Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 20:48, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и метод экономической теории. Функции экономической теории.
Экономика-это любая деят-ть, связанная с обеспеч-ем матер-ных условий жизни.(Экон-ка- дом.хоз-во, правило, закон). В системе эк.наук выделяют эк.теорию и конкрет-е эк.науки. ЭТ включает хоз.основы общ-ва и общие принципы эк-ки. Конкретн. экон. науки- исслед. отдельн. области хоз.жизни (эк.промыш-ти, банк.дело, экон.с/х). ЭТ–хоз.жизнь общ-ва, пути достиж-я максим.эк.эффект-сти(маскимум жизн-ых благ при минимуме ресурсных затрат и соц.издержек).

Файлы: 1 файл

ET_shpory.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)

Операции банков делятся на пассивные (привлечение средств, т. е. все операции, по которым банк платит %), активные (размещение средств, т. е. операции, по кот.банк взимает %), посреднические (выполн-е операций по поручению клиентов: по этим операциям банк может и взимать %, и платить).

Фактические резервы банка состоят из собств-х денеж. средств и заемных (депозитов). Часть депозитов (за минусом обязат-ых резервов) и собств-ые резервы могут выдаваться в кредиты и наз-ся избыточными резервами.  Обязательные резервы–часть депозитов (вкладов), которую банки отклад-ют в форме сейфовой наличности или беспроцентных депозитов в Центр-ом банке.

Норму обязательных резервов= сумма обяз. резервов/сумма вкладов (депозитов) х 100%

,

устанавливает Центр-ый банк. Эти неиспольз-ые денеж. средства нужны для покрытия обязательств коммерч-х банков перед вкладчиками, чтобы гарантировать вкладчику выплату денег при каждом его требовании и на случай банкротства. Норма обязат-ых резервов обычно колеблется от 1 до 14% от суммы вкладов. В РБ сущ-ет двухуровневая банк-я система. Она включает Нац. банк, котор. явл. центр-ым банком страны, и сеть коммер-их банков (Бел.банк, Агропромбанк, Белпромстройбанк, Приорбанк, и др.).

Центр-ый банк осущ-ет ден.кредит. политику, направл-ую на обеспечение устойчивых темпов эк-го роста, стабиль-ти цен, высокого уровня занятости, равнов-ого платежного баланса. Основ-ми инструментами ден.-кредит. политики явл.: операции с цен.бумагами на открытом рынке; изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); изменение нормы обязат-ых резервов.

Операции на открытом рынке – покупка и продажа  Центр-ым банком государ-ых цен.бумаг. Этим  Центр-ый банк регулирует кол-во денег в обращении, влияет на %-ую ставку и банк-е резервы. Если надо увеличить кол-во денег в обращении, Центр-ый банк покупает гос-е цен.бумаги и, наоборот, продавая гос-е цен. бумаги, уменьшает кол-во денег в обращении.

Учетная ставка (ставка рефинансир-ия) – это %, котор. платят коммер-е банки Центр-му банку за предоставл-ый им  кредит. Центр-ый банк может изменять ее. При повышении учетной ставки, спрос на ссуды Центрального банка со стороны коммерческих банков уменьш-ся, т.е. замедл-ся прирост резервов коммер-х банков и предлож-е денег в эк-ке падает. При понижении учетной ставки увелич-ся спрос коммер-их банков на ссуды, их резервы растут, предложение денег в эк-ке увелич-ся, что стимулирует развитие произв-ва.

Изменение нормы обязат-ых резервов позволяет Центр-му банку регулировать предложение денег. Чем больше норма обязат-ых резервов, тем меньше предложение денег в эк-ке и, наоборот.

Различают следующие виды  денежно-кредит. политики, применяемые в зависимости от состояния эк-ки страны: политика «дорогих денег» (рестрикционная, сдерживающая);политика «дешевых денег» (экспансионистская, стимулирующая).

