Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:14, шпаргалка
1) Основные этапы развития эк теории.
2) Предмет эк теории: различные подходы
3) Общественное производство и его структура.
4) Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей
6) Основные категории товарного хоз-ва
Существует предел для роста объема выпуска, который может быть достигнут ростом затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Так, в фирме при фиксированном количестве машин и производственных помещений имеется предел роста выпуска путем увеличения дополнительных рабочих, поскольку рабочий не будет обеспечен машинами для работы.
Существует определенная взаимная дополняемость (комплектарность) факторов производства, однако без уменьшения объема выпуска вероятна и определенная взаимозаменяемость данных факторов производства. Так, для выпуска блага могут быть использованы различные комбинации ресурсов; можно произвести это благо при использовании меньшего объема капитала и большего объема затрат труда, и наоборот. В первом случае производство считается технически эффективным в сравнении со вторым случаем. Однако существует предел того, насколько труд может быть заменен большим объемом капитала, чтобы не сократилось производство. С другой стороны, имеется предел применения ручного труда без использования машин.
В графической форме каждый вид производства может быть представлен точкой, координаты которой характеризуют минимально необходимые для выпуска данного объема продукции ресурсы, а производственная функция - линией изокванты.
Рассмотрев производственную функцию фирмы, перейдем к характеристике следующих трех важных понятий: общего (совокупного), среднего и предельного продукта.
На рис. 22.1, а показана кривая общего продукта (ТР), который изменяется в зависимости от величины переменного фактора X. На кривой ТР отмечены три точки: В - точка перегиба, С - точка, которая принадлежит касательной, совпадающей с линией, соединяющей данную точку с началом координат, D - точка максимального значения ТР. Точка А перемещается по кривой ТР. Соединив точку А с началом координат, получим линию ОА. Опустив перпендикуляр из точки А на ось абсцисс, получим треугольник ОАМ, где tg а есть отношение стороны AM к ОМ, т. е. выражение среднего продукта (АР).
Проведя через точку А касательную, получим угол Р, тангенс которого будет выражать предельный продукт МР. Сопоставляя треугольники LAM и ОАМ, находим, что до определенного момента тангенс Р по величине больше tg а. Таким образом, предельный продукт (МР) больше среднего продукта (АР). В том случае, когда точка А совпадает с точкой В, тангенс Р принимает максимальное значение и, следовательно, предельный продукт (МР) достигает наибольшего объема. Если точка А совпадает с точкой С, то значение среднего и предельного продукта равны. Предельный продукт (МР), достигнув максимального значения в точке В (рис. 22, б), начинает Сокращаться и в точке С пересечется с графиком среднего продукта (АР), который в этой точке достигает максимального значения. Затем и предельный, и средний продукт сокращаются, но предельный продукт уменьшается опережающими темпами. В точке максимума общего продукта (ТР) предельный продукт МР = 0.
Мы видим, что наиболее
эффективное изменение
34)Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Поведение предприятия в условиях совершенной (чистой) конкуренции. Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей.
Поэтому спрос на продукцию отдельного производителя является совершенно эластичным. Конкурентная фирма в краткосрочном периоде располагает неизменным капиталом и пытается максимизировать прибыль путем изменения объемов производства, варьируя переменными факторами (труд, материалы и т.п.).Равновесное положение фирмы – это позиция фирмы на рынке, при котором она достигает своей цели, т.е. максимизирует прибыль. Для нахождения равновесного положения проведем анализ доходов и расходов фирмы, выраженных в валовых показателях, при изменении объемов производства (табл.) Введем два показателя, характеризующие доход фирмы:
Средний доход AR – усредненный доход фирмы, получаемый от реализации единицы продукции Предельный доход MR – прирост дохода фирмы от продажи дополнительной единицы продукции .Поскольку на рынке совершенной конкуренции цена товара устанавливается рынком и является равной для всех торговцев, на таком типе рынка средние и предельные доходы фирмы равны рыночной цене товара: Û
35)Поведение
фирмы в условиях монополистической конкуренции. Модель поведения фирмы в условиях
монополистической конкуренции представляет
собой сочетание моделей монополии и совершенной
конкурен-ции. Она основывается на следующих
предположениях:
1) график спроса на продукцию фирмы является
не горизонтальной ли-нией (как в условиях
совершенной конкуренции), а имеет нисходящий
харак-тер (как в условиях монополии). Но
при этом график спроса на продукцию фирмы
более эластичен, чем график отраслевого
спроса, так как на рынке про-изводятся
товары, являющиеся частичными субститутами;
2) благодаря небольшому размеру фирм отсутствуют
ощутимые барьеры на входе, что способно
запустить в действие механизм «парадокса
прибыли». Но при этом, в отличие от совершенной
конкуренции в долгосрочном периоде, экономическая
прибыль лишь стремится к нулю, а не достигает
его;
3) благодаря достаточно большому числу
фирм и дифференцированности товаров
у разных фирм, каждая из фирм может осуществлять
собственную це-новую политику, не опасаясь
реакции конкурентов.
