Система национальных счетов в Республике Беларусь и ее показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование роли и функций национального счетоводства и системы национальных счетов.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН;
Раскрыть сущность, роль и функции национального счетоводства, основные составляющие построения и значение для макроэкономического анализа;
Изучить составляющие основных макроэкономических показателей, их взаимосвязь, методы измерений

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......4

ГЛАВА 1 Понятие, сущность и функции национального счетоводства. Система национального счетоводства. CНC: понятие, сущность, структура и теоретические принципы ее построения. Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода…………………………………………………………….......6
1.1 Система национального счетоводства: сущность, роль и функции ……6
1.2 Принципы построения СНС……………………………………………..9
1.3. Основные показатели национальных счетов и соотношения между ними…………………………………………………………………………......12
1.4. Содержание национальных счетов……………………………………..15
1.5. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода……………….22
ГЛАВА 2 Система национальных счетов в Республике Беларусь и ее показатели………………………………………………………………………24
2.1. Система счетов, отражающих взаимосвязи отраслей и секторов экономики в условиях ее рыночного регулирования. Методология системы национальных счетов Республики Беларусь…………………………………24
2.2. Основные показатели системы национальных счетов по Республике Беларусь…………………………………………………………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая макра.docx

— 365.95 Кб (Скачать файл)

а) нефинансовые предприятия;

б) финансовые учреждения;

в) органы общего государственного управления:

г)частные некоммерческие предприятия, обслуживающие домашние хозяйства;

д) домашние хозяйства, включая мелкие предприятия.

Вторая классификация в отличие от первой не рассматривает функциональные группы в экономике, а рассматривает предприятия как юридические лица. В ней разделены финансовые и нефинансовые предприятия в графе "отрасли производства товаров и услуг": производственная деятельность домашних хозяйств и мелких производственных предприятий отражается в графе "домашние хозяйства"; и государственные производственные предприятия в ней относятся к графе "общие государственные органы управления", а не к графе "отрасли производства товаров и услуг".

При расчете показателей СНС накладываются определенные ограничения, связанные с исключением избыточности учета:

а) общий итог ресурсов должен быть равен общему итогу использования как по отдельным операциям, так и по отдельным счетам;

б) счета не должны отражать операций внутри одного и того же экономического агента. Однако на практике такие сделки могут учитываться как фиктивные купли и продажи одного и того же агента. Это необходимо для более точного расчета национального продукта, например, потребление фермером крупной части своей продукции;

в) теоретически счета не должны отражать также операций между экономическими агентами одной группы. На практике такие операции иногда отражаются в ресурсах и использовании данной группы агентов на одну и ту же сумму.

Роль национального счетоводства в экономической жизни общества огромна. Объясняется это тем, что, являясь на первый взгляд, чисто описательным инструментом, национальное счетоводство позволяет не только познать, но и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве.

Эта роль национального счетоводства обусловлена функциями, которые призвана выполнять данная категория. Выделяют следующие функции СНС:

1) экономической  политики;

2) экономического  прогнозирования;

3) оценки  уровня жизни различных групп  населения и сравнения его  с уровнем жизни других стран;

4) связи  экономической теории с практикой.

Первые две функции - основные, так как описываемая в национальных счетах экономическая деятельность позволяет облегчить экономические действия государства в настоящем и будущем.

Вторые две функции - более конкретные. Последняя из них позволяет испытать некоторые гипотезы и теоретические концепции на реальном развитии, отраженном в счетах за определенный период времени.

Через систему национальных счетов видятся новые подходы к изучению динамики материальных и финансовых потоков при помощи дефляторов цен на товары и услуги конечного потребления и инвестиционного назначения. Рядом с направлением изучения рыночных процессов по методологии национальных счетов находятся вопросы статистического моделирования и анализа эффективности производства и производительности труда.

Система национальных счетов связывает воедино важнейшие экономические показатели - объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода.

Подводя итог, отметим, национальное счетоводство — информационная система, отвечающая требованиям комплексного исследования экономики посредством статистического моделирования, анализа и прогнозирования рыночных экономических процессов на макроуровне. В структуру СНС входят определенные блоки, в которые включаются счета. Счета являются основной и наиболее развитой формой представления экономических явлений, прежде всего, экономического оборота. СНС позволяет измерить и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве.

 

1.2 Принципы построения СНС

 

Основные методологические принципы национального счетоводства позволяют выявить в рамках СНС картину функционирования экономики, характеризовать главный объект исследования – экономический оборот – как в его объективном единстве, так и посредством анализа основных его составляющих и системы экономических связей между ними.

Национальное счетоводство основано на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов СНС.

Классификации всех процессов экономики, экономических операций, хозяйственных единиц необходимы для того чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.

Основным методологическим приемом является применение к описанию национальной экономики методов бухгалтерского учета (системы счетов с прямой корреспонденцией по принципу двойной записи бухгалтерского баланса).

Применение принципа двойной записи к системе народнохозяйственных показателей придает СНС важное качество – способность количественно отражать не статистические величины а процесс происходящий в рамках экономического оборота.

Последовательность распространения СНС определяется стадиями воспроизводственного цикла базой служит хозяйственный кругооборот, обеспечения замкнутости системы на основе жесткой увязки показателей, предполагающих балансовое равенство совокупных доходов и расходов по секторам и народному хозяйству в целом. Логика между национальным счетоводством заключается во первых в том, что весь процесс общественного воспроизводства может быть представлен как совокупность хозяйственных операций экономических агентов; во-вторых, каждая операция отражается на счетах контрагентов как их процессы пополнения ресурсов или их использования.

