Система национальных счетов в Республике Беларусь и ее показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование роли и функций национального счетоводства и системы национальных счетов.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН;
Раскрыть сущность, роль и функции национального счетоводства, основные составляющие построения и значение для макроэкономического анализа;
Изучить составляющие основных макроэкономических показателей, их взаимосвязь, методы измерений

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......4

ГЛАВА 1 Понятие, сущность и функции национального счетоводства. Система национального счетоводства. CНC: понятие, сущность, структура и теоретические принципы ее построения. Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода…………………………………………………………….......6
1.1 Система национального счетоводства: сущность, роль и функции ……6
1.2 Принципы построения СНС……………………………………………..9
1.3. Основные показатели национальных счетов и соотношения между ними…………………………………………………………………………......12
1.4. Содержание национальных счетов……………………………………..15
1.5. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода……………….22
ГЛАВА 2 Система национальных счетов в Республике Беларусь и ее показатели………………………………………………………………………24
2.1. Система счетов, отражающих взаимосвязи отраслей и секторов экономики в условиях ее рыночного регулирования. Методология системы национальных счетов Республики Беларусь…………………………………24
2.2. Основные показатели системы национальных счетов по Республике Беларусь…………………………………………………………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая макра.docx

— 365.95 Кб (Скачать файл)

 

ВВП= ВНП-ЧЭ

 

Чистый экспорт- это разница между стоимостью вывоза товаров и услуг и стоимостью ввоза продукции из-за границы. Разница между показателями ВНП и ВПП незначительная она колеблется в пределах от - 1% до 1,5% от ВВП. На основе показателей ВНП и ВВП можно рассчитать ряд других важных макроэкономических показателей, входящих в систему национальных счетов (СНС). Один из них –

Чистый национальный продукт или ЧНП. Он определяется следующим путем:

 

ЧНП = ВНП – Амортизация

 

Известно, что здания, оборудование, машины, составляющие одного из главных элементов производства, служат на протяжении нескольких лет. Поэтому, в каждой единице товара будет содержаться часть их стоимости. Государство законодательно устанавливает срок службы таких активов, и тем самым, определяет, какая часть их стоимости будет ежемесячно и ежедневно содержаться в произведенной товарной массе. Таким образом, в полученной от реализации выручке будет содержаться в денежной форме и потребленная (перенесенная) часть стоимости оборудования и машин. Ежегодно эта часть изымается, накапливается и, когда заканчивается срок службы оборудования, используется для приобретения нового. Рассмотренный механизм возобновления потребленных факторов производства называется Амортизацией. Очевидно, что для того, чтобы узнать истинный объем конечных продуктов, которые можно использовать для улучшения благосостояния населения, из ВНП необходимо вычесть амортизацию, т.е. ту часть стоимости, которая идет на возобновление изношенных факторов производства. Оставшаяся часть ВНП и называется чистым национальным продуктом. Следующий показатель – Национальный доход (НД): НД = ЧНП - косвенные налоги на предпринимателей.

Косвенные налоги выступают в этом случае макроэкономическим регулятором между ценами, по которым покупают товары потребители, и ценами продаж, которые устанавливаются фирмами. Национальный доход – это совокупный доход, который зарабатывают собственники факторов производства: собственники труда (заработная плата наемных рабочих), собственники капитала (прибыль и процент), собственники земли (земельная рента). Для определения НД из ЧНП необходимо вычесть косвенные налоги последние представляют собой надбавки к ценам товаров и услуг (акцизы, НДС, пошлины и пр.). Смысл этого заключается в том, что государство, взимая налоги, ничего не вкладывает в производство, поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. С точки зрения собственников ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период. В российской практике применяется разбивка на два фонда:

фонд потребления — это часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на образование, оборону и т.д.);

фонд накопления — это часть НД, обеспечивающая развитие производства.

В СНС определяют обычно норму накопления и долю потребления, но в процентах от ВВП, а не от национального дохода. После внесения определенных корректив в НД таких, как отчисления на соцстрах, налога на прибыль, нераспределенные доходы корпораций, трансфертных платежей (пенсии, помощь на детей, инвалидность, безработица, правительственные субсидии и т.д.), возникает еще один макроэкономический показатель – личный доход.