Итак, механизм ценообразования в условиях
монополистической конку-ренции содержит
элементы, присущие как рынку совершенной
конкуренции, так и монополизированному
рынку. Специфическим результатом взаимодейст-вия
этих элементов является установление
долгосрочного рыночного равнове-сия
при цене, превышающей предельные издержки
(свойство монополизиро-ванного рынка),
но равной средним издержкам (свойство
рынка совершенной конкуренции). Условия
монополистической конкуренции не позволяют
осуще-ствлять выпуск с минимально возможными
при данной технологии затратами производства.
Вследствие этого равновесная цена на
продукцию монополисти-ческого конкурента
содержит “плату за разнообразие”. Специфика
положения монополистического конкурента
проявляется также в том, что функция спроса
на его продукцию зависит от его общих
издержек, поскольку затраты на рекла-му,
повышение качества продукции и обслуживания
покупателей увеличивает спрос на продукцию
фирмы.
36)Поведение фирм в условиях олигополии. Модели олигополии.
Для олигополии
характерны три основных признака,
отличающих ее от других типов рыночных структур:
1) в отрасли присутствует две или более
конкурирующие фирмы, так что отрасль
не является монополизированной;
2) график спроса каждой фирмы имеет нисходящий
характер, поэтому в отрасли не действуют
правила совершенной конкуренции;
3) в отрасли функционирует по крайней
мере одна крупная фирма, любые действия
которой вызывают ответную реакцию конкурентов,
поэтому нельзя считать, что здесь могут
действовать принципы ценообразования,
схожие с мо-нополистической конкуренцией,
при которых каждая фирма может проводить
собственную независимую ценовую политику.
Олигополистической взаимосвязью называют
необходимость тщатель-ного учета действий
конкурирующих фирм на олигополистическом
рынке при определении цены и объема выпуска.
Напомним, что на олигипольном рынке продукция
может быть как одно-родной, так и дифференцированной.
Поскольку на рынке однородного товара
все фирмы вынуждены продавать продукцию
по единой цене, то основным ин-струментом
конкуренции фирм на этом рынке является
изменение объемов предложения. На рынке
же дифференцированного товара продукция
каждой фирмы имеет отличительные признаки
и конкуренция преимущественно ведет-ся
посредством “ценовых войн”. Ценовой
войной называется цикл последова-тельных
снижений цен конкурирующими фирмами
в целях завоевания боль-шей доли рынка.
Единой модели олигополии не существует,
так как слишком много фак-торов влияют
на стратегию и тактику олигополии. Разработан
ряд моделей, объясняющих поведение фирм
в конкретных ситуациях:
•модель ломаной кривой спроса;
• модель ценового лидера;
• игровая модель поведения олигополистов;
• модель картельного ценообразования.
Но в любом случае цена на рынке олигополии
предложения при прочих равных условиях
превышает цену, складывающуюся на рынке
совершенной или монополистической конкуренции,
и ниже монопольной цены.