Счета представляют собой систему именно потому, что они, во первых, связанны между собой; во вторых, ориентированы на достижение единой цели; в-третьих, построенные по единому методологическому принципу; в четвертых, они содержат систему взаимосвязанных показателей исчисленных по единым методологическим основам.

Основные принципы составления национальных счетов следующие:

Счета имеют форму Т состоят из двух частей разделов. При этом ресурсы (по составляющим их компонентам) отражаются с правой стороны – колонка “ресурсы” а их использование отражается в левой части – колонка “Использование”.

Счета строятся по принципу бухгалтерского учета что выражается в двойном отражении в СНС каждой операции (или корреспондирующей с ней): в части использования одного счета, в части “Ресурсы” другого счета (что соответствует бухгалтерскому принципу записи операции в дебете одного счета и в кредите другого счета корреспондента). Это обеспечивает дополнительный контроль достоверности отражаемой в счетах информации увязывает счета. При изучении динамики этих показателей необходимо предварительно привести к сопоставимому виду их содержание.

Каждый счет представляет собой балансовую таблицу в которой расчетным путем обеспечивается равенство (баланс) между двумя частями:

“Ресурсы” и “Использование”.

Показатели в счете представляют собой операции. Каждая операция – это стоимостной поток между институциональными единицами. Экономические операции в соответствии с различными стадиями процесс воспроизводства могут быть операциями производственными обменными или операциями потребления и сбережения причем в счетах отражаются не сами процессы потребления или накопления, а приобретение (доходы) с целью потребления или накопления.

В соответствии с принципом двойной записи принятым в системе, итоги операций на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи которая сама по себе важна в экономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. Балансирующие статьи счетов обеспечивающие баланс (равенство) правой и левых частей счета рассчитывается как разность между объемами ресурсов и их использованием.

Национальные счета строятся в определенной последовательности соответствующей в основном последовательности воспроизводственного цикла.

Балансирующая статья предыдущего счета, отраженная в разделе “Использование”, является исходным показателем раздела “Ресурсы” последующего счета. Этим достигаются увязки счетов между собой и превращение их в систему.

Счета являются регистрацией всех экономических потоков в форме балансов. С их помощью характеризуется деятельность экономических агентов системы по совершению операций. Поэтому вся экономическая деятельность отражается в счетах операций и в счетах агентов. Счета агентов фиксируют деятельность определенной их категории и группирует все виды экономических операций, в которых агенты принимали участие.

Балансирующие статьи не операции, которые можно наблюдать, а расчетная категория предназначенная не только для обеспечения сбалансированности между объемами ресурсов и их использованием в каждом счете (для арифметического равенства двух частей счета) но и для характеристики результатов соответствующего процесса отражаемого данным счетом, и представляет собой важный макроэкономический показатель экономического развития.

Так, балансирующей статьей счета “производства”, отражающий результат экономической деятельности по производству продуктов и услуг и связанных с ним затрат, является ВВП (а для каждой отрасли экономики ВДС), полученные как разность объема ресурса, отраженных в правой части счета, их использование отраженного в левой части. Балансирующая статья записывается в разделе использование.

Основные методологические принципы национального счетоводства обеспечивает на основе СНС характеристики реальной ситуации в экономики характеристики экономического оборота.

Единство принципов составления всех счетов экономики проявляется в наличии системы взаимосвязанных классификаций и основных структурных элементов СНС: экономических операций, хозяйственных единиц и другое, что обеспечивает сводную количественную характеристику различных экономических процессов, совокупности составляющей экономику в целом.

 

1.3. Основные показатели национальных  счетов и соотношения между  ними

 

Система национальных счетов (СНС) - это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, отражающих информацию о всех стадиях экономического кругооборота - производстве и обмене товаров и услуг, распределении и перераспределении доходов, потреблении и сбережении.

Показатели СНС используются для описания, анализа и прогнозирования макроэкономических процессов. Система национальных счетов была разработана в середине прошлого века и введена в действие в рамках Организации объединенных наций (ООН). Система постоянно совершенствуется. В настоящее время в мире действует СНС ООН, принятая в 1993 г. На рубеже 1990-х г. белорусская национальная статистика начала переход на международную систему национальных счетов.

Важнейшими разделами СНС являются счет производства товаров и услуг, счет использования валового внутреннего продукта, счет образования доходов.

Главные макроэкономические показатели системы национальных счетов, валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт, были нами рассмотрены в предыдущем разделе.

Существуют и другие показатели СНС, используемые в макроэкономике, в частности к ним относятся следующие показатели:

    • чистый внутренний продукт,
    • национальный доход,
    • располагаемый доход.

Стоимость ВВП включает все доходы, созданные в обществе, плюс потребление основного капитала, то есть амортизационные отчисления. Последняя часть стоимости ВВП участвует в его создании, но не является доходом. Поэтому, чтобы перейти к показателю национального дохода, необходимо вычесть из ВВП величину амортизационных отчислений, чистый доход, созданный в стране иностранными факторами производств, косвенные налоги на бизнес. В результате мы получим сначала показатель чистого внутреннего продукта, а затем показатель национального дохода.

Чистый внутренний продукт (NDP) - это стоимость валового внутреннего продукта за вычетом стоимости той части ВВП, которая пошла на возмещение основного капитала, потребленного в производстве.

Информация о работе Система национальных счетов в Республике Беларусь и ее показатели