Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 20:48, шпаргалка
1. Предмет и метод экономической теории. Функции экономической теории.
Экономика-это любая деят-ть, связанная с обеспеч-ем матер-ных условий жизни.(Экон-ка- дом.хоз-во, правило, закон). В системе эк.наук выделяют эк.теорию и конкрет-е эк.науки. ЭТ включает хоз.основы общ-ва и общие принципы эк-ки. Конкретн. экон. науки- исслед. отдельн. области хоз.жизни (эк.промыш-ти, банк.дело, экон.с/х). ЭТ–хоз.жизнь общ-ва, пути достиж-я максим.эк.эффект-сти(маскимум жизн-ых благ при минимуме ресурсных затрат и соц.издержек).
Субъектами рынка являются домашние хозяйства (индивидуумы) и фирмы.С собствен-ю на ресурсы связаны доходы дом-х хоз-в.
Человек, кот. работает по найму, продает свой труд, получая взамен доход в виде з/п. Доход собственника капитала — % с капитала. Собств-к земли может сдавать ее в аренду и получать ренту (понятие «рента» в эк-ой науке и практике имеет много др. значений, кроме привод-го здесь). Человек, заним-ся предприним-ой деятельн-ю, использует свой специф-й ресурс — предприним-ую способ-ть и получает доход в виде прибыли. Вторая катег-я участн-ов рынка -это фирмы. Они занимаются произв-ом благ, в процессе кот. используют ресурсы, покупаемые у дом-х хоз-в. Плата за привлек-ые ресурсы соста-ет издержки фирм, а выручка от продажи произв-ых благ доходы фирм.
Потребитель- хозяйствующий субъект, котор. принимает обособленные решения о структуре и V потребл-ых благ. Рацион-ый потребитель – который сопостав-ет затраты и выгоды от каждой доп-ой единицы покуп-го блага. Он обладает свободой выбора на рынке и ведет себя рационально с позиции общего критерия «затраты-выгоды».
Теория поведения потреб-ля: основыв-ся на концепции в соотв-ии с которой потребление благ приносит потребителю определ-ю полезность. Полезность – это общее удовлет-е. которое потребитель получает от данного кол-ва потре-го блага в опред-й промежуток времени. В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.
Концепция полез-ти, приминяемая для анализа поведения потреб-ля, опирается на ряд предполож-й: 1. полез-ть выражает субъект-ую оценку ценности блага. Одно и то же благо может иметь разную оценку полезности у различ-х потребителей. 2. каждый отдел-й потреб-ль стрем-ся к максим-ции полезности, что явл.руковод-им псих-им принципом его поведения, 3. учитывая, что принятий решений осущ-ся в усл-ях альтернат-го выбора, полезности разных благ сопоставимы. Потреб-ли сами могут произ-ть эти сопаст-ия. Такая Способ-ть выражается в потреб-их предпочтениях, кот, примен-ся в качестве инструмента соизмерения полез-ти благ.
Проблема потреб-ля – при выявл-ых предпоч-ях и ценах благ ему необходимо так распред-ть свой огран-ый доход, чтобы получить максим-ую полезность. Потреб-ий выбор –это выбор, максимизирующий полезность потреб-я в условиях огранич-ти ден.дохода. Потреб-ие предпочтения – это сформиров-еся в процессе предшеств-го поведения и основ-ные на субъект-й оценке потреб-ем полезности благ четко определ-ые и устойчивые во времени предпочтения, послед-но примен-мые им при выборе между благами.
Зависимость между поле-ью, получ. потреб-ем и кол-ом потреб-ых им благ мож. выразить в функции общей полезности (TU) т.е. совок-ой полезности всех потре-ых благ в течении опред-го периода: TU=F (Qa, Qb….Qn), где TU- обща.полезность данного тов-го набора, Qa, Qb….Qn- V-ы потреб0я товаров a, b…n соотве-но в единицу времени.
С увелич-ем кол-ва потреб-ых единиц блага общая полезность возрастает до опред-го предела. Однако возрастает она убывающими темпами, т.е. от потреб-я каждой допол-ой единицы блага потреб-ль получает все меньший ее прирост.