Например, модель картельного ценообразования
иллюстрирует воз-можности сговора фирм,
суть которого состоит в регулировании
объема пред-ложения товара с целью поддержания
уровня цен на желаемом уровне. В соот-ветствии
с международной классификацией фирм
картелем является объедине-ние фирм одной
отрасли, которые вступают между собой
в соглашение, ка-сающееся преимущественно
совместной коммерческой деятельности
– регули-рования сбыта. Признаками картеля
являются:
а) договорной характер объединения;
б) сохранение права собственности участников
картеля на свои предпри-ятия и обеспечиваемая
этим хозяйственная, финансовая и юридическая
само-стоятельность;
в) совместная деятельность по реализации
продукции.
Основные проблемы, с которыми сталкивается
картель – это проблемы согласования
решений между фирмами-членами для установления
системы ог-раничений (квот) этих фирм
и обеспечение выполнения установленных
квот после их утверждения. Самым известным
международным картелем является ОПЕК,
объединяющий ряд стран, являющихся ведущими
поставщиками нефти, на долю которых приходится
более 30% мирового экспорта сырой нефти.
Модель ломаной кривой спроса объясняет
тот факт, что на олигополь-ных рынках
цены являются относительно жесткими,
и их изменение не проис-ходит столь часто,
как на конкурентных рынках. Данная модель
исходит из от-сутствия сговора фирм.
Одной из форм неявного соглашения конкурентов
придерживаться еди-ной цены на рынке
однородного товара является ценообразование
за лидером или модель ценового лидера.
В данном случае лидер устанавливает не
объем своего выпуска, а цену на свою продукцию.
В качестве лидера выступает до-минирующая
по объему производства фирма, имеющая,
как правило, более низкие средние затраты,
чем аутсайдеры. Лидер устанавливает цену,
максими-зирующую его прибыль, а все другие
фирмы – аутсайдеры воспринимают цену
лидера в качестве заданной величины.
37)Олигополистическая стратегия и теория игр.
Особенности поведения фирм в условиях олигополии.
Для олигополии характерны три
основных признака, отличающих ее от других
типов рыночных структур:
1) в отрасли присутствует две или более
конкурирующие фирмы, так что отрасль
не является монополизированной;
2) график спроса каждой фирмы имеет нисходящий
характер, поэтому в отрасли не действуют
правила совершенной конкуренции;
3) в отрасли функционирует по крайней
мере одна крупная фирма, любые действия
которой вызывают ответную реакцию конкурентов,
поэтому нельзя считать, что здесь могут
действовать принципы ценообразования,
схожие с мо-нополистической конкуренцией,
при которых каждая фирма может проводить
собственную независимую ценовую политику.
Олигополистической взаимосвязью называют
необходимость тщатель-ного учета действий
конкурирующих фирм на олигополистическом
рынке при определении цены и объема выпуска.
Напомним, что на олигипольном рынке продукция
может быть как одно-родной, так и дифференцированной.
Поскольку на рынке однородного товара
все фирмы вынуждены продавать продукцию
по единой цене, то основным ин-струментом
конкуренции фирм на этом рынке является
изменение объемов предложения. На рынке
же дифференцированного товара продукция
каждой фирмы имеет отличительные признаки
и конкуренция преимущественно ведет-ся
посредством “ценовых войн”. Ценовой
войной называется цикл последова-тельных
снижений цен конкурирующими фирмами
в целях завоевания боль-шей доли рынка.
Единой модели олигополии не существует,
так как слишком много фак-торов влияют
на стратегию и тактику олигополии. Разработан
ряд моделей, объясняющих поведение фирм
в конкретных ситуациях:
•модель ломаной кривой спроса;
• модель ценового лидера;
• игровая модель поведения олигополистов;
• модель картельного ценообразования.
Но в любом случае цена на рынке олигополии
предложения при прочих равных условиях
превышает цену, складывающуюся на рынке
совершенной или монополистической конкуренции,
и ниже монопольной цены.
Например, модель картельного ценообразования
иллюстрирует воз-можности сговора фирм,
суть которого состоит в регулировании
объема пред-ложения товара с целью поддержания
уровня цен на желаемом уровне. В соот-ветствии
с международной классификацией фирм
картелем является объедине-ние фирм одной
отрасли, которые вступают между собой
в соглашение, ка-сающееся преимущественно
совместной коммерческой деятельности
– регули-рования сбыта. Признаками картеля
являются:
а) договорной характер объединения;
б) сохранение права собственности участников
картеля на свои предпри-ятия и обеспечиваемая
этим хозяйственная, финансовая и юридическая
само-стоятельность;
в) совместная деятельность по реализации
продукции.
