Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:14, шпаргалка
1) Основные этапы развития эк теории.
2) Предмет эк теории: различные подходы
3) Общественное производство и его структура.
4) Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей
6) Основные категории товарного хоз-ва
20)Классификация
предприятий по степени
В этом типе классификации речь идет о размере предприятия, о его потенциале. Наиболее распространено такое деление в отношении производственных предприятий, когда представляется возможным определить производственную мощность путем расчета максимально возможного выпуска продукции за определенный период времени (сутки, месяц, год). Это не препятствует, тем не менее, распространению суждения о степени концентрации производства и на любые сферы предпринимательской деятельности -туристическую, банковскую, страховую и т.п.
Концентрация -1) сосредоточение, объединение производства капитала в одних руках, преобладание на рынке одной или нескольких фирм. Наращивание капитала путем соединения капиталов разных собственников, а также за счет превращения прибыли в капитал. Концентрация производства - сосредоточение выпуска родственных видов продукции на крупных предприятиях.
Концентрация производства дополняется централизацией капитала-объединением ряда производств в одно крупное предприятие на базе машинной техники.
В мировой практике используется членение предприятий на три группы -малые, средниеи крупные. Такое деление в целом довольно условно и в каждой стране имеет свои национальные обоснования.
В основу деления в общем случае принимаются показатели численности работников. Важную роль играет характеристика стоимости имущества предприятия (основных производственных фондов) или объем выпуска продукции в стоимостной или натуральной форме.
В Советском Союзе
в условиях социалистической системы
хозяйства малые предприятия
рассматривались без
С учетом высокого уровня
технического и технологического развития
производства в оценке экономики
возрастает роль потенциала предприятия,
характеристик его
Подразделение предприятий на малые, средние и крупные определяется во многих странах в связи с интересами деловых кругов, поскольку оно вытекает из государственной политики стимулирования предпринимательства. Вместе с тем, существуют некоторые устоявшиеся во времени взгляды, позволяющие относить к крупным предприятиям те, на которых занято более 500 работников. К малым предприятиям часто причисляют те, где число работников не превышает 50 человек, иногда несколько более, но чаще- даже менее. При этом численность дифференцируется в зависимости от сферы предпринимательской деятельности.
В России в настоящее
время нет определенных регламентации
в отношении численности
Преимущества крупных, а также и средних предприятий включают возможность достижения лучших экономических показателей за счет концентрации усилий, ресурсов, за счет специализации, позволяющей использовать высокопроизводительное сложное оборудование при существенной интенсивности использования. Речь идет об эффекте масштаба.
Преимущества малых
предприятий заключаются в
Малые предприятия не вступают в прямое соперничество с большим бизнесом и не противостоят ему. Они занимают свойственные им ниши рынка и в меру возможности и необходимости взаимодействуют с крупными предприятиями, принимая на себя решение тех задач, выполнение которых затруднительно или экономически невыгодно в большом бизнесе.
21)Пределы возможностей рыночного механизма. Роль гос-ва в рыночной экономике. Смешанная экономика.
Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынков. Такими законами являются: закон стоимости (ценности) и полезности, конкуренции, падающего спроса, изменения предложения, равновесной цены и др.
Рыночный
механизм – механизм
Известно,
что рыночный механизм, хотя и
представляет собой хорошо
Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:
Во всех этих случаях требуется вмешательство государства.
Последствия
гос. регулирования рыночного
Основными средствами гос. воздействия являются:
4.Директивные цены (установление верхних и нижних пределов цен)
- установление «потолка цен». Если потолок цен Pg установлен на уровне ниже, чем равновесная цена, то возникает дефицит в размере Qd(Pg)-Qs(Pg).
- установление «пола цен». «Пол
цен» связывается с
3. Регулирование количества. Политика протекционизма – гос-во может квотировать (ограничивать кол-во продаваемой продукции) объем продаж на рынке. Данная политика может привести к сокращению объема продаж до установленного в квоте Q2* и росту цены на рынке, так как ограниченное кол-во будет продано по максимально возможной цене P2*.
Смешанная экономика – организация экономики, которая сочетает в себе рыночную эффективность с гос-ным регулированием, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги. При этой системе большое внимание уделяется соц сфере. Гос-во обеспечивает эконом и полит стабильность общества, сглаживает циклические колебания, кризисные явления и др.
22)Поведение фирмы в
условиях монополии.
Чистая
простая монополия – это экономическая монополия,
владею-щая 100% рынка, способная блокировать
вступление новых фирм в отрасль и не испытывающая
государственного вмешательства в ее
деятельность, а также продающая свою
продукцию по одной и той же цене всем
своим покупателям.
