю, наемные работ-ки требуют повыш-я з/п. Увелич-ся и текущий спрос на товары и услуги. Инф-ая псих-гия приводит к самоподдерживающейся инф-и. Это один из наиболее опасных факторов инф-и.
31.Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика в Рес-публике Беларусь.
Инфляция-постоянный спутник рын-о хоз-ва. Ее соц.-эк-ми последст-ми яв.: деформация механизма рын-го ценообразования, обеспечивающего всех хоз-щих субъектов информ-ей о величине эк-их издержек произв-ва и реализации продукции, а также изменении обществ-ых потребн-ей в них. Рост цен дезорганизует хоз. связи в общ-ве, разрушает сложившиеся отношения между эк-ми субъектами; перераспределение дохода и богатства между различ-ми группами насел-я: от кред-ов к дебиторам, так как долг возвращ-ся обесцен-ми деньгами. Сокращается доля долго- и среднесрочного кредит-ия;
снижение реальных дох-ов насел-я, особенно соц-ых групп, получ-х фиксир-ые доходы (пенс-ов, студ-ов, работн-ов бюдж-й сферы). Сужаются мотивы к труд. деят-ти, усилив-ся дифференциация нас-ия по уровню дох-в; обесценение сбережений нас-ия, наход-ся в банках. Если темпы роста цен обгоняют ставку %, то она принимает отриц-ое значение и сбереж-я теряют эк-ий смысл. Меняется схема сбережений: возр-ет спрос на активы, способные сохр-ь реал-ю стоим-ть (иност-я валюта, недвиж-ть, драгоц-ти, произв-я иску-ва, потреб-ие товары длит-го польз-ия);
ухудшение условий жизни соц-х групп с фиксир-ми доходами; возникн-ие опасности соц-х потрясений; ослабление позиции властных структур, сниж-я доверие нас-ия к правит-ым программам и меропр-ям;
возникновение трудностей с долгоср-ым планир-ем, решения принимают спекулятивную направл-сть; повышение риска инвестирования, инвесторы требуют более высоких прибылей и %-ов в качестве платы за риск.
Основными методами гос.антиинфляционной политики явл. регулир-е доходов с целью увязать рост заработков с ростом цен; контроль над ростом ден. массы путем сокращения бюдж-го дефицита, сдерживания ден. эмиссии; использ-ие механизма индексации дох-в (з/п, пенсий и т.д.), корректировки налоговых ставок, индексации кредитов.
Комплекс мер антиинфл-ого регул-ия на долгоср-ую перспективу (антиинфл.стратегия) и на короткий промеж.времени (тактика). Для успеш.реализ-ции долгосроч-й стратегии необх-мо прв-во польз-ся доверием большинства граждан и твердо придерж-ся курса на подавл-е инф-ии.большое занчение дял обузд-ия инф-ии имеет правильная долгоср-ая ден.политика, напрвл-ая на введение жестких огран-ий роста ден.массы, независимо от сост-я бюджета, уровня безработ-цы. Для этого обычно использ- ся инструм-ты Центр.банка: изменение ставки межбанк-го кредита и нормы обяз-ых резервов, проведение операций на рынке цен.бумаг с гос-ми долг-ми обязат-ми. Стратег-ая задача – уменьшить дефицит бюджета на основе сокращ-я его расх. и увел. доход. части.
Для наращив-я V предлож-я применяется метод - льготное налогооблаж-е предпр-й, повыш-щих уровень таварности нац.эк-ки. Средствами антиинф.тактики могут быть импорт потреб-их товаров и реализ-ция части гос.резервов, разумно организ-ая приватизация гос.собств-ти.
Цель краткоср-го регул-я теку-го сроса состоит в увелич-и V сбережений и уменьш-и уровня их ликвидности (путем повыш-я 5 по срочным вкладам. Временного замораж-я вкладов до востребования и т.д.). в любом случ. Меры краткоср-го регул-ия должны сочет-ся с долгоср-ой антиинфл-ой стретегией, направл-ой на устан-ие равновесия тов-го и ден. Рынков.
32.Сущность и функции денег.