Основные проблемы, с которыми сталкивается
картель – это проблемы согласования
решений между фирмами-членами для установления
системы ог-раничений (квот) этих фирм
и обеспечение выполнения установленных
квот после их утверждения. Самым известным
международным картелем является ОПЕК,
объединяющий ряд стран, являющихся ведущими
поставщиками нефти, на долю которых приходится
более 30% мирового экспорта сырой нефти.
Модель ломаной кривой спроса объясняет
тот факт, что на олигополь-ных рынках
цены являются относительно жесткими,
и их изменение не проис-ходит столь часто,
как на конкурентных рынках. Данная модель
исходит из от-сутствия сговора фирм.
Одной из форм неявного соглашения конкурентов
придерживаться еди-ной цены на рынке
однородного товара является ценообразование
за лидером или модель ценового лидера.
В данном случае лидер устанавливает не
объем своего выпуска, а цену на свою продукцию.
В качестве лидера выступает до-минирующая
по объему производства фирма, имеющая,
как правило, более низкие средние затраты,
чем аутсайдеры. Лидер устанавливает цену,
максими-зирующую его прибыль, а все другие
фирмы – аутсайдеры воспринимают цену
лидера в качестве заданной величины.
Игровая модель базируется на теории игр в экономическом поведении, разработанной Джоном фон Нойманом и Оскаром Моргенштерном в середине 20-го века. Теория игр анализирует поведение лиц или организаций с противо-положными интересами. При этом результаты управленческих решений зави-сят не только от данного лица, но и от решений конкурентов.
Игра состоит из следующих элементов:
- игроки (например, 2 фирмы);
- стратегии (например, объем производства, цена и др.);
- результаты (например, прибыли или убытки).
Суть теории игр состоит в поиске наиболее вероятного поведения игро-ков в течение игры. При этом существует понятие «максиминной страте-гии», которая исходит из необходимости пессимистической оценки возможных для себя последствий анализируемой игры. При отсутствии возможности сго-вора данная стратегия является наиболее реалистичной, так как игрок должен понимать, что его соперник постарается сделать все возможное, чтобы одер-жать победу. В таком случае следует из возможных зол выбрать наименьшее. В классической форме суть игровой модели представляется «моделью дилеммы заключенного».
38)Модель ломаной кривой спроса.
Модель, получившая название ломаной кривой спроса, была предложена для объяснения поведения олигополистов П. Суизи и Р. Хэллом и Ч. Хитчем в 1939 г. В действительности она объясняла жесткость цен (иначе это свойство цен называют прилипчивостью или приклеиваемостью), но не их изначальное образование.
Модель ломаной кривой спроса может быть представлена посредством специфических предполагаемых вариаций, но не в терминах количеств, а в терминах цен (как в модели Бертрана). Это соответствует допущению, что именно цены, а не количества являются основной управляемой переменной.
Эмпирическая проверка модели ломаной кривой спроса, проводившаяся рядом авторитетных экономистов, не подтвердила наличие излома на воображаемой кривой спроса олигополистов, который свидетельствовал бы об асимметрии в реакции соперников на изменение цены. Позднее Дж. Стиглер высказал мнение о ненужности модели ломаной кривой спроса, объяснив ее присутствие в стандартных учебниках экономики консервативной ролью последних в развитии науки и смене доктрин, субъективными факторами, в частности, слепым следованием авторитетам.
Критики модели ломаной кривой спроса правы в том, что эта модель не может быть основной, а тем более общей моделью олигополии, на статус которой она первое время претендовала. Однако в тех ситуациях, когда представления олигополистов о возможном поведении соперников ограничены, эта модель может быть использована для разумного объяснения их поведения. К числу подобных ситуаций относятся новые отрасли на раннем этапе их становления, когда соперники "еще не познакомились друг с другом", а также в случае присоединения к отрасли новых, ранее неизвестных фирм.