Такая фирма, устанавливая цену на свою
продукцию, руководствуется правилом
MR = MC, что позволяет ей обеспечить наилучший
финансовый ре-зультат. При этом спрос
на продукцию отрасли одновременно является
спро-сом и на продукцию данной фирмы,
а цена не является заданной величиной.
Производитель, сталкивающийся с совокупным
рыночным спросом, осознает, что чем больше
продукции он произведет, тем меньшей
будет возможная цена реализации. График
спроса (совпадающий с графиком среднего
дохода) для монополиста имеет отрицательный
наклон (рис. 46). В этом случае предель-ный
доход будет все время ниже среднего дохода,
т.е. MR
Существует ряд неправильных представлений
о монополистическом це-нообразовании:
а) считается, что монополист будет назначать
наивысшую цену, которую он может получить.
Однако совокупная прибыль, к максимизации
которой стремится монополист, представляет
собой разницу между совокупным дохо-дом
и совокупными издержками, а и то и другое
в равной степени зависит и от цены, и от
издержек на единицу продукции;
б) считается, что монополист стремится
к максимуму прибыли на едини-цу продукции.
Однако цель монополиста – максимизировать
совокупную при-быль, и дополнительные
продажи способны компенсировать более
низкую прибыль на единицу продукции;
в) считается, что монопольное положение
является гарантией прибылей. Однако в
рамках краткосрочного периода фирма
может ставить перед собой цели минимизации
убытков, что в ряде случаев может заставить
ее даже приос-тановить выпуск продукции.
Аналитический расчет, обосновывающий
выбор фирмой оптимальной комбинации
объема выпуска и цены, предусматривает
следующую последова-тельность действий:
а) расчет величины предельных издержек
как первой производной функ-ции издержек;
б) вывод функции цены на основе функции
спроса (при этом обозначение D меняется
на обозначениеQ);
в) вывод функции совокупного дохода на
основе функции цены;
г) расчет величины предельного дохода
как первой производной функции совокупного
дохода;
д) определение оптимального объема выпуска
исходя из равенства пре-дельного дохода
и предельных издержек;
е) определение оптимальной цены с использованием
выведенной функ-ции цены;
ж) определение финансового результата
и в случае его отрицательного значения
сопоставления последнего с величиной
совокупных постоянных из-держек для принятия
окончательного решения об объеме выпуска.
Очевидно также, что гипотеза нулевой
прибыли, выдвинутая нами для отрасли
с совершенной конкуренцией, неприменима
для монополиста, который не только в коротком,
но и в длительном периоде может получать
положитель-ную чистую прибыль (монопольную
сверхприбыль) вследствие имеющихся барьеров
для входа в отрасль новых фирм. Главная
причина ее образования – возможность
монопольного производителя ограничить
выпуск по сравнению с выпуском в условиях
совершенной конкуренции и, следовательно,
реализовать товар по более высокой цене.
1) фирма, максимизирующая прибыль в условиях
совершенной конку-ренции, может контролировать
лишь один параметр - объем выпуска продук-ции
(фирма учитывает вид своей функции издержек
и величину заданной рын-ком цены);
2) фирма, максимизирующая прибыль в условиях
чистой монополии, оп-ределяет одновременно
значения двух параметров - объема выпуска
и цены (фирма учитывает вид своей функции
издержек и графика спроса с отрица-тельным
наклоном).
Следовательно, фирма-монополист производит
меньше продукции и продает ее по более
высокой цене.
При рассмотрении экономической модели
чистой монополии мы предполага-ли, что
предприятие-монополист не сталкивается
с конкуренцией ни в каких формах и полностью
контролирует цену выпускаемого товара.
Регулирование монополии.
Большинство монополистических отраслей являются естественными монополиями и подлежат общественному регулированию. Цены и тарифы железных дорог, поставщиков природного газа и электричества определяются федеральными или региональными регулирующими комиссиями правительства страны и региональных органов власти.
Порядок регулирования деятельности естественных монополий в России определяется федеральными законами «О естественных монополиях» от 17.08.95 г. №147-Ф3, «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.95 г. №41-Ф3.Цена, обеспечивающая «справедливую прибыль», устанавливается регулирующим органом равным средним валовым издержкам при заданном объеме производства с добавлением к ним «справедливого» процента прибыли.
Монополия требует вмешательства государства. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социальными конфликтами. Поэтому современного государство должно осуществлять антимонопольное регулирование экономики, в с применением 3х групп мер:
23)Экономические функции гос-ва в рыночной экономике.
Последствия
гос. регулирования рыночного