Политика «дорогих денег» направлена на сокращ-е кол-ва денег в обращении и позволяет снизить уровень инфляции. Проводится след.методами: Центр-ый банк продает гос-ые цен.бумаги, увелич-ет учетную ставку и увеличивает норму обязат-ых резервов.

Политика «дешевых денег» направлена на увелич-е кол-ва денег в обращении, когда необходимо стимулировать деловую активность. Ее методы: Центр-ый банк покупает гос-ые цен.бумаги, понижает учетную ставку и уменьшает норму обязат-ых резервов.

 

 

 

 

 

35.Финансы  и их функции.

Финансы - это система эк-их отнош-й, возникающих по поводу распред-ия и перераспред-ия части (ВВП) и нац. дохода (НД), формир-ия на этой основе фондов денеж.средств, необх-ых для удовлетв-ия потребн-ей общ-ва. В рамках позит-ой теории финансы выполняют след.задачи:

♦ способствуют формир-ию фондов денеж. средств гос-ва и хозяйствующих субъектов (аккумулирующая, или ресурсообразующая, функция);

♦ перераспред-ют доход общ-ва в пользу одного хозяйствующего субъекта за счет другого, обеспечивая выполн-е соответств-ми хозяйствующими субъектами функций, в которых общество нуждается (распределительная функция).

С позиции нормат-ой теории, функции финансов представ-ют собой механизм, с помощью кот. гос-во может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях:

♦ распределит-ой, меняющей структуру нац. дохода общ-ва; ♦ регулир-щей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъектов для достиже-я целей общ-ва на том или ином этапе его развития; ♦ контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эф-ть использ-ия перераспределенных ден. средств в целях изм-ия параметров такого распред-ия.

Финансовая система - это совокуп-ть фин-х отношений, в процессе кот. различными методами и формами распред-ся фонды денеж. средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и гос-ва, а также учреждений и рынков, их обслуживающих.

В зависимости от методов формир-ия доходов эк-их субъектов финан-ую систему принято подразделять на сферы централизованных (гос-ые финансы) и децентрализованных (частные финансы) финансов. В каждой из выделенных сфер использ-я специфические формы и методы образ-ия и использ-ия фин-ых ресурсов; каждая из них имеет собственное функцион-ое назначение и соответ-щий фин-ый механизм. Сущест-щие различия делают целесооб-ым выдел-е обособл-ых систем фин-ых отношений: гос. финансы; финансы предпр-ий (хозяйс-щих субъектов); финансы дом-х хоз-в.

Базовым звеном финан-ой системы явл. финансы предпр-ий, характеризующиеся обособлением фин-х ресурсов и организационно-правовой основой их формир-ия, поскольку именно здесь, в сфере матер-го произв-ва, формир-ся преобладающая часть фин-х ресурсов страны.

Важной функцией финансов дом-х хоз-в явл. инвестиционная: дом-ие хоз-ва явл. одним из основ-х поставщиков фин-ых ресурсов для эк-ки.

Гос-ые (централиз-ые) финансы - система ден. отношений по формир-ию централиз-ых фондов ден. средств и использ-ию их для выполнения функций государства путем распределения и перераспределив национального дохода. В состав государственных финансов включаются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, гос. кредит, гос. фонды страх-ия.

Гос-ые внебюджт-ые фонды явл. составной частью гос-ых фин-ых сред-в и представ-ют собой совокуп-ть фин-ых ресурсов, использ-ых по целевому назначению (фонд содействия занят-ти, дорожный фонд. фонд охраны природы и т.д.) их наличие обуслов-но огранич-тью бюджет-х ресурсов и возмож-тью доп-ых средств на конк-ые цели.