Располагаемый доход (РД) или личный располагаемый доход. Представляет собой полученный домашними хозяйствами доход, отличающийся от НД, который является заработанным доходом. Здесь следует отметить, что часть заработанного дохода – взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий - не поступает в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, осуществлённые государством, не являются результатом хозяйственной деятельности работника, но представляют часть их дохода. Располагаемый доход как фактически полученный доход можно вычислить путём вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, нераспределённых прибылей, индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на наследство) и добавления суммы всех трансфертных платежей. Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества и используется на потребление и сбережения домашних хозяйств. Личный доход:

Личный доход (ЛД) = НД - Взносы на социальное страхование - Нераспределенная прибыль корпораций + Налоги на прибыль + Трансфертные платежи + Личные доходы, поступаемые в виде процента, например, проценты по государственному долгу.

Для экономики в целом определяется также национальный располагаемый доход или национальный располагаемый продукт, который можно определить так:

НРД = ВНП ± чистые трансферты из-за границы (т.е., дарения, пожертвования, гуманитарная помощь и т.д.).

Итак, взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следующей схемой:

Валовой внутренний продукт (ВВП) – Амортизация (А) =

Чистый внутренний продукт (ЧВП) – Косвенные налоги =

Национальный доход (НД) – Налоги на прибыль предприятий – взносы на социальное страхование – индивидуальные подоходные налоги – нераспределённая прибыль предприятий + трансфертные платежи = Располагаемый доход (РД).

Анализ отраслевой структуры экономики проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего учитывается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства.

Рассмотренные макроэкономические показатели рассчитываются на основе ВНП и находятся в тесной взаимосвязи, характеризируя различные стороны экономической жизни страны. Макроэкономические показатели выступают как способ отображения в отчетности состояния дел в национальной экономике. Существуют наиболее общие (ВНП, ВВП) и более конкретные формы показателей макроэкономической деятельности. Различают абсолютные и относительные показатели, среди которых большое значение принадлежит макроэкономическим индексам. Основные потоки в СНС оценивают в рыночных ценах, то есть в ценах, в которых совершаются операции (цены производителя и конечного покупателя). ВВП оценивают ценах конечного покупателя, валовой выпуск – в ценах производителя.

Продукты и услуги, которые не принимают товарно-денежную форму, оценивают по рыночным ценам на аналогичные товары, которые реализуются на рынке, либо себестоимостью, если рыночная цена отсутствует (услуги государственных учреждений, общественных организаций и т.д.). СНС дает возможность создать информационную базу для изучения реальных процессов, которые происходят в рыночной экономике, таких как развития производства, масштабов инфляции, безработицы, приватизации, деятельности налоговой и таможенной. Ниже (см. приложение) приведена схема Системы национальных счетов.

Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построение цивилизованного рыночного общества – процесс сложный и длительный и неразрывно связан с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Я буду рассматривать только сферу экономических отношений.

Первым шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование СНС в условиях рыночных методов хозяйствования) должна стать разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства.

В целом основные проблемы формирования СНС в Республике Беларусь могут быть сведены к следующим:

1. Концептуальным (разработка основных положений  и принципов формирования российского  аналога версии СНС ООН 1993 г.: трактовка производственной деятельности и определение ее границ; определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);

2. Теоретическим (строгое научное обоснование  формирования системы основных  макроэкономических показателей  в условиях рынка и соответствие  механизма их функционирования  хозяйственному укладу экономики);

3. Институциональным (классификация институциональных  единиц по функциональному принципу);

4. Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования)

5. Организационно-правовым (утверждение прав собственности  и определение границ их видовой  структуры);

6. Статистическим (актуализация единого государственного  регистра предприятий и организаций);

Все эти проблемы взаимосвязаны между собой, так как, например, изменение концепции развития национальной экономики предполагает изменение социально-экономической организации общества, механизма функционирования самой хозяйственной системы и так далее.

1.5. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов

На рис. 2 изображена схема кругооборота ресурсов, продуктов и доходов, позаимствованная у К. Макконнелла и С. Брю. Она достаточно удачно отражает потоки ценностей, циркулирующих в экономических отношениях между домохозяйствами, фирмами и государством.