Сущ-ет две концепции происх-ия денег: рационалистическая – высказ-ая Аристотелем и господ-щая до 18в.Он считал, что деньги возникли в резу-те соглашения людей для того, чтобы сделать соизмеримыми различ-е блага и облегчить эк-ий обмен, как резул-т соглаш-я между людьми; эволюционная – сторонники А.Смит, к.Маркс. деньги есть продукт развития обмена и тов-го произв-ва. Они возникли независимо от воли людей в рез-те развития тов-го произв-ва и раздел-я труда. В 20в. возникли два осн-х подхода: функциональный – выражается формулой «деньги это все то, что выполняет функция денег» М.Фридмен; кредитный – совр-е деньги связаны не с опред-ым «ден.товаром», а появл-ся в процессе кред.-депозитной деят-ти банков. Дж.М.Кейнс.
Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Они выражают затраты общ-го труда, воплощенного в товарах, и на этой основе обеспечивают их обмениваемость. Сущность денег проявляется в их функциях.
1. средство обращения. Деньги выступают посредниками между продавцами и покупателями благ. Функ-ия сред-ва обращения предполагает наличие реальных денег.
2. мера стоимости. Деньги используются как счетная единица. С их помощью устанавливаются цены на товары и услуги.
3. средство накопления. Деньги выступают как способ сохранения и приумножения личного бог-ва. Это отложенный на будущее спрос.
4. средство платежа, связана с продажей товаров в кредит, т. е. в долг. Фирмы, люди постоянно заключают контракты с послед-й за этим оплатой. С этой функцией связано появление кред-х денег – векселей, банкнот, чеков. Эту функцию деньги выполняют и при выплате з/п, земельной ренты, налогов, квартирной платы. На международном уровне деньги выполняют функцию мировых денег (5 функция).
Ден.система включ.след.элементы: 1. нац.ден.единицу (рубль, доллар и др.) в которой выражены цены товаров и услуг. 2. систему кред.и бумаж.денег, разменных монет, которые явл.законными платежными средст-ми в наличном обороте. 3. регламентируемые гос-ом формы и условия частных кред-ых денег (векселей, чеков) 4. систему эмиссии денег. т.е. законодат-о закрепленный порядок выпуска денег в обращение. 5. порядок обмена нац.валюты на иностранную и фиксир-ый гос-ом валютный курс. 6. гос-ые органы, ведающие вопросами рег-ия ден.обращ-я.
В завис-ти от вида обращ-ых денег выд-т 2 осн-х типа ден.систем: 1. ден.система метал-ого обращения (золото, сереб.монеты, которые выполняют все функции денег.кредит.деньги могут свободно обмениваться на монеты и слитки) 2.ден.система обращения бумаж. и кредит.денег.
Ден.обращение – это непрерывное движение денег, их функционирование в кач-вк средства обращения или средства платежа. Ден.обращ. состоит из совок-сти безнал-ых денеж. оборотов (безналич.расчеты составляют до 75%) и обращения налич.денег.
Эмиссию денег, т. е. выпуск денег в обращение, осущ-ет центр-ый банк гос-ва. В создании денег принимает участие система коммерческих банков через выдачу кредитов. Выдача ссуды означает появление новых платежных средств у населения. Ден. масса в гос-ве должна соответ-ать товарной массе. Если денег больше чем товаров, то происходит их обесценение, растут цены. Общий рост цен означает инфляцию. Кол-во денег, необх-ое для обращения, можно определить на основе уравнения Фишера:
MV = PQ,где M – денежная масса в обращении; V – скорость обращения денег; P – уровень цен; Q – реальный объем нац. продукта.
Из уравнения MV = PQ ясно, что увеличение показателя М (при неизменности V и Q) должно сопровождаться ростом Р (цен). Данная формула позволяет в первом приближении рассмотреть феномен инфляции.
33.Денежный рынок. Равновесие денежного рынка.
Денеж. рынок – это система товарно-денежных отнош-й между субъектами эк-ки по поводу купли продажи денег, точнее фин-ых актов, т.е. денег, облигаций, акций. Состоит из: фин-ых институтов (банков, пенс-ых фондов, фондовых бирж и т.д.); денеж-х потоков, кот.входят и выходят из фин-ых институтов. Денеж. рынок имеет механизм функционирования, элементами котор. явл. спрос на деньги, предлож-е денег, цена денег.
Цена денег – это %-ая ставка, котор. платит покуп-ль денег (банку, когда берет деньги в кредит; вкладчику, когда банк принимает депозит; гос-во населению по облигациям, когда продает их насел-ю и т.д.).Совокуп-е предлож-е денег – это определенное колич-во денег, находящееся в обращении в определ-ый период. В совр-ной рын-ой эк-ке предлож-е денег создается банк-ой системой: центр-ым и коммерческими банками страны. Центр-ый банк выпускает в обращение монеты, бумажные деньги в форме банкнот различ-го достоинства. Коммер-ие банки создают деньги путем предоставления ссуд предпринимателям, населению.