Гос-ый кредит – это совокуп-ть эк-их отнош-й, складыв-ся между гос-ом, с одной стороны, и юр., физ. лицами, иностр-ми гос-ми, междун-ыми фин-ми орган-ми, с другой, по поводу движ-я денеж. средств на условиях сроч-ти, платности, возвратности и форм-ия на этой основе доп-ых фин-ых ресурсов. Гос.кредит учавст-ет в форм-ии и использ-ии централиз-х денеж. фондов гос-ва (гос.бюджета и внебюдж-х фондов), выступая в кач-ве заемщика, кредитора и гаранта.

С целью снижения фин-х потерь, связ-ых с эк-им риском,  созд-ся системы фин-ой защиты. К ним относится страх-ие, осущ-мое за счет денеж.фондов, формир-ых из уплачиваемых физ. и юр. лицами страх-ых взносов.

 

 

 

 

 

36.Государственный  бюджет.

Гос бюджет - ежегодно составляемая смета доходов и расходов гос-ва, его основной фин-ый план. В РБ бюджет состоит из республ-ого бюджета и местных бюджетов. Местный бюджет-это бюджет областей, городов, районов, сельский и поселковые бюджеты. Респуб-ий бюджет (обязателен к выполнению) принимается на каждый календарный год Нац-ым собранием и утверж. Президентом РБ в форме законов. Местные бюджеты принимаются местными Совет. депутатов. Главными целями респуб-ого бюджета явл.: финанс-ие соц.экон-го развития РБ и гос-ых органов управления. За счет местного бюджета фин-ются соц.экон-ое развитие тер-рии и местные органы управления. Гос. бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета формир-ся за счет налогов (85–90% от всех доходов), гос.займов, различного рода пошлин и сборов, эмиссии бумажных денег, приватизации гос. собств-ти. Расходная часть определяет направления использ-ия гос.средств на след. цели: военные расходы, расходы по гос-у долгу, по финансир-ию эк-ки, на содержание гос. аппарата и расходы на соц.-культур. мероприятия.

При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала,т.е. учит-ть как активы так и обязательства (также неучтен-ые обяз-ва- пенсии, пособия на соц.страх-ие и т.д.) если расход.=доход. то имеет место баланс гос.бюджета.

Сущность госбюджета наиболее полно проявляется в следующих функциях: 1. Функция перераспред-ия нац. дохода. Через госбюджет происходит перераспр-ние более половины нац. дохода и ¾ ден. средств. 2. Функция вмешательства в процесс воспроизводства, в результ. чего гос-во поддерживает отдел-е отрасли нац. эк-и. 3. Осущ-ие гос. соц-ой политики, направлен. на поддерж-е соц. справедл-ти в общ-ве. 4. Обеспечение внутр-й и внеш-й безоп-ти. 5. Содержание аппарата управ-ия.

Формы гос. вмешательства в эк-ку различны. Среди них госуд-ые капиталовложения, развитие производ-ой и соц. инфраструктуры, расширение госу.потребления. Госбюджет служит катализатором развития НТП в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В соврем-х услов-х доля гос-ва в финанс-нии науч.-исследов-ких опытно-конструкт-их работ состав-ет в запад. странах от 40 до 60%.

Гос. бюджет м.б. профицитным, сбалансированным, дефицитным. Если доходы бюджета превышают его расходы –это бюджет профицитный. Сбалансированным-бюджет, в котором доходы и расходы равны. Если расходы бюджета превышают доходы -это дефицитный. Гос-во стремится к принятию сбалансированного бюджета. С этой целью, с одно стороны, оно увеличивает его доходную часть, с другой – уменьшает расходы.В РБ  бюдж-я политика имеет соц-ю направленность, кот.выражается в том, что на образ-е и здравоохр-е используется значит-я часть бюджета, и имеет тенденцию к увеличению.

 

 

 

37. Бюджетный дефицит и способы  его финансирования

Бюджетный дефицит- это превышение расходов гос-ва над его доходами. Превышение доход.над его расход.– бюдж.избыток (профицит). По установленным междун-ым стандартам, бюдж-й дефицит не должен превышать 5 % от суммы (ВВП).