Для облегчения восприятия схемы и отраженных в ней потоков лучше всего сначала рассмотреть рисунок без учета государства, т. е. закрыв его центральную часть. В этом случае перед нами предстанет модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов только частного сектора экономики, в котором конечными собственниками всех вещественных и личных факторов производства выступают домохозяйства. Они поставляют их на рынок ресурсов (рабочей силы, предпринимательской способности, природных ресурсов, искусственных средств производства, ссудного капитала).

Рис.2. Схема кругооборота ресурсов, продуктов и доходов

 

На этом рынке ресурсы приобретают фирмы (существующие в данной схеме изначально, так сказать, на бумаге). Получив необходимые факторы производства, фирмы на своих предприятиях создают товары и услуги (тут рассматривается только второе подразделение общественного производства, вырабатывающее предметы потребления), которые реализуются ими на рынке продуктов. На нем их покупают домохозяйства для удовлетворения потребностей своих членов.

Приобретение домохозяйствами товаров и услуг означает осуществление их потребительских расходов. Эти расходы выступают в качестве выручки от реализации товаров и услуг для фирм, которые их поставили. Выручка позволяет фирмам покрыть свои издержки на покупку ресурсов. Расплачиваясь за них на рынке ресурсов, фирмы одновременно выплачивают домохозяйствам доходы за те факторы производства, которые они предоставили экономике (зарплату за рабочую силу, прибыль за искусственные средства производства и предпринимательскую способность, ренту за природные ресурсы, процент за ссудный капитал).

Таким образом, кругооборот, начавшись с предоставления домохозяйствами ресурсов и закончившись присвоением ими за это доходов, совершил один цикл против часовой стрелки и по часовой стрелке. Эти циклы кругооборота вновь повторяются, осуществляя своего рода обмен веществ в негосударственном секторе народного хозяйства.

Рассмотрев средний сегмент рис.2, можем проанализировать схему участия государства в кругообороте ресурсов, продуктов и доходов. Оно является покупателем ресурсов, приобретая необходимые ему факторы производства (рабочую силу и материальные ресурсы) и расплачиваясь за них. Государство также выступает крупным покупателем на рынке продуктов, закупая там, например, продовольствие и обмундирование для армии, учебные принадлежности для государственных заведений образования, медицинское оборудование и лекарства для государственных лечебных учреждений и др. Однако государство контактирует с домохозяйствами и фирмами не только через рынки ресурсов и продуктов. Оно вступает с ними в отношения по перераспределению доходов: взимает индивидуальные налоги с граждан и выплачивает нуждающимся трансферты (в схеме показана разница между ними в виде чистых налогов); взимает налоги с фирм и в тоже время выплачивает дотации и субсидии фирмам, на которые распространяются эти налоги наоборот (в схеме это отражено тоже в виде чистых налогов). Государство также реализует общественные и квазиобщественные блага фирмам и населению бесплатно или по сниженным ценам.

Конечно, модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов абстрактна, как и любая схема, следовательно, она беднее реальности.

Схема базируется на следующих отвлечениях:

1) в ней не отражено то, что  государство само является собственником  ряда ресурсов и продает их;

2) это же касается и производства  ряда продуктов на хозрасчетных  госпредприятиях, продающих свою  продукцию на рынке продуктов;

3) фирмы в ней производят только  предметы потребления, хотя в  действительности они создают  и средства производства;

4) в ней не отражены мириады  фактов и деталей из жизни  отдельных семей, фирм, госструктур, разных видов ресурсных и продуктовых  рынков;

5) она не отражает сделок между  самими домохозяйствами, между самими  фирмами, между различными госструктурами, между ресурсными и различными  продуктовыми рынками;

6) она не учитывает международных  экономических отношений (экспорт и импорт ресурсов, продуктов);

7) она допускает, будто все субъекты  расходуют свои доходы полностью, т. е. предполагает отсутствие сбережений  и капиталовложений, а следовательно, неизменность занятости и производства;

Информация о работе Система национальных счетов в Республике Беларусь и ее показатели