Закон убывающей пред-ой полез-сти (перв.закон Госсена) утверждает- при постоян-м потреблении определ-го продукта, его предельная полез-ть начинает уменьшаться. Отсюда следует необход-ть понижения цены для того, чтобы побудить потреб-ля к увелич-ю покупок такого продукта. Однако, закон убыв-ей предел-ой полез-ти не всегда действует при малых колич-ах товара. (Напр., если человек принимает одну таблетку- он излечивается не полностью. Если 2 — то он излечивается полностью, и пред-ная полезн-ть возрас-ет по сравн-ю с 1 таблеткой. Однако дальн-е потреб-е антиб-ов только вредит организму и пред-ная полез-ть станов-ся отрицат-ой).
Правило максимизации полезности– потребитель максим-ет свою полез-ть, распр-яя доход таким образом, что каждая последующая ден.единица, затрач-ая на приобр-ние любого блага, приносит один-ую предельную полезность. При оптим-ом распред-ии огран-го дохода уровень полезности, получ-ый потреб-ем от расход-ния послед. Ден.единицы, одинаков для всех покупаемых благ вне зависимости от того, на покупку какого из благ она будет израсх-на(втор..закон Госсена).
17.Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий.
Предприятие (или фирма) - это хоз-ая ед-ца обладающая обособленным имущ-ом и оформл-ми правами, позволя-ми ей осущ-ть коммерч-ую деятел-ть под свою имущ-ую ответст-ть. В эк-ой теории сложилось несколько подходов к опред-ию фирмы:1.неоклассическая теория фирмы рассматр-ет ее как произв-ную (технолог-ую) ед-цу, деятел-ть кот. опис-ся произв-ной функ-ей, а целью явл. максим-ция прибыли;2.институциональная - исходит из того, что фирма явл. сложной иерархической структ-ой, действ-ей в усл-ях рын-й неопредел-ти; 3.поведенческая (бихевиористская) - исходит из неприемлемости предпосылок о рационал-ти и максим-ции в отношении анализа деят-ти фирмы. Фирма представл-ся механ-ом самореал-ии работн-в, а ее повед-ие явл. результ-м взаимодейс-я уровней управл-я; 4.эволюционная - сводится к тому, что фирма- саморазвив-ся организ-ия, кот. руководст-ся накопл-ым опытом, и решения приним-ся исходя из потреб-ей развития.
Предпр-ия выполняет две осн-ые функции – экон-ую (произв-во прод-ции и оказание услуг, удовлетв-щих индив-ые и общ-ые потреб-ти; максимизация прибыли – поиск эф-ых решений рац-ого сочетания факт-в произв-ва, повыш-я качест-ых харак-к выпуск-ой прод-ии и оказан-х услуг – это явл. долгоср-ой целью предпр-я) и соц-ую (обесп-ие работ-их средс-ми, необход-ми для воспроизв-ва их жизни; содействие обуч-ю и профес-ому росту работников; обесп-е соц.ориентации труда). В соотв-ии с законд-ом нашей страны разл-ют орган.-правовые формы фирм: унитар-е пред-ия, хоз.товарищества и общ-ва, кооперативы произв-ые и потреб-ие.
Унитар.предприятие - коммерч-е предпр-я, принадлеж-щие 1 владельцу. Могут содаваться гос.унитар. предпр-ия и част-е УП.
Товарищество- коммер-ое предпр-е. Созданное на догов-ой основе путем объедин-я капит-в 2 и более физ. и юр. лиц кол-во участн-ов не ограничивается, а их ответственность может быть различной.
Хоз.общества могут образовываться трех видов: ООО-создаются 2-я и более лицами, устав-й капитал кот. разделен на доли, величина кот. зафикс-на в учредит-ых документах. ОДО-формир-ся на долевой собствен-ти, но ответств-ть его участн-в знач-но расширена. Они солидарно несут субсидарную ответств-ть по его обязател-ам своим имущ-ом в пределах определ-ых учредит-ми докум-ми общ-ва. В случае банкротства одного из участн-в его ответств-ть по обязател-ам распред-ся между остал-ми участн-ми пропорц-но их вкладам.
АО (компания) – фирма, капитал кот. формир-ся за счет выпуска и продажи акций. Акция – это ценная бумага, удостов-щая, что ее владелец явл. одним из собствен-ов компании и имеет право на получ-е части прибыли, кот.называется дивидендом.
В зависимости от размера предприятия делятся: на малые, средние, крупные. Крупные – относит-но низкие затраты на ед-у прод-ции, возмож-ть координации связи с поставщ-ми, посредн-ми, банками, потреб-ми. Они устойчивы, польз-ся поддержкой гос-ва, обладают сред-ми для фин-ния модернизации. Однако, имеют повыш-ные организ-ные слож-ти в открытии фирмы, недост-ная гибкость в реагиров-нии на изменение рынка. Стремление избежать нововведений. Малые фирмы – гибкое реагир-ие на изменение потребн-ей, цен ресурсов. Их легче открыть и закрыть. Проблемами малого бизнеса явл. относит-но высокие затраты ресур-в на ед-у продукта, недостат-ть средств для финанс-ия, неустойчивость.