Разлчиают: структурный дефицит (превыш-е гос.расходов над доходами в условиях полной занят-ти при существ-ей системе налогообл-я) и циклич-й (разница между факт-им бюдж-ым дефицитом и структурным дефицитом-он возник-т в резул. Циклич-го падения произв-ва).

Можно выделить след.причины бюдж-го дефицита: 1.Низкий уровень доходов в стране. 2. Рост гос. закупок хотя и ведет к увелич-ю уровня доходов налогов, но сумма налог-х поступл-й будет всегда меньше, чем прирост закупок. 3. Бюдж-й дефицит будет зависеть от разницы между сбережениями и инвестициями. Если сбережения превышают инвестиции, это приводит к возникновению дефицита госбюджета.

Способы финанс-ия дефицита гос.бюджета: кредит-денеж. эмиссия (монетизация); выпуск займов; увелич-е налог-х поступл-й в гос.бюджет. В случ. монетизации дефицита нередко возникает сеньораж – доход гос-ва от печатания денег. Он возник-т на фоне превыш-я темпов роста ден.массы на темпом роста реал-го ВВП, что приводит к повыш-ю сред.уровня цен. В резул. все хозяйств-щие субъекты платят своеобр-ый налог и часть их доходов перераспр-ся в пользу гос-ва через возросшие цены. Если финанс-ся с помощью выпуска гос.займов-увелич-ся средн. рыноч. ставка %, что приводит к снижен-ю инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично- к снижению эф-та вытеснения, кот. значит-но ослабляет стимул-ий эффект фискал-ой политики. Проблема увелич-я налог.поступлений в гос.бюджет разреш-ся обыч. в долгоср-ой перспек-ве на базе комплек-ой налог. реформы, нацел-ой на снижение ставок и расшир-е базы налог-ния. Ни один из спос-в финан-ия дефицита не имеет абсолютн. преимуществ перед остал-ми и не явл. полностью не инфляционным.

 

 

 

 

38.Государственный долг.

Гос.долг-это сумма накопленных за опред-ый период времени бюдж-ых дефицитов минус бюдж-ые излишки. Различают: внешний долг (задолж-ть гос-ва физ., юр., лицам и организ-м других стран) и внутренний долг (задолж-ть гос-ва физ., юр., лицам и организ-м своей страны).

Управл-ие гос.долгом осущ-ся посредством: 1.рефинансир-ния-выпуска новых займов; 2.конверсии- изменением условий займа относит-но доходности; 3.консолидация гос.долга- измен-ем условий относит-но сроков (превратить краткосроч.облигации в средние и долгосроч-е);

4. унификации – объед-ем нескольких займов в один.

Обслуж-ие гос.долга приводит к вытеснению частного капитала, т.к.рын-ая ставка % растет, рост налогов для оплаты долга снижает эк-ую активность – происходит перераспр-ие дохода в пользу держателей гос.облигаций. Внешний долг более опасен т.к. нужно расплач-ся ресурсами страны. Соотнош.долга и ВВП харк-ет бремя долга, его величина зависит от размера реальной ставки %, темпов роста реал-го ВВП и величины первичного дефицита. Следовательно – гос.долг и его рост серьезно влияют на функцион-ие нац.эк-ки, что проявляется обычно в двух последствиях: банкротство нации и опасность переложения налог.бремени на будущее поколение. Гос-во обязано выполнить гос.обяз-ва по обслуж-ию гос.долга. – это фин-ые обязат-ва склад-ся из: рефинанс-ия – взимание новых налогов с целью получения достат-х доходов для выплаты %-ов по долгу и основной его суммы; выпуска в обращ-ие новых денег.

В эк-ой теории выдел.3 концепции регул-ия бюджета: концепция ежегодно балансир-ых бюджетов – в соот. с кот.исключ-ся фискал-ая деят-ть гос-ва как антициклич-я, стабилиз-щая сила. Балансир-ие осущ-ся с помощью операт-го гос.регул-ия доходов и расходов;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"