Для опред-ия предложения денег денеж. массу разбивают на несколько групп, которые называются денежными агрегатами М1, М2, М3, L. В основе их деления лежит степень ликвидности компонентов, входящих в денеж. агрегат. Наиболее ликвидным является агрегат М1, который в себя включает: наличные деньги (монеты, бумажные деньги); вклады до востребования, т.е. вклады, на которые в любой момент могут быть выписаны чеки. М1 – это деньги, используемые в кач-ве сред-ва обращения. В эк-ой теории под деньгами традиционно понимают М1.Центр. банк опред-ет необх-ое кол-во денег в обращении (предлож-е денег), исходя из состояния эк-ки страны, в соотв. с законами денеж. обращения и вне связи с ценой денег (уровнем %-ой ставки). Поэтому в краткосрочном периоде предлож-е денег абсолютно неэластично и зависит от потреб-ти денег в кач-ве средства обращения. Закон денеж. обращения фиксирует зависим-ть кол-ва денег в обращении от суммы цен товаров, с учетом скорости оборота ден.единицы, что выраж-ся форм-й: , где Р – уровень цен; Q – кол-во товаров; V – скорость оборота денег.
Совок-ый спрос на деньги – это общее кол-во денег, которое домохозяйство, бизнес, правит-во желают иметь в данный момент в связи с тем, что деньги выполняют функции средства обращения и средства сбережения. Т. обр., в эк-ой теории выделяются два основных мотива спроса на деньги: для сделок (для покупки товаров и услуг) и для сбережений (сохранения богатства в форме вкладов, покупки ценных бумаг, недвижимости, антиквариата и т.д.)
Кол-во денег необх-ое для сделок зависит от суммы цен товаров и услуг, кот. хотят и могут купить, и от скорости оборота денег . Кол-во денег, которые хотят сберечь, зависит от %-ой ставки по вкладам и по ценным бумагам. Чем выше %-ая ставка, тем большее кол-во денег сберегается и меньше спрос на наличные деньги.
Оптим-ым для денеж. рынка явл. состояние равновесия, т.е. равенства между совок-ым спросом на деньги и совок-ым предлож-ем. Равнов-ие денеж. рынка может нарушаться вследствие изменения предлож-я денег, спроса на деньги и цены денег (%-ой ставки).
Предположим, увеличение ВВП привело к росту спроса на наличные деньги. Если спрос больше предлож-я, цена денег (ставка %) начнет расти, что побудит население больше сберегать в форме вкладов, покупки ценных бумаг. По мере роста сбережений, спрос на налич-е деньги начнет уменьш-ся и ставка % начнет сниж-ся. Т. обр., нарушения равнов-ия на ден.рынке приводят к колебаниям %-ой ставки (цены денег). Изменяясь, она влияет на спрос на деньги и восстанавливает равновесие на рынке денег.
34.Денежно-кредитная система и ее структура. Функции Центрального и коммерческих банков.
Совокуп-ть банков и специализированных кред.-фин-ых учреждений образует банк-ую и кредитную систему.
Банк – кред.-фин-ое учреждение (фин-ый посредник), аккумулирующее денеж. ср-ва и предоставляющее на их основе кредиты своим клиентам, осуществляющее денеж. расчеты и другие операции. Кред.-фин-ая система развитых стран включает след. виды банков: Центр-ый (в РБ – Нац-ый банк)-, коммер-ие банки и специализир-ные кред.-фин-ые учрежд-ия (сберегательные, страх. компании, пенс-е фонды, инвестиц-ые, лизинговые компании и т. д.). Особое место занимает Центральный банк, т.к. он выполняет важнейшие функции: 1) осуществляет ден.-кред-ю политику страны, регулируя кол-во денег в обращении; 2) контр-ет и регул-ет деятел-ть коммер-их банков, а так же др.фин-ых учрежд-й.
Коммер-ие банки явл. основой кредит-й системы, ее «нервными» центрами. Они выполняют след.функции: прием и хранение депозитов; выдача средств со счетов и выполн-е перечисл-ий; размещ-е аккумулированных денеж. средств путем выдачи ссуд, покупки цен. бумаг и т. д.