18. Общий, средний и предельный продукт фирмы.
Сущ-ет специфика анализа процесса произв-ва в зависи-ти от возмож-ей измен-я фирмой колич-ва и структ-ы использ-ых ресур-в. В этой связи выд-ют понятия краткоср-го и долгоср-го произв-ых периодов. Краткоср-ый период —в рамках кот. фирма не может изменить велич-у хотя бы 1 из использ-ых ею факт-в произв-ва. Те факторы, кот.невозможно изменить в краткоср-ом периоде наз.-постоянными (земля, произв-ые площади, станки и оборуд-е), те что измен-ся – переменными (труд-е и сырьевые ресурсы). Долгоср-ый - достат-ый для измен-я затрат всех факт-в произв-ва. Не сущ-ет пределов наращ-ия V произв-ва. Возмож-ти замены 1 фактора др. неогран-ны.
В краткоср-ом периоде фирма может увеличить V произв-ва только путём изменения количеств переменных ресурсов. Но в резул-те этого меняется та пропорция, в кот. они сочетаются с неизменным колич-ом пост-ых ресурсов. При этом сначала колич-во труд-х и сырьевых ресурсов, возможно, будет недостат-ым, по мере их наращ-ия станет оптим-ым, со временем эти ресурсы превратятся в избыт-ые. В долгоср-ом - рост V выпуска фирмы явл. резул-ом увел-ия использ-ия ею всех ресур-в. Кажд.ресурс в этом периоде будет переем-ым.
В различных отраслях временные рамки названных периодов имеют своё значение, что объясняется особенн-ми произв-ва. Так, в торговле краткоср-ый период м.б. = нескольким дням или неделям, достат-ым для построения нового торг-го павильона, а в энергетике продолж-ся несколько лет (сроки строит-ва тепловой или атомной электростанций весьма продолжительны).
Произв-ая функ-я краткоср-го периода. Когда перем-ым фактором явл. труд (L), а пост-ым капитал (К). Оптим-ое, эф-ое сочет-е факт-в произв-ва, влияние их измен-я на рост V-в произв-ва, опред-ют на основе анализа динамики показ-ей продукта фирмы:
Общий (совокупный) продукт (TPx) перем-го фактора x – это кол-во прод-ии, произв-ой при данных затр-х перем-го фактора, неизме-ых затр-х др.факт-в произв-ва TPx. Предположим, что фирма произв-ит продук-ю, испол-я только 2 ресурса: труд и капитал. В краткоср-ом периоде капитал (произв-ые мощн-ти) – постоян-й фактор, поэт-у V выпуска фирмы будет зависеть от колич-ва использ-го ею труда. Предприн-лю в этом случае необх-мо знать, каким будет выпуск продукции (TPx) при данных произв-ых мощн-ях к той или иной числен-ти персонала фирмы. Средний продукт (APx) перем-ого фактора X показ-ет тот V произв-ва, кот.приходится в среднем на ед-у переем-го фактора: APx= TPx/X. Рассчитав данный показ-ль, предприн-ль будет знать, сколько продукции в среднем произв-ит 1 его работник, т.е. насколько эф-но испол-ся труд. Предельный продукт (MPx)- это тот прирост продукции, кот. получен в рез-те использ-ия доп-ой ед-цы переем-го фактора Х при неизменном колич-ве постян-го ресурса: MPx= ∆TPx/∆X. Пред-ый продукт можно опред-ть как первую производную от произв-ой функции. Он характ-ет эф-ть использ-ия доп-ой ед-цы переем-го фактора, её предельную производител-ть.
Рост кол-ва вовлекаемого в произв-во труда при неизмен-ых V капитала на нач-ом этапе к опережающему росту выпуска продукции. Это объян-ся возмож-ями улучш-я орган-ции произв-ва и более полного испол-ия произв-ых мощн-ей.
Ускорен-ый рост выпуска продолж-ся до момента достиж-я оптим-го соотн-ия труда и капитала. Дальнейшее увелич-ие кол-ва труда при более интенс-ом использ-ии данных произв-ых мощн-й приводит к тому, что рост выпуска начинает отставать от роста труда- означает, что каждая доп.ед-ца труда все меньше влияет на рост выпуска и когда произв-ые мощности окажутся полностью загруж-ыми, наем новых рабочих не приведет к росту выпуска прод-ции.
Уменьш-е предел-о продукта после достиж-я техн-ки оптим-го соотн-ия труда и капитала наз.- законом убыв-щей отдачи факторов произв-ва (действ-ет на краткоср-ом врем-ом интервале, когда хотя бы 1 произв-ый фактор остается неизм-ым).Предел-ый продукт харак-ет предел-ую произв-ть перем-го фактора произв-ва, т.е. произв-ть последней вовлеч-ой в произв-ый процесс доп.ед-цы этого фактора., средний продукт – его сред-ю произв-ть. В долгоср-ом периоде Закон не действует, но рост произв-ти переменных факторов произв-ва м.б.различным. В связи с этим различают 3 эффекта от масштабов:
1. Положит-ый эф-т (экономия на масштабах) – наблюд-ся тогда, когда прирост факторов произв-ва вызывает больший по величине прирост продукта. 2. Постоянный эф-т – тогда, когда прирост ресурсов ведет к такому же по величине приросту продукта. 3. Отриц-ый эф-т – означает, что прирост факторов произв-ва вызывает меньший по величине прирост продукта фирмы.
Изокванта – это кривая, опред-ая различ-ые комбин-ции факторов произв-ва (графич-е выражение функции типа Qmax= f (К, L), каждая точка кот. показ-ет одинак-ый V и множество соотношений К и L), кот. м.б. использ-ны для произв-ва заданного V произ-ва. Карта изоквант – это набор изоквант, показывает все допус-ые варианты осущ-ия произв-ва.
19. Производственная функция.
Произ-во – общест-ый процесс создания мат-ых благ, необх-ых для удовл-ия потребн-ей людей. Главная (конечная) цель произв-ва-удовлетв-е потреб-ей. В процессе произв-ва происходит преобраз-ие факт-в произ-ва – реально вовлеч-ых в процесс произ-ва ресур-в (прир-ых, матер-ых, труд-ых, фин-ых), в новые эк-ие блага. К факторам произв-ва принято относить: Фактор Труд- привлеч-ые к процессу проив-ва труд-ые(людские) ресурсы. Земля- природ-е ресурсы, вовлеч-ые в процесс создания мат-ых благ, в т.ч. земля, где располаг-ся произв-во. Капитал – инвестиц-ые ресурсы (ср-ва произв-ва в ден. и нат. форме), вовлеч-ые в произв-во и приносящие доходы.
Т.образ., произв-во есть процесс соедин-ия факторов произв-ва в целях создания новых благ. Факторы произв-ва наход-ся в распоряж-и конкр-ых предпр-ий и участв-щие в произв-ве и обращ-ии созд-го продукта наз-т - произв-ми фондами предпр-ия. У пред-ий м. б. и непроизв-ые фонды –жилые дома, сады и т.д. Гл. состовл-ей фондов для пред-ий служат – основ-е произв-ые фонды –часть ср-в произв-ва, занятая в произв-ом процессе длит-ое время и переносящая свою стоим-ть на продукт по частям по мере износа. Процесс возмещения стоим-ти износа осн-ых произв-ых фондов наз.-амортизацией. Между V произв-ва и кол-ом потреб-ых факторов произв-ва сущ-ет функцион-ая завис-ть.выражена произв-ой функцией: Q=f(X1, X2….Xn), где Q — выпуск продукции фирмой за опред-ый промеж-к времени, X1, X2….Xn – кол-во ресурсов, ипольз-ых в произв-ве прод-ии.
Она хар-ет максим-ый выпуск, котор. м. б. получен при опред-ом сочетании факт-в произв-ва и при данном уровне технолог-го развития общ-ва и харак-ет только технич-ки эф-ые способы произв-ва..выражает взаимосвязь между факторами произв-ва, опред-ет долю участия каждого из них в создании тов-в и услуг. можно найти такое сочетание факт-в, при котор. будет достигнут максм-ый V произв-ва тов-в и услуг, прослед-ть как измен-ся выпуск прод-ции при увелич-ии или умен-нии использ-ия тех или иных факт-в произв-ва на одну ед-у-достичь оптим-го сочетания факт-в, выявить произв-ые возмож-ти пред-ия. С помощью этой функции товаропроизв-ль факт-ки может опред-ть экон-ую целесооб-ть произв-ва прод-ции.